Ведический алтарь и его происхождение
Ведические арии на время своего прихода в Индию не имели собственной традиции строительства монументальных храмов. Они несли с собой традицию постановки алтарей, восходящую к энеолиту и ранней бронзе. Есть предположения, что они использовали священную сень - навес на четырех столбах, олицетворяющий представление о небесной защите, покрове.
Алтарь служил земным центром бытия, основанием вертикального канала, связывающего конкретное пространство обитания человека с пространством космоса, с небом, с божеством. Для каждого места обитания алтарь был мировой осью, вокруг которой вращалась людская жизнь.
В ведических ритуалах, когда жертвоприношение производится для обретения плодов, размеры жертвенного алтаря вычисляются относительно размеров жертвователя. Ритуал требует, чтобы алтарь был выложен слоями из кирпичей, куда силой гимнов призывается божество. Будучи призванным, божество нисходит к месту жертвоприношения на своей ратхе или «колеснице», вкушает предложенное жертвоприношение на алтаре и удаляется. После этого жертвоприношения, алтарь остаётся покинутым. Соответственно, тексты описывают алтари, как имеющие форму сокола, в той или иной степени, эти алтари соответствуют форме птицы, или более точно, тени птицы на земле.
Образ птицы встречается как вахана древнеиндийского божества. Понятие «ваханы» означает изображаемых в произведениях искусства ездовых животных и птиц, на которых представлены божества, иконографические детерминанты индуистских божеств. Ваханы символизируют космические свойства богов, их связь со странами света, светилами, пятью первоэлементами - огнем, водой, воздухом, металлом и землей. Например, бог Сурья (солнце) путешествует на лошадях, что вероятно указывает на его приверженность стихиям огня и воздуха, а также динамику движения солнца по небосклону.
Ведические алтари строились в соответствии с мандалами — ритуальными планами, состоящими из комбинации квадратов, каждый из которых воспринимается как местонахождение определенного бога; таковы, например, манд алы алтаря Агни. Само слово «мандала» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Как же выглядит строительная мандала? Это прежде всего квадрат в плане, ориентированный по странам света. Мандала может быть выгравирована на камне или на алтаре, ее чертили на земле перед строительством храма в натуральную величину или же символически. Квадрат предполагает круг и его в конечном итоге продуцирует; круг и квадрат координируют друг с другом в архитектуре Индии.
Одна из разновидностей мандалы - «васту-мандала» - выглядит, как квадрат, имеющий сверху восток; иногда в квадрат вписана фигура Пуруши с головой в северо-восточном углу мандалы. Соединение микрокосма и макрокосма воплощается в данном случае в соотнесенности человеческого тела и мандалы.
Квадрат разбит на более мелкие квадраты (райа). Квадратов на внешней стороне мандалы — 32, по восемь на каждой стороне; каждый из них посвящен какому-то богу, чье имя часто надписывается на этом квадрате. Таким образом, каждое направление по странам света имеет восемь богов. Космический характер такому распределению богов и стран света придает отождествление каждого из восьми направлений с одной планетой, а также еще и с одной из крупнейших звезд. Начертание такого плана храма обеспечивало архитектору должное присутствие всех богов в будущем храме.
Процесс строительства имеет определенную символическую трансформацию: лежащая в основании плана фигура человека - символ безволия и пластичности, преображается в символ совершенного человека, обращенного лицом к небу. По представлению индусов, храм есть тело бога и его адептов.
Итак, уже на стадии подготовки к строительству храма и в процессе его основания вопросу «правильной» культовой ориентации будущего храма придавалось исключительное значение. Восточная сторона была сакральной, здесь, как правило, располагался главный вход в храм. Посетителям храмов тоже полагалось обращать внимание на соподчиненность стран света. Так, чтобы предотвратить всякие препятствия на пути к успеху, молящимся в одном из описаний ритуалов предписывалось следующее поведение в храме: «Молящийся должен поклониться с уважением божествам дверей, сначала у восточной двери дома молитв, затем, последовательно, у южной двери,
западной двери и северной двери».
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2133;