Арождение обычаев и традиций у древних славян.
Формы простейшей помощи и взаимопомощи, сложившиеся у древних людей в эпоху первобытнообщинного строя, прослеживаются в жизнедеятельности восточных славян. Исследователи истории социальной работы В.П.Мельников, Е.И.Холостов, П.Я.Циткилов указывают на то, что гуманистические национальные традиции славян складывались под влиянием многих факторов: этно-географических, природно-климатических, культурно-религиозных и др. Славянская дохристианская духовность была созвучна идеям человеколюбия и добролюбия.
Для славянских восточных племен характерной особенностью быта являлось прежде всего то, что они вели родовой образ жизни. Наши предки на начальной стадии общественного развития не знали семьи, они знали род, который означал для них всю совокупность степеней родства, как самых близких, так и самых отдаленных.
Многими археологическими исследованиями установлено, например, что еще с конца 1 тыс. до н.э. у племен, населяющих районы Припяти и Среднего Приднепровья, т. е. у предков восточных славян — носителей так называемой зарубинецкой культуры, основными занятиями уже были земледелие, скотоводство, ремесленничество. Такой тип мирных занятий постепенно формировал и особый характер взаимоотношений между людьми, нравственные нормы поведения индивидов.
Восточные славяне в отличие от своих воинственных соседей (гуннов, аваров, сарматов и др.) были менее злобными, более миролюбивыми и сострадательными. Интересные в этой связи суждения византийского историка Прокопия Кесарийского, который в своем известном труде «история войн Юстиниана» описывал славянские племена. «Они, - отмечал он, - очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый… По существу они не плохие и совсем не злобные».
Преимущественное занятие земледелием и скотоводством, свойственное восточным славянам еще на ранней стадии своего развития, имело большое значение для зарождения у них таких черт народного характера, как уравновешенность, незлобливость, отражающих простоту их быта, нравов и обычаев. Об этом говорят и письменные свидетельства западных путешественников древности, побывавших среди славянских племен.
О гостеприимстве, довольно мягком и сочувственном отношении древних славян к пленным писал византийский император Маврикий Стратег. В трактате об искусстве войн «Стратегикон» он отмечал, что к прибывающим иноземцам славяне относятся ласково, оказывая им знаки своего расположения. При переходе приезжих из одного места в другое они их охраняли в случае надобности. Маврикий Стратег отмечал, что пленные после определенного срока нахождения в плену получали свободу и возможность возвратиться домой или остаться жить у славян в положении свободных и друзей.
Эта сострадательность обусловливалась тем, что славяне, более других народов подвергавшиеся враждебным столкновениям и со своими, и с чужими, нападениям и изгнанию, острее ощущали всю тяжесть невзгод, переносимых другими, и испытывали внутреннюю потребность облегчить их, смягчить своим вниманием и заботой о госте, откуда бы он ни пришел.
Такая черта славянского народного характера, как миролюбие. Ее формирование происходило под существенным влиянием их быта и основных занятий, среди которых все большее и большее место занимали такие мирные дела, как хлебопашество и скотоводство, а также длительное время (по сравнению с народами Западной Европы) бытовавший родовой тип общественного устройства.
Однако формирование этих черт народного характера (человеколюбие, незлобливость, открытость души) у восточных славян шло не только под влиянием основных видов их деятельности (хлебопашество, скотоводство, ремесленничество) и затянувшегося дольше, чему других народов, родового общественного устройства, но и среды обитания, тех географических и природно-климатических условий, в которых они находились вследствие естественно-исторических процессов передвижения и расселения народов. Значение этих факторов отмечается большинством исследователей древнейшей истории России (В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, Н.М.Карамзин).
Среди основных стихий природы, принявших своеобразное участие в устройстве жизни и формировании духовных понятий русского человека, следует обозначить прежде всего бескрайние степные и лесостепные просторы Восточно-Европейской равнины, на которых в последующем образовалось Русское государство - это обилие могучих и спокойных по своему течению рек, сравнительно умеренный климат, открытый выход к Черному морю. При этом историк обращает внимание на характер освоения нашими далекими предками обширной равнины. Особенность его состояла в том, что восточная ветвь славянства, разросшаяся потом в русский народ, распространялась по свободной территории равнины "не постепенно путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь... покидая насиженные места и садясь на новые". Такая возможность беспрепятственного переселения на новые места не могла не отразиться на характере наших предков. Обширность и обилие удобных для жизнедеятельности свободных территорий позволяли соплеменникам или родичам при первом же назревании внутриродового или внутриплеменного неудовольствия уходить на новое местожительство, т. е. из-за земли и иных угодий не нужно было ссориться, их хватало всем. Конечно, это ослабляло или вовсе снимало возможные конфликты, закрепляло в характере людей добродушие, незлобливость, развивало предрасположенность к миролюбию и доброте.
В результате такого свободного расселения люди всякий раз попадали в новые условия своей жизнедеятельности, при которых завязывались и новые отношения с окружающим их миром, отражающие специфику этих мест, определявших в значительной мере своеобразие развития народной жизни, ее особый склад и характер. Было ли это, например, степное раздолье, воспетое русским народом в своих неповторимых по задушевности и напевности песнях, зародившее и воспитавшее в его душе чувство шири и дали, открытость, доброжелательность; то ли бескрайние лесные массивы, богатые всяческой дичью и оказывающие русскому человеку, как отмечает В.О.Ключевский, самые разнообразные услуги — хозяйственные, политические и даже нравственные. Лес обустраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями. Вместе с тем влияние леса на древнерусского человека было противоречивым. С одной стороны, он служил ему самым надежным убежищем от внешних врагов, а с другой — пугал своей особой тишиной и дремучестью, в которой чудилось что-то таинственное и даже зловещее. Это не могло не порождать самые невероятные воображения, вследствие чего наши предки "населили" лес всевозможными страхами — это темное царство одноглазого лешего, злого духа, который не прочь поозорничать, подурачиться над попавшим в его владения путником. В этом нам открывается еще одна грань характера древнерусского человека — его податливость влиянию внешних обстоятельств, предрасположенность к суеверным представлениям о добре и зле.
Своеобразное влияние на восточных славян, на формирование их нравственности оказывали великие русские реки. Древнерусский человек, по свидетельству историка, на реке оживал и жил с нею душа в душу. Он любил реку и поэтому ни о какой другой стихии своей страны не говорил в песнях таких ласковых слов—матушка, батюшка. И было за что. Раскрывая значение реки в жизни древних русичей, В. О. Ключевский пишет, например, что при переселениях река указывала им путь, они селились по ее берегам, в продолжении значительной части года река и поила их, и кормила. Река, в известной степени, была для россиян своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она приучала людей к общительности, учила чувствовать себя членом общества, знать обхождение с чужими людьми, которые, используя реку как транспортный путь, останавливались у прибрежных поселений.
Таким образом, рассмотренные нами природно-бытовые факторы и условии, взятые во всей своей совокупности применительно к исследуемому периоду русской истории, позволяют сделать общий вывод о том, что их прямое или опосредованное влияние на формирование гуманистических начал в характере и обычаях древних русичей было одним из решающих.
С зарождением Киевской Руси происходит упрочение внутригосударственных и хозяйственных связей, развивается культура, формируется зарубежный рынок, все это в конечном счете ведет к распространению и закреплению бытовавших уже народных традиций и обычаев, определенных норм морали, отражающих в своей совокупности духовную жизнь славян.
Формирование славянской духовности, развитие культуры, в значительной степени определяющей характер и содержание взаимоотношений между людьми, проходило также под влиянием деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия, создавших в 863 г. славянский алфавит (глаголицу), а вскоре на его основе и единый книжнописьменный славянский язык. Этот язык охватил значительную часть славянских народов и пустил прочные корни на почве восточного славянства — в Киевской Руси. Он явился одной из важнейших предпосылок становления и развития самобытной славянской цивилизации, той особой духовности россиян, отличающейся предрасположенностью к добру и справедливости, сострадательности.
Глубокие корни в формировании обычаев и традиций были заложены в связи с принятием Киевской Русью христианства. Молодое Русское государство с европейским народом избрало византийскую православную религию не только потому, что у него с Византией были давние торгово-экономические отношения и связи, но главным образом потому, что православное христианство было более созвучным характеру и нравам древнерусского народа, христианство с его приверженностью к милосердию и состраданию распространилось относительно быстро и во многих территориях страны ненасильственно. Процесс христианизации в древнерусских городах шел успешно. Выступления против новой веры были активными лишь на северо-востоке страны, где часть населения держалась за старых богов вплоть до XIII-XIY вв. Христианство все же оказало значительное влияние на князей, местную знать в плане утверждения в обществе традиций нищелюбия, милосердия и благотворительности. Да и сама церковь в эпоху Древней Руси стала сосредоточием помощи и поддержки нуждающимся.
Таким образом, исследователи выделяют следующие способы защиты и поддержки в древнейших славянских общинах, выделить их основные формы:
Культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;
Общинно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, поселения;
Хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.
Рассмотрим их подробнее.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2258;