Субъективная школа в социологии
- Социально-исторические условия и дух предпосылки субъективной социологии
- Крупнейшие представители субъективной социологии Лавров, Михайловский, Южаков, Кареев.
- Отношения к субъективной социологии ее сторонников и противников.
- От субъективной социологии к социологии марксизма.
Сергей Николаевич Южаков (1849-1910)
Занимался обоснованием принципов субъективной социологии. Термин «субъективная социология» считал неудачным и ему предпочитал другой — «этико-социологическое направление».
Его концепция была задумана как альтернатива натурализму и экономическому материализму в социологии.
Рассматривал общество как часть природы, определял его как общежитие активных особей, создающих специфическую среду (культуру).
Главные понятия, с помощью которых он исследовал обществ— личностное начало, активность, солидарность и культура.
Он не соглашался с Лавровым и Михайловским в том, что они абсолютизировали личное начало и в вопросах метода.
В его трудах, собранных в сборнике «социологические этюды», изложены его взгляды на предмет и задачи социологии, на природу социального и его отличие от биологического, на движущие силы социального прогресса и т.д.
Он занимался вопросом происхождения нравственности, считал, что нравственность есть высшая форма активности, продукт и условие социального прогресса.
Нравственность трактуется им как ограничение сферы действия борьбы за существование, а затем и полного вытеснения последней из общественной жизни.
Нравственный идеал он отождествляет с общественным идеалом. Поэтому в нравственном воспитании он видел главную задачу общества.
Считал некорректным допускаемое некоторыми учеными отождествление социологии с обществоведением. Последнее считал более широким понятием, т.к. оно обхватывает любые объединения живых особей.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 1024;