ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ 6 страница
Обсуждавшиеся выше два сна оказались поворотным пунктом в дальнейшем лечении Потом уже становилось все более и более ясно, что невротические симптомы были вызваны пренебрежением и сдерживанием ее индивидуального развития. Из зависимой и нерешительной женщины она превратилась в активную и независимую женщину, которая легко создавала свою жизнь в соответствии со своими потребностями. Она, например, сделала себе новую карьеру, пользуясь своими предыдущими познаниями в медицине и нашла, таким образом, адекватный и удовлетворительный выход для своей энергии. Более того, новые неожиданные человеческие взаимоотношения, открывшиеся перед ней, соответствовали ее натуре и продолжали ее дальнейшее духовное развитие. Ей казалось, что мир, в котором она начала жить, переменился, но на самом деле переменилась она сама.
Видно невооруженным глазом, что увиденные во сне разделенные лошадь и всадник указывают на расщепление сознания сновидящей и на неудовлетворенное и неразрешенное состояние внутреннего напряжения. В равной мере очевидно и то, что депрессия и чувство тревоги у моей пациентки пройдут только тогда, когда исчезнет это расщепление или, используя фразеологию сна, когда воссоединятся всадник и лошадь. Мне бы хотелось проследить еще глубже скрытый смысл это сна и, основываясь на этом состоянии расщепленности, найти ответ на вопрос, поставленный вначале: знания какого рода и каким образом могут привести к излечению. Мы уже увидели, что, с одной стороны, лошадь и всадник символизируют инстинктивную энергию с одной стороны и сознательное лидерство - с другой. Взятые вместе, они отражают на более высоком уровне и гораздо более глубоком значении символ определенной неделимой целостности. Он образует самодостаточное единство, независимо от значимости его компонентов. Лошадь - независимая сущность, и всадник - тоже независимая сущность. Но все же значение сна заключено в том, что, хотя оба этих образа существуют бок о бок, но каждый компонент полностью раскрывает свой основной смысл только тогда, когда с ним соединяется другой компонент: каждая половина предполагает наличие второй. В этой связи лошадь подразумевает всадника, также как термин ведущий подразумевает наличие ведомого, так же правое неполно без левого, или север без юга, или, пользуясь китайскими символами, Инь и Ян неразделимо переплетаются друг с другом. Одна часть без другой незакончена в глубочайшем смысле этого слова и нуждается в завершении. Обе части приобретают свой собственный смысл лишь в единстве, но, будучи объединенными, становятся уже чем-то иным и большим, нежели простая сумма их отдельных сущностей. Лошадь плюс всадник, правитель плюс народ, Ян плюс Инь - все это нечто большее и иное, чем их простая сумма, а именно - союз двух, неразрушимое единство, обусловленное их подлинной взаимозависимостью. Здесь вопрос заключен не в какой-то данной лошади и не в каком-то независимом и, так сказать, случайном мужчине, который как раз проходил мимо, а именно в предшествующей взаимосвязи: лошадь искала своего хозяина, всадник принадлежит своей лошади.
Вот эта взаимосвязь и образует двигательную силу, т.е. когда один компонент соотносится с другим, это мгновенно поднимается в сознание, даже если они существуют как скрытая, латентная энергия. Этот критический момент наступил именно тогда, когда возникло состояние динамического напряжения, и каждый компонент начал соединяться со своей другой половиной, и тогда сознание начнет лечение. Если возникло такое динамическое напряжение, и незавершенная часть взмолилась, из-за своей неполности и отсутствия своей другой половины, то это неизбежно вызовет потребность полноты, "целостности". Когда сон произвел образ лошади, то это обусловило неизбежное и очевидное появление фигуры всадника. И пока лошадь существует без всадника, до тех пор она будет оставаться неудовлетворенной, следовательно останется необходимость поиска партнера. Стать сознательным означает, таким образом, стать осведомленным о своей другой половине, узнать о существовании недостающей части. Сознание заключается в овладении предопределенным единством при помощи знания. Страсть к цельности удовлетворится и успокоится только тогда, когда в сознании ассимилируется недостающая часть. В этом вся суть дела.
Человеку присущи тяга и стремление к целостности, но только когда это стремление осуществится, только тогда сотрется и нейтрализуется это негативное состояние напряжения. Такое единство может достигаться только при помощи знания о недостающей части, то есть когда человек стал полностью сознательным. Это то, что, например, имеют в виду Упанишады говоря: "Брама - это знание Брамы".
В "Пире" Платон рассказал величественный миф о ранней стадии развития человечества, когда его природа была еще андрогинная, то есть и мужская, и женская одновременно, и люди были круглые как шар. Каждый человек имел по четыре руки и ноги, голова помещалась на одной шее, но имела два лица и четыре уха, половые органы, как и все остальное, тоже были двойными. Велико и ужасно было их могущество, давая им возможность взбираться на самое небо и поднять кощунственную руку на богов. Чтобы покарать их за столь дерзкую и безрассудную шалость, Зевс решил разделить их пополам, и стали люди с тех пор ходить на двух ногах. Но с тех самых пор каждая половинка изначального человека страстно желает найти вторую свою половинку, и если они сойдутся вместе, то простирают друг к другу руки, ища пути срастись в одно целое. С этого времени поселяется Эрос в сердцах людей, жаждущих вернуться в свое изначальное состояние и, став снова одним существом, принести исцеление своей расколотой натуре. И как когда-то в старину, два друга, прощаясь, разрубали игральную кость пополам, чтобы потом, спустя годы при встрече узнать друг друга, так и каждый человек — это ничто иное как половинка этой кости, вечно ищущая свою вторую половинку.
Символизм этой платоновой истории виден с первого взгляда, но мне все же. хот елось бы рассмотреть его детальнее в психологическом аспекте. Эрос здесь представлен как великий подстрекатель смуты; Эрос - побуждение, стремление к завершенности. Именно Эрос дает нам возможность испытать творческое беспокойство, выводящее каждое человеческое существо за стесненные пределы его собственной жизни и дает опыт его другой половинки, будь то мужская или женская. Этот опыт обязательно и неизбежно вызывает то, что можно описать как врожденное желание единения, или, используя слова Платона: "Это стремление к целостности является, поэтому, работой Эроса".
Это врожденное стремление к целостности является решающим фактором в настоящем понимании процесса исцеления, вызываемого сознанием. В каждой психической системе, в каждом психическом организме, каковым является каждый индивидуум, существует эта врожденная тяга к полноте, завершенности. Это желание, тяга, используя процесс жизни, делает все возможное, чтобы заставить индивидуум реализовать эту скрытую концепцию единства, цельности, независимо от того, назовем ли мы получившуюся сумму "характером" или "личностью". Каждый раз, когда данная жизнь не достигает в процессе своего существования этой целостности, то особый смысл и цель такой жизни утеряны. Эта идея стара как мир, она встречается и на Востоке и на Западе. Так, в Упанишадах говорится: "Тот, кто по недостатку понимания покидает этот мир без познания своего настоящего мира, тот уносит с собой столь мало полезного из него вследствие ущербности понимания, как и из Вед, которые он не изучал или пренебрегал решением их задач".
Аристотель первый в Европе разработал эту идею во всех ее аспектах в своей концепции "энтелехии", что буквально значит "несущий в себе свою цель". Это значит, что вся живая материя несет в себе определенный закон, который старается придать ей нужную форму, но не раньше, чем она сама достигнет определенной формы, предуготованной ей самим этим законом. Энтелехия - энергия, трансформирующая потенциальное в актуальное, и приводит живую материю к совершенству, то есть к цели существования. Зернышко в яблоке, желудь, личинка бабочки содержат более-менее недифференцированную материю, являющуюся определенной время бесформенной, но, тем не менее, из этой бесструктурной материи получится в результате такие же по размеру яблоня, дуб, бабочка. Все мы настолько часто были свидетелями этого феномена, что стали пренебрегать тем непостижимым чудом, которое они отчасти скрывают и отчасти показывают нам. То, что Аристотель подразумевал под термином "энтелехия" - это та непостижимая, изумительная тенденция к дифференциации, открывающаяся в период развития недифференциророванной материи, которая приобретает уникальную и предназначенную форму.
Только что проиллюстрированный несколькими примерами, взятыми из биологии, закон является столь же действенным и в психологии человека. Это закон жизни каждого индивидуума, то есть закон индивидуации. Это означает, что каждый человек обладает латентной целостностью, сущностью, которую ему под силу реализовать. Реализация этой сущности - это труд всей его жизни, поскольку это было предначертано ему со дня рождения Эта предуготованная форма остается поначалу исключительно латентной и действует как ведущая всех людей в данном направлении сила. Сама жизнь, со всеми ее испытаниями и обязанностями, старается заставить человека выполнить его индивидуальное задание.
Дитя с самого начала нельзя назвать индивидуумом; его действия и поступки во многом обусловлены окружающей средой. Он остается идентифицированным со своими родителями. Однако с течением времени его естественная тождественность с родителями должна постепенно раствориться для того, чтобы достигнуть индивидуального отношения к жизни. Если этого не происходит, то растущие юноша или девушка остаются слишком сильно привязанными к своим родителям, и в этом лежит основная причина того, почему люди принимают неправильные решения. Проявляться такая фиксация к родителям может по-разному. Например, сын может избрать профессию не потому, что он действительно хотел или имел особые способности к ней, а из-за того, что его отец, несмотря на явную склонность к этой профессии, сам оказался не в состоянии овладеть ею; или дочка выходит замуж за человека, который в действительности отвечает "типу" ее матери и так далее. Но общим определяющим моментом в таких случаях является то, что человек измеряет жизнь стандартами, отличающимися от естественных для него стандартов, вследствие чего он никогда не посмотрит на вещи своими собственными глазами. Таким образом, он никогда не попытается решить проблему на свой страх и риск - будь это вопрос личных связей, выбор профессии, религиозные или интеллектуальные проблемы.
Если процесс роста персональной ответственности индивидуума пройдет беспрепятственно и без помех, то невроз может не развиться. Духовная борьба и конфликты означают, что человек должен, борясь, пробиться как можно ближе к своей настоящей самости, а процесс индивидуального роста не будет ни осмеян, ни прекращен. В этом случае, пользуясь образами сна, воды Нила потекут свободно, и уже не будут существовать препятствия, не дававшие реке излиться и выполнить свою животворящую миссию. Но психотерапевты хорошо знают что такой беспрепятственный ток вод жизни - редкое исключение, а в большинстве случае источники более или менее блокированы, и перед тем как воды смогут снова устремиться бушующим потоком, необходимо провести трудоемкие и длительные очистные работы. Невроз состоит именно в этой запруде, этой отчужденности от реальной самости.
Давайте рассмотрим теперь невроз с этой точки зрения. Хорошо известно, что лишенная надлежащего выхода психическая энергия становится извращенной и вместо функционирования в прогрессивном и конструктивном смысле начинает развивать регрессивные и деструктивные тенденции, как река, у которой перекрыли главное русло, выходит из берегов и несет беду и разорение. Если мешают осуществлению спонтанных психических реакций ребенка, то он либо становится упрямым и агрессивным, либо действует с опаской и преувеличенной беспомощностью. Если взрослый ведет жизнь, противоречащую его натуре, под воздействием то ли внешних обстоятельств, то ли по каким-то внутренним мотивам, он будет подобным образом покалечен, что приведет к развитию невроза. Ощущение страха, сознательное или бессознательное, - интегральный компонент невроза, какую бы форму не принимал сам невроз. Слова тревога (anxiety) и страдание (anquish) произошли от латинского апдеге что значит "давить" или "душить". Такая тревога или боязнь - это страх быть ограниченным: страх перед существованием в таком ограничении, где существует опасность удушения. Функция воздуха в физической сфере имеет свою точную копию в сфере психической: страх - это ощущение того, что можно быть отсеченным от чего-то абсолютно необходимого для жизни.
Это ощущение отъединенности от чего-то основополагающего выражалось и во сне с лошадью и всадником: там были разделены две составные части, что соответствовало чувству тревоги, испытываемому моей пациенткой в реальной жизни. Можно было бы определить возникающий при каждом неврозе страх как инстинктивное ощущение состояния отрешенности от своих собственных основных потребностей, или как ощущение противоречия между действительной жизнью и той жизнью, какой должна была быть. Трагическое звено в этом страхе заключено в увеличении того, от чего он и питается; этот процесс весьма известен в психологии как притягивающая сила комплексов. Таким образом, это ощущение отдаленности от главного русла жизни только усиливает стремление к самозащите, приводящее в результате к еще большей удаленности от жизни. Страх действует как регрессивная сила, то есть он погружает человека еще глубже в его же изоляцию, что в конце концов заводит его в глухой тупик.
Тревога или боязнь имеют и позитивную составляющую -это стремление. Страх означает еще и чувство нехватки, потери чего-то, что заставляет человека бежать от предъявляемых ему требований. Стремление - это ощущение утраты чего-то, но в противоположном смысле, поскольку стремление побуждает человека к попытками получить то, что им утрачено. Тем самым стремление, в противоположность страху, подталкивает человека к осуществлению своего желания. В этом, мне кажется, заключено психологическое значение платоновой идеи об Эросе. В рассказе Платона Эрос возникает из-за отсутствия равновесия в природе, он выражает себя в стремлении, конечно же, в стремлении к завершенности. Итак, Эрос - воплощение стремления к целостности: стремление души охватить свою истинную цель и назначение. Вот почему Платон говорит об Эросе как о великом Демоне, посланце богов, спасителе, стоящем посреди пропасти и служащим связующим звеном между смертными и бессмертными. Мне бы хотелось интерпретировать это как связь между идеей и реальностью. Эрос, стремление, возникшее из ощущения недостаточности, является стимулом, импульсом, мотивационной силой. Страх, возникший из ощущения недостаточности, обладает парализующим эффектом, приводящим к изоляции и ущербности человеческих сил. Главнейшей задачей анализа должно быть освобождение позитивной силы Эроса от негативной силы страха. Может показаться довольно странным, но они оба, тем не менее, являются различными проявлениями одной и той же психической энергии, либидо.
Тот же самый негативный аспект Эроса объясняет, почему каждый невроз создает в определенной мере препятствие для общественных и человеческих отношений и, особенно, для общения с противоположным полом. Но ни в коем случае не следует воспринимать индивидуацию как эгоистическую жизнь, обособленную жизнь, а напротив, она создает базис для настоящих отношений и интеграции внутри человеческого общества.
Хотя, безусловно, вокруг нас существует множество людей, не страдающих никакими неврозами, но потерявших смысл своей жизни. Объяснить это явление можно тем, что страх, так сказать, кристаллизовался и заключился в капсулу. Этот бессознательный процесс имеет и свою негативную сторону: сделавшись будто бы безвредным, эта заключенная в капсулу энергия должна быть непременно удалена из общего потока жизни и, тем самым, уменьшается ее количество. Потому такие люди живут только с частью своей энергии, бывшей когда-то их светом. Из-за этого они могут быть обречены прожить лишь половину или даже меньше своей жизни. Этим же объясняется и то сопротивление к анализу, демонстрируемое такими людьми. Ведь анализ не только заставит их уяснить, что они пошли по неверной дороге, но и столкнет их лицом к лицу с тем страхом, который они так тщательно хранили под замком.
Невроз, рассмотренный с такой позиции, представляет последнюю судорожную попытку психе добиться положительного разрешения ситуации, поскольку невроз не дает человеку покоя, ведет его к такому состоянию беспокойства и неудовлетворенности, которое в конце концов, вынуждает его избежать объятий этого страха, становясь сильнее всех негативных сил. Вот почему психотерапевты часто обнаруживают, что некоторые из потенциально очень достойных и ценных людей приходят к ним за помощью из-за своих неврозов, явившихся, несмотря на все страхи и страдания, в известной мере стимулом, приведшим их к преодолению препятствия, отчуждавшего их от настоящей жизни, и давшим возможность достичь настоящего призвания. Жизни боится только тот человек, который не живет так, как должен Элемент страха при неврозе возникает при слишком большом расщеплении, мешающем человеку понять свою настоящую личность. Заполниться эта брешь может только принятием новой ориентации в жизни.
Поэтому сознание, вернее процесс становления сознательного, всегда подразумевает соответствующее осознание своей собственной действительной личности и ее предопределенной цельности. Это выглядит так, будто существует некий центральный образ, eidos, стоящий за всеми проявлениями жизни и предопределяющий их. Целостность достигается или, другими словами, энтелехия осуществляется тогда, когда центральный образ, eidos, станет определять каждый поступок личности и, пропорционально этому, будет находить в ее рамках свою полную и нерушимую актуализацию. Между чисто биологической и психологической целостностью существует очевидная разница. У растений и у животных - и в относительно большей степени у примитивных народов и детей - актуализация eidos более менее достигается. Они представляют собой органическую и непрерывную целостность. Этим объясняется их естественная "прелесть" и ненарушенный ритм. Эта "прелесть", однако, чисто инстинктивная, "бессознательная". Ее можно считать принадлежащей всецело к эстетической сфере. Вместе с человечеством в ситуацию входит совершенно новый фактор, нарушающий инстинктивную целостность: это фактор сознания с его способностью выбирать и различать. Животное или растение - и в меньшей степени дети и примитивные люди - являются бессознательно целостными. С возникновением сознания первой теряется как раз именно эта инстинктивная целостность. Человечество может актуализировать a priori свою "человеческую" целостность только при помощи и посредстве постоянно повторяющейся необходимости решать и выбирать. Eiods целостности все время находится в нем, но eidos актуализируется в нем не автоматически и инстинктивно, как это происходит в сфере биологической целостности. На самом деле составным элементом человеческой целостности является фактор сознательного выбора продуманного решения. Свободу индивидуума можно определить как возможность к формированию своего собственного eidos, своего внутреннего образа целостности, существующем в нем а priori. Чем больше индивидуум становится сенситивным и воспринимающим свой внутренний образ, тем целостнее и "здоровее" он оказывается. Тот факт, что слова "целый", "святой" и "исцелять" происходят от одного корня имеет глубокий смысл. Тот, кто цел, тот также и исцелен, быть исцеленным, значит сделаться целым. Происходит это потому, что эта предрешенная, уникальная "целостность", называемая личностью, является настоящим смыслом и целью каждой жизни, что сознание этой целостности производит исцеление. Оно "свято" в той мере, в какой представляет собой глубокий опыт божественного характера; другими словами, идея целостности - это архетип глубокой значимости. Словарь английского языка Н.Вебстера определяет "личность" как "комплекс характеристик, отличающих индивидуума, нацию, группу; совокупность поведенческих и эмоциональных характеристик индивидуума" В каждом человеке только и дожидается своей реализации эта, находящаяся в латентном состоянии, целостность, то есть предопределенная констелляция. Таким образом, индивидуация подразумевает "приход в себя". Вот почему распознавание своей настоящей самости ликвидирует трещину и сопровождающий ее страх. Именно эта проблема нашла свое выражение в сне о лошади и всаднике.
В то же время интегрированная личность выражает не просто индивидуальную совокупность, поскольку в актуализации своей собственной a priori целостности индивидуум также обнаружит все еще и свою связь с надындивидуальным центром. Этот центр - самость, которая является "парадоксальной квинтэссенцией индивидуума и в то же время квинтэссенцией коллектива". (Jung, Paracelsica, p. 167, cw. 13.)
Другими словами, познание целостности совпадает с познанием центра личности и смысла жизни, что трансцендентирует индивидуум. То же выражено и в словах Николая Кузанского, который заставил Бога сказать человеку: Sis tus tuus, et ego его tuus - "Будь самим собой и я буду твоим". (Цитируется по Toni Wollf, Einfuhrung in die Grunflagen der Komplexen Psychology, p.30.)
Конь и всадник - это первый проблеск далекой цели - целостности. Они выражают собой идею, которая трансцендирует теперь уровень сознания, но, в то же время, действует и как указатель и как направляющая сила. Они проявляют зачастую кажущийся непроизвольным процесс индивидуации, то есть процесс, когда "самость" пытается защищать себя от определенных ограничивающих идей и комплексов, страхов и страстей эго. Под этим углом зрения психологический процесс жизни предстает как творческое выражение напряжения между двумя полюсами: с одной стороны - эмпирического эго, то есть данной конкретной личности, а с другой стороны - "самость", окончательная и вечная eidos цельности, Человек целостный.
Этим объясняется тот факт, что мы можем получать сны и видения, превосходящие наше теперешнее понимание, суть которых мы можем постичь только спустя годы. Психические процессы происходят одновременно на различных уровнях, но значение свое раскрывают только в соответствии с тем уровнем, которого достигло эмпирическое эго. Таким образом, символ имеет разное значение в зависимости от того, смотрят ли на него с позиции теперешнего конкретного "я" или с позиции "я" идеального, являющегося конечной целью процесса индивидуации. В этом смысле наша физическая концепция времени и казуальности должна быть почти целиком отвергнута, если мы хотим понять психический процесс: не "перед", предшествующее по времени физическому "после", объясняет его в ходе психического развития, а именно психическое "после", "самость", объясняет психический процесс, происходивший "перед", то есть до тех пор, пока не реализуется в какой-то мере целостность. Психическое "после", окончательная мощь нашей "самости", в огромной мере предопределяет опыт эго: в соответствии с нашей индивидуальностью и со степенью, с которой эмпирическое эго интегрирует eidos, наши реакции на один и тот же объект будут различны. Чем более открытым становится наше эго для влияния eidos, "самости", тем более может продвинуться процесс индивидуации.
Таким образом, именно "самость" является той реальной силой, что скрыта за проявлениями нашей физической жизни, и которая пробуждает стремление к сознанию и целостности. Особенно она проявляется в неврозах как компенсирующая и корректирующая психическая сила там, где индивидуальная сила уже утратила свое значение. Пока эмпирическое эго, этот инструмент реализации, не достигнет зрелости в решении конкретных проблем жизни, пока явления и задания практической жизни не будут приняты, до тех пор самость будет далеко за пределами досягаемости. При помощи принятия и осуществления теперешней, конкретной реальности происходит постепенное расширение пространства нашего сознания. Только зреющее и растущее в результате выполнения задач жизни сознание может стать равноценным партнером для символической стороны жизни. (В период психоза люди могут продуцировать глубинные символы, но они совершенно неспособны интегрировать их из-за полной потери эго-сознания.) Если образ "самости", с одной стороны, - это сила, которая в будущем придаст нашему настоящему опыту форму, то эго, с другой стороны, должно достичь бессознательного и открыть тем самым различные вечно живые значения символов.
Давайте рассмотрим теперь сон об источниках Нила: пока выраженная в первом сне в виде символа целостности острая проблема взаимосвязей и жизни, со всеми ее нуждами и потребностями, не стала понятной и уясненной, до тех пор первый сон не мог открыть своей конструктивной энергии. К первому шагу в сторону переориентации пациентку подтолкнули именно невротические симптомы, но пока не будут приняты и разрешены сложности конкретной жизни, ни о каком исцелении или целостности не может быть и речи. Для анализа требуется абсолютная честность пациента перед собой, что придаст анализу такую глубокую и совершенную форму лечения, которую только можно предполагать, поскольку это является последней попыткой установить контакт с "самостью" и тем самым воззвать к высочайшей моральной и этической природе человека.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 544;