Социалъпые институты 16 страница

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и разви­вается именно ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с дру­гом. Именно предпосылки, но не более. Поясним на приме­ре. На разных концах нашей страны действуют два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти сбыта, и, естественно, терпит убытки и т.д. Другому очень - нужна эта продукция для выпуска своих изделий, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависи­мость этих двух заводов налицо. Но есть ли между ними связь? Нет, связь еще не налажена. И вот если они сумеют войти в прямое (или опосредованное — через посредников, биржу) взаимодействие друг с другом, можно говорить о связи.

Следовательно, связь есть не что иное, как зависимость, реализованная через социальное действие, как действие, осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожи­данием соответствующего ответного действия партнера. Связь всегда налична, осуществляема (хотя бы в воображе­нии) , реально ориентирована на социальный субъект, кото­рый может быть как конкретным индивидуальным субъек­том, так и социальной общностью, группой и т.д.

Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Основными ее элементами явля­ются:

1) субъекты связи (их может быть двое или тысячи лю­дей) ;

2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

3) что особенно важно, механизм сознательного регули­рования взаимоотношений между субъектами (назовем это пока «правилами игры». Причем, первые два элемента ха­рактерны и для социальной зависимости.

Все эти элементы тесно связаны, скоординированы друг с другом. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числа участников связи может сказаться на характере ре­гламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на основе моральных принципов до­брососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного об-

мена. Хозяйственные связи между соседними заводами, ско­рее всего, будут носить опосредованный характер, где глав­ным регулятором выступят деньги, хозяйственные законы и т.д.

Важно учитывать и предмет связи. Так, если речь идет о связи между военнослужащими, т.е. предметом связи вы­ступает вооруженная защита страны, регламентация связи будет носить жесткий, командно-распорядительный харак­тер: «приказ командира выполняется, а не обсуждается» и т.д. Иная регламентация взаимоотношений в сфере научной деятельности, где ощутимая степень свободы, дискуссия ста­новится необходимым элементом организации социальных взаимоотношений.

Сказывается на регламентации, регулировании соци­альной связи и ее устойчивость. С соседом по купе вы будете себя вести иначе, чем с соседом по дому, с которым жили и еще долго будете жить бок о бок. Проявится и другая степень обязательности, ответственности, да и уровень искренности («можно прихвастнуть» и т.д.).

Есть и еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формаль­ный или неформальный характер. Неформальная связь ученых, как правило, не признает субординации, — здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли. Формальная связь, т.е. связь, устанавливаемая в рамках Научных учреждений, ка­федр, — иная. Хотя по сравнению с взаимоотношениями в военном учреждении здесь связи между руководителем и подчиненным куда «либеральнее», но все равно и в этом случае есть приказ, субординация и т.д.

Особое значение имеет разведение непосредственных и опосредованных связей. В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на меж­личностном уровне. По мере развития социального организ­ма сеть социальных связей и зависимостей резко усложня­ется, все большее значение в жизни индивида играют опос­редованные связи. При этом зависимость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается число посредников, число ступеней, узлов, через которые она должна пройти. Импульс связи, образно говоря, пробираясь по этим ступе­

ням, теряет специфические индивидуальные особенности,

превращается в некий утративший индивидуальную разли­чимость сгусток социальной энергии. Подобная деиндиви-дуализация и создает иллюзию того, что эта энергия кем-то спущена сверху, что вся сеть социальных отношений суще­ствует независимо от воли и желаний людей.

Число «этажей» опосредования столь велико, что чело­веческое, даже научное сознание с трудом может охватить те ступени, через которые должна пройти связь между Пре­зидентом и работницей мелочно-товарной фермы в селе где-то за Уралом, между жизнью отдельного пенсионера и деятельностью всей экономики и т.д. Иначе говоря, соци­альная связь, хотя и опосредованно, и в этом случае суще­ствует.

Прекращение связи может произойти по нескольким причинам:

1) Изменение или утрата предмета связи. У работников одного из оборонных предприятий была налажена четкая, хорошо отрегулированная связь с потребителями — госу­дарственными организациями. Наличие этой связи придава­ло уверенность, устойчивость заводу, его коллективу и т.д. С наступлением конверсии положение резко изменилось. Заказчик отказался от закупок. Предмет зависимости исчез, прекратилась и связь, на которую ориентировался завод, которая в буквальном смысле долгие годы кормила. Коллек­тив предприятия, естественно, хочет сохранить эту связь, воздействует на правительство и т.д.

2) Другой вариант прекращения связи: предмет связи сохранился, но один (или оба) из участников связи не со­гласен с принципами ее регулирования. Один из партнеров склонен выбирать себе другого партнера, взаимоотношения с которым ему принесут больший результат, эффект. Ста­рые партнеры или попытаются найти взаимоприемлемый вариант регулирования отношений, или расторгнут связь.

3) Бывают случаи, когда субъекты связи не удовлетво­рены тем, как она регулируется, но в то же время не могут «разойтись», ибо предмет связи оказывается неделимым. Неделимость предмета связи может проявляться в различ­ных формах.

Прежде всего речь идет о неделимости в буквальном смысле слова. Это касается притязаний нескольких стран на одну территорию, что делает такого рода проблемы трудно­разрешимыми.

Это касается и притязаний нескольких политических группировок на власть. В этом случае мы имеем дело с особым видом связей — конкурентной связью, которая ре­гулируется на основе общих правил политической и другой конкуренции. Конкуренция между данными субъектами су­ществует постоянно, пока остаются в силе их притязания на власть, предмет конкуренции. Конкуренция должна регули­роваться на основе определенных взаимоприемлемых прин­ципах. Что касается политической конкуренции — она ре­гулируется на основе закона, Конституцией. Но одна из конкурирующих сторон может почувствовать себя ущем­ленной, потребовать пересмотра правил игры, или же начнет борьбу «не по правилам», чтобы прийти к власти.

Неделимым может быть авторитет (в семье, коллекти­ве), дети (в семье), кошелек покупателя (конкуренция в экономической сфере). Неделимость могут обрести и явле­ния в целом делимые, но «не разделимые» по причине не­сговорчивости, неразумности субъектов (дача, квартира).

Тем самым мы подошли к вопросу о социальных конф­ликтах. Они крайне многообразны. В данном случае мы хотели бы отметить лишь следующее: конфликт чаще всего — это не особая форма связи, а определенное состояние, в котором оказались связи между двумя субъектами. Конф­ликты происходят по многим причинам и вполне естествен­ны. Но решающее значение в их возникновении, развитии имеет неотрегулированность взаимоотношений между уча­стниками связи.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Социальная связь выступает в виде как социального контакта.так и социального взаимодействия.

Приходя на работу, нам необходимо снять пальто, плащ, головной убор, и мы идем в гардероб, где гардеробщица

забирает нашу одежду и выдает нам номерок. При этом mi можем обменяться любезностями, поговорить о погоде и т.д Состоялся социальный контакт. Мы ежедневно вступаем i бесчисленное множество социальных контактов: у случай­ного прохожего узнаем, как пройти по такому-то адресу. покупаем у киоскера пачку сигарет и т.д. Контакты могу! быть единичными (контакт с прохожим) и регулярными (с гардеробщицей). В них Вы можете выступать как частное лицо или как представитель коллектива с представителем какого-то учреждения и т.д.

При всем многообразии у всех социальных контактов есть общие черты. В ходе контакта связь между людьми имеет поверхностный, в чем-то мимолетный характер. Пар­тнер по контакту, как правило, может быть легко заменен (не эта гардеробщица — так другая Вас обслужит). За этими внешними чертами проглядывается главная особенность со­циальных контактов: в них отсутствует система сопряжен­ных действий партнеров по отношению друг к другу. Это единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодейст­вие. Ожидание, ориентация на другого у каждого из партне­ров не простирается далее, чем на данный конкретный кон­такт. При всем многообразии и бесчисленном множестве контактов, в которые мы ежедневно вступаем, не они со­ставляют ведущую основу нашей социальной жизни, не они составляют ее фундамент.

Ведущее значение имеет социальное взаимодействие — систематические, достаточно регулярные социальные дей­ствия партнеров, направленные друг на друга, имеющие . цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Другими сло­вами, речь идет об обмене действиями, точнее даже систе­мами действий, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу; возобновляемость и не только действий, но и их координации; устойчивый интерес к от­ветным действиям своего партнера — отличают социальное взаимодействие от единичной контактной связи — соучастия. Делают его главны" пг-о,..——

дружественно строятся их отношения на работе, на досуге, что они продолжаются долго, имеют тенденцию быть проч­ными.

В системе общественных отношении особое значение приобретает опосредованное взаимодействие. Для этих вза­имодействий характерно то, что в них могут вступать люди, непосредственно не соприкасающиеся друг с другом, не имеющие друг по отношению к другу никаких субъективно осознаваемых мотивов.

Работник наемного труда через сложную систему связей и зависимостей своим трудом воспроизводит определенную систему общественных отношений, характерных для рабо­чего класса и класса предпринимателей. Координация, со­пряжение системы действий, регуляция социальных связей между ними в этом случае осуществляется, но сложным и опосредованным путем. Регламентация законодательством прав и обязанностей наемного рабочего и предпринимателя друг по отношению к другу; претензии, аргументы, выска­занные в идеологической форме от лица рабочих, контра­ргументы и контрпретензии, высказанные идеологами клас­са предпринимателей; поиск компромиссов, способствую­щих регулированию их взаимоотношений, — во всем этом в сложной и опосредованной форме проявляется обезличен­ное взаимодействие между работником наемного труда и предпринимателем.

РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ

Почему в своем желании достичь успеха (материально­го, морального, творческого и т.д.) люди стремятся сделать это в рамках определенных приличий, принципов и норм поведения? Почему люди нередко готовы ущемить себя в своих интересах ради общего блага? Почему человек даже со случайными встречными должен вести себя вежливо? Наверное, каждый из нас задается этими вопросами, чтобы понять, чем следует руководствоваться в социальных связях и взаимоотношениях. И получает часто ответ: так заведено, это нормы взаимоотношений, так принято среди людей, j

Подобный ответ, может быть, вполне достаточный для по вседневной жизни, обнаруживает свою обескураживающун простоту, если хочешь поглубже понять социальную жизнь

Одно ясно, мы осознанно регулируем свои отношения ( другими людьми на основе определенных правил, норм.

Анализируя социальную связь, мы выяснили, что вс многом решающее значение в ее осуществлении играет ре­гуляция взаимоотношений субъектов. Без регуляции, если субъекты так и не смогли договориться о взаимоприемлемых условиях, — связь не устанавливается. Именно на регуля­ции сказывается специфика того, по поводу чего связь уста­навливается, каков характер связи и т.д.

Что же представляет собой регулятивный механизм со­циальных связей? Если сказать просто — это своеобразные правила игры. А если по существу — система критериев, стандартов, на основе которых субъект оценивает для себя эффективность связи, а также система контроля за тем, чтобы эти критерии, правила игры соблюдались.

Что же выражают данные критерии, нормы, чьи интере­сы защищают, какие принципы в них заложены, кем заве­дены? Как социальная регуляция влияет на социальную жизнь?

Попытка ответить на эти вопросы выявляет два взаимо­пересекающихся пути раскрытия проблемы. Первый — соц-иокультурныи анализ механизмов регуляции. Люди уста­навливают и регулируют социальные связи сознательно. Соответственно, те принципы, нормы, которые лежат в ос­нове регуляции, могут быть осмыслены прежде всего как явления культуры. Что и будет сделано в соответствующем разделе, хотя и в данном подразделе анализ определенных социокультурных моментов будет присутствовать. Второй — уяснение принципов, лежащих в основе регуляции социаль­ных связей, обнаруживших себя асоциальной практике, как они влияют на стабильность связей, взаимосвязаны с функ­циями, статусом, социальными ролями.

В данном разделе работы мы пойдем по второму пути. При этом план нашего анализа в том, чтобы а) выяснить, какие общие принципы лежат в основе регуляции взаимо­действия, независимо от того, какие это связи: непосредст-

3. Социальные институты

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Взаимодействия как тип социальных связей выступают в различных формах. Но особую роль играют взаимодейст­вия, обеспечивающие удовлетворение наиболее важных ин­дивидуальных и общественных потребностей. Идет ли речь о безопасности человека или его образовании, здоровье или хозяйственной деятельности, научном поиске или отдыхе, развлечениях или дружбе — все эти явления, составляющие реальный каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гаранти­рованы от случайности, спорадичности, носят устойчивый, самовозобновляющийся характер. Институализированное в обществе противостоит хаотичному, нестабильному, неор­ганизованному, случайному.

Социальный институты — это великое социальное изо­бретение человека. Они не только обеспечивают достиже­ние главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.). Социальные институты дают основание надеяться не только на то, что та или иная потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что данная цель будет достигнута на качественном уровне.

В предыдущем разделе мы достаточно подробно проана­лизировали социальную связь как таковую, принципы ре­гуляции социальных взаимодействий. Все это позволяет нам в данном случае сделать акцент лишь на том особом, специ­фическом, что характеризует институализированные фор­мы социальных взаимодействий.

Рассматривая социальные связи, мы упомянули об ут­верждении, что ^человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, с обществом». Продолжая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей — наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее жизнеспособность. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлажен­

ный и регулярный аспект социальной жизни является реша­ющим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности. Соответственно для социологии институты — одни из наиважнейших объектов анализа.

Благодаря чему же социальные институты приобретают такую устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов — предсказуемость, чет­кость в исполнении функций? Вначале порассуждаем на исторические темы.

Возьмем институт образования. Овладение определен­ными знаниями, накопленными предыдущими поколения­ми (более подробно об образовании как социальном инсти­туте см. Раздел X), является одним из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха лично­сти. Но как институт образование сложилось не сразу. Ро­дители от случая к случаю передавали какие-то знания, навыки своим детям. Дети нередко сами подглядывали: кто за кузнецом, кто за ткачом и т. д. Но насколько надежен этот путь овладения знаниями, накопленным опытом? Насколь­ко он дает необходимый уровень подготовки, насколько он охватывает достаточное число (всех) молодых людей?

Образование как институт отличается от спорадических, случайных социальных связей по поводу передачи знаний прежде всего такими чертами как а) постоянное и глубокое взаимодействие между участниками этой связи, в отличие от случайных, поверхностных контактов; б) четкое опреде­ление функций, прав и обязанностей, обеспечивающее вы­сокую степень срабатываемости, взаимодействия каждого из участников связи (учителя и ученика); в) регламентация и контроль за этим взаимодействием; г) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; д) концентрация ими своих усилий прежде всего на этой дея­тельности (профессионализация) и т.д. и т.п. — вот только несколько элементов, которые составляют принципиальные преимущества образования как института от образования, которое осуществлялось в спорадических формах.

Институализация социальных связей достигается:

1. Особым типом регламентации. Как и всякая социаль­ная связь, институт основывается прежде всего на социаль-

о» ....

ном регулировании взаимоотношений. В социальных инсти­тутах механизмы регуляции приобретают более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное по­ведение и препятствующими, удерживающими от нежелатель­ного.

2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каж­дый должен выполнять свою функцию, а потому и каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожида­ния. Невыполнение обязанностей ведет к применению сан­кции. В результате поведение личности в рамках социаль­ного института обладает большой предсказуемостью, а дея­тельность институтов — регулярностью, самовозобновляе-мостью.

3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов' обеспечиваются также обезличен-ностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Для того, чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обя­занности и права. Данные права и обязанности представля­ют собой исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения участника институализированных соци­альных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как предуказания данного социального института, обще­ства. Тем самым обеспечивается относительная независи­мость функционировайия социального института от случай­ных обстоятельств, его устойчивость и способность к само­возобновлению.

4. Выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций. В этих целях общество может осуществлять спе­циальную подготовку людей для выполнения ими профес­сиональных обязанностей. Тем самым обеспечивается вы­сокая эффективность институтов.

5. Для выполнения своих функций институт имеет уч­реждения, в рамках которых организуется деятельность то­го или иного института, осуществляется управление, конт­роль за его деятельностью. Каждый институт должен обла­дать необходимыми средствами и ресурсами. Институт здравоохранения обладает такими учреждениями как боль­ницы, поликлиники, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, квалифика­ции врачей, доверия со стороны клиентов и т.д.

Перечисленные признаки социального института свиде­тельствуют о том, что именно в рамкдх института социаль­ное взаимодействие как глубокое, сопряженное взаимодей­ствие между людьми по поводу того или иного предмета связи (образования или здоровья, труда или науки) приоб­ретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачест­венный характер.

Институализированные социальные связи могут быть формальными и неформальными. Так, институт дружбы имеет многие признаки социального института. Дружба — один из элементов, который характеризует жизнь любого общества, становится обязательным устойчивым явлением человеческого общества. Регламентация в дружбе достаточ­но полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей — своеобразные формы со­циального контроля в институте дружбы. Но эта регламен­тация никак не оформлена в виде законов, административ­ных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, длительность знакомства), но нет учреждений. Она имеет четкое разграничение, в том числе от любви, взаимоотно­шений с коллегами по службе, братских отношений, но здесь нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.

Формальные социальные институты имеют общий при­знак — взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регла­ментов, положений. Если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, то формальные соци-

альные институты — это достаточно прочный и гибкий ме­таллический каркас, определяющий прочность общества.

Социальные институты различаются и по типу потреб­ностей, задач, которые они решают.

Экономические институты, т.е. наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности. Иначе говоря, — инсти-туализированные экономические связи. Сюда следует отне­сти все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собствен­ность, денежное обращение, трудовая деятельность, рынок и т.д.).

Политические институты, т.е. институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение. Для этих институтов характерна нацеленность на выполнение функции мобилизации возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности: государство, армия, полиция, партия. К этим политическим институтам примыкают общественные движения, объединения, клубы. Здесь, как нигде, распространены строго определенные ин-ституализированные формы деятельности: митинги, де­монстрации, выборы, предвыборные кампании.

Институты культуры и социализации включают в себя наиболее устойчивые, четко регламентированные формы ; взаимодействия по поводу укрепления, создания и распро-/ странения культуры, социализации молодого поколения, овладения ими культурных ценностей общества: семья, об­разование, наука, художественные учреждения.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

формирование в обществе четко налаженных, регла­ментированных, контролируемых и устойчивых взаимодей­ствий — генеральный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, а еще важнее система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический строй, тип

1^4

культуры, образования и т.д. Проще говоря, если Вы хотите понять общество, возьмите его социальные институты, изу­чите механизмы регулирования и Вы поймете характер со­циальных связей в этом обществе.

Следует иметь в виду, что развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Много­образие социальных мнститутов, их развитость — это, по­жалуй, самый верный критерий зрелости общества, на­сколько оно способно надежно, устойчиво, на профессио­нальном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.

Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах.

Во-первых, возникновение новых социальных институ­тов. Сегодня у многих народов бывшего СССР создаются такие важнейшие институты как армия, финансы, диплома­тия и т.д. Не вызывает сомнения — мощное ускорение пол­учают народы в результате организации таких социальных институтов как высшее образование, наука. Обогащение общества социальным институтом, конечно, если он рожден ни под чьим-то внешним давлением, во всех случаях стано­вится элементом, повышающим динамизм общества, про­двигающим его к качественно новому состоянию.

Во-вторых, развитие, совершенствование уже сложив­шихся социальных институтов.

а). В сложившихся социальных институтах содержится значительно большая потенция развития через внутреннюю дифференциацию, специализацию связей, функций, уч­реждений. Мы являемся свидетелями рождения новых инс­титутов путем выделения, дифференциации старых, уже сложившихся. На наших глазах из недр общесудебной сис­темы развился Конституционный суд как самостоятельный институт. Может быть выделено в самостоятельный право­охранительный институт следствие. Наркологическая служ­ба в рамках института здравоохранения имеет тенденцию к превращению в самостоятельный институт.

Подобная дифференциация и специализация являются одним из важнейших признаков эволюционного развития общества, его социальных институтов. Эволюционный раз­вивающий эффект достигается за счет более конкретного, профессионального исполнения тех или иных функций, бо­лее точной и конкретной регламентации, учитывающей спе­цифику данного вида деятельности. Возникновение нового социального института делает обслуживаемую им связь бо­лее независимой, самостоятельной и равновесной с другими связями. Следствие стремится к независимости от прокура­туры и органов внутренних дел; наркология — к более полному учету ее специфики, отличий от общего здравоох­ранения и т.д. В результате происходят определенные изме­нения и во внутренней регламентации этого уже независи­мого социального института, появляются статусные измене­ния и т.д.

б). Особое значение имеет перерегуляция институали-зированных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению инсти­тута (потребность в нем сохраняется), а к кардинальным изменениям принципов регуляции. Одна (или обе) из сто­рон считает, что вознаграждение не соответствует плате, затратам, которые она несет. Так, в частности, произошло у нас с институтом собственности. Людей не устраивает мо­ральное, материальное, юридическое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собственностью. Если раньше наши граждане не владели, не распоряжались, были подконтрольны, но получали право на гарантированный минимум уровня жизни, то сегодня многие хотят владеть, распоряжаться, рисковать и при этом иметь лишь шанс жить зажиточно и независимо. Естественно, не все участники социальной связи по поводу собственности не удовлетворе­ны сложившейся системой регуляции. Отсюда препоны, препятствия, которые чинятся на пути к становлению новых форм собственности.

Перерегулирование социальных институтов — процесс сложный, драматичный, сопровождающийся противоборст­вом сил. И это естественно. Ведь речь идет не о переналадке какой-то\машины, схемы. Социальные институты — это

\

особым образом организованное практическое взаимодей­ствие живых людей. Изменение системы регуляции этих связей всегда сопровождается смятением душ, умов, нара­станием конфликтов. Социальные институты в состоянии перерегуляции начинают уже с трудом справляться со сво­ими функциями, участники институализированных связей все чаще не выполняют своих функциональных обязанно­стей; падает ответственность работников учреждений дан­ного социального института; растет/нестабильность, непред­сказуемость — все это неминуемая плата за развитие обще­ства, переналадку социальных институтов.

Особым драматизмом бывают отмечены периоды в раз­витии того или иного народа, связанные с переналадкой основных систем социальных институтов общества: эконо­мических, политических и т.д. Речь в этом случае идет о достаточно широком и глубоком пересмотре основных сис­тем ценностей, принципов регулирования ведущих сфер со­циальной жизни. Выдвигаются по сути новые критерии того, что такое добро, а что — зло. Противостояние сторон, кон­фронтация охватывает все стороны жизни общества. Обще­ство, система социальных институтов, их регуляторы — в процессе обновления.

4. Социальные общности

В многообразии социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности. Характерная особенность данных социальных взаимодействий в том, что их предмет, т.е. ради чего это взоимодействие возникает — потребность в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общно­сти объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.д.

В основе социальной общности чаще всего лежит стрем­ление к тем преимуществам, которые дает солидарность, объединение усилий. Те индивиды, которые образуют объ­единенные формы, общности, качественно повышают эф­фективность своих индивидуальных действий, способность

циальных общностей ни в коей мере не может ставить под сомнение необходимости самой по себе координации усилий между индивидами, участия их в общностях. Человеческая история давно подтвердила высокую значимость солидар­ных действий. И тот, кто стремится вообще избежать уча­стия в общности, чтобы не нести, как ему кажется, лишних затрат, ответственности, будет отброшен чазад, касается ли это его личной карьеры, личного благополучия или разви­тия его национальной культуры и т.д.








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 562;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.046 сек.