СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3 страница
Это можно прояснить, исследуя приведенный выше сон с телегой сена, с точки зрения Фрейда и Адлера, т.е. под исключительно редуктивным и аналитическим углом зрения. В первом случае, сарай должен был восприниматься как символ женских гениталий, а сам сон должен был интерпретироваться как стремление возврата в материнскую утробу, тенденция, которая, из-за скрытого в ней инцестуозного желания, повлекла бы за собой наказание (кастрацию). Интересным и важным моментом является то, что на определенном уровне это объяснение совершенно оправдано, поскольку подавление возможностей бессознательного у человека возникает достаточно часто, особенно в случае с мужчинами из-за нерешенной фиксации к матери. Такая фиксация, в которой мать применяет бессознательные чары, угрожает задержать нормальное развитие эго. В этом случае одним возможным ответом здесь может быть только полное отвержение матери и перенесение акцента на свое эго и вместе с ним на рациональное "сознательное" и (в социологическом смысле) на коллективные ценности. За образом персональной матери прячется, однако, архетип матери, который является символом бессознательного, т.е. не-эго. Это не-эго за счет страха перед своей, "личной" матерью и бессознательного ее доминирования воспринимается враждебно. Другими словами, персональная мать (персоницифированная мать) и мать-архетип все еще не отделимы друг от друга и без страха перед личностью матери теряется самое глубокое и конструктивное значение архетипа- матери. Повышенная акцентуация на эго-позиции и отвержение бессознательного непременно заведет в тупик.
Просто редуктивная позиция занимается только фиксацией к личности матери и она нуждается в конструктивной и синтетической позиции, чтобы установить контакт с творческим потенциалом бессознательного, т.е. образами коллективного бессознательного. Привязанность и страх перед матерью может замаскировать более глубокую проблему взаимосвязи с архетипом матери. Это архетип матери является первой формой восприятия анимы, и проблема пациента заключается в достижении позитивной взаимосвязи с Анимой, т.е. с его бессознательным. Это хорошо показывает, как чисто редуктивная интерпретация без дополнения ее конструктивной интерпретацией остается лишь неполноценным фрагментом.
С другой стороны, если рассматривать этот сон с позиции индивидуальной психологии, то он должен интерпретироваться как демонстрация преувеличенного желания власти с целью компенсации присущего комплекса неполноценности. Это объяснение также содержит определенный элемент истины, поскольку всякая незавершенность личности как таковая является обязательным следствием юношеской фиксации и формирует определенные комплексы, но этой позиции не хватает конструктивной и прогрессивной оценок, из-за того, что и фрейдистское, и адлеровское объяснение не принимает во внимание компенсационные и позитивные элементы в этом сновидении. Пример сновидения интересен тем, что показывает, как различные объяснения могут быть относительно правдивы, находясь при этом на различных уровнях и под различным углом зрения. Но вся суть в том, чтобы найти интерпретацию, которая попала бы в цель, включала бы в себя многое и имела бы максимальный смысл и значение для пациента, и, тем самым, предоставляла гарантии для конструктивной работы в будущем.
Этот метод интерпретации сновидений дает право, а иногда прямо требует от аналитика судить об ассоциациях на основе своих собственных познаний. Это особенно верно в тех случаях, когда сновидения содержат архетипные образы, значение которых неизбежно должно находится вне досягаемости сознательного знания сновидящего. Но само собой разумеется, что наше содействие законно и полезно только тогда, когда сновидящий находится в полном согласии с содействием. Фактически же, интерпретация сновидения правомочна только тогда, когда она что-то "значит" для него. Более того, существует только единственный путь, чтобы избежать сознательного внушения; нам следует рассматривать любую интерпретацию сновидений как неправомочную и недостаточную пока не найдем формулу, с которой пациент выразит свое полное согласие. Едва ли стоит говорить о том, что это не означает, что пациенту следует позволять сопротивляться и уклонятся от лечения. Все же существует разница между попыткой увильнуть от предмета сновидения и невозможностью принять интерпретацию, даже если она будет совершенно оправдана и корректна с точки зрения аналитика или, скорее всего, с точки зрения его теории.
Таким образом, может случиться (и случается весьма часто), что аналитик дает "правильную" интерпретацию, ее правильность доказана на последней стадии анализа, но, тем не менее, надо признать, что на ранней стадии эта интерпретация была психологически неверной Практическая важность сновидения состоит в том, что при его понимании и интеграции, какая-то часть энергии бессознательного придается сознательному мышлению и, тем самым, возрастет потенциал сознания. По этой причине Юнг назвал символ преобразователем энергии: неассимилируемая в форме невротических симптомов энергия бессознательного трансформируется в сознательную позицию посредством символа, будь он в форме сна или другой форме, в которой выражает себя бессознательное. Следовательно, эго должно ассимилировать энергию, выведенную сновидением в область сознания, если только его приготовить для процесса интеграции, а иначе этого не произойдет.
Так, например, сновидения ребенка или человека, страдающего психозом, хотя и полны конструктивных потенциалов, не могут выполнять свою роль, потому что интегративная сила эго недостаточна, или существует провал между эго и бессознательным. Один из моих пациентов, шизофреник, выдавал сон за сном, в которых он почти достигал интегративной ступени, но постоянно чего-то не хватало. Два типичных сна были такими: "Я обнаружил себя в компании с другими в кратере обширного угасшего вулкана, содержавшего много других, очень похожих потухших вулканов, но один был еще действующий. Пейзаж вокруг меня был серым и безлюдным, уже долгое время здесь не существовало ничего живого. Я подошел к краю кратера и, глядя через него, увидел улицу, похожую на Регент-стрит. У некоторых из моих попутчиков были с собой чемоданы и они могли легко спуститься. Через некоторое время я смог крикнуть, но не мог спуститься вниз на улицу". Второй сон: "На меня напал грабитель, я находился в большой опасности - он мог убить меня, В то же время я мог видеть приближающуюся из другой части города идущую мне на помощь высокую фигуру, одетую в белое... Грабитель толкнул меня к стене и прижал к ней. А белая фигура так и не пришла на помощь".
Оба сна показывают мучительную близость спасения, которое, тем не менее, так и не "приходит". Достижение интеграции возможно, но на практике перебросить мост между опасностью и спасением невозможно. Бессознательные образы как бы совершенно отсоединены от сознательной личности пациента; он настолько чужд себе, что больше в себе не заинтересован. Провал между его бессознательным и его сознательным мышлением становится слишком широким и, тем самым, бессознательные образы не могут более ассимилироваться его эго.
Этот крайний случай подчеркивает необходимость сохранения в сознании аналитика особенностей ситуации пациента. В случае с этим невротиком интеграция возможна, а сновидения могут приблизить возможное разрешение, которое в теперешней ситуации находится вне досягаемости пациента. Интерпретация каждого сновидения должна быть адаптированной для конкретной ситуации и к возможностям пациента, и не существует правильных теоретических интерпретаций, где можно пренебречь этим фактом. Таким образом, честное согласие или отвержение интерпретации пациентом, то есть его указание на то, как глубоко на этой стадии он может ассимилировать свое бессознательное, является наиболее ценной корректировкой для психотерапевта.
Необходимо еще раз сделать акцент на том, что в этой книге рассматривается только генеральный план обычной процедуры в аналитической психологии, что только анамнестический анализ и анализ бессознательного способны постепенно переходить один в другой при помощи аналитико-редуктивной и синтетико-конструктивной интерпретаций и только так. Могут возникнуть ситуации, когда обстоятельства заставляют использовать конструктивную интерпретацию перед редуктивной, или может случиться, что определяемые особенности пациента, к которому применялась аналитическая психология, потребуют для редуктивной интерпретации большую часть времени. Это положение напоминает ситуацию в геологии. Абсолютно четкая дефиниция геологического слоя возможна лишь в определенном ландшафте, но из-за перемещений и изломов слоев может случиться, что геолог проникнув глубоко в землю обнаружит, что различные слои сходятся в другом и гораздо более сложном порядке. Чёткие определения и логические категории – это характеристики сознательного мышления, а но бессознательного которое спонтанно и нерационально, как природа.
Вот потому-то аналитическая психология предпринимает попытку синтезировать аналитико-редуктивную и ситетико-конструктивны. интерпретации, являющимися, сточки зрения аналитической психологии, аспектами-близнецами одного целого, и сложно здесь предложить какие бы то ни было раз и навсегда установленные правила к любому случаю, И не только в психотерапии на практике нужно менять общие правила в соответствии с каждой частной ситуацией, когда, в последующем, окончательная "метода" должна измениться под влиянием опыта и интуиции личности психотерапевта. По причинам, которые объяснялись выше, аналитическая психология обычно рассматривает аналитико-редуктивную интерпретацию как более поверхностную, а синтетико-конструктивную интерпретацию как более глубоко проникающую в сердцевину проблемы. Хотя они и дополняют друг друга взаимно, но не являются взаимно исключающими. Опасность, присущая часто аналитико-редуктивной концепции, состоит в ее пренебрежении прогрессивными тенденциями в бессознательном, так как они пробиваются на поверхность самим конфликтом, а это пренебрежение вызывает обесценивание и разрушение жизненных ценностей. С другой стороны, опасность концентрации внимания аналитика на конструктивной стороне дела состоит в том, что можно пренебречь элементарным конфликтом инстинктов и побудить пациента продуцировать обилие фантазий, которые он сам не сможет перевести в реальность. В крайнем случае, правильное суждение о пользе этих методов можно получить лишь тогда, когда аналитик сам должен испытать их динамику на себе. Это делает абсолютно обязательным для аналитика анализировать себя (конечно при необходимом условии того, что аналитик сам должен быть, насколько это в человеческих силах, "сознательным" и интегрированным, то есть, осведомленным относительно своих собственных проблем и неподдающимся опасности проецирования их на своего пациента).
Как было сформулировано выше, аналитико-редуктивная интерпретация выступает первой, но в заключительной стадии появляется синтетико-конструктивная интерпретация. В этой связи необходимо сказать и об общем отношении аналитика к пациенту в начале и в течение всего анализа. Само собой разумеется, что поскольку аналитик предшествует и доминирует над всем до самого конца анализа, то делаются попытки ослабить зависимость пациента от аналитика. И делается это, в основном, за счет переноса акцента на независимость поступков, действий пациента. Теоретически это означает, что вначале аналитик принимает на себя полную ответственность и действует, так сказать, как экстернализированное сознание пациента, т.е. он должен нести на себе проекцию зрелой личности пациента, но на поздних этапах анализа пациента еще раз подводят к тому, чтобы он взял на себя эти отличительные функции. На практике же возрастающий акцент возлагается на только учащегося анализировать самого себя и управлять своим собственным бессознательным материалом пациента. Делается это частично с использованием метода активного воображения, который будет более полно объяснен позже, и частично заставляя пациента тщательно разрабатывать свои ассоциации к своим снам перед собеседованием. Он, таким образом, принесет аналитику сновидение и его контекст, так что все, что остается сделать пациенту вместе с аналитиком - это прояснить и интегрировать результаты. В еще более поздней стадии для пациента может быть даже весьма желательно научиться анализировать, по крайней мере, наиболее простое и наиболее ясное из своих снов, а также свои симптоматические действия. Увеличить уверенность пациента в себе и свою независимость можно и другим способом - удлиняя интервалы между собеседованиями при подходе к завершению анализа, уменьшая их число, скажем с трех до двух, а потом и до одного раза в неделю. Со временем допустимо вводить еще более длинные интервалы в лечении. Более того, введение таких интервалов перед окончанием анализа обеспечит пациента своего рода мостиком, чтобы в случае случайного рецидива его уверенность в лечении осталась непоколебимой. Лучше всего разгрузить пациента во время, так сказать, испытательного срока и установить для него режим посещений. На практике это может означать просто удлинение посттерапевтического периода, но только при больших интервалах, которые могут приспосабливаться к индивидуальным нуждам пациента. Ценность обучения пациента в том, что его способность к самоанализу на этой стадии практически становится очевидной.
Важной частью анализа, особенно на его поздних стадиях, является метод активного воображения. Этот "метод" играет весьма характерную и специфическую роль в методе аналитической психологии и поэтому будет рассмотрен детально, несмотря на огромные трудности при попытке описать его вполне адекватно при небольшом объеме изложения, особенно для тех, кто не имеет никакого понятия об этом. Строго говоря, слово "метод" - неправильно в связи с самими процессами активного воображения, так же как едва ли можно говорить о "методе сновидения". Сны - естественное событие, как и образы в активном воображении. Если слово "метод" и используется в этой связи, то надо понимать его только как ссылку на метод восприятия этих образов, точно также, как мы можем давать некоторым людям методические советы о том, как запоминать и наблюдать за своими снами, показывая и помогая им выяснить, что же является лучшим по отношению к подобным психическим фактам.
Под "активным воображением" мы понимаем определенную позицию по отношению к содержимому бессознательного, посредством чего мы и стремимся выделить и, тем самым, пронаблюдать за его автономным развитием. Мы можем сказать, что "заставляем его оживать", но это некорректно, поскольку мы просто наблюдаем за тем, что происходит. Правильная позиция, вероятно, может быть лучше всего охарактеризована, как позиция "активной пассивности". То есть, оставаться полностью пассивным и воспринимать то, что выделяется из своего бессознательного, но в то же самое время активно сфокусироваться на том, что собирается произойти. И это, в отличие от просмотра фильма и прослушивания музыки, не сидение и "восприятие" того, что мы не делаем, но что происходит, с сосредоточенностью, которая тоже является определенным видом активности. Главное же отличие в том, что при активном воображении "фильм" прокручивается внутри.
Давайте возьмем в качестве примера сон, в котором пациент подвергается определенным тревожным переживаниям, таким, как, к примеру, кораблекрушение, после которого он оказался плавающим посреди океана в совершенном одиночестве. Или мы представим себе фантастический образ, когда пациент чувствует угрозу со стороны скрывающейся за темной вуалью фигуры. Мы можем предложить пациенту сосредоточиться на той или иной ситуации. Большинство людей, потратив немного времени и труда над этими ситуациями или, как более удачно можно их назвать, над этими ментальными образами, покажут нам определенную автономность жизни и движения, они развивают ситуации и те приобретают дополнительные свойства. Короче, если мы концентрируемся на них, то они формируют ядра для группы остального содержимого бессознательного, собирающегося вокруг них. К примеру, в первом случае с кораблекрушением внезапное появление острова может повлечь за собой спасение, безопасность или, с другой стороны, ситуация станет еще хуже при возникновении новой опасности. Во втором примере угрожающая фигура может приобретать распознаваемые черты. Эти новые детали предоставляют ценнейшую информацию о происхождении и значении первоначального источника.
Будет легче понять, что происходит в такой ситуации, если держать в мыслях то, что неявно можно определить как "диссоциация личности из-за существования комплексов". (Jung. Fundamental Psychological Conceptions. Отчет из пяти лекций, прочитанных при содействии Института медицинской психологии, напечатанных как MS, London, 1936, стр.212.)
Комплекс - это психическое содержимое, заряженное эмоциональной энергией. Важно помнить, что психическое содержимое не всегда идентично с подавленным или бессознательным содержимым. В одном случае можно говорить о центре сознательного, мышления, эго, как о психическом комплексе, поскольку он представляет собой эмоциональную энергию, находящуюся вокруг некоего ядра, которое действует как центр притяжения. В другом случае говорят о существовании комплексов, которые, хотя и бессознательны, но не подавляются, а просто не осознаются, т.е. представляют собой будущие потенциалы данной личности, еще не достигшие порога сознания.
Таким образом, "иметь комплексы" - не обязательно означает, что вы больны. Комплексы есть у каждого, поскольку иметь его - это не более, чем владеть некими динамичными и эмоционально заряженными психическими центрами притяжения, которые из-за своей эмоциональной силы притягивают и действуют как фокусирующие для остального психического опыта. Мы только тогда начинаем говорить о неврозе, когда некоторые из этих эмоционально заряженных психических факторов или комплексов не являются или не кажутся сопоставимыми, совместимыми с генеральной направленностью личности, следовательно, вызывают более или менее глубокую расщелину, или диссоциацию, в цельности личности. Основной чертой каждого комплекса является впитывание психической энергии. Если комплекс помещен в бессознательное, то он притягивает энергию, которую должна иметь в своем распоряжении сознательная личность. Это приводит к недостаточной адаптации, а в последующем - к появлению невротических расстройств, будь то симптомы психологического или физического свойства. Задача аналитика состоит в том, чтобы перебросить через эту диссоциацию мост, т.е. в интеграции или в реинтеграции различных частей личности.
Если комплекс не подавляется, скорее, если он еще как бы подсознателен, то за невротическими проявлениями можно будет обнаружить скрытые прогрессивные потенциалы личности. Это значит, как уже было указано, что невроз -:но пока только безуспешная попытка ее переориентации. Поэтому абсолютно необходимой задачей первостепенной важности является поиск позитивного значения, скрытого за симптомом или комплексом. Комплекс похож на фрагментированную личность; самого пациента тоже необходимо научить видеть эго в нужном свете. Идея, что комплекс это что-то похожее на отдельную личность, может вначале показаться странной, но удостовериться в этом вам поможет .приведенный ниже пример. Активное воображении это средство для установления контакта с этими «личностями», и интерпретирования их скрытой прогрессивной энергии. Небольшой эпизод отражающий, как в капле воды, и его реинтеграцию при помощи активного воображения, поможет это проиллюстрировать. Молодая двадцатилетняя девушка страдала бессонницей. Она полностью находилась под влиянием своей матери, , так что о ней с полным правом можно было говорить как о психологически нерождённой. Конечно, девушка это осознавала. Её мать – тоже. На ранней стадии лечения я спросил у моей пациентки назовем ее Джоанной, может ли она предположить хоть какую-то причину своей бессонницы. После длительных препирательств, она, наконец, созналась, что боится засыпать, потому что как только они закрывает глаза, то возле её кровати всегда появляется серая фигура.
Это типичный случай бессонницы, вызванной страхом подчинения бессознательному состоянию, потому что пациент боится бессознательных образов, которые появятся тотчас, как ослабевает сознательный контроль. Тем самым он предпочитает состояние относительной бессонницы "опасной" утрате контроля во сне. Во всяком случае, на этой стадии моя пациентка узнала одну вещь точно: что она боится засыпать. Это в совокупности с фактом, что она была глубоко невротическим типом, толкнуло меня на риск лобовой атаки. Я попросил ее описать как можно подробно эту серую фигуру. Я не спросил о ее свободных ассоциациях, которые можно провести от этой фигуры скорее, чем пытаться вскрыть ее истинную природу. Ее сопротивление в ответ на мое требование было столь решительным, что поначалу в этом направлении не было достигнуто никакого продвижения. Однако мы все же установили, что это была фигура женщины, и что лицо ее было полностью скрытым. Чтобы продвигаться дальше, я спросил у моей пациентки, как зовут женщину. Этот вопрос был совершенно неожиданным и она оказалась в полном оцепенении. Она сказала мне, что конечно не знает имени и это вообще невозможно и тому подобное. Я упорствовал и напомнил ей, что некоторые люди играются, давая имена людям, идущим по улице, и предложил ей сделать тоже самое с этой серой женщиной, но тут она внезапно впала в страшный гнев и без секунды промедления выпалила: "Черт возьми, ее зовут Джоанна!'' Надо напомнить, что это ее собственное имя. Результат был ошеломляющим: после ее внезапного "гневного1' выпада, который в действительности был приливом либидо из бессознательного в сознательное мышление, она впала в затяжной приступ рыданий. Внезапная атака разрушила барьер между ее бессознательным комплексом и ее сознательным мышлением. Вдруг пациентка представила себе, что она пребывает в конфронтации со своей собственной дремлющей индивидуальностью, которая требует распознания, а в последующем ей понадобиться переориентация и перестройка ее жизни. Индивидуальность девушки была глубоко спрятана под ее идентификацией с матерью. Она боялась ответственности за свою независимую и взрослую жизнь, и, поэтому, смогла так долго не замечать требований своей индивидуальности. Ее бессонница с этого момента прошла, хотя достижение независимости от матери забрало еще уйму времени.
Этот довольно обычный пример содержит все элементы активного воображения. Более того, он показывает специфическое различие в подходах аналитической психологии и остальных психотерапевтических методов. Коренной концепцией, определяющий специфический характер аналитической психологии, лежащей в ее основании, является абсолютная прямота и серьезность, с какой воспринимается реальность бессознательного, которое является существенной частью целой личности.
Поскольку бессознательное, как часто указывал Юнг, не просто "только", то есть, не что иное как подавленная сексуальность или желание властвовать, а матрица сознательного мышления, оно является самым настоящим могущественным и творческим слоем нашей психе. Бессознательное содержит все факторы, необходимые для интеграции личности. Оно как бы обладает верховным знанием наших реальных потребностей в отношении интеграции и путей их достижения.
Только когда бессознательное понимается как "объективная психе", содержащая все регулирующие и компенсирующие факторы, которые трудятся над созданием единства личности, только тогда имеет смысл посоветовать пациенту взглянуть в лицо бессознательному таким прямым и убедительным образом. Сходная "техника" может использоваться теми, кто придерживается совершенно отличных взглядов, но в этом случае это будет лишь техникой, а не живым выражением синтетической и конструктивной психологии, как противопоставление просто аналитической и редуктивнои психологии. Например, эффект, полученный в случае бессонницы (приведен выше), не был обязан тому факту, что фигура, которую пациентка видела, была внезапно одарена ее собственным именем, а наоборот, уже одно это могло погрузить пациентку в еще более глубокий невроз. Ее освобождение произошло благодаря тому, что назвав фигуру именно так, она осязаемо представила право этого, все еще полностью скрытого за покровами, призрака - символа ее взрослой личности - права на познание и на свою собственную жизнь.
Более того, ее поведение во время называния имени также установило контакт между ее сознательным мышлением и "автономным комплексом". Казалось бы, давать имя - безделица, но ведь имя - это символ вещества и субстанции вещи или личности, но именно поэтому оно обладает "магическими" качествами. Все это хорошо известно из сказок и легенд, а Оскар Уйльд, выразив одну из их особенностей, сказал: "Когда я очень сильно люблю людей, то никогда и никому не называю их имен. Это похоже на утрату какой-то их части".
Собственный "комплекс" девушки, таким образом, открыл для нее ее настоящую природу и, вместо панического, запуганного состояния, вызывавшего бессонницу, образовалось состояние признания и связности.
Этот эпизод, тщательно рассмотренный, несет в себе зачатки всего того, что мы понимаем под термином "активное воображение". Следующим шагом, который, по определенным причинам, я не предпринял в этом случае, мог бы стать совет начать регулярные беседы с этой серой женщиной в форме вопросов и ответов. Но этот метод беседы с персонифицированным содержанием своего бессознательного предполагает значительную психологическую зрелость. Он одновременно требует способности к отрешению и подчинению, а добиться этого нелегко, не затронув в такой беседе вещей, которые одна из беседующий сторон, то есть наше эго, найдет трудным для усвоения, что может стать причиной опасного шока. Поэтому, этой методикой можно пользоваться лишь в самом конце анализа.
Очень часто нам, людям с западным менталитетом, так сильно гордящимся верховенством нашей сознательной воли, трудно признать процессы, которые можно увидеть в развитии и которые имеют место, если внимательно присмотреться, в нашем бессознательном, а не верить, что они - просто искусственные продукты специально придуманные и созданные нашим сознательным "я". Как трудно поверить в то, что сны или оговорки - это не просто бессмысленный случайный продукт, а выражение умышленного психического процесса.
Одним из главных возражений, выдвигаемых против результатов активного воображения, является то, что мы нарочно добавляем, скорее при помощи самообмана, к оригинальному образу последующие образы и события, заставляем их возникать, но что они не являются спонтанным саморазвитием самого оригинального образа. Единственным ответом на это возражение может послужить убедительное чувство очевидной реальности, которое активным воображением передается тому, кто его испытывает. Другой ответ дает тот факт, что процессы активного Воображения обладают автономностью - это убедительнее всего. Довольно часто обнаруживают, что подобные явления происходят вопреки всем ожиданиям, иногда люди охвачены внезапной паникой перед лицом развития образа и перед тем, что они вынуждены воспринять происходящее под тяжестью и динамикой силы внутренних процессов. Более того, человек чувствует, что он хотел бы увидеть некоторые вещи, к примеру, лицо, более четко, но просто не может заставить бессознательное открыть, показать это лицо.
Это дает абсолютно убедительное ощущение этих процессов как совершенно независимых от желаний, страхов и от ожидаемых явлений собственного ого. Фактом решающей важности является здесь то, что эти внутренние образы не являются нашим собственным созданием, а что они открывают нам внутреннюю психическую жизнь. Таким образом, активное воображение должно восприниматься как процесс созерцания или медитации над бессознательными образами. Все, что мы должны делать - это обеспечить концентрацию взимания и подчиниться благочестивому наблюдению за внутренними образами. Перенацеливать либидо - вот что мы должны активно делать именно во время каждого сосредоточенного и отрешенного наблюдения за фактами.
Когда, описывая метод использования активного воображения, я упомянул, что если личность концентрируется на образах, появившихся на фоне психических предпосылок, го эти образы начинают оживать. Помимо всего выше перечисленного, существуют и другие пути использования техники активного воображения. Всегда найдутся пациенты, выкрикивающие во время пересказа своего сновидения: "Я видел все так четко, что я мог бы просто это нарисовать!". Очевидно, такие люди считают, что простых слов совершенно недостаточно, чтобы выразить живость переживаний, которые им пришлось испытывать во время сна или фантазий. Они ощущают потребность в выражении своего внутреннего переживания при помощи различных средств символической природы. Внутренние переживания были настолько мощными и впечатляющими, что их содержание превосходит слова в такой степени, что надо отыскать другое, более адекватное средство выражения.
Это можно легко понять, если мы задумаемся об использовании символов, например, в религии. Само существование таких символов означает, что переживания возникают у людей, избегающих рациональных определений. Символ не является знаком чего-то, что можно выразить рациональными словами. Вот почему, в действительности, Фрейд использовал термин "символ" неправильно. Палка, например, это не символ полового органа, а просто знак или шифр. "Символ" Фрейда никоим образом не выражает ничего большего, чем это можно было бы выразить рациональным образом. Однако, настоящий символ, как например, крест в христианстве, выражает значительно больше, чем рациональный и известный факт. Он не является, как считает Фрейд, статическим знаком, он - динамический опыт. Там, где необходим, как средство выражения переживаний, символ - там любой другой способ выражения был бы неадекватным. Архетипное содержание, которое прорывается в сознательную психе, является все же слишком мощным, слишком наполнено иррациональным значением для сознательного мышления, для того, чтобы в целом ухватить его значение и поэтому, не может быть определено адекватно. Энергия символа, таким образом, является именно из события, которое он выражает в образе, ощущения, которое за счет своей сложности и уникальности ускользает от интеллектуальных формулировок. Это, конечно, не значит, что сознательное мышление не может подвергаться воздействию этим содержимым в конструктивном смысле; это значит только то, что сознательное мышление не может формулировать его в достаточном объеме. В тот момент, когда символы полностью проанализированы и сформулированы, они тотчас же теряют свою оригинальную значимость как символы. Символ - это своего рода энергетические феномены и они оказывают столь сильное влияние на сознательную психе, что просто невозможно им дать определение. Они - выразители архетипных событий, предшествовавших дифференциации или рационализации, переводящие энергию архетипа в сознательное мышление.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 489;