Лекция 6. Психологические теории личности
Психоанализ
Психоанализ – теория личности, личностной структуры развития, динамики и изменений, созданная З.Фрейдом. Сильный упор в данной теории делается на роль биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения. Утверждается, что поведение человека в своей основе иррационально и является результатом взаимодействия между Ид, Эго и Супер-Эго.
Термин употребляется в трех основных смыслах:
1) теоретическое направление в психологии;
2) особая методология исследования психики;
3) метод психотерапевтический.
1) Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности. Фрейд пришел к выводу после длительных наблюдений за пациентами, что поведение в большей степени подчиняется действию подсознательных сил, названных им влечениями.
Влечение: 1) инстинктивное желание, побуждение действовать в направлении удовлетворения этого желания; 2) психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта; 3) преходящее явление, ибо представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретную мечту, желание, намерение.
По Фрейду, влечение есть первоисточник всякого психического движения и поведения, характеризуется наличием энергии (силы), цели, объекта и источника (источник – возбуждающий процесс в каком-либо органе).
В поздних работах (20-е гг. ХХ в.) Фрейд разделил влечения на:
1. влечение к жизни (эрос) – жизнеутверждающие, цель – сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах, к ним относятся сексуальные влечения и влечения к самосохранению. По своей сути оба сексуальны.
2. влечение к смерти (танатос) – тенденции к саморазрушению, агрессия, стремление к возврату в неорганическое состояние. Внешне может проявляться в виде садизма, агрессии, суицида, деструктивности.
Ограничение влечений является по Фрейду предпосылкой, основанием и механизмом построения культуры.
Половое влечение обозначается термином либидо, является одним из важнейших, оказывает влияние на всю жизнедеятельность, соответствует потребности в любви. Сексуальное влечение играет огромную роль в возникновении нервных и психических заболеваний, а также – участвует в создании высших культурных, художественных и интеллектуальных ценностей. Т.о., сексуальный инстинкт выступает как носитель феноменов жизни и развития.
Итак, влечения обусловлены инстинктами, прежде всего, подавленными желаниями, удовлетворение которых запрещено на уровне сознания, отчего они вытесняются в область бессознательного. Эти желания действуют, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая влияние на выбор профессии, спутника жизни, творчество.
2) Методология исследования психики. Сам Фрейд считал, что место психоанализа – между философией и медициной. Его начало связано с открытием ассоциативного метода.
3) Психотерапевтический метод – совокупность способоввыявления переживаний и действий человека, обусловленных неосознанными мотивами.
Основные технические средства психоанализа:
1. анализ свободных ассоциаций;
2. анализ снов и их толкование;
3. анализ и толкование ошибочных действий, непреднамеренных, случайных в повседневной жизни.
Задача психоаналитика: помочь человеку найти истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, заново вспомнить травмирующие переживания, сделав их сознательными и как бы пережить заново – эффект катарсиса. Патогенный конфликт превращается в нормальный, который должен найти свое разрешение. Согласно Фрейду, все люди неизбежно внутренне конфликтны. В общественной жизни сильнее всего подавляются сексуальные побуждения. Многие черты индивида и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и подавлением этих влечений в детстве.
Принцип реальности – ориентация, которая предусматривает отсрочку удовлетворения инстинкта до тех пор, пока не будет найден подходящий объект или условия для удовлетворения потребности (им руководствуется подструктура Я).
Принцип удовольствия – господствующий принцип регуляции психической деятельности. Состоит в стремлении избежать неудовольствия и без ограничений получать наслаждение. С неудовольствием связано напряжение, а устранение неудовольствия или получение удовольствия снижают это напряжение (им руководствуется Ид). Однако господство этого принципа – лишь сильная тенденция в психике, которой противостоят другие силы, поэтому исход не всегда соответствует этому принципу.
Исходя из этого, процесс формирования и развития личности следует толковать как процесс перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
Заслуга Фрейда: 1) изменился предмет психологии, сознание перестало быть замкнутым в себе когнитивным пространством и стало частью живого жизненного целого; 2) сексуальность вошла в сферу изучения психологии; 3) привлек внимание к детству и, прежде всего, к семейному опыту в развитии личности, развеян миф об асексуальности детства, показано влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте; 4) идея психологической защиты стала центральной в психотерапии; 5) впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности. Итак, психоанализ ввел немало понятий в современную психологию и побудил к новым направлениям.
Последователи Фрейда ушли от классических Фрейдовских положений, прежде всего, от сексуальной детерминации поведения. Крупные последователи неофрейдизма в большей мере обсуждали вопросы личностного роста и возникновения невротических наклонностей с позиций взаимоотношений личности и социального окружения. А.Адлер пришел к выводу, что комплекс неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект определяет психическое развитие личности, стремление к власти вследствие чувства неполноценности. К. Юнг считал, что психическое развитие определяется коллективным бессознательным, вобравшим в себя общечеловеческий опыт. Э.Фроммв работе «Бегство от свободы» указывает на главную проблему личности – обретение психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося подавить эту свободу и нивелировать личность. Человек чаще убегает от свободы, т.к. остаться самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности. Невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества вызывает чувство одиночества.
Структура личности в классическом психоанализе (З. Фрейд)
Id (Оно) –аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным, присутствует с рождения, закреплено в конституции индивида. Id чувственно, иррационально, свободно от каких-либо ограничений, аморально.
Это самая мощная сфера личности, не признает течения времени, действует по принципу удовольствия, ее содержание – в основном составляют импульсы агрессивные и сексуальные. В нем сосуществуют противоположные импульсы, которые могут действовать одновременно вследствие объединения под давлением принципа экономии, для разрядки напряжения объединяясь в компромиссные образования. Для процессов в Id не существует логических законов.Оно незнакомо ни скакими-либо оценками, ни с моралью, ни с добром и злом, иррационально и бессознательно. Поэтому находится в антагонизме со Сверх-Я.
Особенность Оно – отсутствие хода процессов во времени. Импульсы в нем и через десятилетия ведут себя так же, как будто возникли заново. Обесценить и лишить их энергии можно, лишь сделав осознанными – на этом основано психоаналитическое воздействие.
Оно – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. Оно насыщено сексуальной энергией либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество его энергии есть постоянная величина. Подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.
Ego (Я) – сфера личности, характеризуется внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Согласно Фрейду, вырабатывается из Оно в раннем детстве, задача Ego– найти реалистичные формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от Эдипова комплекса), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью.
Я – совокупность организованных сил, непосредственно связанных с сознанием. Я находится в услужении у трех тиранов – внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Я вынуждено наблюдать за внешним миром, удалять все искажения от внутренних источников возбуждения – принцип удовольствия замещается на принцип реальности, обещающий большую надежность и успех.
Во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учета требований Сверх-Я и внешнего мира, не совместимых с требованиями Оно. По мере развития Сверх-Я Я становится полем битвы между Оно и Сверх-Я. В результате возникают психологические защиты. Я часто не справляется и реагирует появлением страха, который может быть перед реальным миром, страх совести, невротический страх перед силой Оно. Терапия психоанализом предполагает сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия, освоить области Оно, тем самым освободить энергию, укрепить Я.
Syper-Ego (Сверх-Я)– психическая система,которая устанавливает и поддерживает морально-нравственные стандарты и желаемые цели, идеалы. При оптимальном функционировании она способствует внутрипсихической и межперсональной гармонии, облегчает социальную адаптацию («голос совести»). СодержаниеSuper-Ego – совесть и Ego-идеалы.
По современным данным Super-Ego развивается линейно с первого года жизни. Первыми Ego-идеалами выступают родители или лица из ухаживающего окружения. В подростковом возрасте происходит модификация Ego-идеалов, которые смещаются на групповых лидеров в среде сверстников, учителей, спортсменов, рок- и поп-певцов, кинозвезд – таким образом подростковый идеал все более удаляется от родительских фигур, что способствует снижению тревоги. В течение жизни Syper-Ego остается подверженным переносу: например, при прохождении курса психоаналитической терапии психоаналитик часто воспринимается преследующим и выносящим суждения, что провоцирует возникновение к нему тех чувств, которые вызывали у пациента в детстве родители.
Цель терапевтического анализа состоит в ослаблении влияния Syper-Ego на Ego-функционирование. Содержание Super-Ego лежит в основе формирования социальных чувств – стыда и вины.
В аналитической литературе чаще подчеркиваются садистские компоненты Super-Ego, и меньше внимания уделяется его гуманным свойствам – защите, любви, внимании и заботе. Родители, наказывая, дают необходимые тепло, ласку, заботу. Идентифицируясь с этими свойствами, ребенок получает возможность любить, защищать себя, и появившееся вследствие этого чувство гордости дает возможности избежать разочарования и фрустрации.
Хронически заниженное самоуважение свидетельствует о конфликте между Ego-идеалами.
Проявления Syper-Ego. Человек может оказаться способным на любое правонарушение из-за отсутствия моральных стандартов или, напротив, сверхнормальным, следящим за порядком, осуждающим за проступки других людей. В некоторых случаях способен к поведению, провоцирующему наказание – для смягчения своей бессознательной вины, чем сильно озадачивает окружающих.
По мере развития самокритики самонаказания, самовознаграждения возникает более устойчивое чувство благополучия. Как только возникает такая стабильность и независимость, можно говорить о самостоятельном Syper-Ego. Если ребенок (подросток) наделяет авторитетом внешние фигуры, не может взять на себя полностью ответственность за собственные поступки – Syper-Ego слабое. При нехватке самостоятельности может иметь место зависимость от других, что одновременно вызывает сопротивление их давлению и порядкам, т.е. основанием служит принцип удовольствия. В случае, когда поведение подростка не совпадает с поведением, ожидаемым от него взрослыми людьми, родителями, он не способен идентифицироваться с авторитетными фигурами. Если подросток, а, впоследствии, и взрослый человек не достигает саморегуляции и самостоятельности Syper-Ego, то он продолжает ожидать соответствия своим желаниям от внешнего мира и получает всякий раз психическую травму, когда его желания не оправдываются.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1198;