Социалъпые институты 18 страница

что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей щедрее, чем платят ей.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии, в особенности молодежи (но не только). Это своеобразный магнит. В зоне влияния «магнитных волн» престижного ста­туса создается особое социальное напряжение, сосредото­чиваются наиболее активные, подготовленные, амбициоз­ные Члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприя­тие, утверждение собственного «Я». Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другими твоего статуса. И последнее не менее, если не более значимо.

Статус оказывает немалое влияние на восприятие человека со стороны окружающих.

Один американский исследователь представлял учащимся не­скольких классов своего колледжа одного и того же мужчину. В одном классе этот мужчина был представлен как «студент из Кембриджа», во втором — как «лаборант», в третьем — как «преподаватель пси­хологии», в четвертом — как «доктор наук, доцент из Кембриджа», i последнем — как «профессор из Кембриджа». После того, как ино­странный гость ушел, студентов попросили максимально точно оце­нить его рост. Оказалось, что по мере своего подъема по лестниц/. академических званий гость неизменно «увеличивался и вроете», так 4mt последняя группа оценила его рост на 5 дюймов выше, чем первая. Межд тем рост преподавателя, который ходил вместе с гостем и звание кото­рого не менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково...

...Представьте, что перед Вами стоит небрежно, неаккуратно оде тый человек средних лет. Если Вам скажут, что это известный ученый -Вы его небрежность объясните занятостью, углубленностью в иссле дования. Если же представят как рядового инженера, то этот «роман тичсский» аргумент наверняка будет сменен на более жесткий...

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ КАК МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Социальные роли

...Когда нам становится известно, что такой-то являете:

студентом, мы достаточно быстро набрасываем штрихи eri социального портрета. Это — человек, наверное, достаточ но образованный, обладающий необходимой культурой кругозором. Для него характерен определенный тип взаи

стей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Учителя, к примеру, повсеместно долж­ны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано как с особым «ароматом» каждой культуры, так и конкретно с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко и его социальная роль это выражает. В других странах учитель — неудачник, интеллигент-черно­рабочий. Социальная роль ребенка как члена семьи в стра­нах, где развиты либеральные ценности, будет усматривать­ся в одном, в странах, где в регулировании отношений в семье, между поколениями доминируют патриархальные ценности — в другом.

* * *

ft

Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет во многом по-новому ос­мыслить социальную жизнь, установить научно-логически­ми способами механизмы подключения личности к слож­ным социальным образованиям. В умозрительных доктри­нах на одном полюсе стоит личность, точнее — общие рас­суждения о ее призвании, долге, месте в обществе, а на другом полюсе — класс, общество как некие монстры, не­известно как и откуда возникшие. Социальная роль как деиндивидуализированное описание черт личности, выпол­няющей определенные функции в системе социальных свя­зей, позволяет конкретно увидеть стыковку личности со сложными социальными образованиями. И в этом немалая заслуга социологической теории социальных ролей.

Вместе с тем, нас не покидает и определенное опасение:

не превращена ли личность в некоего робота, которому уготовано двигаться по заранее намеченной, проложенной колее — роли.

Ролевые конфликты

' Мы выше упомянули, что роль дает достаточно полное, выразительное, но все-таки не всеохватывающее описание черт личности. Следует иметь в виду, что роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли — перед своими коллегами, в третьей роли — перед подчинен-нами, в четвертой — как отец. Везде он остается директором завода — в этом его главный статус. Но во всех этих ролях, в том числе директора-отца, он выступает в новом ракурсе. Р.Мертон совокупность ролей, вытекающих из данного ста­туса, назвал ролевым набором. И если мы выше отмечали, что человек обладает сразу несколькими статусами, то ро­лей, которые он исполняет, бесконечное множество. Если же роль «привязана» к формализованному статусу, т.е. функ­циям, которые Вы исполняете в рамках формальных социаль­ных институтов, эта роль формализированная, наиболее стро­го регулируемая, контролируемая. Ролевой набор, как прави­ло, включает формальные и неформальные роли, завязанные на соответствующий статус. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной / степени и т.д., но и неформального определенного стиля взаи­моотношений, принятого в научной среде, манер и т.д.

Многообразие социальных ролей, выполняемых нашим современником, становится причиной, порождающей раз­личные явления индивидуальной жизни. Прежде всего от-i' метим, что каждая личность обладает лишь ей присущим

набором ролей, функций. Уникальность сочетания социаль-^ ных функций, ролей выступает как один из аспектов инди-( видуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

Во-вторых, и на этом в данном случае мы хотели бы остановиться подробнее, многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности. Ролевые конфликты лич-I ности вызываются рядом конкретных причин и приобрета-(!'> ют различную социальную и психологическую форму. Но '1 во всех случаях — это одна из главных причин, определяю-

т-» л

1 ^ - Тй^О

щих драматизм, а подчас даже и трагизм жизни нашего современника.

Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов.

1. Внутриролевои конфликт между функциональной це­лесообразностью ролевых предписаний и социокультурных ролевых ожидании. Ярким примером этого внутриролевого конфликта является тот, в атмосфере которого выросли все поколения отечественных обществоведов последних 70 лет. Для всякой науки функционально целесообразно, чтобы люди, занятые в ней, занимали рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось — это стало социокультурным образцом и безусловным требованием, которое строго контролировалось , — оправдание сущест­вующего положения вещей, одобрения и пропаганды ре­зультатов деятельности политической элиты, что наклады­вало на весь облик обществоведа определенный отпечаток.

Конфликт между функциональной целесообразностью и социокультурными'образцами социальной роли может быть решен по-разному. В нашем случае социокультурные ценности, требования, поддерживаемые всей мощью госу­дарственной машины, взяли безусловный верх. В результате за малым исключением общественная наука как средство рационально-критического познания социальной жизни фактически была сведена на нет.

2. Конфликт, вызванный различиями в трактовке соци­альной роли личностью и окружающими (обществом)'. Он может быть вызван сменой социокультурной среды лично­стью. Даже смена кафедры преподавателем в границах од­ного и того же города может породить определенную напря­женность, ощущение «чужака» и т.д. Глубинные конфликты возникают по вопросам более масштабным, когда речь идет об осознанном неприятии личностью тех или иных стандар­тов поведения, поддерживаемых обществом, государством. Здесь ярким примером может служить личность ученого, гражданина и демократа А.Д.Сахарова.

3. Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные тре-

бования к выпонению личностью одной и той же р Нередко от женщины-работницы начальник ждет вью самоотдачи на работе, а муж, дети — низкой самоотда1 работе, с тем, чтобы больше сил и времени уделять сем

4. Этот же пример справедлив для описания и еще од конфликта: различные субъекты по-разному оцени) значимость одной и той же роли.

5. Традиционным для социологии является анализ фликта между ролями. Очень часто возникает hccootbi вие между ролью «заботливого отца, хорошего семьян и «влюбленного в свое дело ученого, самоотвержен исследователя». Укажем, что и та, и другая роль «вып< ваны» обществом, столкновение произошло по при противоречий между самими стандартами, но они не во кали до тех пор, пока не пересеклись в конкретной личн<

Ориентация на две при синхронизации противореча друг другу социальные роли ведет к внутренней борьбе ности, ее раздвоению и т.д. Конкретно это раздвоение mi проявляться по-разному: наш ученый стремится больш ниматься детьми, а реально не уделяет им должного вн ния из-за занятости научными исследованиями. В этом чае конфликт ролей проявляется как противоречие м< намерениями (а может быть и заявлениями, словам реальным поведением. Межролевой конфликт может явиться и в непоследовательности поведения личности. I ном случае, когда наш герой не занят наукой, он — заботл! отец. А в других — этот же человек может удивить а безразличием и бессердечием в отношении к своему ребе

В этом отношении характерны результаты известногоэкс мента Липьера, который путешествовал с двумя студентам танцами по США о 1934 году. Они посетили 252 отеля и почти ai случаях (за исключением одного) встретили ч чих нормальный /т, соответствующий стандартам сервиса. П осле завершения пуп ствия (спустя два года) Лапьер обратился а 251 отель с письме которых содержалась просьба ответить, может ли он чадея вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопроаожденш же двух студентов-китайцев. Ответ пришел из 128 отелей, щ только в одном содержалось согласие, в S2% случаев был от> остальных — уклончивые формулировки. На наш взгляд, данный мер свидетельствует в том числе и о межродовом конфликте. хождении между социальной ролью хозяине! приличной гостинш

которой ни к чему селиться «желтым») и социальной ролью умелого, не упускающего своей выгоды предпринимателя.

Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. За каждым из этих мотивов стоит представление о желательном, одобряемом образце выполнения тех или иных социальных функции. «Надо уделять больше времени семье» — это мотив, связанный с социальной ролью добро­порядочного отца, семьянина. «Надо уклоняться от каких-либо дел с желтыми» — это мотив, связанный с социальной ролью добропорядочного хозяина приличной гостиницы. Возникла ситуация, когда важнее оказалась ориентация на активного, не упускающего своего шанса предпринимателя — и китайцы были поселены в гостинице.

Мы подошли к важному умозаключению: в конфликте ролей берет верх та, которая в данной ситуации весомее для индивида. Другими словами, роли как и статусы иерархи-зированы. Данная иерархия,— детище общества, приня­тых в обществе предпочтений: что более, а что менее важ­но. Но каждый из нас сам выстраивает пирамиду своих предпочтений.

Социальные роли и поведение личности

Функции, статус и социальные роли образуют своеоб­разный стыковочный механизм, благодаря которому каж­дый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры, свойств. Мы подошли к осмысле­нию одной из главных проблем социологии личности.

В какой мере общество способно влиять на личность, насколько общество обусловливает внутренний мир лично­сти, ее желания, стремления и т.д. Может быть, не зря говорят, что общество «продавливает» в личности независи­мо от ее желания то, что ему (обществу) необходимо? Так ли это на самом деле? А может быть, правы те, кто считает, что личность «хитрит», она выбирает те варианты ролевого поведения, которые позволяют добиться преимуществ, ус­пехов в данной социальной среде? Может быть личность становится такой, какой желало бы общество лишь в той

мере, в какой это не препятствует достижению лично< собственных желаний, целей?

Итак, нам предстоит решить два вопроса: 1) обусло вает ли общество личность, ее поведение, ценностные ентации, нормы и как обусловливает; 2) насколько авто! на, независима личность от конкретных социальных у вий и в чем это конкретно проявляется.

Попробуем ответить на эти вопросы, проведя ан взаимодействия личности и ролевых стандартов, обра поведения.

Расскажем о заменитом в социологии и социальной психо. «Тюремном эксперименте» Филиппа Зимбардо, известного амер ского исследователя. Однажды в газете города Стэнфорда, где р ложен один из лучших университетов, появилось объявление:

психолического исследования тюремной жизни требуются муж' студенты. Продолжительность работы — I—2 недели, плата долларов в день». С помощью тестов были отобраны 24 студ. здоровые, интеллектуально развитые, не имевшие в прошлом о ни преступности, ни наркомании, ни психологических отклони

С помощью жребия их поделили на «заключенных» и «miopt ков». Стэнфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, ар вала «заключенных» и доставила их в наручниках в «тюрьму», < дованную в одном из помещений университета. «Тюремщики» рс. их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали mi ную одежду и разместили по «камерам». «Тюремщики» не пол подобных инструкций, им было лишь сказано, что они должны i ситься к делу серьезно, поддерживать порядок и добиваться пос ния «заключенных».

В первый день опыта атмосфера была сравнительно вес< дружеская, молодые люди только входили в свои роли и не прин ихвсерьез. Ио уже на второй день обстановка изменилась. «Закл ные» предприняли попытку бунта: сорвав с себя тюремные ко. они забаррикадировали двери и стали оскорблять охрану. «Тюр' ки» в ответ применили силу, зачинщики были брошены в карие) разобщило «заключенных» и сплотило «тюремщиков». Роли исполняться (точнее выполняться) всерьез. «Заключенные» ствовали себя одинокими, угнетенными, подавленными. Неко! «тюремщики» начали не только наслаждаться властью, но употребляли ею. Их обращение с «заключенными» стало грубы зывающим. Один из «тюремщиков» день ото дня «свирепел». J тый день эксперимента он швырнул тарелку с сосисками в лш ключенному», отказавшемуся есть. «Я ненавидел себя за mi заставляю его есть, но еще больше я ненавидел его за то, что ест», — сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент бь,

кращен. Вес были травмированы. Выступая перед законодателями штата Калифорния, Ф.Зимбардо. обобщая свои эксперименты, зая­вил, что индивидуальное поведение гораздо больше зависит от внеш­них социальных условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», черты личности, сила воли.

Результаты этого оригинального и в чем-то даже печаль­ного эксперимента (согласитесь, это печально, что хороших и простых парней удалось так быстро превратить в озлоб­ленную массу, конфликтующую по всем законам традици­онной тюрьмы массу) — многозначны. Но одно в них бро­сается в глаза: функциональная целесообразность (необхо­димость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных) плюс социокультурные традиции, как следу­ет вести себя тюремщику и заключенному, иначе говоря, ролевые стандарты и ожидания — обусловили вполне ти­пичное и легко узнаваемое поведение сторон. Хорошие, добрые ребята оказались в тисках социальных ролей.

Мы уже указывали, что влияние среды — это в том числе влияние определенной социокультурной обстановки, вклю­чая традиции, принятые нормы поведения. Культурные стандарты той или иной социальной роли существенно ска­зываются на поведении конкретной личности в данном об­ществе.

В любом обществе выполнение определенных функций требует послушания. Обратим внимание на результаты экс­перимента С.Милгрэма по поводу того, насколько испыту­емый (выступающий в качестве «учителя») будет подчи­няться требованию усиливать наказание «ученику», несмот­ря на то, что последний жалуется, выражает протест, стра­дания (которого он на самом деле не испытывал, но «учи­тель» об этом не знал). Для нас важно в данном случае то, что этот эксперимент был проведен в университетах разных стран. Так, для 60% «учителей-американцев послушание оказалось значительно сильнее милосердия, они усиливали наказание ученику, несмотря на его просьбы. В Риме, Авс­тралии показатели оказались еще выше. А в Мюнхене соста­вили 85% (!) испытуемых. Кстати, не дает ли последний факт достаточно оснований, чтобы вспомнить о дисципли­нированности как немецком социокультурном образце по­ведения.

В связи с последним замечанием обратим внимание и на крос-скультурное исследование «застенчивости», проведенное Ф.Зимбардо на основе самооценок молодых людей в возрасте 20—21 года. Изуча­лись американские студенты, японцы, американцы азиатского проис­хождения, тайваньцы, немцы, мексиканцы, израильтяне, американ­цы еврейского происхождения. Сочли, чтп для них и ныне характерна застенчивость, 60% опрошенных японце». 55% — тайваньцев, 50% — немцев, 48% — американцев азиатского происхождения, 42% — опро­шенных американских студентов, 39% —мексиканцев, 31% — изра­ильтян, 24% — американцу еврейского происхождения.

При анализе всех этих результатов мы хотели бы обра­тить внимание прежде всего на два момента, которые в данном случае нас интересуют (хота результаты экспери­ментов и Ф.Зимбардо, и С.Милгрэма дают основания для осмысления многих научных проблем).

Первое. Личность достаточно «отзывчиво» реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе, ожидания от нее. Второе. Обращает на себя внимание социокультурная определенность этих стандартов.

Следует отметить и еще один момент, свидетельствую­щий о воздействии общества на личность. Точнее напомнить — мы рассматривали его при анализе социальных общностей. Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в данной общно­сти нормам, ожиданиям. Войдя в общность, пользуясь теми преимуществами, которые она предоставляет, ты обязан платить солидарностью и даже в определенной степени идентичностью своего духовного мира. Насколько широки требования по поводу идентичности, зависит от широты и значимости набора ролей, который в рамках этой общности тобою реализуется. Ты должен себ? вести так, как в этой общности принято, ты должен выполнять свою роль в об­щности, так как от тебя ждут. Причем, в зависимости от а) сплоченности социальной общности, б) наличия жестких регламентов поведения обязывающая сила воздействия со­циальной общности будет различна.

Каковы же механизмы обусловливания социальной сре­дой поведения конкретной личности, рассмотренные в кон­тексте ролевой теории?

Механизм отбора. Для осуществления тех или иных функции личность должна обладать определенными способ­ностями, уровнем подготовки, биопсихическими качества­ми. Не любая личность может рассчитывать на ту или иную социальную роль. В обществе, где сложились элементы со­словной организации (как в явной, так и в неявной форме), могут быть требования и по социальному, национальному происхождению.

а) Это ведет к тому, что еще до «воспитания» носителя роли, социальная среда отбирает в круг исполнителей того или иного статуса людей с определенными свойствами, ка­чествами. Яркий пример тому эмоциональность артистиче­ской среды. Отбор свойств в свою очередь может оказывать обратное воздействие на саму трактовку данной социальной роли как нормы. Офицерство в царской России формирова­лось в подавляющем большинстве из представителей дво­рянства. Соответственно, аристократизм поведения (в том числе, «рыцарство» и т.д.) становился нормой для социаль­ной роли офицера. Хотя, наверняка, функционально эта черта ролевого поведения не была остро необходима. По­слереволюционный офицерский корпус имел совершенно противоположный принцип отбора (из рабочих и крестьян). Соответственно, изменились и отдельные нормы офицер­ского поведения.

б) В различных ситуациях принципы отбора могут уточ­няться. В особенности, когда речь идет об отборе для выдви­жения. Так, в условиях глубоких перемен общества требу­ются люди прежде всего решительные, энергичные, способ­ные идти на обострение ситуации.

в) Следует в этой связи обратить внимание и на эффект углубления качеств, которые позволили человеку занять ту или иную статусную позицию. Систематическое выполне­ние социальной роли совершенствует соответствующие ка­чества личности. Ведь регулярно повторяются, возобновля­ются ситуации, в которых они реализуются. Молодой чело­век выбрал себе стезю ученого. Его способности на этапе выбора могли бы быть применены и в других областях дея­тельности, например государственного управления. Но то ли случайно, то ли вполне осознанно сделав этот выбор, он

т\Г

углубил в себе именно те качества и способности, которые нужны ученому. И через несколько лет для него потреби ность в самореализации станет важней, чем потребность в занятии определенной властной должности, постоянная не­удовлетворенность, скорее всего, станет чертой характера, а инстинкт власти будет угасать.

Механизм предписывания. Социальная среда через об­разец выполнения социальной роли функционально и соц-иокультурно предписывает личности тот стандартный набор прежде всего моральных, трудовых и т.д. качеств, которыми она должна обладать, которым должна соответствовать. Данные предписания могут выступать как в виде жестко фиксированных требований (воинский устав), так и в виде своеобразных пожеланий к личности. В системе формали­зованных социальных институтов есть те формальные тре­бования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в условиях армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий предписанию, и контроль за их выполнением. Соответствуя в полной мере этим предписаниям, личность получает до­статочно высокую вероятность эффективного решения сво­их целей, ощутимее гарантии того, что она получит возда­яние, признание, материальное вознаграждение, кадровое продвижение.

Механизм контроля. Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения тех или иных ро­лей, не только предписывают (предлагают) им образцы со­ответствующего ролевого поведения, но и контролируют, чтобы тот, кто взял на себя ту или иную роль, исполнял ее в соответствии с определенными ролевыми нормами. Жес­ткость социального ролевого контроля зависит от того: а) насколько формализована роль (военные, работники пра­воохранительных органов); б) насколько важен тот или иной компонент ролевого поведения. Так, дружба всегда реализуется через неформализованные социальные роли. Согласитесь, санкции здесь достаточно условны, кроме од­ной — резкий разрыв связи. К ней люди прибегают, пожа­луй, в одном случае — в случае предательства, что никак не совместимо с дружбой.

74t

Следовательно, речь идет о том, что индивидуальность личности, неповторимость ее духовного мира порождена многократным переходом, сопряжением врожденных осо­бенностей темперамента, интеллекта, воображения и соци­альных условий. Энергичный выбирает себе жизненный путь, который развивает в нем определенные качества, по­зволяет накопить неповторимый жизненный опыт, углубля­ет к тому же его врожденные способности и т.д. Наблюда­тельный стремится с малых лет понять жизнь, развивает в себе социальное мышление, что вовлекает его в ситуации, в которых развивается и закрепляется его наблюдательность. В результате неоднократных взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные обра­зования, конструкты, в которых срослись генетическое сво­еобразие и социальное качество личности.

Наука в ходе постижения проблемы индивидуальности обращает внимание и на другие аспекты. Так, рассматривая социальные роли, мы отмечали, что личность выполняет огромное множество социальных ролей. Вместе с тем, сле­дует иметь в виду, что каждый индивид обладает неповтори­мым сочетанием, набором этих деиндивидуализированных ролей, что в свою очередь означает: к уникальности темпе­рамента, интеллекта и т.п. добавляется неповторимость со­циальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, соци­альных переживаний.

Реальная духовная жизнь личности, образы, идеи, кото­рые ее наполняют, представляет собой взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир не прямо отражается в сознании, он прелом­ляется в специфических, уникальных структурах данной личности, порождается единством типичного и неповтори­мого в личности.

Раздел VI!

ОБЩЕСТВО

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО'

В нашем языке термин «общество» используется для обозначения самых различных реалий. Друзья собираются вместе, и можно услышать восклицание: «Как приятно про­вести время в нашем обществе!» Поклонники художествен­ной литературы создают общество книголюбов. Акционеры компании также называют себя обществом. В каждом из перечисленных случаев обществом называется определен­ная совокупность людей, объединенных конкретными инте­ресами, либо взаимными симпатиями, либо видом деятель­ности.

В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение. И как отмечал Г.Зиммель, оно имеет смысл очевидно только в том случае, если так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных лю­дей.

По каким признакам можно судить об обществе? Ранее говорилось о взаимодействии индивидов, о складывающих­ся между ними взаимосвязях и отношениях. Если попытать­ся нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодей­ствия, резко ослабевающего на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных свя­зей будет ничем иным, как графическим изображением раз­личных обществ. Общество — это сгусток связей и взаимо­действий, сложившихся между людьми.

Первым призаком общества называют обычно террито­рию, на которой происходит консолидация социальных свя­зей. Наша планета предоставила возможность многим об-щностям найти свою экологическую нишу для обеспечения удовлетворения витальных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты,

17 - 2659

обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. Территория — это основа соци­ального пространства, в котором складываются, развивают­ся отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую ин­тенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчи­вость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в «коллективном сознании», в наличии общей во­ли, препятсвующей развитию губительной силы человече­ского эгоизма. Р.Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого инди­вида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э.Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

Видимо, нельзя однозначно определить факторы устой­чивости общества. На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаи­модействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. Ф.Теннис назвал общество, базиру­ющееся на таких принципах, общиной.

.Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межлично­стного взаимодействия. Главным стабилизирующим факто­ром становятся социальные структуры. Под структурой в социологии понимаютя устойчивые социальные образова­ния, связи, отношения. Это могут быть социальные инсти­туты, социальные роли, общности. Их отличительной осо­бенностью является функциональная целесообразность, то есть выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная независимость от персонального состава ис­полнителей. Иными словами, институт собственности или

государства, социальная группа интеллигеции или профес­сиональная роль судьи существует в обществе постоянно или на протяжении длительного периода, хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование этих структур, могут сменяться неоднократно.

Социальные структуры возникают не моментально и не на пустом месте. Они — результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Они — результат целерационального отбора оптимальных прин­ципов и норм регулирования совместной жизни, позволяю­щих индивидам наиболее эффективно решать свои собст­венные задачи, достигать свои личные цели. Так, процесс становления государственности у всех народов растянулся на многие столетия, прежде чем принял очертания сложив­шихся институциональных структур, способных выполнять регулятивно-мобилизующую функцию.

Общество обретает устойчивость благодаря прежде все­го таким свойствам социальных структур, как их относи­тельное постоянство и функциональная целесообразность. Каждая структура регламентирует и воспроизводит опреде­ленные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт денег регулирует товарообмен, институт семьи — брачные отношения, социально-профессиональные общности под­держивают разделение труда. Все в совокупности они обес­печивают преемственность, без которой невозможно восп­роизводство социальных связей.








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 558;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.