Благотворительная деятельность монашеских орденов
Каролингское попечение, как мы видели, несло в себе элементы объединения различных территорий Римской империи Средневековья, охватывая различные народы. В этом отношении как форма помощи и поддержки, не связанная границами только одного ареала, близка благотворительная парадигма монашеских орденов. Монашеские ордены, исповедуя различные формы христианского служения, раскидывали свои учреждения по всей средневековой Европе.
Как считают отечественные и зарубежные исследователи, не созерцательные, а активные ордены монахов возникают в период крестовых походов.
В 1095 году рыцарем Гастоном был основан орден госпиталитов Св. Антония, который свою деятельность связывал с помощью раненым, такой же деятельностью занимался орден иерусалимских госпиталитов Св. Иоанна. Орден госпитальеров Св. Духа и тринитариев, основанный в 1197 году парижским богословом Жаном де Мате и Феликсом де Валуа, осуществлял свою деятельность в лазаретах, странноприимных домах, они же занимались выкупом пленных из неволи.
В начале XI века намечаются тенденции реформирования монастырской жизни на основе деятельности орденов и нового устава канониката. Их идеология деятельности была связана с концептами любви, которая должна отзываться на все страдания мира. Вот почему они начинают покровительствовать различным слоям населения и селиться недалеко от городских стен.
Идеологию канониката мы находим в 1198 году у госпиталитов Святого Духа, ухаживающих за больными. Дома госпиталитов, госпитали, которые представляли собой больницы и странноприимные дома, были разбросаны по всей Европе. К 1291 году в ордене насчитывалось 99 домов: 60 — в Италии, 25 — во Франции, 5 — в Испании, 7— в Германии. В XII—XIII веках можно наблюдать «специализацию» в деле оказания помощи, так тринитарии занимались освобождением пленных, а секулькринки — принимали под своепокровительство найденышей и больных детей.
Движение монашеских орденов вызвало к жизни религиозные организации мирян, которые строили свою деятельность не только на религиозных основах, но и на основах взаимопомощи. Так, во второй половине XII века в верхнем Рейне и во Франции появляются дома «бегинок» (БЕГИНКИ — женские светские религиозно-благотворительные союзы, существовавшие XII—XVIII векам в Нидерландах и Германии, преследовались инквизицией), которые совместно зарабатывали себе на пропитание. Появляются первые светские организаторы обществ взаимопомощи. В Льеже с 1170-го по 1177-й год. Ламберт Заика объединяет вокруг себя вдов и сирот, которые не только молились и читали религиозные книги, но и ухаживали за больными и умирающими. Подобные организации возникли и у мужчин. Благочестивые братства ремесленников, бегарды (БЕГАРДЫ— мужские светские религиозно-благотворительные союзы, восставшие в XIII веке в Нидерландах а. Германии; вследствие преследования католической церковной власти прекратили существование в XIV веке), осуществляли не только религиозную взаимопомощь, но и экономическую.
Экономический упадок монастырей, их идеологическое и нравственное разложение, рост бедности и профессионального нищенства постепенно в ХII-ХIII веках снижает социальное значение монастырской благотворительности. С разрушением натурального и развитием денежного хозяйства, монастыри менее охотно предоставляли свои убежища нищим и убогим, более ориентируясь на богатых клиентов. Феодалы видели в убежищах бедняков места для своих детей, по тем или иным мотивам не смогших найти свое место в жизни. Мурнер, живший в это время, едко отметил: «Заметьте: если благородный не может выдать дочери замуж и не может ей дать приданого, то он отправляет ее в монастырь, не с тем, чтобы она посвятила себя Богу, а чтобы она жила безбедно, как привыкла знать».
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 4516;