Важнейшие графические символы Древней Индии
Ключевое значение в искусстве Индии в целом имеют древнейшие образы доарийского происхождения. Важнейшими графическими символами Древней Индии являются: свастика, чакра, лингам.
Свастика - (санскр. swastika от su — имеющее благое значение), крест с загнутыми под прямым углом концами, один из наиболее древних символов, встречающийся у многих культур, начиная с палеолита. В Индии - это солярный знак, символизирующий движение солнца. Форма, ориентированная по часовой стрелке обозначает добрые силы, а вот свастика с поворотом концов против часовой стрелки может означать ночь и черную магию, а также устрашающую богиню Кали, которая несет смерть и разрушение.
Чакра в переводе с санскрита «колесо», «диск», изображается в форме круглого колеса со спицами внутри (число которых символично: например, восемь этапов пути, или двадцать четыре часа) или в форме плоского круглого диска. Чакра - многозначный символ, связанный с солнцем, позднее - атрибут бога Вишну, в буддизме же чакра означает колесо учения, знак начала проповеди Будды.
Лингам (древнеиндийское слово «знак пола») - в древней и средневековой индийской мифологии символ мужского начала, божественной производящей силы. Древнейшее поклонение лингаму известно по памятникам протоиндийской цивилизации сер. 3-го - 1-й пол. 2- го тыс. до н.э. из Мохенджо-Даро и Хараппы (оба города на территории современного Пакистана), а также засвидетельствовано в «Ригведе». Стилизованное изображение фаллоса применяется еще в доарийской ритуальной практике. В Калибангане в ритуальных очагах были обнаружены семь глиняных лингамов.
Важна и другая находка доарийского происхождения - подставка для лингама, которую интерпретируют как йони. Особенной магической силой обладает символическое соединение лингама с йони (линга-йони). Линга- йони может пониматься как янтра, используемая для медитаций. Треугольник, повернутый вершиной вниз, является символом йони, женской энергии (Шакти), женского, плотско-материального начала (Пракрити). Треугольник, повернутый вверх, отождествляется с мужским началом - Пурушей.
Вся практика ведийской религии, основным актом которой было жертвоприношение, свидетельствует об отсутствии почитания антропоморфных скульптур божеств и строительства специальных святилищ и храмов в ранневедийский период. С другой стороны, сегодня можно считать доказанным, что задолго до прихода индоариев у аборигенных жителей Индии было правилом почитать стоящие или сидящие скульптурные изображения божеств в виде антропоморфных фигур. Как бы то ни было, в V-IV веках до н.э. в Индии активно осуществлялась практика почитания антропоморфных изображений богов. При этом статуи богов устанавливались в специально построенных святилищах.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2227;