Родовые модели помощи и взаимопомощи уязвленных социальных групп.
Общинно-родовые формы помощи в поддержки связаны с языческим родовым пространством, в качестве которого выступала «вервь» - круговая порука. Вервь была не только древней формой гражданского права, но и системой взаимоподдержки общинников друг друга. По сути, в языческую эпоху «была заложена» традиция заботы о слабых и немощных.
Так, в этнографических материалах мы находим примеры поддержки стариков. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Если же пожилые люди окончательно "впадали в дряхлость", они призревались общиной.
Старика определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней, затем он "менял" своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью.
Старики и дети относились к одной социальной группе. Типология «старых» и «малых» как одной социальной группы в некоторых случаях определялась по признаку «сиротства» (явления, когда субъект оставался без попечения близких родственников). Словарь В.Даля трактует сиротство более широко, чем это принято сегодня. Сирота– это беспомощный, одинокий, бедный, бесприютный, а также субъект, не имеющий ни отца, ни матери.
Совпадение характеристик, определяющих положение «старых» и «малых», тем не менее не дает основания говорить об адекватных формах помощи и поддержки, хотя близость здесь все же имеется.
Подходы к поддержке детей-сирот сложились следующие: проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое "приймачество". "Приймать" в семью сироту", как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью "немощным старикам", когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.
Сироте могли назначать "общественных" родителей, которые брали их на свой прокорм.. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались "выхованцами", "годованцами".
Зарождаются и формы помощи вдовам. Они, как и старики, и сироты, считались социально ущербными субъектами в родовой общине. Можно предположить, что оформление института вдов и его дальнейшая поддержка – явление исторически обусловленное, этапное в языческом мире. Наверное, на ранних этапах отечественной истории института вдов просто не существовало, поскольку жена была обязана следовать за своим супругом. Ее вместе с культовыми предметами, утварью хоронили или сжигали на костре. О сожжении жены вместе с умершим-мужем у славян свидетельствует архиепископ Св.Бонифаций Майнцкий. Восточные путешественники Массуди и Димешки также наблюдали этот обычай у языческих славянских племен.
Появление института вдов у восточных славян происходит незадолго до принятия христианства. Не случайно, что «вдовицы» как особые субъекты выделяются в первых русских законодательных актах, к ним требуют особого внимания, в духовных наставлениях завещают им помогать и «оберегать» их.
Возможно, что первая система помощи институту вдов развивалась в парадигме дара – отдара в системе сакральных отношений. Как «чистые», находясь близко к миру смерти, вдовы обмывали и обряжали умерших. Это – древняя форма языческой магии, в качестве же отдара они получали вещи покойного.
Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами, это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие формы мирского призрения, как и на стариков.
Таким образом, можно констатировать, что уже на стадии родовой общины зарождаются механизмы поддержки тех субъектов, которые в силу разных обстоятельств не могут быть равноправными участниками жизнедеятельности.
4. Хозяйственные модели помощи и поддержки, развитие обычного права.
Параллельно с парадигмой индивидуальной помощи, возникают формы взаимопомощи. Они связаны не с индивидуальными формами защиты, а с коллективными, когда поддержка оказывается семье, соседской общине, целому роду. Можно говорить о хозяйственных формах взаимоподдержки и взаимовыручки на ранних стадиях существования славянских племен, которые первоначально были связаны с аграрной магией.
В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка. Так называемые "помочи" как специфическая форма групповой поддержки были двух видов обязательными внесезонными и сезонными, «помочи» оказывались людям в самых различных ситуациях. К первому виду можно отнести такие формы поддержки, которые обусловлены экстремальными ситуациями, например, пожарами или наводнениями, либо массовым падежом скота и в других экстремальных ситуациях. Обязательными "помочи" были при постройке дома, уборке урожая. При коллективных помочах происходило разделение труда, где различная виды работ выполняли различные группы. Мужики, например, пахали, женщины боронили, старики сеяли.
Если проанализировать различные формы «помочей», то при всем их многообразии можно выделить определенный структурный сценарий. Он состоит из следующих элементов: ритуальный договор, где обязательным элементом являются «хлеб-соль и магарыч», совместная трудовая деятельность в договорные сроки и по завершении работ совместные трапеза, игры. Танцы, катания. В народе «помочи» рассматривались кА трудовой праздник, в котором принимало участие все сельское население независимо от социальной принадлежности селянина.
Особой формой поддержки были "наряды миром", они проводились в семье, если взрослые ее члены были больны и необходима помощь в деле управления хозяйством. Соседи приходили, чтобы растопить печь, накормить скот, ухаживать за детьми.
Одной из активных форм помощи были толоки. В разных местностях они имели различную направленность. С одной стороны, они были формой совместной деятельности, с другой – формой помощи бедным крестьянам. Они включали в себя не только совместную обработку земли, но и различные виды перевозок: сена, урожая зерна.
Особой формой толок были женские толоки для «мятья льна». Такая форма взаимовыручки носила чисто экономический характер, поскольку давала возможность не топить овин несколько раз в одном доме.
Своеобразной была и форма складчины. То есть несколько семей объединялись, чтобы совместно заготавливать корма для скота. Совместно использовался и рабочий скот, когда обработка земли осуществлялась наемными "волами".
Таким образом, в древнейший период славянской истории складываются интересные формы помощи и поддержки. Они носят не только внутриродовой характер, но и выходят за ее пределы, становятся основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 3858;