Основные тенденции развития практики социальной работы за рубежом и в России в контексте исторического опыта.
История социальной работы за рубежом и в России имеет глубокие корни в развитии человеческой цивилизации. Ее начальный период относится к глубокой древности, к ХХY-ХХII вв. до н. э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: бесплатная раздача хлеба голодающим. В 1750 г. до н. э. законы вавилонского царя Хаммурапи говорили об организации социальной взаимопомощи среди населения.
В античном мире получает свое развитие идея филантропии. Так, если в ХIY-YII вв. до н. э. в Древней Греции эта идея проявила себя в соответствующих гражданских традициях, то в VI- VII вв. до н. э. в Древнем Риме филантропия нашла свое выражение в распределении среди обедневших граждан хлеба, одежды, денег, в устройстве развлечений для плебса, что было отражено в знаменитом лозунге «Хлеба и зрелищ!».
В первые десять веков нашей эры с рождением и распространением христианской веры принимаются гражданские и религиозные нормативно-правовые акты по социальным вопросам. Так, в 438 г. был принят кодекс императора Феодосия, запретивший нищенство в Византии. Для христианского мира большое значение имел Сардукийский поместный собор 347 г. (на границе Западной и Восточной Римских империй), на котором было принято двадцать церковных правил об оказании помощи нищим, сиротам, вдовам и странникам. В то же время доминирующее место занимает открытая система призрения, находившая свое выражение в раздаче милостыни, кормлении неимущих и т. п.
С принятием христианства как государственной религии Руси в конце X в. отмечается переход от архаического периода помощи и взаимопомощи у восточных славян к периоду общественной (общинной и церковно-монастырской) благотворительности. В это же время (Х-ХIII вв.) в странах Западной Европы католическая церковь активно содействует образованию каноникатов (духовных учреждений) и социальной профессионализации деятельности монашеских орденов. Так, например, в центре деятельности ордена тринитариев оказывается помощь пленным и их освобождение, орден антонитов (или антонинов) устраивает особые госпитали для больных горячечной болезнью («огонь святого Антония»), монашеский орден селькулькринков заботится о незаконнорожденных и больных детях.
Монгольское нашествие не только более чем на два века задержало экономическое и культурное развитие русского государства, но и отразилось на уровне социального призрения. Так, если в странах Западной Европы в XIII-XV вв. активно шел процесс создания религиозных братств, оказывавших помощь больным и неимущим (в 1291 г. только в ведении монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни больниц), то на Руси в этот период только-только отмечается появление первых закрытых благотворительных заведений (богаделен, приютов).
В ХYI-ХYII вв. на Западе оформляется государственная система социальной помощи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным снижением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г.— Указ о мерах государственного призрения. В Англии в 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим, а в 1601 г. появляется Закон о благотворительности. Во Франции в 1642 г. организуется благотворительное бюро по призрению нищих, а с 1656 г. активно развивается сеть государственных Общих госпиталей. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные исправительные дома для нищих и больных, ставящие сво-12 ей целью всемерную изоляцию последних от общества.
Совсем иной пример являет собою в этот период времени Россия. Если в западноевропейских странах отмечается повсеместный переход к системе государственной благотворительности, то в России возникает особый церковно-государственный тип призрения, особенностью которого является паритетное участие церкви и государства в делах благотворительности. В странах Западной Европы фактически ликвидируется открытая система призрения, в России же длительное время сосуществуют обе системы: закрытая и открытая (в частности, легализуется институт нищенства). В XVII в. получает развитие новое для общественного призрения явление — светская частная благотворительность (ярким примером служит подвижническая деятельность приближенного царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищева, по инициативе которого была организована помощь раненым и пленным).
В XVIII в. отмеченные несоответствия в развитии систем социального призрения на Западе и в России фактически исчезли, чему содействовали реформы императора Петра I. Последние дали толчок развитию государственной системы социального призрения в рамках единого общеевропейского пространства, зачастую принимая самые варварские формы из-за сохранения в России феодально-крепостнических порядков.
Существенные изменения в систему социальной помощи в конце XVIII в. внесла Великая Французская революция, впервые поставившая своей целью освобождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система государственного социального страхования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами общественной помощи; в Великобритании в 1878 г. была основана Армия спасения; в 1877 г. в США создается Американское общество благотворительности. В России в 1864 г. организуется система земских учреждений, занимавшихся вопросами социального призрения.
Одновременно в ХIХ-начале XX вв. активизируется общественная и частная благотворительность; делами призрения продолжает также заниматься христианская церковь. Большую роль в социальной помощи начинает играть развернувшееся феминистское движение. Тогда же возникают и социальные учения (социализм, марксизм, анархизм), ставившие своей целью достижение общества всеобщего равенства и блага.
XX век внес значительные новшества в постановку дела социальной помощи. На Западе рубеж ХIХ/ХХ вв. являлся переходом к периоду социальной работы. Формируются две основные модели помощи: «американская» и «европейская», в основе разделения которых лежит различное соотношение роли государства и общества в системе социального призрения. «Американская» модель характеризуется преобладающим влиянием государства, формирующим и осуществляющим программы социальной помощи и поддержки; «европейская» же модель акцентирует роль помощи в рамках коммуны, то есть городского или сельского самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров социальных работников; особое место в социальной работе занимают такие виды помощи, как социально-психологическая реабилитация и адаптация, социокультурная анимация.
Иной пример явил в XX в. Советский Союз (1917-1991). Новый период в истории отечественной социальной работы, получивший название периода социального планирования, охарактеризовался введением единой государственной системы социального обеспечения. Стране Советов удалось ликвидировать безработицу, создать систему пенсионного обеспечения, социального страхования, бесплатного медицинского обслуживания, льготного санаторно-курортного лечения. В то же время созданная система социального обеспечения базировалась во многом на мифологизированных представлениях о построении коммунистического общества, игнорировала роль общества в делах социальной помощи, опыт зарубежных стран. В основе социальной поддержки лежало представление о равном доступе к системе минимальных благ, предоставляемых государством — единственным субъектом помощи.
Новая страница в истории социальной работы была открыта после распада СССР в начале 1990-х гг., когда государство в силу экономических и политических трудностей было вынуждено изменить подход к делу социальной помощи населению и в условиях кризиса на первый план вышла необходимость подготовки кадров социальных работников.
3. Проблемы периодизации отечественной и зарубежной истории социальной работы.
В настоящее время в вопросе о периодизации истории социальной работы наметилось два подхода. Большая часть ученых, исследующих данную проблему, видят истоки социальной работы в простейших формах социальной помощи и благотворительной деятельности. Они включают эту помощь и деятельность в процесс формирования социальной работы, а следовательно, в ее периодизацию. Так, английский ученый Джордж Хендел периодизацию социальной работы начинает с филантропических форм помощи, характерных еще для эпохи архаики и древнего мира. Уральские ученые К.В. Кузьмин и Б.А. Сутырин дают отдельные периодизации истории социальной работы за рубежом и истории социальной работы в России.
В частности периодизация истории социальной работы в России, по Кузьмину и Сутырину выглядит следующим образом:
1. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IХ—Х вв.).
II. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х — начало ХYI в.).
III. Период церковно-государственной благотворительности (ХYI—ХYII вв.).
IY. Период государственной благотворительности (ХYIII - начало ХХ в.).
Y. Период социального планирования (1917—1991 гг.).
YI. Период социальной работы (с 1990-х гг.).
В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:
I. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс.-первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств).
II. Филантропический период (приблизительно до IV— I н. э.).
III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).
IV. Период государственной благотворительности (до рубежа Х1Х-ХХ вв.).
V. Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).
В их периодизациях первым этапом называется архаический период благотворительности как начальная ступенька в едином строении под названием социальная работа. Уязвимой стороной такого варианта периодизации является то, что здесь процесс развития социальной работы в значительной мере подменяется процессом развития благотворительной деятельности.
Иной подход к вопросу о периодизации истории социальной работы просматривается в работах ростовского ученого Е.П. Агапова. Он полагает, что раз становление социальной работы как профессиональной деятельности происходило с конца ХIХ в., то и периодизацию нужно начинать с этого времени. По Агапову, история социальной работы охватывает три основных периода:
I. Становление социальной работы (конец ХIХ в. —1930-е гг).
II. Завершение процесса институционализации социальной работы (30-е — середина 50-х гг.).
III. Период широкого распространения социальной работы во всем мире, ее выход за рамки западной культуры (середина 1950-х — н.в.).
Учитывая, что сущностным положением понятия «социальная работа» является социальная помощь, правомерно при ретроспективном анализе социономической деятельности говорить о периодизации истории социальной помощи и работы начиная с эпохи древности. По сути дела, такую позицию занимают М.В. Фирсов, В.П. Мельников, Е.И. Холостова, Л.В.Бадя и другие крупные специалисты. Например, М.В Фирсов предложенную им периодизацию включает именно основные этапы помощи и взаимопомощи. В работах Мельникова и Холостовой опять же выделяются важнейшие этапы целостного развития социальной помощи и социальной работы. Данный подход, как нам представляется, более предпочтителен применительно к проблеме периодизации истории социальной работы.
Социальная помощь, благотворительность, призрение, профессиональная социальная работа — все это общецивилизационные явления, которые характерны для многих государств и народов. В отдельных странах они имеют свою специфику, свои традиционные особенности.
Мы будем придерживаться позиции М.В.Фирсова, который считает, что к основным этапам помощи и взаимопомощи в России, необходимо отнести следующие периоды:
I. Период помощи и взаимопомощи славян (до Х в.);
II. Период княжеского, церковно-монастырского благотворения (Х—ХIII вв.);
III. Церковно-государственный период помощи и поддержки на Руси (ХIY—ХYII вв.);
IV. Период государственного призрения (со второй половины ХYII в. по вторую половину ХIХ в.);
V. Период общественного и частного призрения (с начала ХIХ в. до начала ХХ в.);
VI. Период государственного обеспечения (1917—1991 гг.);
VII. Период социальной работы (с начала 90-х гг. ХХ в.).
Каждый период характеризуется своими особыми свойствами, направлениями работы, но одно является общим – это забота о людях, которые оказались в силу ряда обстоятельств в трудной жизненной ситуации. Община, князья, церковь, государство и частные состоятельные лица брали на себя функцию помощи нуждающимся группам населения, тем, кто нуждался в этом, и прежде всего тем, кто находился за чертой бедности. Лишь в начале ХХ века государство взяло на себя функции социальной защиты своих граждан. Эта помощь оказывается в виде пособий, пенсий, льгот и бесплатных услуг. Поскольку число граждан современной России, которым нужна помощь, в условиях перехода к рынку сильно возросло, то речь идет об адресной помощи и защите населения нашей страны.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 4362;