Социалъпые институты 17 страница

Но раз общность — это великое достижение и приобре­тение человека, то следует признать, что развитие общности во всех случаях может потребовать от людей определенных действий, которые никак впрямую с личными интересами не связаны, но укрепляют общность, повышают ее престиж, признание в обществе. К тому же для эффективного функ­ционирования общности может возникнуть потребность в формировании органов управления сообщества, которые более эффективно координируя усилия членов сообщества, в то же время потребуют определенных затрат для своего содержания и т.д. Иначе говоря, у индивида в рамках общно­сти возникает целый круг намерений, идей, обязательств, ожиданий, которые впрямую с его личными потребностями не связаны, но выражают те моменты, которые обеспечива­ют более эффективное функционирование общности как ассоциации.

КОНКРЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ 061ЦНОСТЕЙ

...Регулярно в газетах публикуются статистические дан­ные о том, что в нашей стране насчитывается столько-то рабочих, учащейся молодежи, среди них столько-то школь­ников, студентов и т.п. Нередко эти данные выдают за чис­ленность такой-то социальной общности, профессиональ­ной группы. Нестоитспешитьстакими утверждениями. Тот факт, что в нашей стране насчитывается столько-то людей, обладающих схожими признаками (например, учатся в ву­зах), социологу не дает оснований для выделения той или

иной социальной общности (группы) и определения ее чис­ленности.

Точнее было бы говорить о том, что статистика опреде­лила некое, как отмечает Я.Щепаньский (37, с.116), мно­жество, т.е. выделила людей по такому-то общему признаку (но не по признаку наличия между людьми социальных связей). Другими словами, когда мы осмысливаем людей в призме множества, мы рассматриваем индивидов как бы изолированно друг от друга. На основе этого принципа рас­смотрения можно выделить различные социальные катего­рии: профессиональные категории, возрастные, половые, имущественные. Как правило, в цифрах статистических сво­док представлены социальные категории, выделенные на основе принципа множества. И этими данными нельзя пре­небрегать. Они важны для регулирования уровня жизни различных социальных категорий населения, разработки серьезных государственных решений о повышении зарпла­ты, стипендии и т.д.

Под социальной общностью имеются в виду лишь груп­пы людей, объединенных социальной связью. Если же учесть, что существуют преимущественно два типа связи:

социальные контакты и социальные взаимодействия, то можно выделить и два основных типа социальных общно-стей.

Социальный круг, т.е. люди, между которыми осущест­вляются определенные контакты, общение. Можно гово­рить о круге соседей в поезде, круге знакомых, круге коллег. Естественно, в зависимости от регулярности связей, от важ­ности сферы, в которой протекают контакты,они могут иметь больший или меньший (или чуть заметный) солидар­ный импульс, элементы конформизма.

Общность, в основе которой лежат связи типа взаимо­действия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) по поводу объединения, солидарности, согласования совместных усилий, можно назвать социаль­ной группой.

Современное общество демонстрирует великое много­образие социальных групп. Это многообразие прежде всего обусловлено разнообразием признаков, задач, для решения

которых образовались эти группы. Что объединило, обосо­било членов этой общности: профессиональные интересы, общая идеология, религия, этнические признаки? На осно­вании какого признака члены данной общности себя выде­ляют среди других, разделяют на «своих» и «других»?

Социальные группы различаются и по другим основани­ям. Так, есть социальные группы, для которых характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, кон­тактов. Такие взаимодействия, естественно, могут сложить­ся лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно они называются малыми группами. Наличие прямого кон­такта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает иден­тификацию «Я» индивида с общегрупповым «МЫ».

Под большими группами имеется в виду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут ограничиваться непосред­ственными контактами и особое значение приобретают опосредованное солидарное взаимодействие. Это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности.

Группы могут быть формальными и неформальными. Особенно важно это разведение для малых групп. Для боль­ших групп, которые сами имеют сложную макроструктуру, формализованные (под) группы (профсоюзы, партии) мо­гут составлять своеобразный костяк общности, но вся боль­шая группа к этому костяку не может быть сведена.

Среди социальных групп можно выделить целевые груп­пы, т.е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, обще­ственно-политические движения), просветительскими и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловливает, как правило, наличие более или менее жесткой системы взаим­ных прав и обязательств участников группы, контроля за выполнением этих обязательств, дифференциацию, разде­ление функций, статусов и ролей участников общности, наличие лидера — руководителя, инициатора и т.д. Все эти

ства были христианами, вряд ли могут себя представить вне мусульманских ценностей, норм шариата и т.д. Мусульман­ство стало основой их восприятия мира, фундаментом куль­туры. Конкистадоры мечом и кровью утверждали католи­цизм в Центральной и Южной Америке.

Причем, следует учесть, что даже в случае порабощения умираю­щая культура способна оказать свое обратное влияние на культуру поработителя. Эти влияния могут проявиться достаточно быстро, а могут приобрести кумулятивный эффект, могут ограничиться сугубо внешними изменениями, затронув лишь верхние слои обще­ства, а могут распространиться на широкие массы. И нередко народ, проигрывая в сугубо военно-техническом отношении, оказывается победителем в социокультурном. Варвары поработили и разрушили Рим, но оказались в «плену» римского права и политического опыта, что проявилось при налаживании ими своей собственной политиче­ской организации общественной жизни.

Во внутрикультурном взаимодействии подавление культуры прежде всего связано с деятельностью тоталитар­ных режимов. В нашей стране в горниле гражданской войны, концлагерей, массовой эмиграции, цензуры, преследования инакомыслия были уничтожены целые пласты, культуры, поражавшей в начале XX века своим живым многообразием. Все принудительно было сведено, как считалось, к субкуль­туре городского пролетариата.

Сложившееся на сегодня культурное поле человечества — результат функционирования культуры как социального явления, взаимодействия тенденции социальной селекции, социального иммунитета, сохранения своей самобытности, целостности, с одной стороны, а с другой — развития куль­туры как за счет саморазвития, так и в ходе заимствований, взаимовлияния. Все это породило многообразие культур, которое само по себе является важным фактором жизни современного человека.

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР

Когда мы говорим о культуре, то обращаем внимание прежде всего на многобразие конкретных вариантов куль­тур. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать

с другими людьми, строить свои отношения, если бы в мире утвердилась одна культура. Скольких разногласий, конф­ликтов, казалось, нам удалось бы преодолеть, как просто и легко нам было бы общаться, вживаться в новую среду и т.д. Но почему-то не хочется жить в таком скучном, унылом и однообразном мире. Ведь взаимодействуя с людьми другой культуры, ты волей-неволей выявляешь нечто новое для себя, примеряешься, приглядываешься к тем удобствам, преимуществам, которые обнаруживаешь в нормах, тради­циях, способах деятельности, принятых у представителей другой культуры. Такое сравнение будит мысль, подвигает к изменениям, улучшениям. Точнее поэтому сказать, что жить в однообразном в культурном отношении мире не только скучно, но и нежелательно, даже опасно. Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации — это для социолога важное основание для предупреждения: есть сви­детельство неспособности данной системы к развитию, на­лицо признаки застоя.

Чем богаче многообразие культур, тем выше вероят­ность, что человеку удастся подобрать нужный вариант от­вета на вызовы истории. Богаче арсенал идей, представле­ний, норм, способов деятельности, культурных предложе­ний, которые могут быть использованы. В этом отношени» внутреннее многообразие всегда признак развитой адапта­ционной способности, способности к развитию той или ино1 системы. Безразлично, идет ли речь о человечестве в цело!» или об отдельном обществе. Вместе с тем, нельзя и абсолю тизировать принцип дифференциации, внутреннего много образия. Оно не должно зайти настолько далеко, чтобь ставить под угрозу сохранение целостности системы.

Многообразие культур мы рассмотрим в двух аспектах

— многообразие культур в масштабах человечества сделав акцент на социокультурных суперсистемах;

— внутреннее многообразие культур отдельного обще ства, народа, уделив внимание субкультурам.

Обнаружены и любопытные национальные особенности городских субкультур. Они сказываются, в частности,, на иерархии родственных и дружественных связей горожан.

Как мы говорили выше, при анализе ценностей у американцев ценность дружбы гораздо слабее выражена, чем у наших соотечест­венников, хотя они одинаково высоко оценили ценность хорошей се­мейной жизни. Здесь, видимо, свою роль сыграло и повышенное внима­ние к неродственным связям в советской культуре, ослабление крово-родственных связей в нашей стране и большая подвижность, склон­ность к переездам в поисках интересной и хорошо оплачиваемой ра­боты в США (что у нас просто очень затруднительно). По подсче­там американского социолога, средний американец в течение своей жизни меняет место жительства в 14 раз чаще англичанина, в 6 раз чаще француза, в 5 раз чаще японца.

Раздел VI

ЛИЧНОСТЬ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Раздел гуманитарной или социальной науки, изучаю­щий личность, всегда вызывает повышенный интерес и вни­мание. И это понятно. Ведь речь идет о каждом из нас. Читатель, естественно, стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе, в других. Надеемся, что нам удастся как-то помочь ему в этом, хотя это и непросто.

1 .а. Непросто потому, что личность наряду с культурой, пожалуй, самое емкое, многомерное, трудноуловимое (в то же время самое «затертое») понятие.

Кстати, следует определиться с ним. Личность — это единичный человек как .система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных ин­ститутах, культуре, более широко — в социальной жизни. При таком подходе, на наш взгляд, ничто человеческое (за исключением немногого, сугубо инстинктивного, чисто би­ологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в тех проявлениях, ко­торые значимы для социальной жизни. Индивид, соответст­венно, — это единичный человек как биосоциальное суще­ство, особь. Индивидуальность — это характеристика уни­кальности, неповторимости, присущей данной личности.

Следовательно, для нас: а) личность — это любой чело­век (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознаттельный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Уложить личность как целостную социальную Много-мерность в рамки логически строгих научных конструкций

не просто — «личность» постоянно сопротивляется, стре­мится выйти из этих рамок. Но всякая наука, в том числе социология, изучает типичное, повторяющееся. Даже исс­ледуя неповторимое, индивидуальное наука обязана выде­лить определенные показатели, критерии, по которым мож­но и следует анализировать индивидуальность. Научно^соц-иологический анализ личности, вследствие этого, волей-не­волей формализует столь подвижный объект изучения, пре­небрегает частностями, не отвлекается на «сиюминутное», хотя, может быть, и очень привлекательное, яркое.

1.6. Личность изучается комплексом наук. Социология — одна из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности — личность как источник социальной жизни, как ее единствен^ ный реальный носитель и деятель, как далее неразделимыи элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

2. Проблема «личность и общество» в самой социологии выступает в двух основных относительно независимых, но

тесно связанных ракурсах:

а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, об­щности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиня­ются исключительно собственной логике развития.

Это один из основных вопросов социологии как науки. И мы уже высказывались по этому поводу, понимая обще­ство как особым образом взаимосвязанных и организован­ных людей. Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные инсти­туты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете производные от ее собственных потребно­стей. Каждый социальный институт выражает личные инте­

ресы и обслуживает их. Вместе с тем, приобретает опреде­ленную и довольно ощутимую независимость, обладает соб­ственной логикой развития, которая впрямую несводима к логике элементарных связей между людьми.

Мы выделяем как бы два «этажа» социальных процессов. Первый — глубинный, проявляющий свою определяющую в истории человечества роль в конечном счете. Эти глубин­ные процессы выходят на поверхность в периоды карди­нальных структурных социальных изменений, реформ, ре­волюций и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обу­строить свои отношения, социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения чело­века, ради самого человека. Результатом таких историче­ских сдвигов явилось гражданское общество, идея и практи­ка приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декла­рации прав человека, в жизни развитых демократий и т.д.

На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессы социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость социальных институ­тов, общества от личности; прежде всего бросается в глаза тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функ­ционирующие социальные связи, институты и не в праве их переустраивать, изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильности занимают большую (подавляюще большую) часть жизни человеческого общества.

б) Второй ракурс проблемы «личность и общество»: как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, авто­номность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения. В данном разделе нас интересует именно этот аспект проблемы.

З.а. Социология, благодаря присущей ей (а также близ­кой к ней, скорее всего являющейся частью ее социальной психологии) ориентированности на анализ реальной жизни

человека, тяготению к фактуальному исследованию явле­ний внесла неоценимый вклад в осмысление проблем лич­ности. Конечно, есть вопросы, на которые социология не смогла еще дать достаточно убедительного ответа. Но оче­видно, что именно социология на место общих нравоучи­тельных и умозрительных предположений о человеке, лич­ности, ее призвании, о смысле ее бытия и т.д. попыталась поставить исследование личности как реально действующе­го, выбирающего, предпочитающего субъекта. При этом внимание фокусируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности личности, ее взаи­мосвязей в обществе — все это серьезно продвинуло обще­ственное и гуманитарное знание.

3.6. Вместе с тем, есть проблемы, которые пока с трудом поддаются социологическому анализу. Это, может быть, почувствует и наш читатель. В своем стремлении заострить внимание преимущественно на устойчивых, типичных про­явлениях личности, социология нередко стандартизирует ее. Последняя превращается в некий безликий робот, име­ющий стандартный наббр характеристик, типичные реакции на типичные ситуации и условия. В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что в рам­ках социологии не получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и неповторимости, уникальности кон­кретной личности. И это стало серьезным моментом, сдер­живающим развитие и не только социологического знания.

4. Главные трудности, с которыми столкнулись социоло­ги при описании личности, связаны, на наш взгляд, не только и не столько с тем, что социологическая наука долгие годы не обращала внимания на проблему автономии личности, ее индивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит го­раздо глубже — в рамках подхода, избранного в свое время социологией, проблемы автономии и индивидуальности возникали как случайные, несущественные, а может быть даже как помехи, но не как изначальные и во многом реша­ющие моменты.

Значительное большинство социологических моделей личности рассматривают ее как совокупность обществен­ных отношений, социальных ролей; она скорее напоминает

сколок общества, его индивидуальную проекцию. Актив­ность личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае — явления производные, вторичные, полно­стью определяемые средой, ее культурой и т.д. Это актив­ность адаптации, приспособления, заимствования, подража­ния. функции, роли личности, их типичное для данной ис­торической среды, социальной группы и т.д. содержание во многом преопределяют духовный мир личности. Общество фактически «продавливает» в духовных структурах челове­ка определенные типологические свойства.

Мы исходим из другой позиции, которую стремились реализовать и в предыдущих разделах.

Взаимодействие личности и социальной среды, согласно позиции, разделяемой нами, в самом общем виде понимает­ся как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.

В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни. Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) — предложе­ния (общества) — выбор (личностью из предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность лично­сти проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обще­ством (ведь каждый эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

Лишь чисто схематически мы можем отвлечься от того, что каждая личность автономна и индивидуальна. Это от­влечение, огрубление — не более, чем вынужденный шаг, облегчающий научное описание типичного в личности. Не более того. И мы воспользуемся этим средством, облегчаю­щим понимание некоторых проблем. Но и попытаемся в

-»< с

пределах наших скромных возможностей остановиться на проблеме автономности личности, ее собственого «Я». Вне поля нашего специального анализа, и мы отдаем себе в этом отчет, остались многие важные, но все-таки, думается, про­изводные вопросы социологической теории личности (со­циальная типология личности, основные механизмы социа­лизации индивида, его воспитания, проблемы отклоняюще­гося поведения и др.).

Все эти соображения определили логику, структуру на­шего анализа личности как социального субъекта.

ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ:

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И СТАТУС

Личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выборы определяются рядом факторов: условиями среды, положением в системе социальных связей и внутрен­ним своеобразием личности, ее духовного мира.

Попробуем разобраться в том, как происходит влияние социальных связей, социальных институтов и общностей на поведение отдельного человека.

* * *

Как отмечалось выше, связь и взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удов­летворения своих индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Когда устанавливается связь (например, между А и Б) Б нужен А для решения каких-то конкретных задач. И наоборот, А нужен Б для решения каких-то его проблем. Иначе говоря, каждый че­ловек исполняет определенные социальные функции, как своеобразное поручение на выполнение специализирован­ного рода занятий в данном социальном взаимодействии:

врач — лечит, педагог — преподает, шофер — водит авто­мобиль, предприниматель — распоряжается и организует производство и т.д.

Употребляя термин «функция» (независимо оттого, ка­сается ли это отдельного индивида, группы людей или соци­альных институтов), следует иметь в виду, что в социологии

о функциях судят не по тому, что человек сам конкретж намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свон деятельность, а по тому, какие последствия (для других, дл;

общества в целом) эти действия имеют.

При этом если человек не выполняет свою функцию,. еще точнее, выполняет с противоположным знаком, то mi имеем дело с дисфункцией. Педагог, дающий своим питом цам устаревшие и даже ложные знания, не учит, а «калечит»:

Конечно, без действий нет последствий. Но, во-первы> одно и то же явление, на что обратил внимание P.MepTOt может вызывать различные последствия, совокупность кс торых определяет агрегированный (совокупный) функцис нальный результат, на основе чего можно говорить о соцк альной функции данного явления, человека в целом. И не оборот, к одним и тем же следствиям могут приводить сами различные действия, поступки, что позволяет говорить функциональных заменителях (эквивалентах, альтерната вах). Просвещать могут учителя и телевидение (они фут циональные эквиваленты). Телевидение может и просв< щать, и рекламировать, и передавать политическую инфо] мацию, и развивать художественные вкусы, и транслировал спортивные передачи — агрегированно выполнять фун1 цию средства массовой информации.

Во-вторых, функция индивида может осуществлять преднамеренно или непреднамеренно. В случае, когда м имеем дело со следствием действий, которые совпадают намерениями, мотивами деятеля,мы говорим о явной фун ции. Латентная (скрытая) функция — это не планирова шийся, не предполагавшийся, (а может быть так и не осо нанный) результат действия. (20).

Каждый, выполняя свои многообразные функции, ст новится нужным другому, другим, всем. Функцианальн дифференциация и зависимость партнеров в процессе соц ального взаимодействия является одним из важнейших > ловий устойчивой интегрированное™ общества как цело! Для выполнения конкретных функций в ходе социал ного взаимодействия на человека налагаются определенн (функциональные) обязанности. И вместе с тем, он на/ ляется определенными правами, что является своеобразн

формой фиксации принципа «платы» и «вознаграждения», лежащего в основе социальных связей. Наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно, в рамках со­циальных институтов как регулируемых, устойчивых, само­возобновляющихся социальных взаимодействий. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентирова­ны, выполнение человеком его обязанностей контролируется.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия (и прежде всего институализированных форм взаимодействия) определяют социальный статус че­ловека. Иначе говоря, в статусе фиксируется тот набор кон­кретных действий, социальных манипуляций, которые дол­жен выполнять человек в данном социальном институте, и тех условий, действий, которые должны быть ему предо­ставлены для осуществления своей деятельности.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечени­ем великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз раз­личные функции. Это свойство любого индивида, даже две­надцатилетнего Вовы. Он имеет статус ребенка с определен­ными правами и обязательствами по отношению к родите­лям, дедушке, бабушке; статусы ученика — по отношению к школьному учителю; товарища по классу; вратаря дворо­вой футбольной команды, лидера неформальной группы товарищей. Иначе говоря, каждый человек выполняет мно­жество функций в системе социальных связей, соответст­венно имеет множество статусов. Попробуем разобраться в этом многообразии.

Особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый — статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус — статус члена данного общества, государ­ства (гражданина). Генеральные статусы являются фундамен­том статусной позиции личности. Но им мы не будем уделять в данном случае пристального внимания, сосредоточившись на статусах, дифференцирующих конкретное общество.

Статус можно обрести от рождения. Это национальность (русский, казах, башкир и т.д.), социальное происхождение

(из рабочих и т.д.), место рождения (москвич, минчанин одессит). Подобные статусы называются предписанными.

Другие статусы мы приобретаем, достигаем, т.е. это ста тусы приобретенные, достигнутые. Это статус учителя ил1 футболиста, пианиста или жены.

Статусы могут быть формализованными или неформа лизованными, что зависит от того, в рамках формализован ных или неформализованных социальных институтов вы полняется та или иная функция. (Статус лидера компанш близких товарищей — статус директора завода). Множест венность статусов не означает их равнозначности. Они на ходятся в определенной иерархии по степени важности со циального института, в рамках которого сформирован это статус. Безусловно, что во всех случаях особое значени имеет статус личности, связанный с работой, профессией Хотя следует отметить, что иерархия статусов может ме няться. Видимо, следует различать основную, общую иерар хию статусов данной личности, которая срабатывает в боль шинстве случаев, а также в решающих жизненных сферах, специфическую, проявляющуюся в особых условиях. К при меру, основная общая иерархия статусов в качестве главны всегда будет выделять статусы, связанные с имущественны положением, профессией, этническими признаками и т.д. Н эти статусы могут быть малозначимыми в условиях неформал! ной компании друзей, здесь будет важнее лидерство.

Выделение главного статуса хотя и сложно, но важж так как именно он определяет и, что не менее важно, самс определяет человека социально. Причем, не всегда тот ст< туе, который в качестве главного выделяет общество в дар ном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет себе как главный сама личность. На этой почве возникае немало драматических противоречий внутреннего ми[ личности, неадекватно представляющей свое место в общ< стве, в общественном мнении. Так, предприниматель мож< надеяться, что главное в его социальной характеристике -имущественное, материальное положение. Но в обществе! ном мнении, среди «значимых для него других» — родстве! ников, приятелей и т.д. решающее значение может прио! рести уровень его образования, культуры. Специалист -

представитель национальных меньшинств — будет надеять­ся, что в первую очередь оценят его профессионализм, но при решении определенного круга проблем (кадрового про­движения и т.д.) могут обратить внимание прежде всего на его национальность.

Принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества, о чем будет сказано в специальном разделе. Когда мы говорим о ранжи­ровании статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В обществах бюрократизированных, где роль госу­дарства традиционно высока — статус начальника, руково­дителя, чиновника и т.д. всегда более значим, чем в странах, •где роль государства менее заметна.

Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируются под влиянием двух факторов: а) реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и б) системы цен­ностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной куль­туре при «взвешивании» социальных функций. Эти два фак­тора, тесно взаимодействуя, в то же время обладают ощути­мой независимостью. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Возможно, что когда-то престиж данного статуса был вполне оправдан, обоснован, но впоследствии поддерживался преимущест­венно силой социальной инерции и т.д. К тому же, нередко социальная система, основанная на ценностях, обеспечива­ющих высокий престиж данного статуса, стремится поддер­жать этот уже функционально нецелесообразный престиж. Общество, в котором существует необоснованная престиж­ность одних статусов, и наоборот, необоснованная занижен-ность других (например, в нашей стране — статусов учено­го, учителя, врача), неспособно обеспечить свое нормаль­ное функционирование. Утрачено равновесие статусов. На­личие необоснованно-высокого престижа статуса означает,








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 546;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.