Ковроткацкие станки
Ковроткацкие станки бывают ручными и механическими, причем первые делятся на ворсовые (сюда же относим станки для выработки махровых тканей) и гобеленовые. Основное различие этих станков заключается не в конструкции, а в применяемой ткацкой технике.
Ручные ковроткацкие станки в основном представляют собой вертикальный станок с основным навоем и товарным валиком, который чаще всего находится внизу. Основа Должна быть ровно и равномерно натянута, что требует Довольно жесткой конструкции. Зевообразование осуществляется, как на примитивном станке. Контрзев образуется с помощью коротких полуремизок, собранных в пучки, полуремизки можно легко перемещать рукой вдоль основных нитей.
Уток в ткани должен закрывать основу полностью, поэтому его прибивают ручным гребнем по участкам. В узловых коврах узор получается ручным надвязыванием узлов соответствующего цвета.
Самое старое изображение таких станков выполнено на стене одной из египетских гробниц около 1500 года до н. э. Именно на таких станках, вероятно, вытканы самые древние образцы гобеленовых тканей в Египте, найденные в гробницах Тутмоса IV и Тутанхамона.
В уже упоминавшемся сообщении Аялы имеется изображение еще одного станка, на котором индейцы ткут гобеле новые ткани. Станок представляет собой примитивный вертикальный станок. Верхний вал покоится на развилках стоек, нижний вал также неподвижен.
Основные контуры узора часто намечались прямо на основе, отбор узорных нитей производился одной рукой. Начиная с эпохи Возрождения за основой помещали образец обычно в виде раскрашенного картона, а иногда и фрагмент натуральной ткани. Изнаночная сторона ткани была обращена к ткачу. На мануфактуре Гобеленов и других французских мануфактурах картон помещали позади ткача, которому для сравнения цветов приходилось поворачиваться. В дальнейшем позади основы устанавливали зеркало и ткач уже мог легко видеть лицевую сторону ткани. Вертикальный гобеленовый станок готлисс* [*Haute lisse (фр.) – высокое или вертикальное положение основы] впервые упоминается с 1303 года, но, очевидно, он существовал и раньше. К этому же времени относится упоминание о горизонтальном станке басслисс** [*Basse lisse (фр.) – горизонтальное положение основы], ведущем свое происхождение от китайского станка с подножками и узорными прутками. На этом станке зевообразование происходило с помощью подножек и ремизок.
С 1737 года на вертикальных и с 1749 года на горизонтальных станках рисунки стали переносить на промасленную бумагу, затем ее разрезали на полосы и прикрепляли к основе в качестве образца. На горизонтальных станках ткачу для осмотра готовой ткани приходилось отматывать ее назад, что было большим неудобством. В 1758 году Вокансон предложил устройство, облегчающее эту операцию, но без большой пользы.
Хотя горизонтальное ткачество на треть производитель нее вертикального, лучшие шпалеры, в частности шпалеры мануфактуры Гобеленов, изготовляли на вертикальных станках. На мануфактурах в Бове и Брюсселе использовали горизонтальные станки.
В XV веке из техники ткачества бархата на станках с подножками и двумя системами основы (грунтовой и ворсовой) была освоена выработка ворсовых и махровых ковров на прутковых станках. Нити ворсовой основы сходили со шпулярника, расположенного над полотном грунтовой основы, и огибали прутки, в которых имелись прорези. На ворсовых станках в прорези проходили ножи, которые разрезали образовавшиеся петли. Уже на первых английских прутковых ковроткацких станках прутки прокладывались механически. Вначале пруток вводили после прокладки утка, позднее прокладку утка и введение прутка выполняли одновременно. Машинная выработка ворсовых и махровых тканей оставалась актуальной задачей и в XIX веке, в чем убеждает перечень изобретений в этой области.
Патент на ткачество киддерминстерских или шотландских ковров с использованием трех и более основ различных цветов получил в 1812 году Томас Ли.
В 1848 году Уильям Кетн запатентовал метод разрезания ворса ковров или бархата с помощью острого изогнутого лезвия, закрепленного на конце прутков. При вытаскивании прутков петли разрезались. Патент на нож для разрезания ворса в виде зазубренных пластин получили Шоу, Дитчфильд и Ноуэс. В 1855 году Уайлд получил патент на круглый механизм револьверного типа для внесения прут ков. В станке Кочрэна (1874 год) прутки вносились и удалялись с двух сторон одновременно.
Петли (махру) на ткани можно получить, приподнимая уточные нити специальными рычагами. Патент на подобный механизм в 1840 году получил Миерскаф. Одна из первых попыток ткачества махрового вельвета на механическом станке была сделана Томасом Томпсоном в 1842 году, для чего использовались два прутка, работающие поочередно с обеих сторон. Одну из удачных попыток использования нескольких прутков сделал Георг Колье. Это изобретение, опубликованное в «Журнале мануфактур и торговли» [8], было широко известно в России. В 1849 году Ф. Нортон предложил использовать для производства махровых тканей стационарные прутки, расположенные вдоль ткани.
Ворсовую ткань на механическом станке можно было получить, разрезая нити, соединяющие слои двухслойной ткани. Первое устройство для получения ворсовых тканей таким способом предложил Стефен Уилсон в 1824 году. В этом же году им был получен еще патент на получение рисунка брюссельских ковров в сновании. Аналогичное предложение в 1832 году было сделано Р. Вайтоком. Оригинальное устройство для разрезания ворсовых нитей в виде платинового прутка, нагреваемого электричеством, запатентовал Листер. На механическом станке, работающем по такому принципу образования ворса, необходимо образовать два зева для одновременной прокидки двух челноков, причем для верхнего зева необходима какая-то временная направляющая. На станке Уэбстера 1872 года такая направляющая образуется «пальцами» — специальными рычагами, при этом челноки можно пробрасывать как отдельно каждый, так и вместе. С 1874 года двухполотные ворсоткацкие станки с разрезанием нитей между полотнами начала изготовлять известная фирма «Гюскен», существующая и в настоящее время.
Улучшенный шенильный* [* Шениль (синаль) – шелковые или бархатные пушистые шнурки, используемые в качестве утка. Название от французского «chenille» - гусеница] станок с четырьмя основами изобрели в 1876 году Томкинсон и Адам, причем одновременно на станке происходило образование трех зевов.
Попытки механизировать ткачество ворсовых ковров были и в России. Так, крестьянин Андреев изобрел много основный механический станок и даже вырабатывал ковры на своей фабрике. Однако в 1812 году его фабрика сгорела. О дальнейшей судьбе станка нет никаких сведений.
В XIX веке были сделаны многочисленные попытки машинного изготовления узловых ковров. Из первых удачных изобретений в этой области можно отметить изобретение Хью, сделанное в 1891 году. Впервые машинные имитации восточных ковров были изготовлены в английском городе Аксминстере и получили свое название по месту выработки, так же как и станки, на которых изготовляли эти ковры.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1561;