Социалъпые институты 15 страница

традиции былых времен, сегодня оно используется в доку­ментах, юридических актах, названиях учреждений и т.д. В этом случае многие явления социальной жизни ( в частно­сти, политика, экономические отношения, институты), не рассматриваются как формы социальных связей и выпадают за границы социальной жизни. В нашей работе в этом кон­тексте термин социальное не используется.

Во втором случае слова «социальное» и «общественное» используются как полностью идентичные. Конечно, обще­ство — высшее образование, детище социального. Только в обществе как целостности социальное как особое свойство приобретает наиболее развитые формы. Но социальное ши­ре общественного. Поэтому для обозначения процессов, явлений, эффектов, возникающих лишь в рамках всего об­щества, мы используем термин «общественный» (в научной литературе есть его аналог — социетальный).

Мы применяем термин социальное в третьем — в самом широком смысле слова, как качественно новое, особое, спе­цифическое для человека свойство жизнедеятельности. Оно пронизывает все явления особого (социального) состояния жизни, как его элементарные формы (мотив социального действия), так и сложные системы (культура как целост­ность) , как отдельные (социальные) действия, так и разви­тые (социальные) институты.

Итак, мы подошли к вопросу о том, как социализирован­ные начала человеческой жизни, синтезируясь, порождают живую ткань социальной действительности.

В центре нашего внимания в следующем разделе — базисныед^лементы социальной жизни, которые существу­ют, проявляются во всех сферах человеческой жизни.

Раздел IV

БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1. Социальное действие

Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоте птичьего полета, перед нами откроется картина, до бол1 напоминающая муравейник: одни куда-то спешат, друпк трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т.д. Все что-т( делают, суетятся, постоянно входят в различные контакть и т.д. Что же является тем исходным элементом, своеобраз­ным далее неделимым атомом этой живой социальной ре­альности? Социальное действие. В нем как в зародыше содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, характерные для социальной действительности. Не случайно выдающиеся классики социологии М.Вебер и Т.Парсонс, несмотря на различия в подходах, уделили пер­воочередное внимание в своих социологических доктринах именно действию (М.Вебер — социальному действию, Т.Парсонс — единичному действию).

АНАТОМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

/

«Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано, — соглас­но М.Веберу, — на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мера­ми защиты от грядущей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей». (3, с.625)

Социальное действие синтезирует в себе, и это следует из вышеприведенного определения: а) момент действия; б) момент ориентации на другого.

Несколько слов о человеческом действии как таковом. Оно побуждаемо определенной потребностью человека, ко­торая приобретает форму идеальной цели. Здесь внутрен­ний импульс действия, его энергетический источник. Неу­довлетворенность, выступающая в различных формах (го­лод, моральный дискомфорт, творческое беспокойство, тре­вога и т. д.), есть свидетельство противоречия между тем, что необходимо человеку, и тем, чем он обладает, имеет в наличии в данный конкретной среде. Неудовлетворенность побуждает к целенаправленному действию. Цель — это ожидаемый результат, в котором потребность должна найти свое разрешение, неудовлетворенность снята. В результате действия цель достигается, наступает момент равновесия Деятеля, его потребностей и внешней среды.

Используя идеи Т.Парсонса, разведем а) Деятеля с его потребностями, целями; б) «ситуацию» как совокупность конкретных условий, обстоятельств среды, в которой дейст­вует деятель и в) «ориентацию Деятеля на «ситуацию», благодаря которой вырабатывается конкретный план реали­зации потребности, цели.

Деятель (будь то индивид или группа) выделяет в конк­ретной ситуации различные объекты по их значимости для достижения цели, различает полезные или вредные для себя элементы ситуации, определяет, что требует первоочеред­ного внимания, а что может быть рассмотрено как второсте­пенное, анализирует, что произойдет, если начать процесс целедостижения тотчас или отложить его на определенный срок и т.д.

Все эти «взвешивания» вариантов, шансов характерны для любого человеческого действия. Но мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда Деятель, ориен­тируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию дру­гих людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учиты­вает, будут способствовать или препятствовать его действи­ям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого, какой вариант действий следует избрать.

Не всякое человеческое действие, следовательно, есть действие социальное. Ибо достижение не всякой цели пред­полагает ориентацию на других людей.

Так, ученый естествоиспытатель стремится реализовать науч­но-познавательную цель. Он знает, какова научно-познавательная ситуация, то есть, что известно об изучаемом феномене, а что является еще предметом споров, дискуссий. Исходя из этого, он вы­рабатывает план решения сугубо научной задачи, выдвигая гипотезу, пути ее доказательств. Здесь мы, как и во всех случаях, когда идет речь толькоо взаимоотношениях (в данном случае познавательных) человека с природой, не имеем социальных действий. Конечно, способ­ность человека ставить научную цель, решать ее является продук­том социального развития. Поиск ученого базируете я на научном фун­даменте, созданном предшествующими поколениями, и не только ученых. Каждая формула, технология — это есть социальный про­дукт. И в этом смысле, исследуя природу, ученый смотрит на нее глязами всего общества, и прежде всего сообщества ученых, взятого в историческом протяжении. Но в данный, конкретный момент, в ходе решения сугубо познавательной задачи, сам поиск ученого не ест ь социальное действие. Другое дело, что в процессе решения познава­тельной задачи у него возникает потребность в создании наиболее благоприятных условий для этого: получить признание коллег, пре­одолеть возможные препятствия со стороны других. Вот здесь-то мы имеем дело уже с наукой как системой взаимодействия людей. Соответственно, действия ученого по упреждению возможных пре­пятствий со стороны других, обеспечению признания своего дости­жения в сообществе ученых — это уже социальные действия^

Таким образом, человеческое действие тогда приобре­тает характер социального действия, когда оно ориентиро­вано на других, когда оно предполагает прямое или опосре­дованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, эта ориентация может осуществляться как на конкретное лицо, так и на группу своих знакомых, незнакомых (поведение в автобусе); на сообщество, членом которого он является (коллектив, нация), или на все общество; может иметь в виду как прошлое (месть), так и настоящее или ожидаемое будущее (упреждающие действия).

Означает ли сказанное, что всякое столкновение людей есть социальное действие? Нет, не всегда. Представим жи­тейскую ситуацию, как бы зафиксированную в кадрах ки­нопленки. Кадр первый: прохожего обрызгала из лужи ма­шина; кадр второй: прохожий в сердцах (или вслух)проклял водителя за то, что он игппг.тч.. г. о-/.. ..».....". -----

третий: водитель, увидев, что он не умышленно натворил, останавливает машину, выходит из машины, намереваясь извиниться перед прохожим. Кадр четвертый: между прохо­жим и водителем состоялся небольшой обмен любезностя­ми. Кадр первый — в действии водителя нет социального действия (если он не умышленно сделал это). Кадр второй — прохожий совершил социальное действие. Кадр третий — водитель совершил социальное действие. Кадр четвертый — и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт.

И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М.Вебер. ...Внезапно пошел дождь, прохожие все открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне, казалось бы, что прохожие сговорились, или открыли зонты по команде.

В социальном действии как в капле отражаются основ­ные проблемы социальной жизни и, следовательно, соц­иологии. Какие проблемы, на какой вариант их решения указывает анализ социального действия? Это, на наш взгляд, проблема потребностей как источника социального развития и проблема мотивации как смыслообразующего начала деятельности. Рассмотрим их последовательно.

Ориентация на других возникает как важнейшее средст­во, условие удовлетворения потребностей Деятеля, реали­зации его жизненных целей. Необходимо различать потреб-ностно-целевые моменты деятельности и инструментально-социальные условия, средства их достижения. Крайняя за­труднительность (а для современного человека невозмож­ность) удовлетворения своих потребностей без взаимодей­ствия с другими фактически принуждает Деятеля к учету интересов других, возможной их реакции на его действия. Иначе — хаос, который вреден всем. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств — своеобразная плата, которую Деятель должен платить за спокойные, надежные цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.

Вместе с тем, модель социального действия позволяет выявить качественный критерий эффективности организа­ции социальных связей. Этот критерий в том, насколько данный акт взаимодействия (и шире — система социальных связей) обеспечивает удовлетворение потребностей, дости­жение целей Деятеля. Не будем заранее обвинять Деятеля в

индивидуализме. Как мы покажем чуть ниже, индивидуа­лизм — это крайняя и в общем-то нежизнеспособная форма мотивации. В том случае социальная среда, конкретные свя­зи с людьми могут быть признаны Деятелем разумными, если они позволяют удовлетворять потребности (безраз­лично какие, — витальные, нравственные и т.д.), реализо­вать его цели. Если данная сеть взаимосвязей не позволяет этого достичь, формируется неудовлетворенность, побуж­дающая к перестройке данной системы социальных связей. Изменение социальных связей может ограничиться незна­чительными корректировками, а может потребовать и кар­динальных изменений всей системы связей.

... Китайские студенты, выйдя на площадь Тяньаньмэнь, стреми­лись реализовать политические цели, связанные с потребностями личной свободы и т.д. Побудило их к пересмотру традиционных кон­фуцианских принципов социальной жизни с их подчинением власть предержащим сравнение своей жизни с жизнью граждан демократиче­ских стран, что породило неудовлетворенность своим положением, вызвав активные действия.

Возьмем нашу страну, где мы, побуждаемые стремлением повы­сить уровень жизни, добиться большей свободы и т.д., вначале стре­мились изменить систему социальных связей, не проводя ее коренного преобразования. Но когда выяснили, что, видимо, попытки решить эти проблемы в рамках сохранения социалистических принципов не дадут искомого результата, в обществе стали нарастать настрое­ния в пользу более радикального изменения системы общественных отношений, которые у нас и происходят.

В данном случае для нас важно проанализировать самую основу социального действия как некоего идеального типа, элиминируясь (отвлекаясь, забывая) от регуляторов, кри­териев, по каким Деятель будет взвешивать пользу и вред, от влияния культурных традиций на восприятие того, что такое добро, а что такое зло. Все это нас ждет впереди: при рассмотрении социальных связей и взаимодействии,регуля­ции прямых и опосредованных социальных связей, культу­ры, источников ее развития и т.д. Сейчас же речь идет лишь об анализе некоего идеального первокирпичика социальной жизни — элементарном социальном действии.

Человек наиболее значимые поступки совершает осмыс­ленно. Это в наибольшей мере касается социальных дейст­вий. Поэтому понимание социальных действий (как инди­вида, так и группы людей) невозможно без учета мотива­ции, того внутреннего идеального смысла, который вклады­вает Деятель в свои усилия.

Мотивация социального действия содержит в себе два начала: — индивидуальную цель, воспроизводящую по­требность человека (в данном случае безразлично, идет ли речь о потребности в еде, или в образовании, потребности в утверждении собственного достоинства, чести );

— ориентацию на другого, «ожидание», учитывающее возможную ответную реакцию окружающих.

Соответственно индивидуальная «цель» и «ориентация на другого» в своем синтезе образуют мотив социального действия.

К примеру, научный-работник хотел бы удовлетворить свою по­требность в расширении научных исследований. Индивидуальная цель ясна. Но нет необходимых материальных возможностей, нужна под­держка руководства и т.д. Что предпримет ученый, каков смысл его действий — убедить своих руководителей в перспективности этого направления, а сегодня, скорее всего, еще и поискать спонсора и т.д.

Другими словами мотив социального действия представ­ляет собой индивидуальную цель, осмысленную сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий. Следо­вательно, конкретное содержание, направленность мотива будет определяться тем, как эти два начала будут соотно­ситься, взаимодействовать.

Т.Парсонс выделил так называемые типовые перемен­ные действия — систему основных ориентации, «срабатыва­ющих» в процессе выбора варианта действия. Это пары, характеризующие возможности альтернативного выбора, в частности, между:

(1) — действием исключительно в собственных интере­сах или необходимостью учета в своем поведении потреб­ностей коллектива («ориентация на себя — ориентация на коллектив»);

(2) — стремлением к удовлетворению непосредствен­ных, сиюминутных потребностей или отказом от последних ради перспективных и важных целей;

(3) — ориентация на социальные характеристики дру­гого индивида или имманентно ему присущие качества (пол, возраст, внешний вид);

(4) — подчинением индивидом своего поведения како­му-то общему правилу или учетом специфических момен­тов данной ситуации; и т.д.

Достаточно скрупулезно выделенные Т.Парсонсом ос­новные альтернативы (в реальной жизни их значительно больше) свидетельствуют о многомерности мотивации кон­кретного социального действия, о том, какое многообразие ракурсов анализа путей достижения цели в конкретных со­циальных условиях сплетается подчас в одном элементар­ном мотиве.

Вернемся к научному работнику, желающему продолжить свои исследования... Он пришел к директору своего НИИ. Как поведет себя директор? С одной стороны, он знает, что средств для продолжения исследований а институте крайне мало (тем более в современных условиях), только бы продержаться, сохранить людей, с другой сто роны, он знает, что данное направление перспективно, а у сидящего напротив ученого есть неплохие заделы, первые результаты (2 аль­тернатива}. Вместе с тем, директор испытывает к этому ученому личную неприязнь, поэтому, хотя достаточно высокий статус науч­ногоработника (доктор наук и т.д.) позволяет ему рассчитывать на развитие исследований, но, ... (3 альтернатива). Однако, стоит ли обращать внимание наличную неприязнь и обиду, если эти исследова­ния могут наверняка принести НИИ успех, признание ( 1 альтерна­тива)...

Каждая из предложенных альтернатив, как видим, вно­сит свою лепту в мучительный выбор мотива. В конкретный мотив, как в воронку, сливаются и иерархия ценностей, и интеллектуально-культурная готовность личности анализи­ровать ситуацию. Сказываются и особенности темперамен­та личности, его ригидность (непреклонность, упрямство), волевые качества, эмоциональная близость к данному чело­веку и т.д.

Борьба мотивов — так называют социологи ситуацию, аналогичную нами обрисованной, — порождает достаточно острые, чаще всего, невидимые со стороны внутренние пе-

реживания личности. В данном случае нам важно обратить внимание на то, в каких многообразных аспектах, ярусах может проявляться альтернатива на достижение личной це­ли и ориентации на другого, изначально определяющая внутреннюю драму мотивационной сферы личности. И раз­работать какую-либо формулу, по которой можно было бы рассчитать выбор мотива данной личностью в данной конк­ретной ситуации, — скорее всего невозможно. Но в целом, если брать целостную систему действий, определенная на­правленность конкретной личности прослеживается.

Непредсказуемость поведения личности имеет свои гра­ницы. Она должна укладываться в рамки социальной целе­сообразности, не нарушать социальных связей. Иначе соци­альное лишилось бы едва ли не главного своего преимуще­ства — предсказуемость и выполнения человеком своих обязательств. Как удается столь подвижную систему, как мотивация, уложить в определенные рамки? Каковы соци­альные причины борьбы мотивов? Об этом разговор позже, при рассмотрении социальных ролей и ролевых конфликтов (Раздел VI).

В этом контексте остановимся на мотивации по основа­нию «ориентация на себя — ориентация на других». В самом огрубленном виде можно выделить: индивидуалистическую мотивацию (как в ее крайних, так и в более сдержанных вариантах) — гуманистическую мотивацию — альтруисти­ческую мотивацию (как в ее грубых, так и более мягких, сдержанных вариантах).

На выбор Деятелем конкретной мотивации влияет ряд обстоятельств. Сказывается влияние ситуации, нравствен­ной культуры конкретной личности и принятая в данном обществе, культуре система ценностей, приоритетов. Роль последнего обстоятельства в том, что оно выступает по от­ношению к конкретной личности как фактор социализиру­ющий, в немалой степени определяющий поиск Деятелем путей решения своих индивидуальных целей, во многом определяет типичный для данного общества индивидуаль­ный выбор. Культуры могут различаться между собой, и подчас достаточно ощутимо, по поводу степени предпочти­тельности различных вариантов социальных действий выбо­

ра той или иной ориентации, о которых мы говорили выше. В данном случае мы лишь отметим, что в ходе исторического развития культур, социального отбора (селекции) крайние варианты, альтернативы «на себя — на коллектив» были отброшены. Они ведут или к хаосу в обществе, или к духов­ной, да и физической, гибели индивидуальности.

М.Вебер, сделавший столь существенный акцент на соц­иологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал внимание на другом ее аспекте — степени участия сознательных, рациональных элементов в этом про­цессе.

В основание классификации социальных действий было положено целерациональное действие. «Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель,^ средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам.., то есть действует во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не тради­ционно», т.е. не на основе той или иной традиции, привычки. (З.с.629),

Иначе говоря, целерациональное действие характеризу­ется ясным пониманием Деятелем того, чего он хочет до­биться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, эффективны. Все составляющие целерационального дейст­вия строятся на глубокой рефлексии сознания. Деятель рас­считывает возможные реакции окружающих, как и в какой . мере их можно использовать для своей цели и т.д.

Возможное противоречие между индивидуальной целью и ориентацией на другого может быть разрешено в целера-циональном действии самим Деятелем. Он сам соотносит цель и средства, просчитывает положительные или отрица­тельные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств.

Очевидны преимущества полностью осмысленных, про­считанных действий. В подобной мотивации в наиболее кон­центрированном виде проявляется все, на что способен ра­зум человека, освобожденного от чувств, пут предрассуд- ,. ков, внешнего принуждения, собственных привычек, слабо-

стей. И в этом просматривается мощный гуманистический потенциал социологических подходов М.Вебера.

Вместе с тем, надо быть реалистами, — это лишь идеаль­ная модель, играющая роль некоего образца, по степени достижения которого мы можем судить о разумности дейст­вий и поступков. В реальной же жизни встретиться с такого рода действиями удается отнюдь не часто.

Более массовым является ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, приня­тым в этом обществе ценностям, будь то в виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо рационально понятой цели, он строго ориентирован на вы­полнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие, по словам М.Вебера, всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повино­вении которым данный человек видит свой долг.

В этом случае сознание Деятеля не полностью раскре­пощено; принимая те или иные решения, он строго ориен­тируется на ценности,-принятые в обществе. В разрешении противоречий между личной целью и ориентацией на дру­гого он полностью полагается на принятые в обществе цен­ности, нормы.

Два других вида социальных действий — аффективное

и традиционное находятся на самой границе, а часто даже за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентиро­вано, т.е. действием, подлежащим социологическому анализу. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта. Оно харак­теризуется минимальными значениями рефлексии созна­ния, его отличает стремление к немедленному удовлетворе­нию страсти, жажды мести, влечения.

В традиционном действии также предельно минимизирована са­мостоятельная деятельность сознания. Оно осуществляется на ос­нове глубоко усвоенных социальных образцов поведения, норм. пере шедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на ис­тинность. R разряде традиционных действий может оказаться как «нравственно» привычное, что говорит о том, что самостоятель ное моральное сознание данного человека «не включено», он поступи ет «как все», «как принято испокон века», так и привычное в бытовом

смысле. В последнем случае мы имеем дело с самой распространенной и в общем-то естественной формой человеческих действий, состав­ляющих основу социальной жизни, ее привычный и естественный фон.

В реальной жизни встречаются все перечисленные виды социальных действий. Некоторые из них, в частности, тра­диционно-нравственные, вообще могут являться характер­ной, типичной для определенных слоев общества. Что каса­ется отдельной личности, то в ее жизни есть место и аффек­ту, и строгому расчету, традиционно привычному, и ориен­тации на свой долг перед товарищами, родителями. Отече­ством. При всей привлекательности и даже в чем-то роман­тической возвышенности целерационального действия, оно никогда не может и не должно быть чрезмерно распростра­ненным. Иначе будет во многом утрачена прелесть и много­образие, чувственная наполненность социальной жизни. Другое дело, что чем чаще при решении сложных, узловых проблем социальной жизни субъект будет целерационален, — тем выше вероятность, что личность (социальная группа, общество в целом) будет развиваться эффективно.

Вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия зависит от множества причин. В час­тности нередко, сказываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности конкретных ин­дивидов. Но если мы попытаемся понять причины массово­сти распространения того или иного типа мотивации, мы обнаружим, что очень многое зависит от общества, соц-иокультурной среды. Насколько они позволяют, стимули­руют целерациональное или традиционное действие, на­сколько они ограничивают, подавляют один тип поведения и стимулируют другой. Исторический опыт, накопленный человечеством хотя бы за последнее столетие, свидетельст­вует: человек всегда будет жить неодномерно, противоречи­во. Аффективное будет причудливо сочетаться с целераци-ональным, иррациональное с ценностно-рациональным и т.д. Но там, где существенно сужается сфера применения целерационального, наступает простор для мракобесия, ми­фов, тоталитаризма, устанавливается атмосфера безудерж­ного доверия и восхищения вождями, человеческий здравый смысл уходит в подполье.

* * *

Мотив действия, «смысл», который придает человек сво­им усилиям... Не они ли своеобразные архитекторы реаль­ной социальной действительности? Какой смысл усматрива­ет человек, какие ценности он утверждает в своей деятель­ности, такую реальность во многом он и творит. Конечно, не все, что замышляется нами, осуществляется. Причин тут немало. И прежде всего, нередко наши желания могут стол­кнуться с нежеланием других. Но жизнь в целом подвластна тому, чего люди хотят достичь, во что они верят, какой хотят сделать ее, в чем видят смысл своего бытия.

Вспомним С.Давыдова, героя шолоховской «Поднятой целины». Ведь действия этого отнюдь не полностью вымыш­ленного героя по раскулачиванию и созданию колхоза в его сознании (да и в нашем) имели высокий смысл, осененный коммунистической идеей. И построили же колхозный строй, морально, а подчас и физически уничтожая огромную массу несогласных. Как и этика протестантизма во многом опре­делила конкретное обустройство жизни, характерное для Западной Европы.

...Надо помнить, что неизменная мотивация имеет тен­денцию порождать, воспроизводить аналогичные по соци­альному смыслу действия, и, следовательно, аналогичную социальную реальность. Пока не изменился смысл деятель­ности, наивно надеяться на изменение самих социальных действий людей. Может меняться вещно-предметная обо­лочка социальной реальности, но существо социальных свя­зей, аспектов мало меняется. Шейх на молитву может ездить и на «Мерседесе». Не здесь ли разгадка того парадокса, вызывающего, надеемся, глубокое беспокойство и у читате­лей, что мотивация рыночной деятельности многих отечест­венных предпринимателей, замешанная на мафиозно-кри­минальных основах, сформировавшихся в былые времена, сегодня воспроизводит нередко рыночно-мафиозную ре­альность, как воспроизводится и «большевизм» политиков, их желание во всех случаях, пусть даже на развалинах, одержать верх над своими оппонентами и т.д., и «страсть» к

использованию служебного положения, привилегиям, и правило двойной морали, телефонного права...

Мы далеки от мысли приписать «смыслу» некую фанта­стическую, «божественную» силу. Смысл деятельности не возникает откуда ни возьмись. В его формировании, и это для нас не подлежит сомнению, существенную роль играют внешние факторы, включая материальные и т.д. Но получая жизненные импульсы извне, смысл обладает собственным «маневром», существенной независимостью, устойчиво­стью и т.д. Человек видит, чувствует, оценивает внешние импульсы всегда через фокус ценностей, которым он при­вержен, смыслов, во имя которых он живет и хочет действо­вать.

Наш пафос не в том, чтобы всю проблематику социоло­гии свести к смыслам, ценностям. Подытоживая анализ мо­тивации социального действия, мы обращаем внимание на то, что, осмысливая социальную реальность, отвечая на вопрос, почему человек действует так, а не иначе, почему мы «имеем то, что имеем», надо всегда особое, гораздо более пристальное внимание, чем это мы делали раньше, уделять идеальной, смыслообразующей стороне жизнедеятельности — культуре.

* * *

Завершаем описание социального действия. Если вер­нуться к образу социальной действительности, предложен­ному выше — ковру, — мы проанализировали элементар­ный узел. Узел, в котором сплелись нити, начала социаль­ной жизни; узел, который и есть основа ковра. Теперь про­сматривается и путь дальнейшего анализа:

а) деятельная реализация ориентации на другого, т.е. социальные связи, взаимодействия;

б) культура как система смыслов, мотиваторов действия;

в) личность, ее потребности как источник действия.

2. Социальная связь

Вряд ли кто будс1' оспаривать утверждение: «Человек тысячами невидимых нитей связан с другими людьми, обще­ством». Но в чемс^ысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных отношений каждый из нас ощущает, q^o одни для него более значимы, другие менее. Сбой, проб/темы, конфликты в одной системе отно­шений могут сказаться на всем течении жизни, а в других — могут остаться не ^олее, чем неприятным эпизодом. Разли­чаются ли связи ив ЗДУ собой? Если различаются, то как, что позволяет отдельным связям приобретать в нашей жизни решающую po.ii,?

Попробуем разобраться с этими вопросами.

ВНУТРЕННЕ СТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ

Субъекты (идет ли речь о единичном индивиде или об­щности) вступают ио взаимодействие, так как зависят друг от друга. Эта заци^ччость возникает в процессе удовлетво­рения их потребят™' реализации их жизненных целей и установок. Если попытаться сказать о зависимости просто и ясно, то можно выразить этот первичный элемент социаль­ных взаимоотношений следующим образом: «Я завишу от него в тех случая?!' когда конкретные предметы, ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его распоря­жении». Причем речь может идти как о материальных цен­ностях, так и о ^оральны\ (например, желание получить признание, одобрение, поддержку) и т.д.

Зависимость »<ожет быть элементарной, прямой зависи­мостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость может быть сдох!10"' опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развит^ общества, результативности экономиче­ской системы, эффективности политической организации общества, состояния нравов. Имеют место зависимости между различными общностями людей (зависимость между работниками умс(венного труда и работниками физическо­го труда) и т.д.








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 525;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.