Благотворительность и общественное призрение в Древней Греции.

Первые греческие города-протогосударства возникли еще в III-II тыс. до н. э. на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в результате завоевания греками-ахейцами коренного населения этого региона (пеласгов и минойцев). В результате завоевания возникла крито-микенская цивилизация (Кносское, Микенское царства) — так называемый «героический период». Последний оставил после себя легенды и мифы Древней Греции, подарив так­же человеческой цивилизации две бессмертные поэмы — приписываемые Гомеру «Илиаду» и «Одиссею». Однако в дальнейшем последовало дорийское вторжение, отбро­сившее естественный процесс образования государствен­ности назад (так называемые «темные века», ХII -первая половина VIII в. до н. э.).

В VIII в. до н. э. на территории Греции возникли города-государства (полисы) — сравнительно небольшие по размеру и достаточно изолированные друг от друга. Причиной возникновения полисной системы стали при­родно-климатические условия, а также географическая и политическая замкнутость отдельных территорий.

С точки зрения своей внутренней организации антич­ный полис представлял собою закрытое государство, вне политической системы которого оставались как рабы, так и чужаки-иностранцы (выходцы из других полисов). Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмом со священными, для него формами политического устройства, традициями, обычаями, нравами и т. п. Развивались различные формы республиканского устройства полиса, ставшие традиционными для того или иного полиса (демократия, аристократия, олигархия).

В VI-V вв. до н.э. на первый план среди сотен древне­греческих полисов выдвинулись два наиболее сильных города-государства: Афины и Спарта. Именно под знаком их противоборства и развивается дальнейшая история государственности в Древней Греции.

Так, в Афинах наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения; складывается гражданское общество (связавшее в единое целое граждан полиса вне зависимости от их имуществен­ных и политических различий), а античная демократия достигает вершины своего развития. Сложились три основ­ных слоя населения: граждане полиса (пользовавшиеся всей полнотой прав и обязанностей — около 55% населе­ния), метеки (лично свободные, но не полноправные, чаще всего чужеземцы, около 9%) и рабы (по представлениям того времени — не люди, а вещи, имеющие человеческое подобие, чаще всего военнопленные — около 36% населе­ния полиса). Высшим органом власти в Афинах стало народ­ное собрание (агора), которое регулярно собиралось до де­сяти раз в год и в котором могли участвовать все свободные граждане-мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста.

По законам Клисфена (около 502 г. до н. э.), Афины управлялись выборными должностными лицами. Доступ к гражданским должностям (магистратам) не зависел от имущественного ценза, а со времен Перикла магистраты стали получать жалованье, что позволило участвовать в управлении и бедным согражданам. Народное собрание могло требовать отчета от должностных лиц, подозревае­мых в измене, нечестии, сокрытии доходов, а при наличии бесспорных улик — карать виновных (наложением штра­фа, изгнанием или смертной казнью). В то же время поли­тическими правами пользовались только граждане поли­са, метеки не могли участвовать в голосовании, избирать­ся на общественные должности и быть служителями культа. Они не могли также владеть землей или просить государственного вспоможения в случае острой нужды. Даже дети их считались незаконнорожденными. Тем не ме­нее с метека взимались те же налоги, что и с гражданина, а сверх того — добавочная подать, неуплата которой превращала его в раба.

В Спарте же складывается образец аристократическо­го военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искус­ственно сдерживало развитие частной собственности, пытаясь сохранить «равенство» среди самых спартиатов (потомков дорийских завоевателей). Последнее, например, поддерживалось традицией «общественных столов», но­сивших военный характер. В них были обязаны участво­вать все мужчины, достигшие двадцати лет, а каждый спартиат был обязан делать ежемесячно взнос в пользу стола пищевыми припасами и деньгами. Кто же не мог внести данный взнос, тот лишался политических прав и становил­ся илотом.

Соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобраз­ное соревнование различных политических устройств, а конфронтация двух полисных «сверхдержав» втянула весь греческий мир в Пелопоннесскую войну (431-404 гг. до н.э.), итогом которой стало ослабление полисной сис­темы и падение демократических институтов. В результа­те и Афины и Спарта пали под ударами армии Александ­ра Македонского (330-320-е гг. до н. э.).

Тем не менее, именно в древнегреческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения.

Уже в героический период (о содержании которого можно судить на основании гомеровских текстов «Илиа­ды» и «Одиссеи») в силу религиозных верований было развито гостеприимство, а чужестранцы и нищие счита­лись находящимися под особым покровительством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую стран­ствуют по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем приехал; при отъезде давали ему хорошие подар­ки (см.: «Одиссея», VII, 133-181: прием, оказанный Одис­сею в стране феаков). Чужестранцы, чтобы заручиться по­кровительством и защитой, входили под сень домашнего алтаря в качестве умоляющих о помощи.

К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах. Такие отношения гостеприимства, конечно же, являлись обычаем, переходившим от родите­лей к детям, и свято соблюдались. Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовавшие на государственный счет, особенно в местах общественных празднеств или вблизи знаменитых храмов (в Олимпии, при храме Афродиты в Книде, при храме Геры в Платеях). Размещение в гости­нице не требовало денег, но о собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам.

В период формирования Афинского полиса возникла разветвленная система прав и обязанностей его граждан. Так, в число обязанностей зажиточных граждан входило отправление литургий — своеобразных личных повинно­стей, состоявших в покрытии издержек на государствен­ные предприятия и религиозные празднества. Размер ли­тургии не был заранее определен и зависел от того, в ка­кой степени отдельные лица пытались приобрести расположение народа и старались превзойти друг друга в роскоши и богатстве. В число литургий входили:

1) расходы на снаряжение священных посольств (феорий) на национальных праздниках;

2) снаряжение хоров, куда входили заботы об обуче­нии, наряде и прокормлении хористов (так, наиболее до­рогим оказывалось содержание играющих в трагедии на флейтах, наиболее дешевым — хора в комедии);

3) расходы на подготовку и содержание участников гимнастических состязаний (с украшением мест соревно­ваний);

4) организация «банкетов», состоявших из угощения членов своей филы (района) и устраивавшихся чаще все­го перед выборами на народном собрании (своеобразная древнейшая «предвыборная» технология);

5) организация лампадархий (ночных забегов с факе­лами в руках);

6) чрезвычайные литургии (триэрархии), состоявшие в снаряжении и постройке военных кораблей.

И хотя размер литургии зависел от желания богатого гражданина и не оговаривался заранее, отправление литур­гий считалось обязанностью граждан.

В древних Афинах сложилась своеобразная система социальной помощи, когда часть благотворительных фун­кций брало на себя государство. В число обычных расхо­дов полиса входили:

1. Расходы на организацию народных празднеств, ко­торые включали в себя устройство «зрелищ», выдачу на­роду денег на их посещение и угощение зрителей.

Так, в V в. до н.э., в правление афинского стратега Перикла (490-429 гг. до н. э.) в силу вошел принцип, по которому в случае, если военные надобности уже обеспе­чены, остатки государственных доходов могли расходо­ваться на организацию общественных работ, праздничные раздачи денег, устройство зрелищ и угощений для народа. Чуть позже, в правление Эвбула, появилась особая «зре­лищная касса», в которую поступали все остатки после расходов по государственному управлению. В 350-339 гг. до н. э. даже существовало правило, отмененное впослед­ствии по инициативе Демосфена, предусматривавшее смертную казнь за любое предложение на народном собра­нии употребить «зрелищные» деньги на иные цели, а не по их прямому предназначению.

Раздача «зрелищных» денег со временем приобрела массовые масштабы. Если при Перикле беднейшие граж­дане получали по 2 обола в день лишь во время праздни­ков Диониса (когда происходили театральные представле­ния), то уже в IV в. до н.э. как богатые, так и бедные граждане имели право получать по 2 обола в течение трех дней во все большие праздники (даже тогда, когда театральных представлений не устраивалось).

2. Выдача социальных пособий.

Значительная часть государственных расходов шла также на выдачу пособий. Так, еще Солону (640/635-559 гг. до н. э.) приписывается закон, согласно которое все граж­дане, изувеченные на войне, содержались за счет государ­ства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Размер пособия (1-2 обола в день) назначался народным собранием, а права «пенсионеров» определялись советом собрания. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетель­ствования, под угрозой лишения пенсии.

Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитыва­лись на государственный счет до своего совершеннолетия, а затем получали от государства полное вооружение. Иног­да в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, за­купленного казной. Имеются также сведения о том, что в IV в. до н.э. Афинское государство выделяло бедным де­вушкам-гражданкам средства для приданого — своего рода помощь неимущим гражданам в условиях усиливавшегося имущественного расслоения.

3. Отправка граждан в путешествия.

Это практиковалось, например, в правление афинского стратега Перикла, который отправлял сограждан путеше­ствовать за казенный счет, чтобы путешественники хоть чему-нибудь научились в заморских краях и чтобы осво­бодить город от ничего не делающей беспокойной толпы и в то же время помочь беднякам.

Таким образом, в Афинском полисе оформляется сво­еобразная система государственных и общественных обя­занностей по призрению и благотворительности, призван­ная поддерживать неимущих и обедневших сограждан и обеспечивать социальный мир и равновесие. Очевидно, что благотворительность государства была своеобразной мерой, призванной предупредить возможные народные волнения. Объектами же социальной помощи могли быть только граждане полиса; метеки, а тем более рабы, на какую-либо поддержку рассчитывать не могли.

Благотворительная деятельность государства не все­ми воспринималась как положительная. Греческий фило­соф и ученый Аристотель указывал, что она только развра­щает народ, а стремление быть милостивым оборачивает­ся для демоса злом. Он писал: «А что касается жертв и святилищ, празднеств и священных участков, то народ, поняв, что невозможно каждому бедному человеку само­му приносить жертвы, устраивать празднества, храмы и украшать и возвеличивать город, в котором живет, признал, как достигнуть этого. Вот поэтому государство совершает на общественный счет жертвоприношения в большом числе, а народ и пирует, и получает по жребию мясо жертвен­ных животных, народ же строит специально сам для себя многочисленные палестры (гимнастические школы), раз­девальни, бани. И больше пользуется ими чернь, чем за­житочное население».

Иной пример явила Спарта, где в руках государства сосредоточилось все дело воспитания детей (так называе­мое «спартанское» воспитание), а целью являлось полное подчинение индивида государству. Немедленно при рож­дении ребенка старейшины общины решали вопрос о жиз­ни ребенка, который при благоприятном для него решении оставался в семье до семилетнего возраста. Если дитя рож­далось некрасивым или слабым, то его бросали в горную пропасть Тайтега. С седьмого года мальчик уже принадлежал государству, и начиналось его общественное воспитание.

Основным предметом обучения становилась гимнас­тика, которая укрепляла ребенка и учила его переносить трудности и страдания; уже на втором плане стояло то, что относилось к умственному образованию: чтение, письмо, знание гомеровских гимнов и музыка. На двенадцатом году жизни мальчики подвергались более суровому обращению и начинался более строгий образ жизни: в течение целого года они должны были ходить в одном плаще без хитона, босиком и были лишены каких-либо жизненных удобств.

Они поступали в отряд, в котором находились до ше­стнадцати лет. Чтобы приучить мальчиков к трудностям и закалить их характер, им дозволялось даже тайком красть съестные припасы. Таким образом, смысл спартанского воспитания как раз и состояла подготовке будущих вои­нов. Занимались гимнастикой и девочки, но отдельно от мальчиков. Целью воспитания девочек становилась подго­товка будущей матери семейства и домохозяйки.

Спартанское воспитание оказало самое существенное воздействие на судьбу самого спартанского государства. Оборотной его стороной стал постепенный упадок интел­лектуальной жизни Спарты (известно, что именно из ос­лабленных и уродливых детей зачастую и получались ге­нии и ученые). В дальнейшем происходит и постепенный упадок государственности.

Одной из серьезных социальных проблем греческих полисов стала проституция, существовавшая на вполне «законных» основаниях: храмы, где содержались «девушки, радушно принимающие путников», находились в ос­новном на побережье, на островах и в городах, куда при­езжало много чужеземцев. Особым институтом проститу­ция стала в Афинах при Солоне, который купил азиатских рабынь и поселил их в «диктерионах», расположенных рядом с храмом Венеры, неподалеку от порта. Во главе заведения были поставлены «порнотропсы», в чьи обязан­ности входило финансовое управление; каждая проститут­ка получала зарплату, а прибыль предназначалась государ­ству. Затем открылись и частные заведения, на вывесках которых изображался красный Приап (древнегреческое фаллическое божество), куда на содержание поступали женщины из низов общества.

Диктерионы считались настолько необходимыми, что были признаны неприкосновенными убежищами: под их кровом женатый мужчина не мог быть обвинен в супру­жеской измене, отец не имел права искать там своих сы­новей, а кредитор — должника. Диктерионы как учрежде­ния «общественно полезные», отвечавшие потребностям чужеземцев и молодых людей и приносившие полису не­малый доход, находились под покровительством закона. Более того, они были и предохранительным клапаном для общественной безопасности и гигиены. Философ Эвбулид замечал: «У этих прекрасных девушек ты можешь полу­чить удовольствие за несколько золотых монет, и к тому же без малейшей для себя опасности».

Между тем куртизанки были заклеймены позором, не обладая никакими социальными правами. Они должны были носить специальный наряд из пестрой материи, ук­рашенной букетами цветов, и красить волосы шафраном в желтый цвет. Кроме женщин, содержавшихся в диктери­онах, существовали еще и вольные проститутки, которые делились на три категории: диктериады (зарегистрирован­ные проститутки), аулетриды (танцовщицы и флейтистки), гетеры («дамы полусвета», обычно приезжавшие в Афи­ны из Коринфа и имевшие официальную связь с самыми известными в Греции людьми).

Положение «вольных» проституток было весьма раз­личным: диктериады, происходившие из низов общества, влачили плачевное существование, эксплуатируемые сутенерами; аулетридам зачастую удавалось достичь богатства благодаря музыкальным талантам (самой известной стала Ламия — любовница вначале Птолемея Египетского, а затем его победителя, македонского царя Деметрия Полиокрета). Что же касается гетер, то они сыграли особую роль в истории Древней Греции, зачастую разделяя славу своих любовников. Наиболее известными стали Аспазия, Фриния, Лаис.

Как бы то ни было, легальная проституция, исходив­шая из законов гостеприимства и подкрепленная религи­озными традициями, вела к распространению венеричес­ких заболеваний, о которых писал еще «отец медицины» Гиппократ (ок. 460-ок. 370 гг. до н. э.): «Я видел много афт и изъязвлений во рту, припухлости на половых органах, изъязвления, опухоли и вздутия в паху, мокнущее воспа­ление глаз, мясистые наросты на веках. Равным образом и другие участки половых органов были усажены различны­ми возвышениями. Я наблюдал множество шанкров и дру­гих септических заражений...». Немногочисленные зако­ны, принимавшиеся время от времени с целью ограниче­ния масштабов проституции (например, законы Драконта, предусматривавшие смертную казнь за сводничество), под давлением традиций большого значения не имели.

2. Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме.

Время основания г.Рима относится к 753 г. до н.э. В этот период социальное расслоение приводит к образованию четырех основных классов: аристократия (патриции), лично свободные общинники, плебс (пришлое население) и рабы. Во главе римской общины находился выборный вождь – рекс (царь).

Весь последующий период в истории Рима был связан с борьбой плебса за равноправие. В 494 г. до н.э. они получили право участвовать в народных собраниях наравне со свободными гражданами, а потом и право занимать государственные должности.

В течение длительного времени Рим оставался республикой (с 509 по 27 гг. до н.э.). В отличие от Афин в Риме сформировались два основных органа: народное собрание и сенат. Высшую управленческую власть осуществляли два консула.

В Древнем Риме, как и в Греции, устраивались празднества и угощения для плебса за государственный счет, получившие свое отражение в требовании «хлеба и зрелищ», по существу это был первый лозунг древнейших социальных работников. Роль последних исполняли эдилы – особые должностные лица, ведавшие общественными играми, раздачей хлеба гражданам и городским хозяйством.

Особого расцвета «зрелища» достигли при императоре Траяне (98-117 гг.), он сам на них присутствовал и люди могли обратиться к нему с жалобами и просьбами. Это была своего рода возможность ознакомится с общественным мнением и оценить степень собственной популярности в народе.

К обычным состязаниям стали прибавлять различные развлечения (фейерверки, иллюминации, выступления акробатов, фокусников, жонглеров) и услуги. Например, в 32 г. после игр публику провожали домой пять тысяч рабов, освещавших путь факелами. Во время полуденного перерыва зрителям раздавали съестные припасы.

Увеселения и зрелища, проводимые в Риме, можно разделить на следующие группы:

1. Игры в цирке.

Среди цирковых увеселений преобладал бег колесниц, выступления кулачных бойцов, скороходов. В виде исключения иногда устраивались бои гладиаторов и травля зверей.

Колесницами чаще всего управляли рабы, это дело было прибыльным, победителям кроме пальмовых веток и венков, давали деньги и драгоценные материи.

2. Игры в амфитеатре.

Здесь центральное место занимали бои гладиаторов. Так, в 65 г. до н.э. был устроен бой гладиаторов, в котором участвовало 320 пар, а во время празднеств 106 г. было выпущено в разные дни 10 тыс. гладиаторов.

Устраивались также звериные бои и травли. Во время праздников 80 г. было перебито до 9 тыс. животных, в 106 г. – до 11 тыс.

Устраивались и театрализованные «морские сражения». Так, в 46 г. на Марсовом поле специально было выкопано озеро, в битве на котором участвовало до 2 тыс. гребцов и до 1 тыс. матросов.

3. Театральные представления.

В древнеримском театре давались трагедии и пантомимы, а также народные комедии.

4. Игры на стадии.

Проходили атлетические игры. Домициан в 86 г. учредил «капитолийские игры», на манер олимпийских в Греции, которые устраивались раз в четыре года. Здесь исполнялись музыкальные произведения, устраивались конные бега и гимнастические состязания. Мода на атлетические игры захватила даже женщин. Надо заметить, что атлеты по своему положению оказывались выше гладиаторов, актеров и возниц.

Однако попытки обеспечить порядок в государстве филантропическим путем проявились в деятельности римских императоров не только посредством устройства «зрелищ». Так, Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечающие за опеку сирот. Тем самым государственная филантропия впервые приобрела социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля.

Архаические, стихийные формы взаимопомощи возникали и без участия государства. Известно о существовании «похоронных товариществ», их цель – предоставление своим членам приличного погребения.

Имеются также сведения о наличии в Риме и некоего прообраза древнейшего «воспитательного дома», возникшего на овощном рынке в 11-м квартале города. На рынок подкидывали искалеченных и безобразных детей, где их кормили сострадательные торговцы.

Но все же традиция денежных и продуктовых даровых раздач занимала приоритетное положение.

Две напасти преследовали Вечный город: нищие и разбойники.

Не менее серьезной проблемой для Рима была проблема проституции.

Проститутки в Древнем Риме занимали особое положение: они не вносились в цензы (списки населения), а регистрировались в особых списках, составлявшихся эдилами. Эдилы выдавали им разрешение заниматься проституцией. Понятие проститутки было неразрывно связано с позором, влекшим за собой гражданскую смерть в юридическом смысле. В правление императора Калигулы был введен налог на проституток. Они носили особую одежду, короткую тунику и тогу с разрезом спереди, окрашивали волос в желтый цвет, на улице обязаны были ходить в капюшоне.

Таким образом, политика «хлеба и зрелищ» не принесла Риму тех выгод, какие имелись в Древней Греции – внутреннего умиротворения и социального мира. В этой связи, на фоне общего духовного кризиса, поразившего античный мир на рубеже двух эр, популярность приобретает проповедь христианства и деятельность первых христианских подвижников во II-IV вв.

 








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 7568;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.