Сакральные модели помощи в родовой общине древних славян.
Сакральные формы поддержки тесно связаны с мифологическим миром древних славян. Существенной особенностью является то, что мифологическое мышление связано с определенной моделью действий по защите и охране коллектива, отдельного индивида. Архетип действий, поступка осуществляется богом, героем, предком. Именно они в ритуальной форме «помогают» общности «выстраивать» философию помощи, а подражание им формирует нормы альтруистических поступков группы.
В качестве примера культовых форм поддержки приведем пример поклонения древних славян кругу (колесу). Он, означал, прежде всего оберега от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основательности.
Оберегами выступали как отдельные предметы, так и растения (предметы костюма, домашней утвари, березу, дуб, осину). Например, оберегами выступали пояса, птенца. Так пояс надевали ребенку после рождении, он оберегал его от злых духов.
Язычески боги выступали для славян активными помощниками ы наиболее ответственных жизненных ситуациях.
Славянские языческие боги имели свою «специализацию»: Даждьбог – «бог-даятель» - наделял богатством, наследием. Стрибог – распределял богатство, Белобог – бог богатство и милосердия.
Более поздней формой почитания богов являлись братчины, празднуемые сельскими общинами. Они посвящались святому – патрону, позднее это был традиционный корпоративный праздник. Он проводился либо всем селением, либо несколькими селениями в складчину, где каждый субъект предоставлял какую-либо долю продуктов на общественные нужды.
Проводили славяне обряды почитания предков, обожествляя их. По представлениям древних, человек переселялся в другой мир, оставляя за собой свои привязанности, привычки, потребности. Поэтому не случайно рядом с умершими в могилу клали необходимые предметы быта, утварь и даже животных. В честь умерших устраивались тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы. Считалось, что покойник невидимо присутствует и принимает участие во всеобщем действии. И в день похорон и в дни поминовений родственники жертвовали определенную милостыню.
Особое место в сакрализации процесса помощи отводилось культу героя. Показательны в этом отношении княжеские пиры, на которые собирались дружинники. В княжеских пирах «среди медопития складывались высокие христианские добродетели: милость, нищелюбие и страннолюбие».
Легенды и сказания славян о княжеских пирах свидетельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калеки-перехожие, нищие странники, получавшие богатую милостыню.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2541;