Франция

Во Франции система помощи и поддержки хотя и развивалась в городах, однако имела свою особенность. В стране были сильны тенденции монастырской благо­творительности, так как католическая церковь "имела большое влияние на жизнедеятельность общества. Не менее сильное влияние получает и королевская власть с хорошо развитым административным аппаратом. Светская власть стремилась придать организованный харак­тер монастырской благотворительности, которая насчи­тывала в Средние века до 2000 благотворительных уч­реждений, госпиталей. Однако в данное время это достигнуто не было. Вот почему в Средние века во Фран­ции королевская власть является инициатором реформ в области общественной благотворительности.

Короли во Франции занимали по отношению к организации общественной благотворительности двой­ственное положение. С одной стороны, они самостоя­тельно занимались благотворительностью, с другой — вводили жесткие меры против бесконтрольной разда­чи милостыни.

Известна в этом отношении благотворительность Людовика IX, Филиппа IV Красивого. Филипп Краси­вый был не только благотворителем, но и исцелителем. Он, как и многие французские короли, по свидетельству современников, мог руками исцелять такую болезнь, как золотуха. Правда это была или вымысел, разобраться за давностью лет достаточно трудно. Однако исторически достоверно, что для «исцеленных» существовала служ­ба раздачи милостыни,причетники (священнослужитель, состоящий на службе) которой выдавали деньги данным клиентам из кассы Двора.

Однако злоупотребление милостыней не осталось без внимания королевской власти. В 1350 году король Иоанн II издает указ против нищенства. Согласно это­му указу вводились жесткие санкции по отношению к нищим: «здоровые между ними люди, мужчины и жен­щины, должны заключаться в тюрьму на 4 дня, при вто­ричной поимке поставлены к позорному столбу, в тре­тий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны».

В период Реформации в 1536 году Франциск 1 из­дал свод законов, «ордонанс» (фр.приказывать, в XII — XIX веках в Западной Европе — королевские ука­зы). Эта была одна из попыток вернуть Церковь к из­начальной своей миссии — благотворительности. Со­гласно этому закону, оседлые немощные бедные, боль­ные должны были содержаться приходом. Священники и церковные старосты должны были иметь списки нуждающихся, по которым осуществлялись денежные выплаты. Непосредственно сбор средств на это дол­жен был осуществляться через «церковную кружку» в приходах и целенаправленные сборы с прихожан.

В 1551 году Генрих II расширяет эту систему, пас­торы не только могли взимать налоги как и прежде, но облагали трудоспособных жителей на еженедельный взнос в пользу нуждающихся.

В 1579 году Генрих III отбирает все госпитали, которые принадлежат кли­ру, и отдает их в распоряжение город­ских жителей: граждан, ремесленни­ков, купцов, исключение составляли чиновники, военные и дворяне. На сейме 1560—1561 годах дворянство закрепляет за городским и сельским населением содержание лиц, неспо­собных к труду, выдвигает предложе­ния по локализации профессиональ­ного нищенства, в качестве репрес­сивных мер предлагает строительство дорог, работу на каменоломнях и т.д. Помимо мер общей организаций общественной благотворительности королевская власть осуществляла мероприятия в обла­сти попечения детей и сирот. Первые королевские зако­нодательные акты, где оговариваются санкции против родителей, которые отказываются от детей, появляются в 789 году, там же рассматривались меры по организа­ции ухода за младенцами. Однако целенаправленная де­ятельность против инфантицида осуществляется позднее. В 1445 году Шарлем II приют для нищих в Париже преобразован в приют для детей-сирот. Характерны в этом отношении указы Генриха II в1556году, король предписывал карать смертью тех, кто прервал беременность или убил новорожденного. Однако ни законода­тельная деятельность, ни организация приютов не мог­ли в целом решить проблемы. Как пишут исследователи: «Малое количество приютов не давало возможности выделять нужное количество мест для детей-подкидышей и обеспечить им полноценное существование в обще­стве. Большинство брошенных детей умирали от голода и холода, остальные становились добычей нищих, кото­рые избивали их, покрывали кровоточащими ранами, чтобы вызывать общественное сострадание, или фокус­ников, которые тренировали найденышей и использова­ли их в выступлениях к удовольствию толпы».

Англия

Географическое положение и социально-экономи­ческое своеобразие Англии определили свою систему помощи и поддержки населения и борьбы с профес­сиональным нищенством.

Кризис монастырской системы помощи и под­держки был связан с развитием промышленного про­изводства, пандемическими явлениями, коррупцией в среде духовенства.

Развитие английской промышленности увеличива­ло потребности на производство товаров из шерсти. В связи с чем пастбища становятся более выгодным средством вложения капиталов, чем производство сельскохозяйственной продукции. Постепенно проис­ходило разорение малых ферм, разрушалась феодаль­ная система хозяйствования, что, в свою очередь, при­вело к миграции трудового населения в поисках рабо­ты в города. Бубонная чума, или, как ее называли Черная Смерть, в 1348—1349 годах уносит треть населения Англии. Оставшись без попечения баронов и лордов, крепостные и крестьяне вымирают от голода, толпы голодных нищих мигрируют по всей Англии.

Однако еще с середины XIV века государство ак­тивно начинает вмешиваться в дела Церкви. Отсут­ствие монастырской системы попечения приводило к волнениям различные слои населения. Чтобы подавить волнения, Эдвард III вводит ряд законов и ограничи­тельных мер, которые были направлены на регулиро­вание рабочей силы, запрещение свободного переме­щения трудового населения.

Среди них наиболее важным был Устав Чернора­бочих 1349 года. Бубонная чума вызвала дефицит тру­довых ресурсов, что привело к повышению спроса на работающее население и требования более высокой оплаты труда. Закон установил верхнюю границу платы за труд, ограничил миграцию трудового населения, заставил работать безработных на любого предприни­мателя, нанимающего их на работу.

Распространяются репрессивные меры против бро­дяжничества, запрещено нищенство и попрошайниче­ство, за исключением калек и престарелых. Впервые обозначено различие между «настоящими несчаст­ными» (престарелыми, калеками, вдовами, детьми-си­ротами) и «ненастоящими несчастными» (теми, кто мог трудиться), все здоровые люди были вынуждены рабо­тать по их месту жительства по курсу заработной пла­ты, установленному в соответствии с законом.

В 1531 году выходит первый английский закон о помощи бедным. Этот закон давал право местным судам лицензиро­вать нуждающихся, вынужденных жить за счет подаяния. К ним относились такие группы населения, как престаре­лые, калеки, которым разрешалось просить милостыню в своем округе. В то же время были разработаны каратель­ные меры против не лицензированных нищих, разработаны критерии и процедуры их определения. Это был первый шаг в создании управле­ния организованной сети помощи.

В 1536 году Генрих VIII существен­но реформирует систему попечения. В основе реформы лежатсекуляриза­ция (обращение государством церковной собственности, как правило земли, в светскую) монастырских земель и регламен­тация жизнедеятельности бродяг и ни­щих. Генрих VIII распускает монасты­ри, а также всех тех, кто в них находился. Каждый нуждающийся, кто находился в монастыре, проходил про­цедуру аттестации, он определялся в соответствии с разработанной класси­фикацией нуждающихся.

В законе о бедных были разработаны процедура и система создания фондов для помощи нуждающимся. Этими фондами стали распоряжаться местные, а не государственные власти. На них лежала ответствен­ность, чтобы «здоровые нищие» находили работу. Им также были даны полномочия: «чтобы брать ... детей возрастом четырнадцати лет и выше, по просьбе или в безделье, и назначать их владельцу, знающему ре­месла, которые нужно им преподать, чтобы они могли получить достойное проживание, когда достигнут са­мостоятельного возраста». Этот закон признавал, что государство должно играть большую роль в заботе о бедных, чем Церковь и частные лица.

Вместе с тем можно отметить, что данный закон определял жесткие меры к профессиональному ни­щенству. Так, если здоровый нищий попадался пер­вый раз, то его наказывали плетьми, если второй — ему отрезали правое ухо, третий — заключали в тюрь­му, чтобы предать суду, где он получал наказание — смертную казнь как злодей и враг общества.

В 1572 году выходит указ о введении общенацио­нального налога на содержание бедных, так как сис­темная борьба с нищенством и бедностью не могла зависеть от добровольных пожертвований. Введены были списки нуждающихся, а также утверждалось общественное должностное лицо, надзиратель бедных, в задачу которого входило оказание помощи в приис­кании работы здоровым безработным. Деньги для нуж­дающихся, которые не были реализованы, направлялись на создание рабочих мест могущим работать.

К концу XVI столетия приходит осознание, что бедность не столько индивидуальная проблема, свя­занная с моральными качествами, сколько экономи­ческая. К этому подтолкнула экономическая ситуация 1590-х годов, когда широко распространяются восста­ния, голод, инфляция, высокие цены.

Лекция № 5. Общинная и церковная благотворительность средневековой Руси.

ПЛАН:

1. Княжеские виды благотворительности на Руси

2. Монастырско-церковные формы призрения








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 3219;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.