ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ 3 страница
На третьем рисунке цвета соответствуют двум предыдущим: зеленая змея с желтой короной и красным языком, коричнево-желтые шары и синий цвет между ними.
На четвертом рисунке зеленая змея стала сине-зеленым кольцом, фрагменты имеют желтовато-зеленый цвет, тогда как оригинальный синий цвет - прежний.
Последний рисунок выполнен ровным синим цветом.
Эго и цикл жизни
Волею этой Любви и гласом этого Зова.
Мы не оставим исканий,
И поиски кончатся там,
Где начали их; оглянемся,
Как будто здесь мы впервые.
Перевод С. Степанова Т.С.Элиот, Избранная поэзия,
С. Петербург,"Северо-Запад", 1994 г.
В соответствии с древней каббалистической легендой, описывающей "Образование Младенца", бог повелел, чтобы в момент создания семя будущего человека предстало перед ним, в это время он решит какой же быть душе: мужской или женской, мудрой или простодушной, богатой или бедной. Одно лишь оставил он нерешенным, а именно: быть ли ей праведной или нечестивой, ибо как сказано: "Все во власти Господа, кроме страха Господня". Душа стала умолять Бога не отсылать ее из этого мира высшей жизни. Но ответил Бог: "Мир, в который отправляю тебя, лучше мира, в котором ты была. Когда я создавал тебя, то создавал для земной судьбы". И повелел Бог правящему душами, живущими в высшем мире, посвятить эту душу во все таинства того, иного мира, провести через рай и ад. Так душа постигла все секреты высшего мира. Но в момент рождения, когда душа пришла на землю, ангел погасил свет знания, зажженный свыше, и душа, заключенная в земную оболочку, вошла в этот мир, забыв свою высокую мудрость, обреченная на вечный поиск, чтобы обрести ее вновь.
Какой психологический смысл заключен в этом древнем мифе о судьбе души? Из легенды следует, что Бог определил все будущее развитие души за исключением одной любопытной детали, одного крайне важного ограничения: он не определил быть ли ей душой праведного или нечестивого человека, ибо "все во власти Господа, кроме страха Господня". Это означает, что определенная судьба, определенный жизненный путь уже предуготован каждому человеку, но выполнить ли. предначертания, пойти ли по предназначенному пути или нет эго остается в его собственной воле. Поэтому 'страх Господен", добровольное принятие Его божьего промысла это элемент этическою выбора, который остается во власти индивида Цель фиксирована, но выбор пути и способ достижения ее предоставляется каждому индивидуально. Это поистине глубочайший ответ на вечный вопрос свободного выбора! В своем диалоге с Богом душа, опасающаяся потерять свою чистоту после контакта с преходящим, земным существованием, протестует против ее сошествия в этот мир. Но Бог укоряет ее. Мир, в который она вот-вот вступит, лучше того, где она была, поскольку именно для этою мира она и была сотворена. Другими словами, это значит, что весь смысл существования каждой души лежит именно в том, что только земное существование может привести ее к осуществлению ее главной задачи. Ее главная цель и задача не состоят в достижении чистого и безгрешного состояния в идеальном мире, а, скорее, в добровольном принятии ответственности за деяния в этом реальном мире и вызванную этим постоянно повторяющуюся необходимость выбора. Вот почему душа должна забыть все знания, все секреты, узнанные ею в Высшем мире, чтобы открыть их заново в период земного существования, и тем самым сделать их опять своими.
Что же означает сотворивший душу Высший мир на языке психологии? Высший мир - хранилище глубочайших секретов небес и ада, света и тьмы, вершины и дна, позитивного и негативного - другими словами - это мир коллективного бессознательного, из которого все мы и произошли. Потому сказка, что аист приносит детей из глубокого озера, не лишена смысла - это только иное представление того же самого психического опыта: все мы вышли из его великих вод. Утверждаемое механистической и односторонней рационалистической психологией положение, что человек рождается чистой страницей, tabula rasa, совершенно абсурдно.
Напротив, человек в глубинах своего естества скрывает опыт восходящий к древнейшим временам, следы поступки их последствий, выходящих далеко за рамки персонального существования, равно как и определенные индивидуальные возможности, уже предвещающие события далекого будущего. Этот опыт представляет ту же сущность ребёнка, что до сих пор живет в таинственном мире мифический образов и магическою соединения. Действительно, он погружен в мир образов коллективного бессознательного мифологическое прошлое человечества, не проясненного к конкретной реальностью настоящего. Для ребенка великие коллективные образы прошлого еще слишком близки. Первейшей задачей для него является освобождение от очарования их сверхличностной силы В этом противостоянии ребенок должен выковать свою маленькую личность, тем самым соединяя и развивая свое отце очень фрагментированное индивидуальное эго.
Если мы хотим понять психологию маленького ребенка, то подходить к этому вопросу надо с позиций мира мифов и магии в этом мире, выражаясь психологическим языком, его жизнь не достигла никакого индивидуального имени, она существует в чисто анонимном состоянии. Всякий, кто хотя бы раз имел дело с детьми, наблюдал бесчисленное количество примеров, объяснение которым можно отыскать только в анонимной мифической и магической сфере. Например, почти все дети практикуют проведение определенных и весьма странных церемоний, особенно перед сном, поскольку переход от бодрствования ко сну - это особенно важный момент, предоставляющий собой как бы переход от света к мраку. Этими церемониями могут быть какая-то "ритуальная" манера пожелания спокойной ночи, заботливого рукопожатия куклам или чего-то еще подобного. Эти столь легко пренебрегаете ребячества при надлежащем рассмотрении представляют пережитком магических апогропейных, то есть защищающих от зла церемоний, привычных для примитивных племен. Именно потому, что ребенок осведомлен о ничтожности своего маленького эго по сравнению с первозданной силой коллективного могущества, он ищет в таких обрядах уверенное, что его крошечное его не будет вновь полностью поглощено в течение великой первозданной ночи Мы, взрослые, слишком легко забываем, каким ужасом для ребенка является исчезновение света, ведь нет же никакой гарантии, что свет, а значит и жизнь появятся вновь! Но все-таки, если все шло так же вчера и позавчера. То есть какая-то надежда, что завтра все повторится снова. Юнг представил интересный омег о ритуале, имеющемся у племени пуэбло в Мексике, среди которого он провёл некоторое время. Они считают себя детьми солнца, а своей священной обязанностью - заставлять всходить солнце и совершаю; ото каждое утро при помощи ритуальною действия. А если они прекратят исполнение своего ритуала, то через некоторое время солнце перестанет восходить на небосклон Эта четкая проекция и конкретизация психологической опасности. Без исполнения определенных ритуальных обрядов и померк бы свет сознания. Таким же образом и детские церемонии представляют собой магические чары, противодействующие великой силе мрака для того, чтобы не угас слабый луч света детской индивидуальности.
Интересно прокомментировал это действие пятилетний мальчик, которого попросили рассказать о сне: "Не сон находился в моей голове, а я находился во сне".
Потому что дети действительно заключены в свои сны, то есть во всеохватывающую силу великой психической первозданной ночи. Вот почему дети так легко смешивают реальность и фантазию, а разделительная линия на первых порах вообще не существует. Мне вспоминается шестилетняя девочка, которая была все утро была вне себя от радости потому, что ей ночью приснилось, будто бы ей подарили изумительную куклу. с которой она все время играла. И это чувство счастья осталось даже после пробуждения, поскольку сон для этой девочки был теперь абсолютно реальным и конкретным фактом. Следующему примеру легко подобрать аналогии. На картине изображен был солдат, убивающий противника. Мальчик четырех с половиной лет, глядя на эту картину, тут же достал игрушечную винтовку и застрелил убивавшего насмерть, после чего испустил вздох облегчения,* ведь для него убийство стало отомщенным не только в мире фантазий, но и в реальной жизни. Из литературы нам хорошо известны примеры совершения ритуалов молодыми людьми, что можно отыскать в "Исповеди" Руссо где он рассказывает, как в детстве пользовался предсказаниями. Он старался попасть камешком в дерево. Если это удавалось, то он воспринимал это как добрый знак, а если промахивался то это был знак плохой. (Дерево же должно было быть достаточных размеров, чтобы не делать задание излишне сложным!) На самом деле, кто из нас, взрослых, не продолжает заниматься чем-то подобным и до сих пор, кто полностью освободился от всяческих магических действий, называемых нами просто "суевериями", таких., как загадывание желания при взгляде на падающую звезду и не наступать на щель между камнями на мостовой?
Это магическое мышление является типичным для определенного уровня жизни, чьи корни уходят не столько в персональное эго, а в безличный слой коллективного бессознательного. Удивительные проявления этого слоя можно увидеть в артистических усилиях детей. Вот, например, рисунок пятилетней девочки (см. рис.10). Это полностью спонтанное выражение ощущений без какого-либо определенного предмета. Но при внимательном рассмотрении возникает совершенно безошибочное впечатление мифического ландшафта или пришедшей из мира "Тысячи и одной ночи" картины. Замечательно то, что сильное эмоциональное воздействие может вызвать детский, совершенно наивный рисуночек. Но это становится понятным, если уяснить себе, что он выражает, так сказать, внутренний детский ландшафт. Фактически так выражается цвет и напряженность сокровенного детского мира, в котором ребенок прожил большую часть своей жизни. Такие спонтанность и напряженность возможны только благодаря огромному перевесу и витальности мифического мира по сравнению с миром его эго-сознания.
10. Мифический ландшафт
Эго и цикл жизни
11. Два демона
Барьер, возводимый эго-сознанием взрослого человека для защиты от мира коллективных образов столь высок, что преодолеть его можно только с огромными трудностями. Этим же можно объяснить и странную психологию художника. Выйдя из мира своего эго-сознания и при его содействии, он обретает способность проникать в мир мифов и магии. Подобно Улиссу, надежно прикрепленный к мачте реальности, он способен уже слышать голоса сирен и заключать свои слова в их музыку. По этой же причине во все времена поэты почитались в народе мудрецами. Они были "провидцами", видевшими великие надличностные взаимосвязи во вселенной. В то время как ребенок ведет, так сказать, униполярную жизнь, функционирующую главным образом в слое коллективного бессознательного, жизнь художника биполярна: обладая в полной мере своим эго, он нисходит в подземный мир коллективных образов и при посредничестве свой индивидуальной личности извлекает из глубин достойные благоговейного страха сокровища. Вот почему художники живут в состоянии опасности, что их захлестнет волна великих коллективных образов и хорошо известно, что часто эта сила магического мира порабощала и превозмогала и, наконец, поглощала их.
В этом коллективном мире художников и детей колдуны и феи являются не персонажами сказок, а обычными обитателями земли. Характерный пример этому иллюстрируется картиной мальчика пяти с половиной лет, которую он нарисовал и раскрасил по своей инициативе (см. рис. 11). Первая из двух фигур представляет собой странную демоническую фигуру с причудливым головным убором, состоящим из короны с рогами по бокам, причем эта фигура сильно напоминает танцевальную маску примитивных колдунов или полную боевую раскраску шаманов. Второй рисунок, нарисованный тем же мальчиком, изображает похожую фигуру, некий вид демона с длинным хвостом, что можно трактовать как бессознательный фаллический символ. В этом случае головной убор еще более замысловат, с двумя огромными рогами, а центральная часть, как и в первом случае, несет на своей верхушке странный мифический символ. Едва ли можно вообразить более удачный и красочный образ колдуна или животного-бога.
Поистине ошеломляющее впечатление производит близкая аналогия между детским мышлением и образами коллективного бессознательного при сравнении этих рисунков с рисунками Бронзового Века. Это изображение из Мо-хенджо-Даро индийского бога Пражапати,* "Бога всего живого", олицетворяющего творческие силы природы. Два на-
Рогатый Бог. Репродукция из Маргарет А. Мюррей: "Бог ведьм"
рисованных ребенком демона вполне могут восприниматься как отражение его собственных инстинктивных творческих энергий. Особенно поражает удивительное сходство украшенных рогами головным уборов и центральной частью, увенчанной в каждом случае разными двукрылыми символами. Это ясно показывает, как сильно детские фантазии определены образами коллективного бессознательного.
Если мы суммируем основные моменты, то получим следующую картину психологического развития ребенка. Развитие его началось с состояния полной вовлеченности и недифференцированности от внешнего и внутреннего мира, в котором он живет, а затем начался процесс развития собственного эго, отделения его личности от анонимного тождества со всеми существующими явлениями. Вот почему слово "Я" довольно поздно входит в сознание ребенка, уже ближе к концу третьего года жизни. Только тогда можно заметить первые сознательные и заметные следы появляющейся эго-личности, в противоположность коллективной психе.
Интересно и то, что примитивные языки весьма часто не имеют средств для выражения понятия "эго". Таким образом, в оригинальном семитском языке не существовало понятия "эго". Первые семиты не говорили "Я убиваю", а говорили "Здесь вот убийство". Только в результате постепенного развития стало возможным выражаться так, как мы теперь понимаем - "Я убиваю". Если маори говорит от первого лица, то это не всегда значит, что он говорит о себе, скорее о группе, с которой естественным образом идентифицирует себя самого. Он говорит: "Я сделал то или это", а в действительности это значит, что "Мои сородичи делали это". "Моя" земля означает землевладения племени*. Как и в случае с ребенком, это отражает признаки пока еще фрагментарного развития эго-сознания. Антропологи отмечают существование подобного факта практически в каждой примитивной цивилизации. Таким образом, подав один пример из многих, можно выразиться словами Каффира: "Они едва ли осознают даже самые крупные фрагменты своей индивидуальности, которая лежит ниже уровня полного сознания... Подсознательное "я" гораздо больше, чем часть его вырастающая до полного самосознания". Но приобретение все более расширяющегося эго сознания указывает направление развития для всего человечества в целом, и для ребенка и подростка в частности. Насыщенный конфликтом процесс освобождения от чудовищной власти коллективных образов исключительно труден. В случае примитивных племен, такие попытки несут крайне противоречивое содержание и всегда сопровождаются жертвоприношениями с целью задобрить первозданные стихии.
Даже в наши дни многие из нас идут на уступки или сразу же сдаются при первом же препятствии в ходе преодоления власти бессознательных коллективных образов. Как спокойно и комфортно выглядит перспектива постоянного пребывания в защитном круге магического мира и каким жестоким и холодным кажутся грубые резкие очертания сознательного эго. Многие мифы и легенды отражают бесконечные трудности, сопровождающие это освобождение. Так, в мифе о грехопадении человека, задача отделения от "Рая", который, говоря психологическим языком, является состоянием перед дифференциацией сознания, кажется столь устрашающей, что воспринимается как грех и святотатство.
Решительный разрыв с состоянием идентификации себя с миром коллективного психического содержания и вступление в мир индивидуального эго встречается только при достижении половой зрелости. Агрессивность и самоуверенность подростков - это только внешнее проявление внутреннего конфликта, а степень агрессивности и непокорности отражает силу конфликта. Интересно заметить, что примитивные народы различают только физическую зрелость, а долгий и мучительный процесс психической зрелости, в течение которого личность выходит из личиночной стадии, незнакома им также, как и наше понятие об индивидуальной личности.
Обряды посвящения подростков служат не для того, чтобы инициировать юношу к жизни полностью развившегося индивидуума, а для введения в новый уровень коллективной жизни, то есть социальной и религиозной активности племени. "Главным значением обрядов инициации, общим среди всех примитивных народов, является введение мальчиков в контакт с духами предков, которые обеспечивают общественный порядок, вызывают у посвящаемых уже самой церемонией страх и трепет перед сверхчеловеческими силами, подчиняют их обычаям племени.
12. Сражение с драконами
Прекрасной иллюстрацией этой борьбы за достижение индивидуальности служит рисунок одиннадцатилетнего мальчика, то есть пребывающего в пубертатном возрасте (см. рис, 12). На рисунке изображено огромное дерево с чрезвычайно развитыми корнями, растущее между двумя чудовищными драконами. В кроне этого дерева спрятался маленький человек, с виду - охотник, направивший какое-то копье в сторону одного из чудовищ. Над головой у человека висит рюкзак. Смысл этого рисунка следующий: Человек выступает как собственно человеческий элемент, то есть эго -сознание. Драконы - силы коллективного бессознательного и этому человеку обязательно надо их победить. Не составит большого труда догадаться, что драконы представляют еще и психические образы родителей, всемогущественные образы родительского архетипа. В периоде детства эти архетипы находятся в доминирующем положении, поскольку, отражая коллективное бессознательное, образуют противоположный полюс для индивидуального эго. Этим же объясняется сила родительского влияния, часто превосходящая силу личности самих родителей. Интересной деталью являются усы у одного из драконов (левого), что ясно указывает на его принадлежность к мужскому полу, отражая архетип отца. Следовательно, дракон с правой стороны должен отражать материнский архетип, то есть дракона-самку, а то, что копье направлено именно в её сторону, говорит о том, что первой задачей для мальчика является освобождение от своей матери. Дерево отражает естественный процесс роста, ''дорогу жизни", извивающиеся змеей корни дерева прочно зацепились в глубинах созидающей и питающей земли, давая поддержку еще пока крошечной личности, уберегая ее от хищных драконов, являющихся типичным примером безличных коллективных образов. Бессознательное обладает двумя аспектами: продуктивным и конструктивным с одной стороны, и деструктивным и истребляющим - с другой. Поскольку дерево выступает сейчас в роли символа жизни, непрекращающейся и инстинктивной, то драконы в этот момент жизни отражают деструктивный аспект психической природы. Действительно, вся жизнь - это процесс адаптации к определенным a priori фактам. Мы с рождения попадаем в вечную и всемогущественную предсуществующую реальность. Реальность эта состоит из реалий внешнего, окружающего нас мира и мира внутреннего, то есть мира коллективного бессознательного и архетипов. Каждый человек рождается в этом мире заново, неся в себе крошечный зачаток эго-личности, неким X, неизвестным фактором в жизни. И человек должен не только адаптироваться к этим внутренним и внешним реальностям, но и абсорбировать их и снова возродиться индивидуально. Без этого не будет, выражаясь психологически, существовать эго, которое обязано воспринять и перестроить внутреннюю и внешнюю реальность, весь окружающий мир. Если индивидуум в состоянии перестроить, воссоздать в своем сознании весь мир, то тогда существование его бесконечно малого эго обогатит всю вселенную и мир архетипов изменится, хотя и совсем в ничтожной степени. Если же человек потерпит неудачу, то его жизнь станет похожа на лопающиеся пустые пузыри, возникающие на болоте мироздания. Жизнь сама по себе - это природа, а природа не имеет сознательной истории. Крайне важно, что примитивные народы не имеют истории в нашем понимании этого слова. Для них жизнь индивидуума, как и жизнь племени, приходит и уходит, как времена года, и исчезает без всякой истории. (Едва ли для ребенка существует прошлое и будущее. Он как первобытный человек, живет исключительно в настоящем". Цит. no Kelsen, l.,c. р.270)
Без сознания не существует времени, потому дети и примитивные люди имеют весьма слабое понятие о хронологическом порядке. Только персонифицированное индивидуальным эго сознание способно вводить новый элемент. В природе все процессы находятся в бесконечном круговороте. Выйти за пределы этого круга может только сознательное эго, чтобы, созерцая его как бы со стороны, воссоздать его заново. Это огромнейшее достижение человеческого сознания. При помощи этого важнейшего шага человек отделяет себя от паутины природных обстоятельств и переносит себя на прямо противоположный природе полюс, прометеева борьба с которой, из-за неистовой атаки против совершенно естественного порядка вещей, навечно навлекает на себя гнев богов. Но вечная попытка осуществить это - неизбежная судьба человека, так как именно благодаря сознанию человек может стать человеком в полном смысле слова, без него человек останется слепой природой, естеством.
Человеческой натуре присуще врожденное стремление к индивидуации. Мы не в силах научно объяснить его, но обязаны принять его, поскольку это стремление проявляет себя посредством объективных фактов внешней и внутренней реальности. В психологическом смысле это значит, что сознание человека вечно воссоздает мир наново, но одновременно он же формируется под влиянием действительных фактов реального мира. Взаимосвязь между природой и эго, между коллективным бессознательным и индивидуальным сознанием - это взаимосвязь между воздействием и противодействием, взаимосвязь, составляющая реальность мира людей.
Эта взаимосвязь человека и природы, субъекта и объекта лучше всего выражена в самих словах "субъект" и "объект". Objectum - на латыни буквально значит то, что находится в оппозиции или напротив вас, subjectum - подчиненный, лежащий в основе или находящийся во власти объекта. Но объект может ожить только благодаря субъекту. Поэтому задача первой половины жизни состоит в укреплении субъекта в такой мере, чтобы он стал равным по силе и противоположным полюсом, способным воспринимать objectum. Но процесс этот чрезвычайно труден, поскольку objectum той же самой природы, но неизмеримо сильнее. Objectum обладает всей мощью природы. К тому же нам не следует забывать, что, с точки зрения природы, наличие нашей эго-личности полностью излишне и даже оказывает вредное вмешательство в ее процессы. Для природы существует только одна цель размножение, чисто биологическое сохранение жизни. Поэтому-то с ее точки зрения наша индивидуальность выглядит совершенно ненужной роскошью, более того, реальной угрозой этой чисто биологической цели. Вот почему природа, кажется, хочет с таким пренебрежением задушить наши маленькие эго. Но, вопреки различию в размерах, стремление к индивидуации стоит на основании равенства со своим противоположным полюсом, природой, а проблема заключается в синтезе тезы чистой природы и антитезы противопоставленного ей эго в одну сознательную природу.
Огромная напряженность, существующая между чисто природным состоянием и состоянием эго-сознания, объясняет, почему так чрезвычайно трудно для индивидуума освободить себя от психической власти коллективного бессознательного и почему столь часты неудачи. Так, маленькая девочка трех с половиной лет попросила положить ей на голову камень, потому что она не хочет умирать. Мама спросила ее как же камень поможет предотвратить смерть. На что ребенок ответил с совершенно детской логикой: "Потому что я тогда не вырасту. А все люди, которые выросли, затем стареют и умирают". (Sully, Studies of Childhood. London, 1895. p. 121)
Это пример огромного регрессионного влечения, проявленного первобытной природой. Иной похожий пример рассказал мне тридцатипятилетний человек, пришедший ко мне из-за выраженной фиксации к матери, и слишком заметно идентифицировавший себя со всей семьей. Он рассказал, что будучи ребенком, не осмеливался дышать на полную грудь, так как боялся преждевременно израсходовать весь запас своего дыхания, которого не хватило бы ему на остальную часть жизни. Эти два примера показывают, что даже в самом раннем детстве существует страх перед необходимостью сделать следующий шаг, принятием в будущем собственных решений, причем этот страх бывает столь выраженным, что человек предпринимает любые попытки, несмотря на все возможные выгоды, чтобы остаться в настоящем. Но, увы, настоящее так быстротечно, что за страстным желанием остаться в раю можно пропустить всю жизнь. Это - страх потерять защитный плащ, наброшенный первобытным состоянием идентификации с коллективным бессознательным, боязнь превращения в личность и тем самым принятия на себя полной ответственности взрослых людей.
Этот же самый страх перед новым и неизвестным заставляет примитивные народы так тщательно сохранять свои обряды и обычаи. Каждое нововведение вызывает необходимость новой адаптации, а последствия ее могут быть слишком опасными. У примитивных людей возникновение нового явления вызывает не любопытство а страх.
Примитивный человек без своих старых обычаев потеряется в вихре сбивающих с толку фактов. Мудрый эскимосский шаман сказал Расмуссену: "Наши отцы унаследовали от своих отцов все древние правила жизни, правила основанные на опыте и мудрости поколений. Мы не знаем как, мы не скажем почему, но мы храним и чтим наши правила, чтобы наша жизнь прошла гладко. И мы столь невежественны, несмотря на все наше шаманство, что все незнакомое нас пугает... Потому-то у нас есть наши обычаи". (Rasmussen, intellectual Cuilture of the iglulik Eskimos (цитируется из Kelsen, I.e., p.22) - Многочисленные примеры хорошо известной враждебности примитивных к каждому новому изменению и нововведению - так называемый мизонеизм - можно встретить у Levy-Bruhl, Pri-mitivies and the Supernatural or Primitive Mentality.)
Крепко держась за каждую мелочь мы, кажется, испытываем иллюзорное чувство защищенности, но получаем ее ценой жестоких переживаний иного рода, ведь дерево всегда растет вверх. Колесо катится и если мы останемся неподвижными, то оно переедет нас. Тот же, кто попытался бежать от жизни, то есть от развития своей индивидуальной личности, тот пал ее жертвой. Только тот, кто принял жизнь со всеми ее сложностями и конфликтами, добился полноты живого сознания, давшего ему возможность найти новую точку опоры в жизни, лежащую вне досягаемости путаницы настоящего. Только благодаря полному жизненному опыту мы сможем стать сознательными, а трагизм этой ситуации заключается в том, что только отделяя себя от коллективной матрицы, мы становимся способными воспринимать опыт. Пока мы индентифицируем себя с каким-нибудь явлением жизни, до тех пор мы не ощущаем, не воспринимаем его. Требование познания и восприятия всего вызывает отделение нашего эго от того, чем мы всегда были, то есть от коллективных образов, архетипов. Тот же, кто бежит прочь от своих ощущений и опыта, отказывается совершить акт отделения, сделается бессильным против мрачных сил подземного мира. На того, кто не посмотрит им в глаза, они нападут сзади. Тогда вместо интеграции с ними, он будет сокрушен темной тенью мира психической природы.
Приведенный ниже сон послужит иллюстрацией к сказанному. Его рассказал мне спустя несколько месяцев после начала анализа тот же пациент, что боялся в детстве глубоко дышать.
"Я нахожусь в поле, разрыхляю заточенной мотыгой землю Возле меня по сторонам сидят двое моих детей. Вдруг я вижу пришедших навестить меня родителей, В этот момент я испытываю непреодолимое желание напасть с мотыгой на своих детей".
В этом сне видно, что пациент уже сумел освободиться в какой-то мере от своей семьи и приобрел определенную степень индивидуации - он уже обрабатывает свой участок земли со своими "детьми". (На самом деле он неженат и у него нет детей). Но мощь родительских образов столь сокрушительна, что их появление заставляет его переделать орудие труда, так успешно им использовавшееся, на орудие "убийства" своих "детей", отражавших в данном случае его будущее развитие. В реальной жизни пациент поплатился за эту свою тенденцию, принося снова и снова зачаток собственной личности в жертву мрачным силам своих предков, испытывая при этом жуткий страх и навязчивые мысли.
И для парности приводится сон молодой женщины, двадцати с небольшим лет. Она подошла к критическому моменту в борьбе за адаптацию к жизни и познанию своей непосредственной роли в ней, принятию индивидуального развития. Вот что приснилось ей в этот критический период жизни.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 587;