Социалъпые институты 20 страница

Мы привели различные точки зрения, чтобы показать:

типология такого сложного социального образования, ка­ким является общество, не может быть единой и универсаль­ной. Она определяется методологическим подходом иссле­дователя, тем отправным пунктом, который он, исходя из собственного видения проблемы, принимает за базовый в своих рассуждениях. Вот почему, знакомясь с какой-либо типологией обществ, в частности, с той, которая из-за недо­статка места не приведена здесь, не следует сразу отбрасы­вать ее, объявлять незаслуживающей внимания. Постарай­тесь понять, какую научную познавательную задачу пытал-

ся решить тот или иной автор и насколько предложенная им типология продвинула его в этом творческом поиске.

ЭВОЛЮЦИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Даже элементарное знакомство с историей формирует представление об изменчивости, развитии общества. У соц­иолога это представление перерастает в потребность вскрыть основные тенденции социальной эволюции, разо­браться в причинах, определить основные этапы. Так скла­дывались и складываются различные социологические ин­терпретации изменения и развития общества.

В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, при­знающая объективный характер социального развития. Ес­ли эволюция общества — естественноисторический про­цесс, то роль ученого виделась в выявлении основных пара­метров происходящих трансформаций, в поиске того реша­ющего звена, модификация которого влечет за собой изме­нение всего облика общества.

О.Конт таким определяющим фактором считал прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифици­рованной формы к позитивной, научной, считал он, обус­ловливает переход человека от военного общества, основан­ного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляющему благодаря человеческому разуму иной уровень производства и удов­летворения потребностей.

Г.Спенсер видел сущность эволюции в усложнениии об­щества, в усилении его внутренней дифференциации, сопро­вождающейся ростом интеграционных процессов, восста­навливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. Движение общества от гомогенности к гетерогенности сопровождается ростом свободы индиви­дов, общество перестает жестко контролировать своих граж­дан и начинает все больше и больше обслуживать их инте­ресы. Усложнение общества, ведущее к росту самостоятель­ности граждан, — таково понимание Г.Спенсером социаль­ного, прогресса.

.«. чче

супружества-родительства-родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характери­зует фрагментарность семейных групп, бывших прежде соб­ственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, ха­рактеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материн­ством) и родством, кровным родством детей и родителей,

братьев и сестер).

Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле сло­ва) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60—70%. Из общего числа семей сле­дует исключить «временно» бездетных молодоженов (15— 20%) и супругов, оставшихся бездетными (5—9%),атакже семьи с одним родителем (10—15%). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родите­лем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семей­ная группа», т.е. это люди, ведущие совместное домохозяй­ство и объединяемые только родством, либо родительством или супружеством. Обычно «ядром» семьи считают супру­жескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распро­страненный в населении тип семьи с триединством назван­ных отношений — основной тип семьи, — а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сво­дить суть семьи к любому из трех отношении, чаще всего — к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американ­ской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сью-

зан Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.

функции семьи

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности мил­лионов семей, которые обнаруживаются на уровне обще­ства, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других инсти­тутов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из инсти­тутов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают дей­ствие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции главные, однако, необходимость различать среди них те особые, которые по­зволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполне­нию которых семья оказалась принужденной или приспо­собленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержа­ние и социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку «всегда» остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и соци­ализации детей, причем, в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественнозначимых функций происхо-

дит при личной мотивированное™ индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и дав­ления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных

желаний и влечений к браку и семье — очень важное обсто­ятельство, показывающее, что существование семьи и об­щества возможно только потому, что миллионы людей ис­пытывают потребность в семейном образе жизни и потреб­ность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспро­изводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства на­селения, основанные на принуждении, не на личных моти­вах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, соответствующем всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и «вынашивания» плода вне материнского организма, в «пробирке», будет означать устранение семьи как историче­ски сложившейся личностной и даже интимной формы удов­летворения социальной потребности в воспроизводстве на­селения.

Вышесказанное характеризует потенциальную возмож­ность такого изменения общественной жизни, когда соци­альная необходимость в воспроизводстве населения прихо­дит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подо­бная пародоксальная перспектива, на это как раз и должна ответить социология семьи. В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором со­циально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям. (К ним, в частности, следует отнести и «пробирочные», конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потреб­ность семьи в детях. Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной по-

требностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоп­лением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и до­суга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего сня­тию напряжений и самосохранению Я каждого, и др., — эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифи­ческих функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяют­ся, осуществляются полностью или частично и даже исчеза­ют вовсе.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслужи­вания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огбор-ном все эти факты были обобщены в теории «перехвата» семейных функций, утверждающей «прогрессивный» ха­рактер этого процесса.

Подобная «прогрессистская» точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин видел в уменьшении и сво-рачивании социокультурных функций семьи, в т.ч. специ­фических, негативное воздействие индустриально-урба-нистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин «где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения» (29,406—408).

•»п

ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей роди-тельства и родства. Моногамное супружество — это брак од­ного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия — брак одной женщины с несколь­кими мужчинами (редко встречающийся брак — в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются иск­лючительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают ка­кие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родст­ва, принято различать социальное отцовство «pater» и физи­ологическое отцовство — «genitor», и соответственно, мате­ринство. Отсюда, на основе принципов «патри-матри» лока­лизации семейных групп прибегают к выделению патрили-неальных и матрилинеальных семей, где наследование фа­милии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства» и матри­архальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитар­ных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья

-11 О

с доминированием мужа, если жена — то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений 'одним из супругов — автономные семьи.

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гете­рогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демогра­фическим признакам различение гомогамных семей, одно­родных по национальности, возрасту, профессии, образова­нию и т.д. и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной лока­лизации семьи бывают патрилокальные, в которых моло­дожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокаль-ные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегод­ня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жи­лище, точнее говорить об унилокальных семьях. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имею­щие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

Самыми распространнеными в современных урбанизи­рованных агломерациях являются нуклеарные семьи, со­стоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Рас­ширенная семья представляет собой две и более нуклеар-ных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений-прародителей, родителей и детей (вну­ков) . Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной нуклеарной семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не пер­вом браке) вместе с супругами могут находиться дети дан­ного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей, которые в прошлом воз-

никали по причине предшествующей смерти супруга , и в них дети гораздо реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей).

Связь нуклеарных семей с расширенной семьей можно наглядно представить на схеме. Нуклеарная семья, состоя­щая из трех или только трех внутрисемейных позиций (муж-отец, жена-мать, дети-сыновья и братья, дочери и сестры), может быть двух типов:

Репродуктивная семья — состоящая из родителей и несовершеннолетних детей; и ориентационная семья — ро­дительская семья, из которой вышли взрослые дети, имею­щие свои репродуктивные семьи. Расширенная семья, со­стоящая более, чем из трех вышеназванных позиций (если, например, добавляются тесть-теща, свекор-свекровь, братья и сестры с их супругами и детьми, братья и сестры самих супругов и т.д.), имеет несколько разновидностей.

Схема 1.

Схема нуклеарных семей (ориетационной и репродуктивной) и расширенной семьи (моногамной и патрилокальной)

                       
        Ориентацж ОТЕЦ^ СЕСТРЫ^: энная W семья УТЬ    
    ЖЕНЫ,^, БРАТЬЯ ^     эго СУПРУНА)
    БРАТЬЕВ.? СЫНОВЬЯ ДОЧЕРИ^     ^ ^СЫНОВЬЯ ДОЧЕРИ .
    Реп родукт ивная семья т
        PAfIITMDPI нт-ГАа ГРМГ >я ———————

 

Линеальная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия). Стержневая семья возникает, когда вместе с ро­дителями остается кто-то один из всех детей со своей семьей (сельские регионы Европы). Полная расширенная семья

-on

формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними (Китай).

Расширенная семья всей своей структурой обнаружива- • ет, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нукле-арные семьи именуются супружескими, а расширенные — кровнородственными.

Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями — не­полными (прежде эти семьи в основном были семьями вдов, ' ныне они итог чаще всего развода).

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи — это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди де­тей двоих детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья — это семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго груп­повыми, т.к. первичногрупповые отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населе­ния (демографической) — чтобы предшествующие поколе­ния замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть — трехдетных, 20% — четырехдетных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и однодетных. Реальная струк­тура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей — границы просто­го воспроизводства населения — и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., соответствует в среднем 1,59 детей на семью. Это означа­ет чрезмерное преобладание малодетных семей с 1—2 деть­ми до 1 б лет — таковых в РФ примерно 90 %. Многодетных семей с 5 и более детьми — где детей намного больше для замещения поколений — меньше 1 %. Среднедетных семей с 3—4 детьми, где детей достаточно для слегка расширенно­го воспроизводства — около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с лишним раз меньше, чем следует, Среднедетных — в 5 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рожда­емость, обнажив процесс депопуляции, складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодет-ности и ускоренного роста смертности с середины 70-х го­дов.

Огромное разнообразие семейных стуктур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом изме­нения семьи во времени от старта к финишу семейной жиз­ни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цикла семьи». Возможно, слово «цикл» здесь неточно, т.к. только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социально-психологиче­ской целостности. Но в отличие от динамики взаимоотно­шений членов семьи, быстрых изменений состояний семей­ной атмосферы, термин цикл семейной жизни применим для характеристики повторяемости процессов, происходящих при последовательной смене стадий функционирования семьи.

Разработка схем семейного цикла представляет самосто­ятельную задачу социологии семьи ( на основе статистиче­ских данных о распространнености тех или иных этапов цикла в семейной структуре населения. См. схему 2).

Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. Се­годня нет статистических данных, позволяющих определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Поэтому даны приблизительные оценки. На схеме 2 указана идеаль­ная последовательность стадий цикла: например, при нали­чии лишь единственного ребенка отсутствует II стадия, смерть детей устраняет III и IV стадии, сводя весь цикл к неродительству. Чем больше в обществе доля семей, прохо­дящих все стадии цикла, чем дольше длятся II и III стадии, тем выше качество семейной жизни. Стадия репродуктив­ного родительства включает в себя репродуктивный цикл семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных событий охватывает последовательность

•коитус-зачатие-роды, и неполным, если цикл сводится к коитусу с успешным применением контрацепции, недопу­скающим зачатие либо роды. Семейный цикл может форми­роваться по разным основаниям: Ян Щепаньский (37; с. 146) выделяет при условии отсутствия развода три фазы: до рож­дения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепенного распада супружества. Другие ученые увеличивают число фаз, пытаясь совместить возрастной цикл с родительством. Учет возможных болез­ней, разлук, смертей, разводов и др. позволяет расширить и углубить картину различных семейных состояний и сконст­руировать исчерпывающую типологию семей, охватываю­щую все разновидности семей от старта до финиша семейной жизни.

Схема 2.

СХЕМА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ

    Стадии Стадия социал онного родить» изаци-пьства
Стадии семейно­го цикла бездетно­сти, пред-родитель-ство Стадия репро­дуктивного родительства    
Семейные события I 1 II 2 III 3

 

Стадия прароди­тельства

IV

я 1———         |     1 -     |
Заключе­ние брака     Рождение первенца     Рожде­ние по­     Вступле­ние в брак од­     Распад семьи из-за смер­
                следнего ребенка     ного из детей,     ти одно­го или
                        рождение первого вну-ка(чки)     обоих прароди­телей

 

 








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 397;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.