Лекция 7. Факторы социализации личности. Тип культуры, просоциальный и проиндивидный векторы развития личности. Роль семейного воспитания в формировании личности
Факторы (от лат. factor – делающий, производящий) – в общенаучном смысле понимаются как движущие силы, причины какого-либо процесса, явления. При анализе данной категории констатируется как субъективный, так и объективный, а также – объективно-субъективный характер факторов развития личностных качеств.
Объективные факторы связаны с реальной системой жизнедеятельности личности; субъективнее – с развитостью тех или иных особенностей человека как индивида, личности, субъекта (мера их проявления выступает как субъективная причина, способствующая повышению уровня деятельности или развития любых личностных качеств или препятствующая этим процессам); объективно-субъективные – связаны с организацией среды развития деятельности, личности и в целом жизненного пространства личности.
Другая классификация факторов развития личности – деление их на общие, единичные и особенные. К общим факторам можно отнести тип культуры и тип социальной связи между поколениями. К особенным факторам можно отнести стиль семейного воспитания, к единичным – тип направленности личности в соответствии с вектором развития личности и характером самооценки.
Выделяются три типа культуры по критерию трансляции опыта между поколениями (М. Мид).
1) Постфигуративный тип культуры.
Старшее поколение является носителем ценностей и может обучить им своих детей. Данный тип культуры распространен в патриархальном обществе, в котором господствуют преемственность и верность традициям, не одобряются нововведения, а отношения взрослых и детей жестко регламентированы.
2) Кофигуративный тип культуры.
Характеризуется усилением эффективности взаимодействия в возрастных горизонталях, повышением значимости юношеских групп и роли молодежной субкультуры. Родительское поколение не является носителем ценностей для последующих поколений.
3) Префигуративный тип культуры.
Между поколениями образуется новый тип социальной связи: старшие отказываются от обучения младших и сами учатся у них, т.к. модели старшего поколения перестали «работать».
В современном российском обществе интегрированы все три типа передачи социального опыта.
Стратегическая модель взаимоотношений личности с социумом может быть охарактеризована преимущественным тяготением к одному из двух векторов: просоциальному или проиндивидному, которые, в сочетании с характером самооценки (структурного элемента самосознания) являются основой социально-психологической смысловой структуры направленности личности.
В соответствии с указанными параметрами – вектором развития личности и характером самооценки – О.В. Лишиным описаны типы социально-психологической смысловой структуры направленности личности.
1) Просоциально-децентрированная (гуманистическая) направленность соответствует этическому понятию человечности.
2) Проиндивидно-эгоцентрическая направленность проявляется в склонности к доминированию, низкой чувствительности к переживаниям других людей (дефиците эмпатии), завышенной самооценке и высокой выраженности прагматических мотивов.
Оба типа являются биологически полноценными по В.Н. Мясищеву, а следующие два типа – биологически неполноценными.
3) Депрессивный, просоциально ориентированный тип смысловой структуры направленности личности обладает низкой самооценкой, компенсаторной агрессивностью и сильным чувством вины.
4) Проиндивидно-негативистическая направленность сочетает неприятие себя и других, безучастность, невротизацию, склонность к аддикциям вплоть до использования насилия в качестве наркотика.
В последние десятилетия по данным исследования О.В. Лишина (2007) значительно возрос удельный вес антисоциального проиндивидного вектора социального развития, за которым стоит направленность эгоцентрического и негативистического типов в ущерб просоциальному, что является одной из главных причин повышения численности социальных сирот. С этой же причиной связывается и демографический кризис как отражение духовного кризиса и цивилизационного слома.
Роль семьи в формировании личности
Семья благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций и т. д.
Семья несет ответственность перед государством за воспитание детей, закрепленную нормативно. Сегодня по-прежнему, несмотря на многообразие жизненных трудностей, семья и дети остаются ведущими ценностями.
Семья – один из социальных институтов, поэтому ее развитие всегда происходит в контексте общего социального развития. Исследования учеными картины реально существующих типов семьи позволили выделить: патриархально-модернизированный, детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы семей.
Патриархально-модернизированный тип семьи характеризуется относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти. Этот тип семьи ориентирован на средне- и многодетность.
Детоцентрическая семья обладает сильно развитой системой моральной, материальной, психологической опеки старшим поколением младшего. Родители испытывают гипертрофированное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям (замедление становления личности ребенка, межличностная отчужденность между родителями и детьми и т. д.). Семья ориентирована на малодетность.
Супружеский тип семьи: основная ось отношений определяется не родством, не родительством, а брачностью с обязательным выделением личностных аспектов. Взаимная поддержка и заинтересованность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи. Отношения родители - дети опираются на принципы взаимного уважения и дружбы.
Материнская семья как безбрачная форма семьи характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.
Неполная семья как осколок традиционной, детоцентрической, супружеской семьи.
Любые серьезные социальные изменения (политические, экономические) всегда приводят к изменениям семейных структур и функций. Современная семья и характерные для нее детско-родительские отношения имеют следующие особенности:
1. Расслоение общества, активно происходящее последние два десятилетия, привело к появлению разных моделей воспитания. Если ранее культура семейного воспитания отличалась большей однородностью (наличие совпадающих семейных ценностей, стилей взаимоотношений в семье) и описывалась в рамках единой отечественной семейной педагогики, то сегодня можно наблюдать широкую вариативность мировоззренческих и поведенческих проявлений, что обусловливает необходимость разных «семейных педагогик».
2. В последние годы возросло влияние церкви на семейное воспитание. Воскресные школы, создание приходских общин, куда приходят семьями, оказывают влияние на духовные, нравственные ориентиры, в том числе и в плане детско-родительских отношений.
3. Высокий процент разводов, большое число неполных семей.
Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовательно, на формирование и становление личности ребенка, по многочисленным наблюдениям, сегодня являются:
- состав семьи и ее структура;
- скоординированность семейных ролей и поддержка членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;
- образовательный уровень родителей, его совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;
- отношение к детям, влияние родителей на детей.
Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. Особенно велико значение семейного воспитания тогда, когда оно является единственной воспитательной средой (пока ребенок не посещает образовательное учреждение).
Внутрисемейные отношения обладают только им присущими относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что внутрисемейные отношения предполагают непосредственный контакт индивидов в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными и временными интервалами.
Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходим высокий уровень взаимной информированности между ними, доверие и уважение друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная оценка ребенка родителями.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения служат, прежде всего, сами взрослые, их поступки, взаимоотношения. Конечно, наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает поведение непосредственно окружающих его людей.
После возникновения эмоционального отношения к самому себе и первичной идентификации со своим полом у ребенка возникает новое, социально необходимое образование – стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивной стороной этого стремления является нравственное чувство, или совесть. Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные привычки поведения с другими людьми, эмоциональные переживания своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях с окружающими. Особенно в этот период для ребенка важно быть признанным. Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты деятельности детей, то у последних может развиться комплекс неполноценности. В этой ситуации ребенок становится безынициативным, боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуверенность в собственных силах. Напротив, если родители одобряют действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок чувствует уверенность в своих силах и в близких ему взрослых, не боится проявлять инициативу, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.
Говоря об уверенности в себе, следует особо выделить родительскую любовь. Именно она является величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка, формирования эмоций, как уже было сказано, уверенности в себе и т. д. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывает у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести к отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья.
Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина – мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает ребенка к семейным традициям. Роль отца в процессе семейного воспитания имеет свою специфику. Э. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Э. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка – источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.
Колоссальное значение для развития, как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии ... перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному». Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями, которые становятся для него моделью, положительным или отрицательным образцом отношений между мужчиной и женщиной. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в дальнейшем, и понадобятся большие усилия, большой опыт, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно по-другому.
Способы осуществления целенаправленного педагогического влияния родителей на формирование личности детей не отличаются от общих методов воспитания, хотя и имеют свои особенности. К наиболее ярким специфическим характеристикам методов воспитания детей в семье относятся, во-первых, более индивидуальный подбор способов влияния и, во-вторых, зависимость такого выбора от педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей, куда входят представления о семейных и воспитательных ценностях и традициях, содержание и степень осознанности родительской роли, стилевые особенности детско-родительских отношений и др., отличается от педагогической культуры профессиональных педагогов большей вариативностью ее компонентов, эмоциональными приоритетами, субъективизмом, основанным на индивидуальном опыте, и преобладанием фрагментарности над системностью в осуществлении воспитательного воздействия.
Выбор и применение методов семейного воспитания опирается на ряд общих условий: знание родителями своих детей, личный опыт родителей и их педагогическая культура.
Воспитание в семье имеет те же направления, что и общественное воспитание (нравственное, физическое, интеллектуальное, трудовое, эстетическое), но отличается большей спонтанностью, субъективизмом и эмоциональностью.
Влияние семьи на ребенка на ранних этапах формирования личности сильнее других воспитательных воздействий (школы, сверстников, СМИ). С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Наряду с решением задачи формирования и осуществления индивидуальной траектории социализации ребенка, его вхождения в социальное пространство семья обеспечивает преемственность традиций.
Родительские позиции и стили семейного воспитания
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания.
В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.
Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.
Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качества гибкости, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.
Воспитательные позиции родителей – это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы:
— эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания;
— концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем: чрезмерная уступчивость; неадекватность понимания личности ребенка; общение с ребенком как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности); неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка; неумение руководить детьми; духовная отдаленность отца и матери от ребенка;
— эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей – редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.
Стили семейного воспитания – это типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разумеется, эти аномалии, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных явлений, которые либо становятся причиной самой конфликтности, либо действуют на нее в качестве катализатора, например, низкая духовная культура родителей, их эгоизм, пьянство и т. п.
А. С. Спиваковская предлагает следующую классификацию неблагоприятных типов отношений в семье:
1. «Внешне спокойная семья».
В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако за благополучным «фасадом» скрываются длительно сильно подавляемые чувства друг к другу.
2. «Вулканическая семья».
В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и нежно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Хотят того родители или нет, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.
3. «Семья-санаторий».
Это характерный тип семейной дисгармонии. Поведение супругов принимает вид «курорта», усилия затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать около себя детей. Поскольку бессознательная цель одного из супругов – удерживание любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недостаток любви со стороны ни одного, ни другого родителя. Ограниченность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, предпочитаемых форм проведения свободного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей – характерные признаки отношения к детям в семьях «санитарного» типа. Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы.
4. «Семья-крепость».
Для такого типа характерна ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ограничений. В семьях по типу «крепости» любовь ребенка все более приобретает условный характер, он любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции и поведение по типу упрямства и негативизма. Семья по типу «крепости» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей и окружения и собственным опытом ребенка. Следствием отношений в такой семье является невротизация ребенка.
5. «Семья-театр».
В таких семьях стабильность удерживается путем специфического «театрализованного образа жизни». В центре внимания такой семьи всегда заключены игра и эффект. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, он остро испытывает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает от остро ощущаемого детьми чувства, что родителям не до них, что выполнение ими своих родительских обязанностей – формальная необходимость, навязываемая социальными нормами. В театрализованном образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.
6. «Семья - третий лишний».
Возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов, стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.
7. Семья с «кумиром».
Возникает тогда, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает разрыву семейной группы. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви. Требования признания любой ценой порождает демонстративность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями несправедливости и жесткости окружающих.
8. «Семья-маскарад».
Порождается несогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разным, порой с противоречивыми сторонами. Мелькание масок повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность отца при гиперопеке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 2011;