Отношение к субъективной социологии ее сторонников и противников
Существует разные оценки этого направления.
В положительных оценках признается существенный вклад субъективной социологии в мировую науку.
Бердяев высоко оценивал понимание Михайловским свободы, источник которой он видел в принадлежности человека не только к общественному плану, но и к плану духовному. Известна высшая оценка субъективной социологии Лаврова Сорокиным.
В своих оценках субъективной социологии многие критики признают ее бесспорные исторические заслуги в деле пропаганды в России западной науки, в ознакомлении своих соотечественников с трудами Конта, Спенсера, Маркса.
Сильной стороной субъективной социологии признается основательная критика биологизма во взглядах на общество западных ученых.
Высокую оценку субъективной социологии дают западные ученые. Геккер, Биллингтон и другие отдают ей должное за оригинальность, национальную самобытность, идейное богатство исследований. Субъект познания не остается в стороне.
Среди критиков были те, кто не разделял веру субъективной школы в общину и социализм и те, кто длительное время верил в возможность России идти своим особым путем, но в итоге разочаровался в этом.
Критиковали субъективную социологию и «свои» в лице других представительней народнического движения — Бакунин и бакунисты. Считали, что проповедуемые Лавровым просветительские идеалы способны вдохновлять народ лишь на безалаберные действия (революционной силой обладают лишь массовые движения).
Южаков отрицал название — русская школа социологии.
Мишенью наиболее ожесточенной критики стал субъективный метод — он не является адекватным способом познания духовного мира человека, т.к. слабо аргументирован.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 942;