Юнгинианский анализ
Теория З. Фрейда перекликается с идеями К.Г. Юнга о коллективном бессознательном, которое, по его мнению, принадлежит всему человеческому обществу в целом и выражается в религии, искусстве, культуре, передаваясь по наследству от предыдущих поколений.
Юнгинианский анализ – метод аналитической психологии К.Г. Юнга. Юнгинианский анализ представляет собой «глубинную» вариацию, применяет богатую интерпретацию символов и широко использует сновидения.
К.Г. Юнг написал множество работ по различным вопросам словесных ассоциаций, телепатии, спиритизма. Он уделял основное внимание гипотетическому глубинному, наследственному коллективному бессознательному и его динамике.Коллективное бессознательное –самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков.
Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал понятие «комплексов» (впервые ввел данное понятие).
Комплексы, согласно определению Юнга – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал «архетипами».
Архетип – центральное понятие аналитической психологии, обозначает суть, форму, способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Архетип обеспечивает основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания.
Иначе – архетипы – всеобщие, априорные психические и поведенческие программы.
Юнг пришел к выводу, что, помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «я», соразмерным всему человечеству и всему космосу. Среди областей, открытых и серьезно изученных Юнгом и его последователями – динамика архетипов и коллективного бессознательного, мифотворческие свойства психики, определенные типы медиумических явлений и синхронные связи психологических процессов с объективной реальностью.
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – Эго – Я; 2) индивидуальное бессознательное – Оно; 3) коллективное бессознательное, состоящее из психических первообразов или архетипов.
Коллективное бессознательное, в отличие от личного бессознательного, идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе сверхличным. Это – наиболее глубинный уровень психики, Юнг рассматривает его как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, и как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».
Архетип усваивается личностью, поэтому он есть и в личности, и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует Персону(маску); сторона, обращенная внутрь индивида – это Тень,которая проявляется в комплексах, «симптомах». Тень носит врожденный характер, и, если «сорвать» маску, то станет видна Тень. Тень представляет собой подавленную темную, животную сторону человеческой личности.
Психологическая коррекция эффективна лишь в том случае, если происходит коррекция и Тени, и Персоны. Для получения результатов важно проявить неосознаваемое, неуспеваемое.
Анимус – маскулинные качества женщины, мужское начало.
Анима – (от лат. «анима» – душа) фемининные качества мужчины, женское начало.
Персона – маска, предъявляемая миру.
Самость – архетип, становящийся центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации.
Бихевиоризм
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале ХХ в. и устранившее из психологии такие понятия, как мышление, сознание; бихевиоризм считает предметом психологии поведение, под которым понимаются чисто физиологические реакции на стимулы.
Личность с точки зрения научения – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиористы рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер), не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в разуме. Если личность является результатом научения, то важно понять, как оно происходит.
Бихевиоризм существует и в настоящее время, хотя относительно психоанализа и гуманистической психологии находится на втором плане. Его несомненной заслугой признается показ возможностей объективного подхода к психологическим явлениям и разработка методологии и техники экспериментальных исследований. Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним их истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения – приобретения организмом новых форм поведения. Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии заключается в разработке категории действия, которое в прежних концепциях рассматривалось только как внутренний акт или процесс, тогда как бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее внешние, телесные реакции.
Однако ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. ХХ в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий – в частности, гештальт-психологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм. Важные заслуги бихевиоризма следующие: 1) внесение в психологию сильного крена в естественнонаучную сторону; 2) введение объективного метода, основывающегося на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему бурное развитие получили инструментальные приемы исследования психических процессов; 3) чрезвычайное расширение класса исследуемых объектов, интенсивное изучение поведения животных, младенцев и др.; 4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и т.п.
Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.
Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера, осуществляется посредством прямого опыта.
Научениепосредством не прямого опыта, как рассматривал Б.Ф. Скиннер, а через наблюдение в приобретении навыков, через моделирование или на основе примеров – постулировано в социально-когнитивной концепции А. Бандуры. Упор на самоконтроль подразумевает самоподкрепление, самонаказание, планирование окружения.
Область применения: организационная психология, бизнес-консультирование, обучение навыкам общения, тренинги делового общения, а также – лечение страхов, коррекция веса, избавление от никотиновой зависимости, повышение переносимости боли, способность выполнять врачебные реабилитационные процедуры.
Поведенческая психотерапия,базирующаяся на бихевиоризме, использует принципы научения для изменения поведения, ее главное отличие – приверженность научному методу и модель научения, лежащая в основе.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1327;