Социалъпые институты 14 страница
ной теории. ' „ | В 1850 году вышел в свет его первый научный труд -I
«Социальная статика», представляющий собой системати* ческое изложение нравственных проблем современно! Спенсеру общества в их взаимосвязи и рядоположенност! В эти годы у Спенсера, вследствие чрезмерной перегрузк умственной работой, впервые появились признаки серье:
ного нервного расстройства, бессонницы и мозговых кризо которые преследовали его на протяжении всей оставшеи<
жизни.
Спенсер никогда не преподавал в университете, не им
научных степеней и в значительной мере жил в изоляции современного научного сообщества. Между тем, титанит екая работоспособность и упорство Спенсера заставили ai глийскую, а позднее и зарубежную общественность оОр тить на него внимание и признать в нем серьезного теорет ка в области философии и социологии. Начиная с 60 _х год XIX века Спенсер становится властителем дум в Ьврог включая Россию и США, чему в немалой степени cnocoft вовал общедоступный стиль его сочинений, привлекав
к «спенсерианству» широкие слои читающей публики. Весьма характерно, что необычайная продуктивность Спенсера уживались в нем с нежеланием читать произведения других теоретиков, что отчасти и способствовало тому, что взгляды Спенсера обладали «вынужденной» оригинальностью. По этому поводу Спенсер, в частности, писал: «Всю свою жизнь я был мыслителем, а не читателем, имея возможность сказать вслед за Томасом Гоббсом: «Если бы я читал также много, как другие люди, то и знал бы также мало, как они». Говорили даже, что Спенсер не удосуживался прочитывать книги, а листая их, «впитывал» содержание текста через поры кожи на пальцах.
Объясняя происхождение своих всеобъемлющих теорий, Спенсер утверждал, что все они появились на свет с помощью интуиции и озарения, посещавших его. Научные гипотезы и идеи, по словам самого Спенсера, приходили к нему сами собой, без целенаправленного усилия воли со стороны ученого. Для Спенсера подобный интуитивный метод казался гораздо более эффективном, чем серия спланированных научных усилий, «способных вызывать искажение мысли».
Как один из основоположников органической школы, Спенсер вслед за Огюстом Контом ввел идею изменчивости и «плавного» эволюционизма в социологию. Понятия эволюционистской социологии Спенсера — «возрастающая связанность», «переход от гомогенности к гетерогенности», «определенность», описывающие морфологическую структуру общества, — позволяли английскому социологу-позитивисту постоянно проводить аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к об-ществознанию.
В главном своем социологическом произведении — трехтомных «Основаниях социологии» (1876—1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и присущие ему различные функции разделению функций между организмами живого тела. Однако отдельные лично-
ста могут обладать, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи. Спенсер на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции.
Двумя полюсами эволюции английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Причем эволюция идет по направлению от первого ко второму. В той мере, в какой закон выживания наиболее приспособленного реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характер ризующемуся прежде всего дифференциацией, основанной на личной свободе. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь, а разного рода социалистическое переустройство - как. противное органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее приспосоо-
ленных и одаренных, м-п./г Принципиально иную теорию развил Карл марке
(1818—1883) — выдающийся немецкий политэконом, философ и социолог. Положив в основание своей теории принцип материального фактора исторического развития, Маркс понимал под «материальным фактором» развитие производительных сил общества, которые в сочетании с соответствующими отношениями между людьми создают общественно-экономическую формацию, диктующую конкретный способ производства и соответствующие ему формы собственности.
Материальные силы, господствующие в обществе, определяют «духовную» надстройку, к которой Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные общественные институты. Между тем динамическая картина общественного развития детерминируется не только научно-техническим, экономическим и социально-политическим прогрессом общества, но и специфическим «расположением» общественных классов, то есть больших групп людей, имеющих свое особое отношение к средствам про-.,,,.»т^тяя гг^гтвйнности и политическим институтам.
Общественное развитие, складывающееся как результирующая экономического прогресса и соответствующего ему развития классовых сил, переходит с одного этапа на другой, как правило, через мощный тотальный кризис, охватывающий все институты общества. Этот кризис Маркс называл социальной революцией, которая, по его мысли, представляет собой двигатель истории. При этом один из общественных классов ускоряет приход революции, тогда как другие классы сопротивляются ей.
Социология Маркса была отмечена весьма последовательной логикой и системностью, способствовавшими созданию своеобразной теоретической картины жизни общества и имевшими в XIX и XX веках немало активных сторонников.
Возникновение социологии в XIX веке ознаменовало вступление человечества в период продуктивного социально-теоретического синтеза, существенно повысившего эффективность социального познания и социального управления общественными процессами.
КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА
Развитие социологической теории в XIX веке создало важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку. Реализация этих возможностей была прежде всего связана с творчеством двух выдающихся европейских социологов — Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. Каждый из них создал свою неповторимую картину социологического мира и тем самым во многом предопределил дальнейшее развитие социологии вплоть до наших дней.
Макс Вебер (1864—1920), выдающийся немецкий социолог, родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт. Его отец принадлежал к весьма состоятельным кругам буржуазии, тесно связанным с политическим истеблишмейтом Германии. Мать Макса Вебера была фанатичной кальвинисткой, не принимавшей роскоши, что вызывало с ее стороны осуждение жизненных принципов ее мужа, придерживав-
шегося противоположных взглядов, и порождало семейные разногласия. Еще будучи ребенком и юношей. Макс Вебер склонялся к «философии» своего отца; позднее стал на сторону своей матери в ее неприятии бюргерского гедонизма.
В возрасте 18 лет Макс Вебер покинул Эрфурт и поступил в Гейдельбергский университет, где он впервые испытал освобождение от семейного гнета отца и его «философии». Однако юноша в чем-то все же пошел по стопам отца и даже вступил в клуб дуэлянтов. Он также стал специализироваться, как в свое время и его отец, в области права.
По окончании трех семестров Макс Вебер покинул Гей-дельбергдля того, чтобы пройти военную службу. Позднее, в 1884 году, он продолжил свое образование в Берлинском университете. Последующие восемь лет Вебер провел в стенах этого университета, где получил степень доктора права и стал штатным преподавателем.
По мере развития профессиональной карьеры интересы Вебера сместились в область экономики, истории и социологии. Вс^ восемь лет, проведенные в Берлинском университете, Вебер материально был полностью зависим от своего отца, что доставляло молодому человеку немало нравственных мучений. Именно в это время Макс Вебер начинает духовно сближаться со своей матерью, проповедовавшей аскетический образ жизни. Это сказалось и на повседневной жизни самого Макса. Его рабочий день был разделен на равные отрезки времени, посвящаемые различным дисциплинам, занятия которыми он не прерывал ни для приема пищи, ни для отдыха.
В 1896 году Вебер стал профессором экономики в Гей-дельбергском университете. На следующий год его отец после бурного объяснения с сыном умер от мозгового криза. Это вызвало у Макса Вебера длительное нервное расстрой^ ство, не дававшее ему возможности полноценно работать в течение семи лет. И только в 1903 году он стал постепенно возвращаться к научной работе, в 1904 году Вебер выступил с серией лекций в США. В 1905 году он опубликовал свой бессмертный труд «Протестантская этика и дух капитализма», в котором без труда можно найти отзвуки полемики, столь долго продолжавшейся в его семье.
После 1904 года, продолжая испытывать проблемы со здоровьем, Вебер стал все более и более продуктивно работать над социологической историей религий. Одновременно он создает и другие свои основополагающие сочинения:
«Объективность социально-научного и социально-политического познания», «Критические исследования в области логики науки», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Экономика и общество» (не закончено). В 1910 году Вебер принимал участие в создании Германского социологического общества. Среди сподвижников Вебера выделялись Георг Зиммель и Георг Лукач. В последние годы жизни Вебер отдал немало сил и времени политической социологии и публицистике.
Научный авторитет, Вебера, необычайно возвысившийся еще при его жизни, позднее превратил Вебера в общепризнанного классика современной социологии, влияние которого испытали все современные социологи.
Энциклопедическая по своему характеру теория Вебера основывалась на признании особого характера социальных наук, не сводимых, по его мнению, к наукам естественным. Вебер постоянно подчеркивал, что все общественные институты, структуры, формы поведения фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Иначе говоря, наш субъективный смысл, приобретающий всеобщий и обязательный характер, как раз и составляет суть социального. Другое название для этого понятия — рациональность, то есть соответствие социальных действий некоему образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об идеальных типах (то есть идеальных моделях, образцах), которые регулируют социальные действия людей.
Социальные действия людей, считал Вебер, могут рас- / сматриваться в качестве истинно социальных только в том случае, если они соотносятся с идеальными типами, обладая при этом целеполаганием — осознанно выдвинутой целью, соответствующей общественному образцу. В рамках социального действия индивид выражает свое Я, руководствуясь
своим пониманием сущего и должного (тем, что хорош что плохо). Вот здесь как раз и кроется особая облас которой занимается социология. Она призвана в индивид альных и групповых действиях видеть раскрытие субъекти ных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальнь типам (образцам).
Социология, разумеется, поднимается до уровня науЛ ного обобщения, ибо она обобщает («генерализует») час» ное, индивидуальное, субъективное. Но социология в отлм чие, например от философии, никогда, не отрывается Л частного и индивидуального; они как бы «живут», сущесд вуют в глубине социологической теории.
Итак, как социолог Макс Вебер требовал от социальн исследований сохранения связи с человеческой реальнД стью, с индивидуальным, но рассмотренными сквозь увел» чительное стекло общего, объединяющего людей в группЯ по любому данному признаку. ' 1
Социология, постоянно утверждал Вебер, должна оснсД вываться на научных суждениях, свободных от ueHHOCTei то есть от разного рода личных пристрастий ученого. (По добно тому, как врач, исследующий пациента, стремите избавиться от своих личных эмоций и побочных соображЛ ний.) Это делает социологию истинно объективной. Но пол| ностью отбросить этот важный субъективный элемент ни| когда не удастся, и социолог так или иначе будет подпадат! под влияние своих априорных убеждений, ожиданий и гило тез. Но в любом случае необходимо стремиться к макси мальной свободе от политических, экономических, идеоло гических ценностей, которые влияют на исследование.
Существенно иную картину социологического мира раз работал выдающийся французский социолог Эмиль Дюрк гейм (1858—1917) — одна из главных, наряду с Вебером фигур в истории социологии XX века. Родившись в семье известной своими глубокими религиозными традициями Дюркгейм и сам, по замыслу семьи, должен был стать рав-| вином. Однако рано заявивший о себе интерес к широком.' гуманитарному и естественнонаучному образованию наме тил иной путь для молодого Дюркгейма. После окончани? университета он преподавал философию в ряде провинци
альных колледжей, а с 1887 года стал преподавать в Университете Бордо первый в истории систематический курс социологии. С 1902 года Дюркгейм — профессор Сорбонны.
Будучи искренним приемником Огюста Конта, Дюркгейм стремился создать социологическую теорию строго научного направления, при этом, однако, он серьезно видоизменил учение основателя позитивизма.
Так, в отличие от Конта, не желавшего рассматривать причины возникновения социальных явлений, а исследовавшего лишь процесс их возникновения (вопрос «почему» Конт заменил вопросом «как»), Дюркгейм искал причины социальных феноменов.
В основе учения Эмиля Дюркгейма лежит концепция так называемого «социологизма». Согласно фундаментальному убеждению французского социолога в основе общества находится некая особая «реальность», которая соединяет людей в нечто единое, устанавливает между ними солидарность особого рода и потому имеет свои общие и частные законы. Эти законы — предмет чисто социологического изучения, ибо они раскрывают суть и характер всех общественных явлений.
Указанная особая социальная реальность (то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого) безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий», требований, принципов морали и т.д. Вот это соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным (ибо только деятельность отдельных людей может наполнять общее его содержанием), Дюркгейм называл «социальным фактом». Таким образом, социология как наука о социальных фактах занимается рассмотрением особой «надиндивидуальной» реальности, которая, между тем, делает реальным и отдельного человека. Говоря проще, все мы становимся действительно чем-то значащим для общества в той мере, в какой мы вовлечены в обшее и оказываемся носителями общественной морали и принципов.
Весь глубочайший смысл социологии как науки Дюрк-ffiHM видел в том, что социология помогает нам проникнуть
в эту «общую» реальность через обобщение, согласно определенной методике, частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Из этого следовало, что методы конкретных социологических исследований, статистиче ские данные не просто рисуют картину некоторых явлени] и процессов в обществе, но поднимают исследователя н, уровень новой реальности, раскрывающей совершенно но вый горизонт общества. Так, например, основанное на обоб щении большого статистического материала и использова нии целого набора социологических методик исследовани самоубийства, проведенное Дюркгеймом, позволило ем описать такой феномен как социальная солидарность и ееИ аномалии, скажем, аномию. •
Все это и многое другое составляют основы «социоло-Д гизма», ставшего в теории Дюркгейма главным содержани ем социологии.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОНИМАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Развитие социологии в XX веке, во многом исходившее' из принципов, выработанных Вебером и Дюркгеймом, характеризуется возникновением многочисленных школ и направлений, каждое из которых по-своему уникально и требует к себе самого внимательного и серьезного отношения, ибо раскрывает перед нами ту или иную перспективу (а подчас и несколько перспектив) рассмотрения общества. Причем, как было сказано вначале, ни одна из этих школ не может дать абсолютно непротиворечивого, универсального теоретического объяснения всего многообразия социально го мира, но сквозь призму своего подхода она рисует увле кательнейшую картину общества, во многом весьма убеди
тельную.
В основе современной социологической науки лежит понятие теории, то есть некоего набора идей и принципов, которые в общем плане объясняют значительный круг социальных явлений. Причем теории не только объясняют различные связанные между собой явления, но способны и предсказывать их появление. Теория должна указывать на
причины возникновения тех или иных явлений, а не только описывать их эмпирические характеристики.
Непосредственно к понятию «теория» примыкает и другое научное понятие — «парадигма», вернее «научная парадигма». Это — общее представление о характере социологической реальности, некий общий принцип объяснения этой реальности, «образец», на который ориентируются исследователи. Характерная особенность современной социологии как раз и состоит в том, что она принимает несколько парадигм, признавая их равноценными и взаимодополняющими. Причем это разнообразие социологических парадигм вовсе не свидетельствует о слабости или неразвитости социологии. Напротив, чем более разнообразны парадигмы и социологические теории, тем в целом мы быстрее приближаемся к пониманию социальной реальности или тем лучше мы «конструируем» ее, то есть воссоздаем в нашей деятельности некий интегральный образ плюралистических парадигм.
Как бы то ни было, но среди различных школ социологии XX века чаще всего выделяют три направления, три парадигмы: функционализм, конфликтологический подход и, наконец, символический интеракциокизм (табл.1).
Таблица 1
Функционализм | Конфликтологическая социология |
Общество в целом состоит из тесно связанных друг с другом компонентов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы. | Трения и конфликты между социальными группами — естественное состояние общества: социальная жизнь есть нескончаемый процесс борьбы за власть. |
Общество развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживаемость всей системы. | В каждом обществе ресурсы и материальные средства распределяются неравномерно. |
Функционализм
Все социальные явления и факты должны рассматриваться под углом зрения их последствий.
Дисфункциональные формы поведения и институты угрожают самовыживанию общества; подобные формы поведения и институты подлежат контролю и устранению.
Конфликтологическа я социология
Социальные структуры закрепляют преимущества одних социальных групп по отношению к другим; группы, находящиеся наверху, так организуют общество, чтобы поддержать г укрепить свое господство.
Почти каждое социальное действш служит выгоде одних общественны] элементов и наносит урон другим эле ментам.
Символический интеракционизм
Отдельные лица стремятся понять смысл социальных взаимодействий. Смысл социального действия не несет заранее обусловленного смысла; социальные смыслы постоянно изменяются и варьируются.
Erich Goode. Sociology. Englewood Cliffs, 1988, p. 21.
Для интерпретации социального акт;
(поведения) необходимо понят] смысл поведения тех, кто осуществля ет данный акт.
Надо, конечно, учитывать, что это сугубо общее деленщ и что многие направления современной социологии не соот ветствуют ни одному из трех направлений. И тем не менее три парадигмы теоретической социологии позволяют уви деть основные проблемы осмысления общества, которых придерживаются социологи.
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
Стремление превратить социологию в строго научную дисциплину, имеющую как теоретическое, так и практическое значение, было характерно для представителей Чикагской школы социологии — группы американских социологов, разрабатывавших проблемы городской социологии в 20-е годы и формировавшихся вокруг социологического
/4^«-Ч/ \1 ГТ 1_ТС*Т"Д U 1Л1/ О TVT/ /^«Ч/^ * FlITJni-kl-kf-ltJfarrm t-1 fits ^ f-\ ГЧЛЛЛ Г1ГЧ/Г\Д fTI
ностью среди представителей Чикагской школы стал Роберт Парк (1864—1944) — основатель социально-экологической теории.
Роберт Парк исследовал коллективное поведение людей в тесной взаимосвязи с той рукотворной средой, которую они создают. При этом «социальные коллективности» образуют особые взаимодействия со средой, которые Парк называл «биотическими» (не путать с биологическими). В отличие от биологического, биотический принцип включает в себя социально-психологический и культурный факторы, но продолжает тем не менее удерживать биологическую детерминанту своей связи со средой. Конкуренция индивидов, в частности, проявляется в том, что они захватывают определенные пространства («зоны») и расселяются в них. Чисто социальные явления — экономические, политические, культурные — вырастают на экологической основе взаимодействия популяций со средой.
В этом смысле формирование современных городов — «метрополисов» и «мегаполисов» — подчиняется строго биотическим и экологическим законам, которые проявляют себя в планировании городов. Так, Роберт Парк предложил концентрическую модель городского зонирования, согласно которой различные сообщества расселяются на городской территории по принципу концентрических кругов. Каждая «зона» имеет свою функцию, социальный состав, профессиональную ориентацию.
Экологическая социология Парка позволила увидеть в структурах общества строго детерминированные закономерности, сочетающие в себе биологические и социальные факторы.
ФУНКЦИОНАЛИСГСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ^
Выступая во многом наследниками Г.Спенсера, современные социологи-функционалисты, и прежде всего американский социолог Роберт Мертон (род. 1912), разделяют точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая за-
чиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответственных связях друг с другом в системе, либо, наоборот, не упорядочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым способом». ( 1, с.360). Из этого пространного и непростого для понимания отрывка следует, что интеграция системы заключается либо в ее стабильности («гармоничное функционирование»), либо в ее преобразовании, в том числе радикальном, но таком, при котором сохраняются разумность и определенность этого преобразования. Все остальное ведет к хаосу и умиранию.
Представителей функционального анализа и системно-функциональной социологии нередко упрекали в том, что они нарочито рисуют стабильные системы, как бы априорно подразумевая, что стабильность это положительное качество, а конфликт и изменчивость суть лишь негативные отклонения. В современных условиях представляется, однако, что эти упреки правильно обнажали проблему, но тем не менее требуют одной поправки. Акцент на стабильность системы не недостаток, а очевидное достоинство функционалистских подходов к социальной реальности.
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСНИЕ ТЕОРИИ
В противовес функционалистским подходам, всемерно-подчеркивавшим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в современной западной социологии существует как бы противоположный стиль социологического мышления, который видит в обществе не консенсус, не сбалансированность мотивов и взаимных ин тересов, а борьбу различных групп и направлений, резуль тирующая которой и формирует существующие социальные структуры и отношения.
В самой далекой перспективе истоки подобного подходи можно обнаружить в социальной философии великого анг-лийского философа XVII века Томаса Гоббса, считавшего «войну всех против всех» естественным состоянием человечества, не обретшего гражданского состояния. Однако го
раздо более близкие и значимые корчи конфликтологиче-ского подхода можно обнаружить в социологическом наследии Карла Маркса.
Марксистская теория экономической детерминированности социальных отношений, классовых антагонизмов, классовой борьбы, соперничества различных форм собственности, классовой предопределенности общественного сознания и многое другое, быть может, в несколько иной терминологической интерпретации широко используется современными западными социологами-теоретиками. Однако примечательно то, что использование марксистского экономического детерминизма осуществляется на Западе >бирательно. Из марксизма выбрасываются такие его важ-1 йшие компоненты как теория диктатуры пролетариата, гволюционной партии, этический релятивизм и оставляется лишь самые общие теоретические подходы. При этом также предпочитают не обсуждать практику реального марксизма в странах Восточной Европы и в России, ибо она, естественно, может дискредитировать и многие теоретические положения марксизма. В итоге марксизм в современной западной социологии имеет весьма рафинированный, фрагментарный и существенно либеральный характер.
Одновременно с этим ряд современных социологов попытались создать теорию конфликта, которая не была бы прямым продолжением марксизма. Это, однако, оказалось не столь легкой задачей, ибо конфликтологические теории были лишены мощной универсальной базы, которой обладал марксизм. Тем не менее можно говорить о самостоятельном конфликтологическом направлении в современной социологии.
Одним из видных радикальных социологов стал Райт Миллс (1916—1962) — американский социолог, проела^ вившийся своими исследованиями властвующих элит в современном западном обществе. Представляя современное общество в виде социально-политической и экономической структуры, Миллс доказывал, что реальное влияние на эти структуры оказывается небольшими группами политических деятелей, бизнесменов и военных. Свою теорию Миллс
с очевидностью противопоставлял структурному функционализму Парсонса.
Наиболее полно роль социального конфликта раскрыл другой американский социолог Льюис Козер, который относил конфликт к области сугубо идейных явлений. Конфликты обнаруживают себя в социальном развитии по мере того, как определенные группы соперничают за власть, перераспределение доходов, за монополию на духовное лидерство и т.д. Всякое общество не только потенциально содержит в себе возможность конфликтов, но более того. общество может осуществлять себя только через баланс конфликтов, которые устанавливают принципы социального взаимодействия между группами и индивидами.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) в своей «теории конфликта» исходил из того,что в каждом обществе существуют осевые линии социальных конфликтов. Конфликт, по его мнению, рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются «давлению» или господству противоположной им социальной силы. Причем, по мнению Дарендорфа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он так же неизбежен в обществе как и интеграция социальных институтов. За фасадом единства и взаимодействия социальных структур находятся конфликтующие мотивы и интересы этих структур и их носителей. Дарендорф создал целую классификацию различных типов микро- и макроконфликтов, наполняющих общество. Задача не состоит в том, считает Дарендорф, чтобы избежать или снять конфликты — это невозможно. Необходимо направить их по определенному руслу, не разрушающему всю систему и ведущему ее к плавной эволюции. Для этого следует максимально формализовать конфликты, то есть вывести их на поверхность общественной жизни и сделать предметом открытых дискуссий, обсуждений в прессе, су дебных разбирательств и т.д. Более того, наличие открытых и демократически разрешаемых конфликтов — свидетельство жизнеспособности общества, ибо любое социальное развитие подразумевает неравномерность распределения и, соответственно, конфликтные ситуации.
Наряду с другими социологическими теориями конф-ликтологическая социология дала свою версию социального мира. Эта версия не была универсальной, но она, как другие подобные версии, показывала важную перспективу рассмотрения социальных структур и процессов.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
Символический интеракционизм, возникший в 20-е го-]ч нашего века, предопределил возникновение многих со-гменных социологических школ. Название этого течения еоретической социологии можно объяснить следующим разом.
Термин «символический» обозначает,» что эта социологическая школа делает акцент на «смысле», который вкладывают действующие лица («актеры»), когда они вступают во взаимодействие — то есть «интеракцию» (взаимодействие). За этим техницистским языком скрывается широкая социологическая теория, рассматривающая общество с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты поведения и взаимодействия.
Основатель символического интеракционизма, выдающийся американский социолог и социальный мыслитель Джордж Герберт Мид (1863—1931) в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей. Причем эта теория оперирует тремя главными посылами.
а) Любое действие или акт поведения происходит только на основе того смысла, который действующий субъект (актер) вкладывает в свое действие. Иначе говоря, наше поведение в большей или меньшей степени осмысленно. Причем все эти значения проистекают из общих социальных символов. Например,"отказ участвовать в военных действиях означает (символизирует) личную трусость. Для другого человека тот же акт может символизировать сознательный пацифизм, то есть уже иной символ. Но в том и в другом случаях за актами поведения стоят общественные символы.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 681;