Америка

Северная и Центральная Америка. Ткачество на американском континенте, как и ткачество в странах Старого Света, уходит своими корнями в глубь веков. Раскопки поселений, существовавших задолго до цивилизации инков, показали, что древние люди были весьма искусны в ткачестве.

Индейцы, как и египтяне, начинали с простых тканей полотняного переплетения, но вскоре уже изготовляли ткани таких переплетений, как саржевое и перевивочное. Они создавали сложные геометрические узоры, которые ткали или раскрашивали вручную.

Древние люди использовали в ткачестве лен, траву, волос бизонов, кроликов и опоссумов. Позднее они научились использовать шерсть этих животных, а их знакомство с хлопком произошло одновременно с народами Старого Света. Ткацкие станки были похожи на найденные при раскопках в Египте. Отличие заключалось только в том, что для внесения утка в зев вместо челнока они использовали длинный прутик.

В древних каменных пещерах в горном массиве Озарк были найдены тканые сумки, рыболовные сети, обувь, сплетенная из травы, и одежда из перьев. Древние глиняные сосуды племени алгонквин имеют отпечатки тканей или веревок, указывающие на то, что при изготовлении сосуды обертывались в тканый материал.

Так называемые изготовители корзин (2000 год до н. э.) делали тканые сумки и отлично сплетенные корзины. Значительный шаг вперед в ткацком искусстве сделали народы, жившие после «изготовителей корзин» на юго-востоке Северной Америки. Среди образцов тканей, изготовленных в то время, имеются ткани, сделанные из пряжи, полученной из волокон дикорастущих растений. После того как в качестве сырья для получения пряжи стали использовать хлопок, в хлопчатобумажные ткани часто вплетались перья (например, перья индюшек). Доисторические индейцы передали свое умение изготовлять ткани потомкам — индейцам, о которых имеются письменные свидетельства. Последние в свою очередь обучили индейцев навахо, переселившихся после испанской колонизации на юго-запад Северной Америки. Навахо оказались способными учениками и вскоре превзошли своих учителей. Они делали более тонкие и сложные ткани.

И в настоящее время индианки племени навахо ткут на ручных станках так же, как это делали их далекие предки. Они ткут одеяла, узоры которых хранятся только в их памяти. Одеяла и подстилки навахо изготовляют в гобеленовой технике. Большинство этих изделий сотканы так плотно, что не пропускают воду. До настоящего времени индианки в одном месте нарушают рисунок так, чтобы «злой дух» мог выйти из одеяла. Эта своеобразная маркировка отличает одеяла навахо.

От ткачества майя остались лишь пряслица и небольшое количество фрагментов тканей, найденных на дне источника Чичен Ица. И только фрески, керамика и скульптура рассказывают нам о тканях майя, которые, судя по изображениям, были так же красивы, как и перуанские ткани. Из сырья широко использовали однолетний и многолетний хлопчатник, который растет по всему полуострову Юкатан. Из Мексики привозили шерсть кроликов. Перед ткачеством пряжу окрашивали в соответствии с символикой, принятой у майя. Изготовляли простые грубые ткани «манта» длиной 16,5 м, красочные ткани «хуипил» для женщин, ткани для мужских штанов и занавесей, накидки для вождей, священников и идолов. Из ткани «манта», вымоченной в соляном растворе, делали защитное снаряжение.

Ткацкие устройства майя ничем не отличались от обычных устройств, используемых всеми американскими индейцами. Ткачество у майя было домашним занятием женщин. В отличие от инков майя не назначали «отобранных женщин» ткать при монастырях. Ткани изготовляли как для себя, так и на продажу.

Перу. Одним из выдающихся центров древнего ткачества является Перу. По сухости климата Перуанское побережье напоминает Египет. Как и в Египте, места для погребений выбирали в пустынных районах, где дождя практически не бывает, что обеспечило хорошую сохранность тканей. Перуанские «мумии», как и египетские, заворачивали в тонкие ткани, вероятно, специально изготовлявшиеся для погребальных целей.

Древние жители Перу знали хлопок, шерсть и лубяные волокна (кроме льна, который был неизвестен). Мы не имеем сведений о начале текстильного производства в горах, но на побережье первым волокном был хлопок, лубяные волокна использовали в основном для специальных изделий: тонких сеток для волос, веревок и т. п. Очень рано среди материалов появляется шерсть лам, альпак и диких викун. Для грубых тканей использовали шерсть ламы (желто-коричневого цвета), более тонкой была шерсть альпаки (белого, черного и коричневого цветов).

Самые ранние ткани Перу были найдены при раскопках Уака Приета, палеолитического поселения на Северном побережье, датируемого около 2500 года до н. э. Было найдено около 3 тысяч фрагментов тканей, в основном хлопчатобумажных, и лишь небольшое количество из какого-то местного лубяного волокна, шерстяных тканей не было вообще. Около 78 процентов тканей выполнено в технике перевивки, непосредственно развившейся из плетения.

Ткани Уака Приета выполнены с помощью очень простой техники. Они гораздо грубее более поздних тканей, однако их нельзя назвать примитивными. Все ткани имеют ширину не более 20 см и примерно в два раза большую длину. Плотность по основе выше, чем по утку. Иногда для формирования узора оставляли свободными короткие участки основы. Вероятно, перевивочные ткани делали без остова с нитями основы, подвешенными к палке. Уточина после прокладки подвязывалась к кромке. Наиболее часто применяемые орнаментальные мотивы — изображения змей и птиц.

В так называемый созидательный период (1250—850 годы до н. э.) появляется еще несколько видов ткацкой техники, но продолжается изготовление и перевивочных тканей.

В погребениях культистского периода (850—300 годы до н. э.) сохранилось достаточное количество тканей для того, чтобы судить об уровне ткачества. В технологии сделан значительный шаг вперед по сравнению с ранними периодами. Среди используемых видов техники — гобеленовая техника, изготовление ажурных и двухслойных тканей. Для украшения газовых тканей и тканей типа современного гринсбона использовали бахрому и кисти. В этот же период отмечается применение педалей на ткацком станке.

Наиболее известным погребением этого периода является Паракас Кавернас, расположенное на Южном побережье. Здесь были найдены грубые хлопчатобумажные ткани среднего качества, большая часть которых украшена вышивкой, ажурные ткани. Почти все ажурные ткани хлопчатобумажные, но иногда и шерстяные. В Паракас Кавернас найдены самые древние образцы двухслойных тканей. Их высокое качество позволяет предположить длительный период развития этого вида технологии, одной из самых любимых у древних перуанских ткачей. Для выработки двухслойных тканей использовали две основы и два утка, каждая пара имела свой цвет. В результате получалась ткань с контрастными цветами лицевого и обратного слоев, которые перевязывались по контуру узора со сменой слоев. Двухслойные ткани в основном использовали для сумок. При выработке брали основу и уток одной линейной плотности. Плотность тканей небольшая и не превышает 19 нитей на сантиметр. Почти все двухслойные ткани хлопчатобумажные, наиболее распространенные цвета белый и коричневый. Найдены также редкие образцы трех- и четырехслойных тканей, каждый слой которых имеет свой цвет. Широко распространены в Паракас Кавернас и парчовые ткани, но самые ранние образцы их найдены в Супе на Центральном побережье. Парчовое, или брокатное, ткачество заключается в том, что в зев на всю ширину ткани вносится дополнительный узорный уток, который выводится на поверхность там, где необходимо по узору, в других местах он скрыт толстым грунтовым утком.

К культистскому периоду относятся и самые ранние гобеленовые ткани, в некоторых случаях с участками ажурного переплетения. В отличие от гобеленовых тканей других стран перуанские гобеленовые ткани имеют средние размеры, сотканы очень плотно. Они в основном использовались для одежды, сумок и т. п., хотя есть и отдельные образцы шпалер. При работе в гобеленовой технике ткач может или закончить одну линию утка, используя все цвета, или закончить узор одного цвета полностью, а затем перейти к узору другого цвета. Последняя техника более сложна, но, по всей вероятности, именно она применялась перуанскими ткачами при выработке тканей типа «келим» и «эксцентрик». Характерным орнаментом был регулярно повторяющийся узор, часто геометрический с прямыми линиями, хотя довольно часто использовался орнамент из стилизованных изображений животных. Наиболее совершенные, самые тонкие и красивые перуанские ткани были выполнены в гобеле новой технике.

Гобеленовые ткани всегда делали с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком при очень высокой плотности по утку. Известный исследователь перуанских древностей Д. Бёрд описывает образец ткани со средней плотностью по утку 128,7 нити на сантиметр, доходящей в отдельных местах до 197 нитей на сантиметр. (В европейских гобеленовых тканях плотность по утку не превышала 33,5 нити на сантиметр. Для утка обычно брали шерстяную нить в два сложения, для основы — хлопчатобумажную в три сложения. Обычная плотность по основе 26,4 нити на сантиметр.) Почти каждая техника ткачества у перуанских ткачей имела свои варианты. Один из таких вариантов гобеленовой техники, получивший название «прозрачный гобелен», представляет собой разреженный хлопчатобумажный креп, сотканный из одиночных нитей и имеющий вид вуали.

На Северном побережье тканей экспериментального периода (с 300 года до н. э. до 200 года) сохранилось недостаточно, чтобы судить о развитии текстильного производства, но на Южном, побережье в 1927 году Телло недалеко от Паракас Кавернас обнаружил Некрополис, предназначенный для захоронения представителей высших классов, вождей или жрецов. Тело заворачивали в длинную хлопчатобумажную ткань. Эти ткани интересны своими размерами. Некоторые из них имеют ширину 3,9 и длину 25,5 метра, в то время как ткани шириной 1,5 метра почти неизвестны на всей территории Перу.

Ткани Некрополиса прекрасно сохранились. Для их вы работки использовалось несколько видов техники. Ткани в основном орнаментированы вышивкой. В некоторых из них вышивка покрывает всю поверхность. Стежки вышивки направлены вдоль нитей. По общему уровню ткани Некрополиса находятся в ряду лучших в мире.

В 200—600 годы перуанский текстиль вступил в классическую стадию развития. Для выработки тканей использовались все виды ткацкой техники. Вплоть до испанского завоевания не было сделано ни одного технического усовершенствования. Особенно интересны ткани этого периода из Наска (Южное побережье).

В Тиахуанако (Южное нагорье) впервые появились ворсовые и махровые ткани, для получения которых в Перу применяли несколько процессов. В первом проложенную уточину вытягивали наверх петлями длиной примерно 2,5 сантиметра, что позволяло получить горизонтальные линии петель. Вероятно, уточины проходили через пруток, который затем удаляли. Интересным перуанским изобретением является использование цветных пучков волокон, которые захватывались петлями основы и утка. Затем ворс подстригали и получали ровную гладкую поверхность. Такую технику использовали для изготовления шляп, головных повязок и сумок. В тканях эту технику применяли для утепления.

В следующие исторические периоды при неизменном общем характере орнамента тканей изменялись лишь некоторые его элементы. Основными мотивами были «дороги» и полоски с повторением небольших геометрических форм и стилизованных изображений животных в несколько цветов. Характерной перуанской техникой является «стержневая» техника, или «поддержка утком», или «лоскутная» техника. Суть техники заключалась в том, что ткачество осуществлялось на специальной скелетной пряже или шнурах, которые удалялись из готовой ткани. Затем ткань усиливали введением дополнительных нитей (часто после резервного крашения) обычно с помощью иглы.

В период «эпигонского» Тиахуанако наивысшего расцвета достигла гобеленовая техника. В это время делали самые тонкие гобеленовые ткани.

К поздним периодам относятся лучшие образцы основонастилочных тканей, найденные на Южном побережье. Основа в них всегда была хлопчатобумажной, уток — или хлопчатобумажный, или шерстяной. Были распространены репсы и полотняные ткани с репсовым эффектом.

Большинство народов на ранних ступенях развития использовали в качестве одежды куски тканей, поэтому внешний вид их был очень важен. Перуанцы изготовляли ткани в виде трапеции, украшали их бордюрами и бахромой. В бордюрах, как правило, делали узор, отличный от узора фона, его часто выполняли другой техникой. Бахрому делали из петель основы, которыми она закреплялась на перекладинах станка. С боковых сторон, вероятно, удаляли временные крайние нити основы. Часто петли бахромы обшивали нитями.

Одним из интересных достижений перуанцев было ткачество трубчатых ремней, лент и поясов. Исследование этой техники не проводилось, но, по мнению американского историка Мейсона, основа натягивалась на кольца, а уток прокладывался по спирали. Обычно использовали одно из основонастилочных переплетений. Из полых тканей изготовляли ручки для сумок. Этот вид ткачества стал распространенным только в более поздние периоды.

В перуанском ткачестве, вероятно, использовали три типа станков. Первый тип относится к поясным ткацким устройствам, с его помощью ткали большинство тканей. Одна перекладина крепилась к шесту или дереву, другая — к ремню, охватывавшему спину ткача. С помощью ремня поддерживали необходимое натяжение основы. После получения половины ткани устройство переворачивали и начина ли ткать с другой стороны. По мере уменьшения просвета деревянные зевообразовательные планки снимали. Последнюю уточину прокладывали с помощью иглы. Это примитивное ткацкое устройство использовали в практически неизменном виде в течение многих веков. Два других типа станков — горизонтальный для изготовления одеял и вертикальный для гобеленового ткачества — были распространены во всех странах.

 








Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1361;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.