ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ 1 страница
В самом центре теории аналитической психологии стоит концепция коллективного бессознательного. В соответствии с этой концепцией, в глубине индивидуальной психе каждого человека скрывается определенный поведенческий образец, паттерн. Объяснить этот паттерн с позиции личного опыта нельзя, поскольку он является психическим отложением, накапливавшимся человеческой душой в течение своей многовековой истории. Эта концепция коллективного бессознательного, вместе с проявляющими его архетипами, несомненно, является величайшим вкладом Юнга в современную психологию. Мир коллективного бессознательного и архетипов настолько богат и настолько изменчив, что, за исключением тех, кто лично испытал анализ, люди затрудняются в его понимании и испытывают сложности в своих подходах к нему. На эту трудность указывают вопросы, обращенные к аналитическим психологам, как о практическом использовании, так и терапевтической ценности концепции коллективного бессознательного и архетипов. Этот раздел и будет попыткой ответить на эти вопросы. Исследование сновидений иллюстрирует различные подходы и особые возможности, предлагаемые аналитической психологией. Показательная ценность сновидения значительно возрастает, когда оно возникает под влиянием активного воображения. Обсуждение этого процесса вводит еще глубже в проблемы, связанные с вновь открытыми в аналитической психологии методами.
Возьмем, к примеру, сновидение тридцатилетнего мужчины, адвоката, однобоко развитого интеллектуала с интуицией как вспомогательной функцией. Он обратился ко мне за помощью по поводу резко выраженной отрицательной фиксации к матери. Эта фиксация проявила себя необычным образом. Когда пациенту было восемнадцать лет, в танцклассе он увидел девушку, к которой, несмотря на полное отсутствие взаимности, его повлекло самым непреодолимым образом. Вскоре она наотрез отказалась с ним встречаться. Но пациент не отказался от своего страстного увлечения, а создал удивительный мир фантазии, надежно защищавшей его от любых контактов с противоположным полом. Главной чертой этих фантазий была вера, что он и эта девушка были предназначены друг другу "судьбой" (это принималось им без всяких оговорок), что она просто пытается избежать признания этого факта, но по прошествии определенного срока они соединятся, даже если для этого потребуются годы. На это убеждение не повлиял известный пациенту факт, что она на протяжении нескольких лет была с другим мужчиной. Снова и снова мысли его возвращались к ней. Напряжение достигло такой силы, что у пациента начались галлюцинации, ему казалось, что он постоянно видит ее то на улице, то в театре, то еще где-нибудь. Он писал ей оскорбительные письма и страдал от приступов безудержного гнева. Эти галлюцинации и эмоциональные взрывы довели его до такого состояния, что он обратился к помощи аналитика.
Из приведенных выше симптомов видно, что пациент обладал во многих отношениях шизоидной личностью с опасными взрывными тенденциями. Этот факт нужно запомнить, так как позже я вернусь к нему.
Во время анализа открылось, что, за исключением их первой встречи двенадцать лет тому назад, его так называемые амурные дела не имели под собой никакой почвы. Они не основывались даже на привязанности к какой-то конкретной личности, ведь эта девушка во всех отношениях была существом из фантазий и функционировала просто как образ, на который проецировались его эмоции. Так что его рассказ не был выражением подлинных чувств, а был лишь симптомом его отрицательной фиксации к матери. Именно эта фиксация и привела к такому жесточайшему противостоянию ко всему, что как-то связано с противоположным полом. Он создал воображаемую любовную историю только для того, чтобы подтвердить и интенсифицировать этот антагонизм, и, тем самым, избежать необходимости взглянуть в лицо проблемам любовной и эмоциональной сторон жизни. Пациент находился в очень остром периоде и потому первые три месяца мы провели в обсуждении и распутывании основного клубка его тщательно построенной системы инфантильных реакций. Спустя три месяца пациент принес мне свой, записанный на бумаге, сон, который я привожу в этом разделе:
"Я присутствую на довольно скучной вечеринке. В углу смежной комнаты, куда я вошел от нечего делать, я обнаружил двух игрушечных животных. Одним из животных был обыкновенный игрушечный плюшевый мишка, а другим - волчонок. Волчонок был в четверть размера мишки, но лапы его имели очень острые когти, которые показались мне настолько живыми, и настолько опасными, что я испугался - ведь он мог просто схватить ими меня за шиворот. Поэтому я постарался поступить так, чтобы он не мог обойти меня сбоку и ухватить когтями за шею. А затем я позволил волчонку рвать конями шерсть медведя, которого уговаривал не бояться. так как постоянно наблюдал за тем, чтобы ему не причинил никакого вреда этот злой волчонок. Но вот, внезапно, волчонок вырвался из моих рук и тут же бросился прочь из комнаты и из дома, и вдруг я понял, что на воле он очень быстро превратится в большого и очень опасного зверя. Кто-то сказал, что то что я испытал - это первобытный червь, гигантская змея, окружающая мир, или иначе говоря, дракон, враг человека"
Этот сон произвел глубокое впечатление на пациента, но при этом никаких явных ассоциаций провести не удалось. Для того, чтобы вызвать бессознательное к ответу, я предложил ему попытаться создать картину "гигантской змеи, окружающей мир". Пациент с энтузиазмом воспринял мое предложение. Через два дня он принес мне не одну, а целых пять картин. Интересно, что заканчивая первый рисунок, пациент рассказал, что вдруг почувствовал непреодолимый импульс продолжать рисование, из-за чего он не выпускал перо всю ночь. Более того, он сказал, что картины получались как бы сами собой, совершенно спонтанно, без какого-либо контроля со стороны его сознания, или желания. Заметим, что это типичное состояние для процесса активного воображения. Прекратить работу пациенту позволило чувство глубокого облегчения и исполненного долга, наступившее после окончания пятого рисунка. Что же касается смысла рисунков, то для пациента они оказались, пожалуй, еще большей загадкой чем само сновидение.
Описать ассоциации, связанные со снами и с рисунками, пациент не смог. Из этого мы можем заключить, что символизм его сна, а также рисунков, возник из психического уровня, лежащего за пределами досягаемости сознания пациента, то есть он (символизм) наполнен не личным содержимым, а скорее, архетипами - проявлениями коллективного бессознательного. Вопреки нашей обычной практике использования ассоциаций пациента, мы, столкнувшись с такой ситуацией, можем совершенно оправданно вмешаться в нее и использовать наши знания о коллективном символизме, и если мы действительно хотим разгадать смысл этого содержимого, то такое вмешательство становится основой нашей тактики. В дальнейшем я буду использовать интерпретацию нашего метода амплификации, то есть буду использовать соответствующие рисунки в области мифологии и фольклора.
Сон пациента можно разделить условно на три эпизода:
1) вечеринка, где наш гость отчаянно скучает;
2) смежная комната, в которой он находит животных - основные события происходят именно здесь;
3) "внешний мир", где волчонок превращается в первобытного червя-змею-дракона.
Сновидения мы всегда рассматриваем как спонтанное самооткровение в символической форме фактического состояния бессознательного видящего сон. Для нас всегда существует главная проблема: какую однобокую, а значит и неудовлетворительную позицию сознательной жизни, старается компенсировать сновидение поскольку мы считаем, что связь бессознательного с сознательной психе носит компенсационный характер. Вот почему очень важно знание реальной, фактической ситуации пациента. В ходе обсуждения сновидения стал более ясным образ скучной вечеринки – за ним в бессознательном скрывался компенсаторный фактор его безразличной социальной позиции. "Вечеринка" может символизировать либо хорошую приспособленность к социальной и общественной жизни, либо, с другой стороны, полную беспомощность.
Но, кроме того, "вечеринка" может персонифицировать и повседневную жизнь, вернее, ту ее часть, которая полностью покрыта комплексами нашего эго, и, следовательно, символизирует эго. В психологическом отношении любому успеху сопутствует определенный этап в развитии эго-сознания, но добиваться успеха надо не за счет инстинктивных и естественных сил индивида. Ведь область эго - это только самый верхний пласт обширной сферы нереализованного бессознательного, ассимилировать содержимое которого необходимо с максимальной возможностью. Односторонняя идентификация эго-комплекса, который отражает только часть личности, с целостной психе, должна была привести к произвольному ограничению цельной личности и подавлению самим эго всех воспринимаемых как возможный источник опасности тенденций, более того, отрезанных от подлинного эмоционального опыта. Нельзя же назвать полноценной жизнь, которая лишь идентифицируется с ограниченной сферой общественной жизни, или которую кто-то может назвать коллективным сознанием; и поэтому, сделанный бессознательным комментарий относительно односторонней позиции пациента находит очень точное и живое выражение в форме состояния скуки. Если ситуация не приносит нам ничего нового, конструктивного и стимулирующего, то мы считаем ее скучной. Именно таковой и была повседневная жизнь нашего пациента, обязанностью которого было внесение изменений в свою обыденность. Сон же не объясняется простым критическим разбором, он указывает путь к новому и живому опыту.
Здесь нам пригодится богатый опыт толкования сновидений, а именно: сюжет снов можно разделить на три части, в соответствии с тройным временным паттерном, состоящим из прошлого, настоящего и будущего. И это разделение показано в нашем сне очень четко: вечеринка, смежная комната и внешний мир. Вечеринка - изначальные проблемы пациента, т.е. корни его невроза исходят из прошлого, следующий этап - вход в смежную комнату - отражает его теперешнюю критическую ситуацию; т.е. вопиющее фактическое состояние его проблем, требующее их разрешения. Мы вправе предположить, что третья часть происходит во внешнем мире, и предвещает пациенту достижение в будущем нового видения, более зрелого отношения к жизни, поскольку уже преодолены его теперешние трудности. Ведь решиться сделать следующий шаг пациента заставило убеждение, что именно откровенно односторонняя жизненная позиция стала причиной его нервных расстройств. Что же несет в себе следующий шаг? Из области социальной скуки, из своей интеллектуальной односторонности он выходит в смежную комнату, пустую, если не считать двух игрушечных животных, начавших с ним играться. Во время этой игры, вернее, если придать должную динамическую потенцию этому сну, в результате этой игры, две игрушки оживают. Процесс оживления происходит как бы случайно и почти нечаянно: поскольку благодаря "игре" эти объекты (игрушки) обеспечиваются психической энергией, они оживают. Активность фантазии стимулируется самой игрой, создавая таким образом новые потенциалии.
«Игра» передает важнейшую идею, что нечто можно сделать просто и без напряжения, как бы попутно, играя. Но играть с чем-то означает передачу во власть объекту игры самого играющего, он, так сказать, вливает свое собственное либидо в предмет, с которым играет. Результатом такой игры становится вызванная в воображении при помощи магических действий жизнь. Ведь давно уже известно, что игры детей и примитивных племен представляют собой магические действия - они обладают, как им кажется, абсолютной реальностью, хотя и пребывающей на другом уровне, отличном от так называемого уровня "конкретной" реальности. Играть - значит устанавливать связь между фантазией и реальностью, пусть даже при помощи магического воздействия своего собственного либидо. Таким образом игра становится rite d'entree. помогая найти путь для адаптации к реальным объектам. Вот почему так серьезно относятся к играм примитивные люди, Все примитивные племена, затевающие между собой военные игры, очень легко переходят к поединкам, во время которых люди ранят и даже убивают друг друга. См. например, Werner: Einfuhrung in die Entlwick-lungspsychologie, Barth, Leipzig, 1926, c.136ff.: На Цейлоне существует одно из наиболее примитивных из известных нам племен ведды. Их игры - сцены сражения - часто приводят к настоящим поединкам так же просто, как сразу же после исполнения сцен охоты начинается настоящая охота на диких животных (но в последнем случае эта сцена действует уже в противоположном смысле, уже как rite de sortie, восстанавливающей адаптацию к реальности повседневной жизни). Даже у цивилизованных до определенной степени племен довольно часто случается, что зрители вмешиваются в ход разворачивающейся перед ними драмы и тут же, на сцене, избивают изображающего злодея актера так, как будто события происходили на самом деле..." А вот игры детей называются актом "непреднамеренного саморазвития" (Groos, цитируется по С.W.Valentine, The Psychology of Early Childhood. Methuen, London, 1942, p. 150). Это как бы бессознательное и инстинктивное приготовление к будущей взрослой жизни, "серьезной" деятельности. В играх отражаются не только взаимосвязь ребенка со своими внутренними процессами, но также его связь с людьми и событиями, происходящими во внешнем мире" (M.Fordham, The Life of Childhood, Kegan Paul, London,1944, c.110f).
Животные в сновидениях, это легко понять, отражают уровень инстинктов. Животное является "предчеловеком", в нем олицетворяется животная сторона нашей природы, -животные выражают инстинктивное либидо и бессознательное вообще. (Jung, Modern Man in Search of a Soul, CW v.16, p.159)
Но все таки почему именно медведь, волк и змея? И вот тут, чтобы при отсутствии любых ассоциаций со стороны пациента ответить на этот вопрос, необходимо привлечь наши знания коллективного психического материала. Начнем с медведя. С древнейших времен в качестве символа материнства использовался образ медведя. Он играет огромную роль в античной Греции, но я хочу привести несколько характерных, отобранных из огромного количества, примеров. Например, медведь играет важную роль в культе Артемиды, богини, образ которой наиболее тесно ассоциируется с основными функциями женского пола: богиня деторождения и воспитания детей. Для всех молодых девушек было традицией приносить ей в жертву драгоценности или игрушки. (Pobert, Griechiche Methologie, 4th edition, Weidmann. Berlin, 1894. vol.I, p.319) Артемиду и ее жриц очень часто представляли в виде медведицы. Во время ежегодного обряда инициации в Афинах девочки в возрасте 5-10 лет выполняли символический ритуал, связанный с именем Артемиды: они одевали медвежьи шкуры и назывались arktoi, или медведи. Этот культ медведицы обнаруживался в древности во всех культурах, где, отражая этическую сторону материнства, существовал культ Великой Матери.
Совсем в другой части света также существовало поклонение богине-медведице: богиня Артио из кельтской культуры, чья слава увековечена на гербовых щитах швейцарской крепости Берн. При желании таких примеров можно привести достаточно много. Основывается этот символизм на хорошо известном факте, что медвежата в первое время особенно беспомощны, а медведица ведет себя исключительно нежно и самоотверженно по отношению к своим детям. На это особенно обращали внимание Плиний и Плутарх. Нет сомнения в том, что символом материнства в подавляющем большинстве случаев была медведица, этот факт подтверждается огромным психологическим материалом. Символизм волка не столь четкий и прямой. Также как и медведь, волк отражает символ матери, но только в этом случае акцент делается, главным образом, на материнских инстинктах, проявляющихся в любви к странникам, изгнанникам, т.е. к тем, кому грозит опасность. В Римской мифологии существует один такой, всем хорошо известный пример, когда волчица вскормила двух основателей Вечного Города. Однако в мифах других народов волк играет опасную и даже жуткую роль. Даже в римской мифологии волк не всегда несет положительные качества. Лупа, или волчица, была распространенным термином для проституток, что является уже прямой антитезой материнского аспекта женщины. Очевидно, что это имя стало использоваться для прозвища проституток благодаря хищной природе волков. Для Данте волк - символ скупости и жажды владения материальными ценностями. В греческой мифологии волк, этот свирепый обитатель мрачных и непроходимых лесов, олицетворяет собой уничтожающую силу чумы или "чумы бубонной, во мраке идущей", противопоставляется доброму свету, Апполону, другое имя его - Lykios (от Lykos, волк), то есть бог, отгоняющий крадущихся волков от стада или отар). Интересно, что для краснокожих индейцев Северной Америки волк -олицетворение тусклой, болезненной луны, противопоставление силе света. (См. Krickebery, Indianermarchen aus Nordamerika, Diedenchs Jena. 1924. p 373) В скандинавской мифологии волку отводится особенно характерная роль. Он - дьявольский обитатель пустыни, Демон. А раз так, го он наделен силой "дурного глаза". Зловещая роль волка как "оборотня", или человека-волка, всем хорошо известна, поскольку это самый излюбленный образ, принимаемый колдунами и ведьмами. Отголоски этого слышатся до сих пор в различных сказках и историях.
Но самое сильное выражение зловещей и деструктивной природы волка можно найти только в Эдде, в саге о Волке Фенрире. Великанша Ангрбода, пророчица зла, порождает вместе с Локи трех хтонических чудовищ, которые принесут беды и разрушения богам и людям: Хель, богиню подземелья, змея Мидгарда и наиболее ужасного из всех, беспощадного волка Фенрира. Когда наступит конец света и боги вступят в смертный бой с великанами, то именно Фенрир проглотит самого могучего бога Одина. Все вместе они представляют огромную опасность для мира, символизируя собой конец света. (Волк играет сходную роль в Персидской Авесте, где сказано, что после победы Ахурамазды - доброго начала - Время Волка пройдет, настанет время Ягненка (См. Chantepie ае la Saussaye. Lehrvbuch tier Religionsgesch'chte, Mohr, Tubingen, 1925. vol.2, p.253))
Интересную параллель, прямо относящуюся к нашему сновидению, легко заметить именно в скандинавской мифологии, где говорится, что сразу же после рождения все чудовища очень быстро выросли и превратились в опасных зверей. А вот еще одна точка соприкосновения с нашим сном: волк очень тесно связан со змеей и с ее эквивалентом - первобытным червем - драконом, а в скандинавской мифологии волк Фенрир и змей Мидгард - братья. В сновидении смысл волка, его значение, очень четко связаны со свирепой и хищной натурой этого зверя, олицетворяющего мрачную, страшную природу подземного мира.
Для того, чтобы полностью охватить символизм медведя и, особенно, волка, нам постоянно нужно не выпускать из внимания трансформацию в змею. Змея ~ наиболее плодородный символ бессознательного, причем настолько, что порой заменяет собой само бессознательное. Змеи очень часто встречаются в подземных пещерах и на болотах и это дало основание считать их вышедшими из ада земными животными, божествами преисподней, а известный факт, что они сбрасывают свою кожу породил веру в их бессмертие. Всегда тайное и наводящее ужас появление превратило их в символ зловещего могущества инстинктов, на самом деле - целостного бессознательного, действующего во мраке, но поражающего с молниеносной быстротой. Представлением о них как о выразителях и носителях демонической силы они обязаны своей ядовитой природе в той же мере, как и апотропейная сила исцеляющей змеи Асклепия (Эскулапа). Например, в греческой мифологии символом земли выступает бог подземного царства змей-гигант Пифон, олицетворяющий собой преисподнюю, которого убил Апполон, бог света, и для увековечения памяти победы над драконом основал храм Пифона в Дельфах. где пророчествовала Пифия. С культом змеи связано также и почитание богинь подземного царства - Эриний. Относительно Пифии у Hans Leisegang, Die Gnosis. Kroner, Leipzig, 1924, p.111 сказано: "Дракон из недр земли посылает дух pneuma к Пифии, вводящий ее в транс, сама же Пифия сидела на треножнике со змеей на коленях". Много подобных примеров можно встретить у Erwin Rohde's Psyche. Мрачный, недобрый характер змеи, обитательницы подземного мира, объясняет использование ее образа как символа Врага, который возникает во многих легендах и сагах: например, история о грехопадении человека, Вавилонском Тиамат, змее Мидгард, символизирующем еще и Потоп и так далее. Дракон или змея, очень часто выступает в роли стража лежащих в тайниках сокровищ, овладеть которыми можно, лишь убив дракона. С другой стороны, победа над драконом или змеей, дарует удивительную мудрость и могущество, что видно по самому имени, данному греческой жрице Пифии. В саге о Зигфриде речь идет о том, что только победив дракона и выпив его кровь, он смог свободно понимать язык птиц. См также легенду о Мелампе, чьи уши прочистили во время его сна две змеи, что сделало его способным понимать язык древесных червей и птиц (Bachofen, Urreligion und antike Symbole (ed.by C.A,Bernoulli), Reclain Leipzig, 1926, Vol.2, pp.57. 439) - это особенно удачный образ бессознательного как носителя мудрости. В японской мифологии герой Сусаноо убивает дракона, во чреве которою спрятан чудесный меч и женится на девушке - пленнице дракона (Chantepie de la Saussaye. Vol.1, p.281f)
Эго - символ опыта, который человек может добыть, лишь "преодолев", то есть соединив силы "подземного мира" (то есть бессознательного, мощь инстинктов). Еще один пример того, какую роль играет змея, можно встретить в Элевсинских мистериях Деметры. Во время обряда посвящаемый должен поцеловать искусственную змею, что символизировало его ассимиляцию сил подземного мира. Змея как холоднокровное животное выражает в своем образе холодную нечеловеческую, неизъяснимую сторону инстинктов, то есть чисто рефлекторные биологические поступки. Их внезапная атака и опасность, таящаяся в них, сделали змей символом страха. Церемония целования змеи во время проведения ритуала мистерий олицетворяет победу над этим страшным зверем, покорение и ассимиляцию (=поцелуй) самых темных человеческих инстинктов, приводящих тем самым к их соединению и достижению психологического освобождения и психической завершенности.
В раннем христианском гностицизме мы найдем прямое продолжение нашего символизма. Особенно хорошо это видно в проведении празднования обряда Причастия гностической сектой Офитов. Они помещали на столе сваленные в кучу хлеба и заставляли змей взбираться на верхний хлеб, после чего они целовали рот змеи и падали перед ней ниц. Именуемая Л/aas или Ophis эта змея была для них символом nous, знанием и мудростью, сотворившим мир и даровавшим избавление. Для них змея символизирует образ самого Спасителя. С верой в сокровенную мудрость змеи связано использование ее как символа темных, инстинктивных уровней. Вот почему, например, змея была выбрана Асклепием в качестве символа, и также потому, что она несет яд.
В храме Асклепия в Эпидавросе содержалось множество змей. С психологической точки зрения интересно вспомнить известный факт, что Асклепий пользовался уникальным методом исцеления пациентов во сне и использовал их сны в качестве исцеляющего внушения, которым он затем воздействовал на пациентов.
Все это является ясным и убедительным примером того, что змея использовалась как воплощение бессознательного, несущего в себе зачатки новой и до сих пор неведомой исцеляющей силы. Благодаря этому змея стала известной еще и как символ возрождения. Эта идея поддерживается верой в ее бессмертие, основанной на знании факта ежегодной смены кожи у змей. Именно из-за этой идеи о бессмертии змеи, образ змеи стал рассматриваться как символ души в целом. Вот почему в Африке умершие возвращаются в виде змей, а в Греции в змеях видят вышедшие из могил души героев. Греки считали, что змеи и птицы наделены душой, но если у змей она по сути земная, то у птиц - духовная, и змеи и птицы почитались в древних Афинах
Для римлян змея была инкарнацией Гения и Юноны. Именно порожденная землей душа наделяет человека магической силой, В Дионисиево-Сабазиевых мистериях Малой Азии золотая змея пропускалась через одежды посвящаемого, поскольку змея здесь отождествлялась с божеством, даровавшем избавление и бессмертие душе.
И приводить подобные примеры можно бесконечно, особенно для египтян', но индийская мифология просто изобилует ими. Змея у индусов играет особую роль. И здесь обязательно нужно упомянуть о змее Кундалини, выражающей собой главную силу души (См. Avalon, The Serpent Power, Ganesh, Madras, 1924.) в Кудалини Йоге, и в то же время она - символ Мирового Змея Шеша или Ананта, символического животного Вишну/Кришны. (Zimmer, Maja, Stuttgart, 1936, pp.44; Glasenapp, Der Hinduismus, Wolff, Munich, 1922, pp,73,229)
О символическом значении змеи теперь уже достаточно сказано и ясно, что она представляет собой олицетворение хтонического земного бессознательного, инстинктивного слоя во всей его тайной магии, мантической и целевой силе, равно как и со всей присущей ему опасностью, которую нужно преодолеть. Именно это противоречие объясняет чувство благоговения и страха, внушаемое змеями. И пока оно находится в господствующем положении, до тех пор сила его не сможет интегрироваться в глубинах человеческой психе, оно напоминает Потоп, сокрушающий человеческое самосознание, становится разрушающим ядом. Но если человек сможет преодолеть его силу и присоединить ее к своему сознанию, то она превратится в созидательную энергию, наградит его тайным знанием и одарит духовным перерождением.
Разобрав таким образом символическое значение трех виденных во сне животных, мы можем непосредственно приступить к настоящей интерпретации самого сновидения.
Как мы уже упоминали, повседневной жизни пациента соответствует первая часть сна (скучная вечеринка). Она отражает сознательный уровень, где в центре всего сознания (Jung, Psychological Types, p.540) стоит "Я", эго. Он выходит из психической сферы своей социальной и, в данном случае, очень скучной жизни именно в момент перехода в соседнюю комнату. Войдя в нее, он тут же сталкивается лицом к лицу со "своими" животными. Другими словами, он во сне переходит со своего эго-уровня в мир инстинктов. Символизм медвежонка и волчонка оказался связан с особенностями его психического состояния. Медведь - символ матери, отражающий все те инстинкты, которые пациент сфокусировал или спроецировал на свою мать. Другими словами, медведь - олицетворение инфантильной фиксации на матери-образе. И пока медвежонок пребывает его инстинктивным животным, до тех пор инстинкты пациента будут неразвитыми и примитивными и полностью управляемыми инфантильным желанием по-детски покапризничать, побаловаться. Но в этой же "комнате инстинктов" пациент одновременно сталкивается с противоположностью медведя - волком. Интересно, что и волк тоже содержит в своем образе слабый намек на материнскую сущность животного (вспомним историю Ромула и Рема, но даже здесь, хотя волчица и выступает как кормилица, как нянька брошенных в пустыне детей, все равно существует упоминание дикого нрава волка). Но все же главной чертой его животной природы, как показывают остальные примеры, является дикость, свирепость, хищность и жадность этого зверя. Иначе говоря, в этой ситуации пациент непосредственно столкнулся с противоречивым характером инстинктов жажда материнской заботы и защиты встречается с настоящей противоположностью - дикой, неуправляемой яростью и всепоглощающей жадностью своих инстинктов. Весьма симптоматично, что в этой ситуации пациент начинает успокаивать медвежонка, просит его не бояться, обещает защищать его от когтей злого волчонка. В этом суть его состояния. Нежная, снисходительная мать, соответствующая образу его инфантильной материнской фиксации, должна быть любой ценой защищена от каких бы то ни было нападок со стороны большого и злого волка, который, заметьте, всего лишь с четверть своего размера. Но неумолимое требование жизни, внутренний закон психологического развития, не позволит осуществиться его обещаниям, в конце концов этот закон побеждает. В самом начале волк представляется каким-то крошечным, даже "невинным", но в последующем он обещает стать обладателем сверхъестественного могущества, он способен быстро вырасти до чудовищных размеров, а уже в самом конце своего развития он трансформируется в существо, способное охватить собою весь мир.
Чтобы понять происходящее, нам надо внимательнее рассмотреть момент превращения игрушек в живых существ. Начать следует с того, что под маской игрушечных животных скрывались инстинкты пациента. Для всех людей, относящихся к интуитивным интеллектуалам, характерно желание жить на более высоком уровне, чем уровень обычных бытовых потребностей. Это же относится и к основным требованиям инстинктов и страстей. Пациент превозмог страх перед своими инстинктами и преодолел силу своих страстей, заставлявшую его более десяти лет судорожно хвататься за воздушный призрак, что давало ему возможность эффективно избегать, хотя и со страшной ценой для себя, осуществления своих инстинктов и эмоциональных потребностей. Это означает, что с одной стороны его инстинкты оставались в детском, зачаточном состоянии, слишком легко удовлетворяющимися игрушечным миром выдумок и фантазий (откуда и возникли игрушечные звери), а с другой стороны, подавление истинной сути инстинктов заставило их отомстить пациенту своим повторным появлением в наиболее грубой и примитивной форме при помощи образа волка. Постепенно, шаг за шагом, сопровождаемая сверхъестественной логикой, трансформация животных из игрушек в живые существа высвобождает всю их потенциальную энергию. Уже сам факт его прикосновения к ним вывел на поверхность, привел в движение их скрытую жизнь. Другими словами, чтобы ее обнаружить, пациенту пришлось перейти на инстинктивный уровень и вместо того, чтобы заниматься безобидными, безответными фантазиями, ему пришлось перенести настоящий взрыв неразрешенных проблем, угрожавших самому его существованию. Он как бы "случайно", нечаянно попал в состязание не на жизнь, а на смерть со своими огромными фундаментальными проблемами.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 594;