Германия
В XIII веке в немецких городах уже встречаются запреты на нищенство и первые тенденции к формированию налоговой системы в пользу бедноты. Рейнский союз городов в 1256 году требовал, чтобы жители ежегодно сдавали по 5 марок в пользу бедных.
В XV веке возникают городские Попечения о бедных, которые выясняют причины нищеты того или иного горожанина, такие попечения существовали во Франкфурте-на-Майне в 1438 году. В 1442 году Венский устав предусматривал особую должность, исполнитель которой назначал наказания за нищенство. Однако в средневековой Германии в городах Церковь имела еще большое влияние на организацию благотворительных учреждений. Совместно с гражданскими общинами открывались госпитали, где оказывали попечение низшим социальным слоям общества: нищим, проституткам, там же находили приют больные, а также их дети. Такие госпитали существовали в Ульме в 1189 году, в 1228 году в Галле, в Любеке в 1256 году.
Монастыри и церковные общины в XIII веке распространяют свою деятельность на сирот, бездомных, «падших девушек». В этом отношении известна деятельность Ордена св. Марии Магдалины, «Братства двенадцатиапостолов».
В XIV веке законодательно закрепляется ответственность общин за своими нищими. Так на Прусской территории в 1394 году нищенство разрешено только на территории своей общины, последующий устав 1500 года закрепляет этот принцип, запрещая нищенствовать здоровым и трудоспособным людям. Однако в том случае, если община не могла прокормить своих бедных, то она выдавала документ, своеобразные нищенские удостоверения, разрешающий выпрашивать милостыню в других городах.
(РЕФОРМАЦИЯ — общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке. Идеологи Реформации выдвинули тезисы против необходимости наличия Католической церкви, провозгласив источником религиозной истины Священное Писание, восстание за уничтожение феодальной эксплуатации).
В эпоху Реформации Лютер в 1520 году приходит к мысли о том, что призрение бедных должно быть делом не только Церкви, но и общественного управления. В связи с чем возрастает значение города в деле борьбы с нищенством. Призрение своих бедных, проживающих на данной территории, должно осуществляться под контролем городского магистрата, а пришлые бедные и нищие должны изгоняться из города. (МАГИСТРАТ — в Древнем Риме термин означал государственные должности. Во Франции под магистратурой понималась совокупность судебных чинов и прокуроров, а также высшие административные чиновники. В Англии — высшие полицейские чиновники и мировые судьи; в Германии — совокупность городских учреждений).
Мероприятия против бедности Лютер изложил в «Уставе общественной кружки», для общины Лейснига в 1523 году, согласно которому способные к труду бедные должны работать, неспособные — призреваться, дети бедных должны учиться в школах и обучаться ремеслу. Именно на это должны были расходоваться деньги общественной кружки, в случае если не хватало средств, то общины должны были осуществлять специальные сборы.
Гамбургский устав 1529 года декларировал другой принцип борьбы с нищенством. Бедным сначала предоставляли работу, затем давали беспроцентную ссуду и только затем оказывали вспомоществование.
В 1530 году Германский имперский сейм (СЕЙМ — Сословно-представительский орган в феодальной Германии) обнародовал устав, в соответствии с которым местные власти были обязаны наблюдать, чтобы общины кормили и содержали своих бедных.
Не только контроль за распространением бедности и нищенства на территории были основной общественной задачей, нои поиски средств на призрение и материальное обеспечение нуждающихся. Саксонскоекурфюршество (КУРФЮРСТЫ— князья-избиратели (духовные и светские), за которыми с XIII века было закреплено право избрания императора. Юридическая коллегия была оформлена Золотой буллой в 1356 году) в XVI веке достаточно широко использовало принцип «церковной кружки». Так, ее средства не ограничивались только добровольными взносами прихожан, средства пополнялись за счет взносов со свадеб, крестин, похорон, при причащении, завещаниях, и даже «отдачи внаймы церковных скамеек».
С 1557 года церковные кафедры запрещают подавать милостыню тем, кто не имеет для этого письменного разрешения.
Однако складывающиеся тенденции были нарушены объективными условиями. Тридцатилетняя война, разорившая страну, прервала дальнейшее реформирование системы помощи бедным и продолжение целенаправленной борьбы против профессионального нищенства.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2335;