ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ 4 страница
"Заснеженный пейзаж. Передо мной находится айсберг, скрывающий от меня человека, который хочет проложить через айсберг дорогу ко мне. Я кричу ему иронически: "Ты никогда не сможешь сделать это. никому еще не удавалось этого". Но человек продолжает работать. Огромные глыбы льда разлетаются в стороны от него. Я начинаю переживать за этого человека и бояться, что ему не достанет сил, что он замерзнет насмерть. Айсберг уже стал прозрачным. Я лихорадочно пытаюсь проделать голыми руками отверстие в айсберге. Теперь нас разделяет совсем немного льда. Я протягиваю к нему руки и говорю: "Ты должно быть очень замерз, возьмись за мои руки, они теплые". Я притягиваю его к себе своими руками и мы целуемся".
В этом сне показана удивительная картина того, как жизнь, персонифицированная в облике мужчины, ее естественной противоположности, приближается к женщине, чей страх перед жизнью столь велик, что она не может поверить, что жизнь действительно сможет коснуться ее, а она - жизни. Своим ироническим возгласом она пытается отрицать призыв жизни, но, застигнутая и трансформированная ее непреодолимой энергией, она решает в последний момент принять жизнь и встретить ее с радостным духом сотрудничества. Таким образом, на первый взгляд невозможное становится возможным.
Этого направления должен придерживаться каждый человек в процессе преодоления идентификации себя с детством, на пути к принятию социальной и личной ответственности взрослой жизни. Освобождение от отца и матери, означаем принятие на себя обязанностей отца и матери, независимо от того, приобретают ли они форму создания семьи или обучение профессии, что быстро приводит к полной гражданской ответственности и принятию целиком мира внешней реальности. Каждый период жизни имеет свои специфические обязанности, а не выполняющий их, то есть не проживший данную фазу, теряет возможность испытать какой-то аспект жизни, а платой за такой отказ является либо отупение, либо оцепенение, либо невроз. Процесс жизни логически и неотвратимо идет вперед и горе тому, кто осмелится избежать ее требований.
Ребенок приходит в этот мир без настоящего эго. В течение первых приблизительно десяти лет жизни, то есть не пубертатного возраста, проходит фаза медленного раскрытия латентных сил его эго и постепенного очищения нежного маленького зачатка индивидуальности от различных слоев идентификаций и магических действий. Пубертатный период, то есть приблизительно второе десятилетие жизни, включает в себя отделение от психической пуповины, связывающей растущую индивидуальность с психической утробой (маткой) семьи. В следующей фазе, фазе молодых людей и молодых девушек, третье десятилетие жизни, эго становится более связанным и самоуверенным, а молодые люди, после контакта с жизненными ролями достигают индивидуальности. Четвертое десятилетие означает ассимиляцию мира, его окончательное психическое покорение при помощи выполнения всех его законных требований. Эта фаза приводит к полной адаптации человека как социального средства и одновременно выполнения главной задачи личности, состоящей в достижении полностью интегрированного эго-сознания.
В течение четвертого десятилетия жизни каждый нормальный индивидуум обычно справляется с этой задачей. Обычно к тридцати годам человек уже составил основной план своей дальнейшей жизни, положения в обществе. Но что должно произойти, когда все это уже сделано? Надо ли посвятить всю оставшуюся жизнь расширению и упрочению своего социального положения и своего эго-сознания? Эта точка зрения весьма широко распространена. С одной стороны, мы знаем, что к сорокалетию то есть приблизительно к середине жизни, начинают возникать любопытные критические явления, феномен, делающий основание для возникновения одностороннего эстравертированного отношения к жизни. Один мой пациент, испытав себя в подобном положении, рассказал мне такой свой сон:
"Я нахожусь у своего аналитика. Он говорит мне: "Вот три аспекта мудрости и ты должен уделить им внимание: мудрость положительного, мудрость отрицательного, мудрость ежедневных потребностей. Настоящее искусство жизни состоит в гармонизации всех трех пактов мудрости".
Ранее я упомянул, что жизнь следует рассматривать как процесс адаптации к предшествующим внешним и внутренним фактам, между которыми маленькое человеческое неизвестное существо должно проложить себе дорогу, чтобы достигнуть зрелости. Этот процесс упоминается в сновидении как мудрость ежедневных потребностей, то есть мудрость морального выбора, обусловленная необходимостью ежедневных решений. Мудрость положительного - мудрость возвышающая, созидающая, рост вверх дерева жизни, его укрупнение удлинение веток.
Но что такое мудрость отрицательного? Означает ли она деструкцию и упадок в его обычном негативном смысле? Но едва ли это можно назвать мудростью. Выражение "мудрость отрицательного" должно непременно нести в себе иное значение. Вся природа зиждется на двойном принципе роста и распада. Распад не является синонимом деструкции, а подразумевает скорее трансформацию в новый рост. Распад не означает полную смерть, а растворение настоящей структуры как подготовительная стадия ее перерождения в новую форму подобно жизни растений, первая стадия управляется принципом распускания и расширения, а вторая стадия управлялся принципом сворачивания и концентрации. На первой стадии формируются все внешние органы жизни, тогда как ею второй - начинается скрытый рост плодов. Едва видимый, извне он содержит в себе зародыш будущего растения. Плод - результат и смысл всех стадий развития.
Глядя на это с такой позиции, мудрость отрицательного перестаёт быть деструкцией, а скорее трансформацией в новую форму. Мудрость ежедневных потребностей - мудрость ежедневного выбора: это эго, вмещающее в себя сознательный опыт великой надличностной структуры жизни со всеми ее великими и вечными противоположностями. Все же сознательный выбор и лидерство эго ограничены тем, что эго не может пренебречь основной мудростью отрицательного и положительного, ростом и распадом, расширением и сокращением, но должно принять, понять и ассимилирует их. В первой половине жизни доминирует задание адаптации к внешнему миру, то есть распускание и расширение. Чем больше человек выполняет это задание, тем больше он прогрессирует во второй половине жизни, тем более необходимой становится адаптация его к внутреннему миру, что вовлекает уже процессы удаления и концентрации. В первой половине жизни мы можем и должны жить без слишком глубоких размышлений о жизни, поскольку жить - это наша первейшая обязанность, а живя - мы взрослеем; но во второй половине жизни мы сталкиваемся с необходимостью раскрыть смысл нашей жизни в частности и жизни вообще.
Проблема сознательного снижения внешней активности ради внутренней активности - это одна из наиболее сложных проблем западного мира. Вместо уяснения того, что вторая половина жизни представляет самую требовательную и напряженную задачу, требующую от личности более полной отдачи, чем во время первой половины жизни, очень многие люди понимают этот период жизни неправильно, как период простого старческого смирения, которое они часто скрывают за повышенной деловой активностью. Восточная культура, с ее глубоко интровертированной позицией в сравнении с нашими односторонне экстравертированными образованием и точкой зрения, гораздо выше нас в своем понимании различий между первой и второй половинами жизни. Так, принадлежащие к трем верхним кастам индийцы считают своей главнейшей обязанностью подчинение четырем ashramas или четырем периодам жизни. Первая ashrama - Brahmacari (ученик брахманов), в течение которой молодой человек обязан слушать и учиться; второй период - Grihastha - отец семейства, период зрелого мужчины, когда он призван выполнить свои общественные обязанности. Затем идут третья и четвертые стадии - Vanaprastha, отшельник, и Sannyasu, бездомный нищий, период поражающий европейцев как странностью, так и сверхестественностью. Однако в Индии две эти последние стадии хранят специфическое задание второй половины жизни. Больше не считается мужским делом накопление мирских благ или исполнение общественно полезных обязанностей жизни, но, выполняя все эти задачи, человек должен открыть себя для получения сокровищ внутреннего мира до тех пор, пока он будет, в конце концов, мирно поджидать кончины как безымянный нищий, также анонимно уйдя из жизни, как и когда-то в нее пришел.
Такая позиция на Востоке не кажется ни странной, ни уничтожительной. Напротив, для них - это самоочевидное и логическое развитие жизни, образуя неотъемлемую часть их религии. Хотя для западных людей покажется весьма абсурдным подражание Востоку в их отношении к жизни, все же, если мы поймем ее значение в символическом смысле, то обнаружим ее очень назидательной. Лао-Цзы выразил эту позицию так, сказав:
"Можно узнать мир Не выходя за порог Можно познать смысл небес Не выглянув из окна".
Если человек, уже достигший своей цели во внешнем мире, приспособит эту позицию к внутреннему миру, то это дает ему возможность перейти на новый уровень жизни, избежав опасности самоотупения в рамках уже покоренной территории.
Это поворотная точка от положительного к отрицательному, от мира фактов к миру смысла, выражает себя также в нашей западной психологии, поскольку бессознательное, несмотря на все сознательные желания и односторонность, побуждает достигать такого состояния мышления, которое необходимо для надлежащего проведения второй половины жизни. Вот рисунки 35-летнего мужчины, услышавшего зов со стороны второй половины жизни.
На первом рисунке (см. рис. 13) изображена свернувшаяся в кольцо змея, отдыхающая на гребне пруда, внизу которого виден золотой шар. Змея только что подняла голову и пациент воспринял это как попытку достать золотой шар. Золотой шар - это солнце, представляющее спрятанное в глубине водоема либидо - скрытый во мраке свет. Таким образом, дотянуться и возвратить его себе снова идентично процессу индивидуации. На следующем рисунке (см. рис. 14) изображено могучее дерево, внутрь ведет таинственная дверь. Этот рисунок дополняет упоминаемый ранее рисунок одиннадцатилетнего мальчика. Может показаться, что представленное в этом рисунке задание заключено в дальнейшем росте от уровня корней вверх, минуя все опасности, угрозы со стороны драконов, к свету. В этом случае задача состоит в повторном проникновении в мрачную утробу земли, чтобы добраться к вечной матери, идя в одиночку по дороге, на которой будут уже иные, чем в детстве, драконы и приключения.
На последнем рисунке (см. рис. 15) того же человека представлен результат сна, наполненного архетипными мотивами. Сон был таковым: "Я наблюдаю за двумя таинственными ритуальными действиями, в чем-то напоминающее танец или действие жертвоприношения. Первый ритуал происходит в круге, разделенном на четыре части, в центре которого происходит жертвоприношение. Круг этот получается или в результате фигур танца, когда люди подходят к центру со всех сторон, или его форма уже была обозначена на земле. По каким-то причинам этот первый акт был только вступлением и нуждался в еще одном для полного завершения или искупления. Этот второй акт проходил в виде неких круговых движений, которые были разделены на шесть частей".
Проснувшись, пациент почувствовал желание зарисовать этот сон. Он сказал об этом: "Когда я нарисовал сон, вдруг возникло взаимодействие двух кругов - внутреннего разделенного на шесть частей, и внешнего, разделенного на четыре, а в центре вдруг возник "алтарь". Этот алтарь напомнил мне кристалл. Пока я рисовал, в нем появились различные слои ночного и дневного неба, водная зона, два слоя земли и огненная зона".
И сон, и рисунок принадлежали к мандальному типу рисунков и снов. Ключ к их разгадке лежит во взаимодействии двух круговых движений, подразделенных на четыре и шесть частей. Юнг уже показал психологическое значение индийской Кундалини-йоги, а Бейнс провел параллель между восточной системой медитации и психологической интеграции в книге "Мифология души" .
В этой системе йоги рост сознания символизируется змеей, которая проходит семь стадий сознания, представленных семью кругами или чакрами. Это объясняет значение первого рисунка, где змея покоится возле пруда. Змея -символ потенциального сознания, а поднятая голова - первое движение сделанное для достижения психологической интеграции. Самая нижняя стадия сознания в Кундалини-йоги символизируется центром чакры, представленной цветком лотоса с четырьмя лепестками. Символ следующей чакры - лотос с шестью лепестками.
13. Змеиный пруд
Герхард Адлер
14. Черная дверь
Эго и цикл жизни
15. Танцевальный узор
Герхард Адлер
Эго и цикл жизни
16. Ночное путешествие
Первая чакра - это "чакра земли", где сила сознания еще спит, следующая - "чакра воды", она символ первого пробуждения сознания, которое впервые столкнулось с мощью бессознательного. Пробуждение сознания связано с идеей крещения, являющегося символом самопожертвования в соответствии с паттерном смерть - повторное рождение.
Таким образом, сон указывает на необходимости принесения в жертву позиции, концентрировавшейся исключительно на конкретных реалиях жизни. Бессознательное должно восприниматься как новый опыт - первое круговое движение отражало подготовительное состояние сознания, а следовательно, "нуждалось в еще одном для своего завершения или освобождения". Это интересный пример силы архетипов: как могут определенные коллективные бессознательные патерны активизироваться психологической ситуацией трансцендирующей индивидуальный опыт, и как в этих паттернах можно обнаружить полную и удовлетворительную формулировку индивидуальных кризисов и их решение.
Входом в темную дверь в дереве начинается погружение в бессознательное. Этот шаг показан в следующем рисунке пациента (см.рис. 16), изображающем его в маленькой лодке в глубинах подземного мира. Это - начало, с момента прохождения под аркой, его подземного путешествия вдоль мрачного потока, освещенного полночным солнцем. Рисунок отражает архетипный сюжет "ночное путешествие на дно моря", nekyia или погружение ad inferos, в глубины бессознательного, где можно отыскать будущее решение проблемы. Это ~ путешествие в "Западные земли" в "землю заходящего солнца", где можно найти "бессмертие", то есть, говоря психологически, интеграцию. Эта "Западная земля заходящего солнца" содержит ясную ссылку на задачу второй половины жизни и, таким образом пациент находит свою дорогу для наполнения своей жизни.
Автобиографическая книга Дж.Пристли Rain upon Godshill дает чудесный пример того, как переход от позиции первой половины жизни к позиции второй ее половины может внезапно открыться сознанию. Там он рассказал сон, приснившийся ему в возрасте сорока двух лет*. Он обсуждает феномен названный им "мудрый сон", который, "кажется, подает нам новый и высший тип опыта", заставляет нас почувствовать, "что, пусть на короткое время, мы прикоснулись к разуму бесконечно более богатому и великому, чем наш" - парафраз того, что аналитическая психология назвала бы коллективным бессознательным. Продолжая далее, он говорит, "Мне приснился этот сон именно перед тем, как я должен быт последний раз съездить в Америку, во время изнурительной недели, когда я был занят своими Time plays. Тогда я подумал, что он оставил такое глубокое впечатление в моем сознании, как никакое другое ощущение, испытанное то ли во сне, то ли наяву, он сказал мне о жизни больше, чем любая книга, которую я до сих по читал. Содержимое его было довольно простым, в нем было что-то от недавнего посещения моей женой маяка, здесь же в Сент-Катерине. чтобы окольцевать птиц. Мне приснилось, что я стою на вершине самой высокой башни, один, и смотрю на мириады птиц, летящих в одном направлении. Это были птицы всевозможных видов со всего мира. Это было захватывающее зрелище -воздушная река из птиц. Но вот каким-то таинственных образом шестеренки времени закрутились быстрее и я увидел весь жизненный путь птиц: вот они вылупились из яйца, вот они полны жизни, спариваются, слабеют, спотыкаются, умирают. Крылья их крошатся, тела были ухоженными, но затем в одно мгновение стали истекать кровью и сморщились, и смерть стала настигать их повсюду. Что за польза от этой слепой борьбы с жизнью, этих страстных проб крыльев, этих поспешных спариваний, полетов и посадок, к чему все эти гигантские бессмысленные усилия? И когда я пристально посмотрел вниз, ожидая с первого взгляда увидеть жалкую историю жизни каждого живого существа, я испытал боль в своем сердце. Было бы лучше если бы никто из них, если же никто из нас всех, не рождался, и если бы эта борьба прекратилась навечно. Я стоял все еще в одиночестве на той же башне, испытывая отчаяние. Но вот шестеренки закрутились еще быстрее, все закрутилось с такой скоростью, что движение птиц разобрать было нельзя и перед глазами все слилось в огромную, усеянную перьями равнину. Но вот среди этой равнины, сквозь тела птиц замерцало белое, дрожащее торопливое пламя. Как только я увидел его, так сразу понял, что это - огонь самой жизни, квинтэссенция существования. Тут пришло внезапное озарение и я смог понять, что ничего не происходило и не смогло бы произойти, потому что все было не реальным, все кроме, этого трепетного и торопливого скольжения бытия. Птицы, люди или еще не оформившиеся существа, все не имело значения до тех пор, пока пламя жизни распространялось среди них. У меня не осталось причин, чтобы сожалеть о них: то что я посчитал трагедией, было просто пустотой или игрой теней; теперь мною овладело настоящее чистое чувство, которое заплясало в экстазе вместе с белым пламенем жизни".
Чтобы понять смысл этого сна, надо вспомнить, что в этот период Пристли работал над своим "Time Plays" и что ему было уже 42. Он сам цитирует философа Уайтхеда (J.В.Priestley, Rain upon Godshill, Macmillan, Toronto, 1939, pp.307): "Невозможно размышлять о времени и созидательном пути природы без подавляющего чувства сожаления об ограниченности человеческого разума". Работа над "Time plays" должна была быть таким размышлением над временем и для него стало совсем очевидным "ограниченность человеческого разума". В психологическом смысле это означает, что автор, по крайней мере бессознательно, представляет ограниченность индивидуальных сил в борьбе против вечных законов жизни - ограниченность эго в борьбе против образов коллективного бессознательного. В этом сне выражается задание на этот период жизни - сознательное соединение индивидуального с образами коллективного бессознательного. В нем "захватывающее зрелище" "всех птиц мира", то есть, всех идей и занятий, что так много значит для творческого человека, превратились внезапно в слепое "бессмысленное биологическое усилие". Они показали свой подготовительный характер, когда-то они были правомочны и законны в своей сфере и в своей фазе жизни, но с некоторого момента лишились смысла. Но вот за периодом упадка и опустошения вдруг показалось новое значение, настоящий смысл. Далее как раз имеет значение не индивидуальное энергетическое существование, а открывшаяся ищущему глазу "сама квинтэссенция существования", "огонь жизни". Ставшая бессмысленной жизнь в своей старой форме, приобрела новое и нетленное значение, соединившись с надличностным, с вечным огнем существования. Нет ничего удивительного, что, осмысливая воздействие этого сна, Пристли говорит: "Никогда прежде я не испытывал чувство такого счастья, как в конце того сна о башне и птицах. И если я не сохранил это чувство как внутреннюю атмосферу и как святыню для своего сердца, то только потому, что я слабый и глупый человек, допустивший в себя этот безумный мир, растаптывающий и уничтожающий все молодые ростки мудрости. Но тем не менее, с тех пор я уже далеко не тот человек. Сон проделал со мной великую работу"
Мне бы хотелось привести еще один пример того, как опыт второй половины жизни может себя проявить. Ко мне обратилась сорокавосьмилетняя женщина с симптомами выраженной клаустрофобии. Лечение очень скоро вскрыло тот факт, что клаустрофобия не была вызвана ни "инфантильной фиксацией", ни каким-то иным травмирующим фактором. Обсуждение ее детских лет и "редуктивный" анализ сыграл, на самом деле, крайне незначительную роль, заняв у нас совсем мало времени. Симптомы возникли из-за чувства духовной изоляции и потери фиксации относительно своего места и цели в жизни. На этой проблеме и был сфокусирован сон, а следовательно, и анализ.
Спустя семь месяцев активного анализа ей приснился сон который так глубоко ее поразил, что она почувствовала необходимость разработать его при помощи активного воображения (в данном случае я хочу обсудить и сон и результаты активного воображения). Сон и результаты фантазий ознаменовали поворотную точку анализа. В них она нашла ответы на свои вопросы и избавление от клаустрофобии. После обсуждения имевшегося во сне и фантазии материала все ее симптомы ушли бесследно. (Интересно добавить, что после исчезновения симптомов моя пациентка почувствовала, что бессознательный материал дал ей такой новый интерес к жизни, открыл такие новые перспективы, что она хотела продолжать анализ. Я охотно согласился на это, поскольку нам обоим было ясно, что речь больше не идет об аналитическом лечении невроза, а о развитии подлинных и творческих процессов интеграции и индивидуации.)
Сон и суть последовавших фантазий таковы. Во сне мужчина, "г-н Прентис Джонс - аккуратно выглядящий джентльмен с небольшим атташе-кейсом; подобно гражданскому служащему", исчез в расщелине земли. В том месте, где пропал этот человек были высечены в скале ступеньки. На дне оказалось очень маленькое помещение, что-то среднее между склепом и бомбоубежищем, куда мог поместиться только один человек. Моя пациентка проснулась со словами: "Но вы не можете сказать, что вода не существует для меня, пока она находится под землей. Она существует и это та же самая вода".
Имя "Прентис Джонс" имело определенный смысл для нее. Джонсом мог быть любой, а Прентис подразумевало "подмастерье"*. Таким образом, Прентис Джонс, это всякий человек, начавший познавать процессы жизни. Из ее ассоциаций, о которых еще будет сказано, установлено, что "г-н Прентис Джонс обладал теоретическими познаниям, но их было явно недостаточно, так как он пропал. Он имел карту местности в своем кейсе и вполне доверял ей, но для таких исследований вам нужен проводник, нужна веревка и так далее". Короче, она решила "организовать экспедицию по спасению Прентиса Джонса" при помощи активного воображения. Самым главным и стимулирующим результатом оказалось обнаружение тетради г-на Прентис Джонса, куда он записывал свое путешествие от момента опускания в расщелину вплоть до момента спасения экспедицией. Эта тетрадь содержала еще и ряд очаровательных рисунков. Здесь я могу представить только начало и конец этого дневника.
Тетрадь начинается так. "Судя по моей карте здесь должна находится выемка или пещера, причем недалеко. Я должен пойти и выяснить, существует ли она на самом деле и отвечает ли это моей теории. Нашел глубокую расщелину со ступеньками, высеченными в скале и ведущими вниз. Надеюсь, что это не опасно, но все же я должен хоть немного пройти вниз. Там внизу ступенек какая-то любопытная постройка. Она выглядит как склеп, но похожа еще и на странное бомбоубежище. Там, кажется, есть какая-то дверь. Надо ли мне заходить в нее? Думаю нет, просто жутко; оттуда можно и не выбраться. В конце концов, я сюда пришел только ради пещеры. Если бы у меня было сейчас необходимое снаряжение. Этот кейс такой громоздкий, но его нельзя оставить".
Итак, он спустился. Он обнаружил себя в большой подземной пещере, где протекал огромный поток (см. рис. 17), начинавшийся огромным водопадом из стены в скале. Когда его свеча угасала, он услышал голоса. Это шла помощь. Спасательная экспедиция, состоявшая из трех человек, пожилого, но еще сильного человека по имени Вебстер, несшего фонарь, юноши-проводника с веревками и топором и женщины по имени Молли, в которой пациентка узнала себя. Проводник попросил его бросить кейс: "Это было большим ударом для меня. Должен ли я бросать все мои заметки и карту? Но он настаивает. Взять я могу только эту маленькую тетрадку (Все четыре человека вместе отражают целостность ее психе; она смогла констеллироваться, когда ограниченное сознание г-на Прентиса Джонса уже достигло своего предела, "когда свеча погасла").
Эго и цикл жизни
17. Подземная пещера
Они идут вниз по течению потока. Их приключения занимают большую часть тетради Прентиса Джонса. (Пациентка проработала над этим сном около шести недель подряд.) Среди всего прочего они отыскали подземную печь в самой вершине холма где рабочие плавили золото, сад где росли металлические цветы, "поливавшиеся металлическим потоком, стекавшим с вершины горы". Молли, женщина, получила один из цветков в обмен на ветку с живыми зелеными листьями, которую дала ей таинственная лягушка. (Появление лягушки в снах и фантазиях часто указывает на процессы трансформации, что прекрасно иллюстрирует сказка о Царевне-Лягушке.) Женщина-садовник говорит: "Это единственная вещь, которую не может дать этот сад". Она посадила ветку в землю возле растения, имевшего такие же листья, но сделанного из желтого металла. "Вот теперь оно вырастет в настоящее дерево", - сказала она и отдала Молли металлический цветок из этой же грядки.
После всевозможных приключений они вышли в пещеру со стороны огромной горы.
"Вход был низким, но как только мы вошли во внутрь, мы обнаружили, что находимся в громадной пещере, выглядевшей как кафедральный собор. Высокие аркады и витые колонны были сделаны, мне кажется, из твердого и чистого льда, но это мог быть и горный хрусталь. Все представлялось естественным образованием, но можно было подумать, что все разработал архитектор.
Мы побродили немного в тускло освещенных проходах, ну просто как в настоящем соборе. Она была страшно высокая, но размеры ее не были подавляющими, а даже наоборот, успокаивающими. Ваши мысли и тело ощущали себя свободно в ней. Но вот мы вошли в ее центральную часть. Там была огромная глыба льда или хрусталя, выглядевшая как алтарь. Перед нами был очень большой мозаичный круг. Он был сделан из неисчислимого количество маленьких кусочков всевозможных цветов: красного, синего, зеленого, серебряного, пурпурного. Каждый кусочек был или в форме звезды, или в форме цветка, или в какой-то другой симметрической форме. Но целиком рисунок образовывал один огромный цветок столь сложной формы, что сразу было трудно в нем разобраться, но с первого взгляда вы чувствовали в нем гармонию (см. рис. 18).
Внезапно мы остановились. Вебстер, проводник, Молли и я одновременно увидели провал в мозаичном полу, причем точно тех же размеров и формы, что и наш цветок. Мы наклонились поставили цветок на это место, он подошел идеально. "Вот теперь начнется служба", - сказал голос.
Сначала очень тихо, но потом все громче и громче, заиграла музыка. Казалось, будто пело огромное число различных голосов, образуя сложную гармонию. Некоторые звуки были похожи на человеческие голоса, другие - на звуки инструментов. Создавалось впечатление, что пела как бы невидимая конгрегация, а также каждый столб собора, каждый камень горы, каждая звезда на небе имели свой голос и вели свою собственную мелодию, которая была частью одной общей, как цветы и звезды на полу создавали один звездоподобный цветок.
18, Мозаичный пол
Проводник заметил, что я пишу что-то в тетради. Он спросил, улыбаясь: "Что ты пишешь в своей тетради?" Но я должен держать мою тетрадь наготове. Сейчас мы слышим музыку, но позже мы, возможно, сможем разобрать и слова.
Музыка постепенно стала замирать и через мгновение затихла совсем. Тогда высоко под куполом огромного собора запел одинокий жаворонок.
Глубоко внизу, под просвечивающимся черным ледяным полом собора, намного ниже поверхности стали появляться искры света. Медленно они раскалялись, поднимались, становились больше и превратились в шар золотого света. Он подошел под полом в самый центр мозаики. Он достиг поверхности и мозаика разлетелась на кусочки, со звоном, когда шар прорвался через поверхность. Пока шар рос и становился больше, рассыпавшиеся цветы и звезды взмыли в воздух и кружились в нем как звездочки или бабочки, или как певчие птицы, пока не растворились в его свете. Затем начал растворяться весь собор. Собор и заключавшая его гора раскрылись как огромный цветок с шаром света в своем сердце. Потом цветок тоже растворился в этом свете. И не осталось ничего, кроме чистого синего неба и солнца, сияющего на нем. Внизу была земля, сияющая в утреннем свете, как будто это был первый день сотворения мира.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 622;