ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III в. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), указывалось на различия в умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией "высших" слоев, а второй - уделом "простолюдинов" основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н. э.), высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что "накопленным богатством" должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной собственности на землю. А поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки, например, идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильного обмена хозяйственных благ, обмена эквивалентов и т. д. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался занятием, неприличным для свободного гражданина, поэтому и продукт тогда оценивался только с точки зрения его полезности, а не труда.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.), Калумеллы (I в. н. э.), Сенеки (2-65 гг. н. э.) - являлись своего рода развитием экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, но уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладения. Так, Сенека, утверждавший, что все люди по природе равны, осуждал рабство. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство, которое в свою очередь ознаменовало собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов труда, понятия собственности, богатства и многие другие экономические проблемы в той или иной степени изложены в христианском учении.

Но все эти взгляды даже в совокупности не представляют собой систематизированного учения об экономике, хотя термин "экономия" (от греческих слов: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - учение, закон) впервые был введен в научный оборот Аристотелем, изучавшим рабовладельческие хозяйства.

В настоящее время этот термин получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под экономией обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Производным от греческого слова oikonomiya - искусство ведения домашнего хозяйства - явился термин "экономика", который в современных условиях используется в различных значениях:

1) хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. д.);

Научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т. д.), отдельных отраслей (промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, животноводства, образования и т. д.);

Исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничения проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман (1571 -1641), А. Монкретьен де Ваттевиль (1575-1621), Г. Скаруффи (1519-1584), Д. Норе (1641 - 1691), Д. Юм (1711 -1776).

Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.

Томас Ман - английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле в Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова "торговля" и "экономика" считались почти синонимами. Т. Ман главным видом капитала считает торговый капитал, богатство олицетворяет с денежной формой, а источником обогащения признает торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

Антуан Монкретьен де Ваттевиль - поэт, мятежник, дуэлянт - прожил бурную, полную приключений жизнь, подобно героям романа А. Дюма "Три мушкетера" был осужден как государственный преступник, по приговору суда его труп был сожжен, а пепел развеян по ветру. Но в историю он вошел как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от греческого слова "политейя", что означает "государственное устройство". Следовательно, "политэкономия" дословно переводится как "законы хозяйствования в рамках государства" (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом). Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, "главной целью различных ремесел" и лучшим способом обретения государством могущества. Разницу между богатством и благосостоянием А. Мокретьен определял так: "Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни..." Он был противником роскоши, которая, по его словам, "для государства чума и роковое разорение".

Учение Уильяма Петти (1623-1686) является как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке - политической экономии. Его работы - "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1676), "Кое-что о деньгах" (1682). Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать".

Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Это название в переводе с греческого дословно означает "власть природы". Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В возрасте 52 лет вслед за научными работами по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономические таблицы" (1758), в котором была предпринята гениальная попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. Вокруг Ф.Кенэ группировался ряд его талантливых учеников и сторонников: В. Р. Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739-1817), Анн Тюрго (1727-1781).

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).

Адам Смит родился в апреле 1723 г. в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера королевской таможни. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга - "Теория нравственных чувств".

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план - дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпускает книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 г. занимался коммерческой деятельностью, чем нажил миллионное состояние, затем, став крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов, а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратнопропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью и указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу теории английского утопического социализма.

На ошибки классической школы политэкономии неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX - начале XX в. Так, В. Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, а свои принципы (эгоистические интересы и свободная конкуренция) - вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни.

Определенным этапом в эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симона де Сисмонди (1773-1842). Он учился в Женевском университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд - "Новые начала политической экономии" (1819). Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависят потребление и производство. Считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека.

Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули французские социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772- 1837) и английский - Роберт Оуэн (1771 -1858).

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.

С именем К.Маркса (1818-1883) связана попытка построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Его главный труд - "Капитал" (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Главные заслуги К. Маркса: создано учение об общественно-экономических формациях, причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия, исторически преходящий характер капитализма как формации; разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, цены производства; создано учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, противоречиях товара, о прибавочной стоимости; раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наемного труда, дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.

Развитие экономической мысли в Центральной Азии связано с именами таких всемирно известных ученых, как Фараби, Ибн Сина, Беруни, Юсуф Хас Ходжиб, А. Навои и др.

В их произведениях экономические идеи еще не отделились от философских и всей совокупности общественных знаний, но представляют значительный интерес.

В воззрениях Фараби и Ибн Сины центральное место занимало учение о потребностях человека. По мнению Фараби (870-950), материальные потребности людей являются первопричиной формирования общества.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) - один из выдающихся мыслителей средневековья, величайший ученый-энциклопедист и гуманист - известен прежде всего своими трудами в области медицины, однако его интересовали и экономические вопросы. Наиболее любопытны его рассуждения о балансе доходов и расходов в рамках не только семьи, но и города и государства. По его мнению, необходимо достижение сбалансированности доходов и расходов с учетом выделения средств для образования резервов на случай стихийных бедствий или войны.

Абу Райхан Беруни (973-1048) - современник Ибн Сины, один из крупнейших ученых-энциклопедистов. В своих трудах, исходя из объективного фактора взаимодействия человека с окружающим его миром, он показал решающее значение труда для человека. Беруни развил учение Фараби и Ибн Сины об экономических факторах формирования общества.

Заслуга Беруни в развитии экономической мысли Центральной Азии заключается в том, что он впервые исследовал происхождение денег, показав, что оно связано с возникновением потребностей в обмене продуктами труда.

Значительную роль в области экономических знаний сыграл Юсуф Хас Ходжиб - видный поэт и мыслитель XI в. Свои экономические взгляды он изложил в книге "Знание, дарующее счастье" (1069). Подчеркивая роль труда в развитии общества, Ходжиб обратил внимание на важность вопросов разделения труда и отметил особенности и характер материальных благ. Кроме того, он дал четкое определение функций денег.

Дальнейшее развитие экономической мысли Востока особенно характерно для эпохи правления Амира Темура и Темуридов, что связано во многом с именем Алишера Навои (1441 -1501) - великого узбекского поэта и мыслителя, ученого-энциклопедиста и государственного деятеля. Из 22 произведений Навои, содержащих его экономические идеи, особый интерес представляют "Вахфийя" и "Муншаот", в которых изложены основные мысли о социально-экономическом устройстве общества. Отмечая роль труда в создании богатства, ученый считал, что "богатство - это благо только в том случае, если им пользуется весь народ". По его мнению, источником обогащения государства являются налоги, поэтому он высказывался за установление справедливой налоговой системы. Значительное место в произведениях Навои уделялось и финансам государства. В историю экономической мысли Центральной Азии вошли также произведения Абдуррахмана Джами (1414-1492), Бабура Захиреддина Мухаммеда (1483-1530), Мирзы Бедиля (1644-1721), Азади (1700-1760), Махтумкули (1733-1782) и др.

 








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 2273;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.