Антропогенез – происхождение человека. Можно выделить несколько концепций антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др.
По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:
1) креационистская концепция - человек сотворен Богом или мировым разумом;
2) биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;
3) трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;
4) мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;
5) космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу
Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. сreatio – творение, создание) модель происхождения мира и человека. Согласно этой модели, человек является результатом божественного творения, его образ и подобие» и наиболее совершенное и уникальное создание Бога на земле. Человек не может быть, с точки зрения креационистов не может быть обусловлен природными факторами, они с необходимостью связаны с творением Божественного начала.
В становлении эволюционной концепции антропогенеза заметное значение оказала работа Дарвина, Энгельса. Считается, что примерно 5-8 млн. лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Они обладали рядом признаков: прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга, которые в последующем получили развитие, обеспечив биологические основы антропогенеза. Сущностной характеристикой человека и определяющим фактором антропогенеза становится труд, закрепляя и развивая прямохождение, руку и мозг (мышление).
Игровая модель, в рамках которой игра рассматривается (основа происхождения религии, искусства, права, философии и т.п.) как форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от бесконечных «надо», гнета повседневности, практической целесообразности и выгоды.
Советско-российский философ Юрий Бородай связывает развитие предков людей с развитием их воображения. Согласно его оригинальной концепции, претендование и проявление желания относительно занятой самки в среде уже вооружённых примитивным оружием предков человека несло опасность для жизни. Поэтому удовлетворять эти потребности приходилось в воображении, активно тем самым его развивая.
Другую, ещё более эпатирующую концепцию антропогенеза выдвинул историк и социолог Борис Поршнев в книге «О начале человеческой истории». Поршнев утверждал, что речь, мышление и сознание появились только у вида Homo sapiens, сформировавшегося, с точки зрения автора, лишь 35-40 тысяч лет назад; предки человека, неспособные конкурировать с животными-хищниками, питались падалью, и прямохождение, навыки использования орудий и даже огня были выработаны ещё в животном состоянии.
- Проблемы освоения культуры. Направление «Культура-и-Личность»
Процессы освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции рассматриваются в той ветви психологической антропологии, которая связана с изучением корреляции между психическими и социокультурными закономерностями и носят специальное название "культура и личность". Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе со второй половины XIX в Этому периоду дисциплина обязана такими понятиями, как "национальный характер", "национальная психология", и обозначением "этнопсихология". В развитие исследовательского направления значительный вклад внесли такие мыслители, как Г. Тард, В Вундтидр.
В США значимость психологии в изучении культуры одним из первых утверждал Ф. Боас, переносивший европейский опыт на американскую научную почву. В его концептуальный состав вошли идеи бихевиоризма, гештальтизма. Его философские начала тесно связаны с именами В. Дильтея, О. Шпенглера, Ф. Ницше.
Первоначально (конец 20-х- начало 30-х гг.) направление "культура и личность"было связано с изучением процессов освоения культуры человеком. В этот период были созданы классические модели М. Мид, Р. Бенедикт, А Кардинера и др. В рамках направления шла активная разработка категорий и понятий, соответствующих изучению темы, таких как "личность", "социализация", "инкультурация", "стереотипные культурные формы, культурные образцы, конфигурации" ("культурные паттерны") и т.п. Определились и основные фокусы исследовательского интереса, социализация, инкультурация ребенка и ее последствия во взрослой жизни
Основной задачей, решаемой в этих рамках, стало изучение жизненного пути, судьбы индивида в специфичном социокультурном окружении. Считается, что таким образом открывается возможность понять явления культуры на уровне представлений, чувств и действий людей. Особое значение имеет здесь тщательное отделение индивидуально специфичных от социально типичных черт и проявлений личности Дж. Хонигман, обобщая сложившиеся за первую половину XX в представления о личности в рамках исследовательского направления "культура и личность", связывал их со стандартизированными моделями действования, мышления, чувствования, характерными для членов некоторой устойчивой группы людей. Для изучения психической базы формирования индивидов как субъектов, создающих и поддерживающих культуру как социальную структуру, используются понятия и теории, характерные для психологии (включая психиатрию) В то же время здесь изучается влияние культуры и социальной структуры на жизнь индивидов, в том числе на их поведение и душевное здоровье.
Однако идея базовой структуры личности, бывшая центральной в рамках направления "культура и личность" в 30-х-40-х гг, постепенно сходила на нет и сегодня не играет заметной концептуальной роли. К этому времени складывается определение личности как совокупности освоенных культурных форм переживаний, суждений, поведения. В такого рода определениях подчеркивалась культурная детерминированность как внутриличностных процессов - восприятия, мышления, эмоциональных переживаний, так и внешних индивидуальных проявлений — речевых суждений, поведения.
Значительная роль в изучении процессов освоения культуры принадлежит понятию "культурные формы (образцы, конфигурации)" ("паттерны"). Ими называются устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различного рода культурные формулы и символы, выделяющие определенные представления о реальности. Именно они рассматриваются как объекты освоения в процессах инкультурации и как регуляторы информационного обмена в процессах культурной коммуникации. Большое внимание исследователи уделяют эмоциональной сфере личности. Эмоции определяются как сфера переживаний индивида, детерминирующая понимание им ситуации, в которой он находится, и мотивы его поведения в этой ситуации. Эмоции в своем "операциональном", "инструментальном" значении социализируются, то есть в процессе освоения своего окружения индивид научается структурировать свои чувствования и их внешние проявления в соответствии с культурно установленными формами.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1962;