Основные тенденции оформления новой парадигмы помощи и поддержки в XVII - XIХ вв.
К XVII веку Церковь утратила свои позиции единственного благотворителя, а западноевропейский мир вернулся к идеям Платона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия была заменена идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность. Такой переход от церковной благотворительности к государственной был вызван многими причинами, важнейшими среди них были:
• банкротство средневековой системы бесконтрольной раздачи милостыни, приведшей к образованию профессионального нищенства;
• усложнение социальной организации общества;
• переход от натурального хозяйства к денежному.
Все эти важнейшие причины вызвали потребность научно организованной помощи со стороны государства, и начиная с XIX века осуществляются поиски и подходы к решению важнейших социальных проблем. Таким образом, к XIX веку сложились предпосылки к тому, чтобы помощь и взаимопомощь оформились в единый социо-культурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами. К тому же к этому периоду сложился определенный подход к пониманию различных феноменов, таких как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т. д. Все это требовало от общества не только системного осмысления, но и практических шагов в решении проблем социальной патологии.
Научный этап помощи и поддержки предваряла законодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Западной Европы, а затем и в США. Начало законодательной практики было положено в середине XVI века, когда оформляются законы, направленные на ликвидацию профессионального нищенства, и законы превентивного характера, предупреждающие эти явления. Эти факторы сыграли позитивную роль, поскольку были определены субъект помощи, его правовые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.
Развитию общественной практики в области социальной помощи и поддержки послужили теории естественного права, сменившие идеи средневековой благотворительности. Осмысление человека как вневременного и культурно-исторического феномена приводит к понятию права человека и равенства всех людей. На этой идеологической базе появляются гуманистические учения Геллерта, Клопстока, Гердера и других.
Бедность, нищета, несправедливость становятся основными понятиями XIX столетия и базовыми доминантами теорий солидарности и либерализма.
Либерализм в XIX веке как социально-политическое мировоззрение был представлен различными концепциями, а не в виде целостной теории. Однако можно говорить о том, что основной постулат данного мировоззрения был связан с вопросом ответственности и морального долга государства перед личностью из-за невозможности предоставить все условия для ее нормального существования, философия Нового времени находит отражение в деятельностных походах.
2. Становление общественных и государственных подходов к поддержке нуждающихся в Германии.
Проблемы локализации нищенства с XVII по XIX столетие приобретают новые формы. Среди важнейших можно выделить следующие: развитие государственного законодательства, оформление территориальных моделей помощи бедным и безработным, становление патриотических благотворительных обществ и оформление благотворительной деятельности Церкви в новых условиях.
Развитие законодательства. До образования Германской империи развитие законодательства в области помощи бедным оформлялось на уровне городов и отдельных земель. Если в начале, XVII века существовала тенденция помощи, основанной на христианских традициях и принципах цеховой взаимопомощи, то к концу века начинают оформляться репрессивные меры по отношению к нищим и бедным.
Ангальтский устав о бедных 1618 года еще рассматривает попечение как долг совести каждого христианина, поэтому добровольная благотворительность, основной принцип социальной помощи. В Шлезвиг-Гольштейне в 1646 году церковная кружка прихожан рассматривается как основной источник помощи нуждающимся.
В конце XVII столетия в Пруссии Фридрих передает в обязанности судебных инстанций попечение о нищих подведомственного им округа. В 1701 году конкретизируются меры к нуждающимся. Так, способным к труду предоставлялась работа, неспособным к труду — приют и питание, частично трудоспособным разрешался сбор милостыни.
Прусское гражданское право определило роль общин и государства в деле попечения нуждающихся. Было определено, что на государстве лежит обязанность открывать учреждения для нуждающихся, а местные общины должны материально поддерживать своих обедневших сограждан. Далее было подтверждено, что профессиональных нищих следовало принуждать к работам, а «иноземных нищих» не данной земли изгонять, а «туземных нищих» высылать на родину.
Более жесткие меры по отношению к профессиональным нищим мы можем наблюдать в Ганноверском законодательстве 1714 года. Так попрошаек-нищих в первый раз подвергали «строгому» тюремному заключению, во второй раз «секли розгами и клеймили, в третий раз — вешали, даже если они не совершили никакого преступления.
В 1794 годуПрусское земское уложение (ПРУССКОЕ ЗЕМСКОЕ УЛОЖЕНИЕ — кодификация местного права королевства Пруссии. Источниками его служили римское право, магдебургское право, естественное право. Наряду с буржуазными нормами частного права закреплялись самодержавие короля, полицейский режим, крепостные отношения и привилегии дворян) рассматривает бедность как угрозу для общественной безопасности и порядка, вследствие чего власти были обязаны наблюдать за бедными, а задача эта была возложена на полицию. В этой связи создаются региональные ассоциации бедных, которым запрещено проживать в конкретной общине.
В начале XIX века происходит развитие промышленности, что повлекло за собой миграцию населения в индустриальные центры Германии, и это существенно изменило динамику бедности.
Изменяется качественный состав бедных, на фоне уже сложившихся слоев появляются промышленные рабочие, обнищание которых было связано с несчастными случаями, закрытием предприятий, низкими заработками.
В этой связи изменяется законодательство. В 1842 году прусское законодательство окончательно признает право государства на политику в отношении бедности.
После создания Германской империи начинает формироваться социальное законодательство, расцвет которого происходит в 80-е годы. В основу имперских законов во многом было положено прусское законодательство.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — правовые нормы, регулирующие положение работающих по найму, а также вопросы социального обеспечения.
Закон от 1885 года четко регламентировал бедных, впавших в нужду. Бедные по «лености и расточительности» находились в распоряжении полиции, им не столько оказывалась помощь, сколько осуществлялся надзор с целью «перевоспитания и исправления». Регламентировалось, что помощь нуждающимся оказывают на первом этапе родственники, по всем линиям они же обязаны были оказывать материальную поддержку малолетним сиротам, больным и престарелым. В том случае, когда данные ресурсы исчерпаны либо не могут быть обеспечены, к проблеме подключается местная община. Общинная помощь имела два уровня: местный и областной, которые приводились в действие при особых обстоятельствах. Законодательство рассматривало помощь бедным как временную, а выданные пособия как ссуду с обязательством возвращения, исключение могли составлять только подростки, возвращения ссуды которыми не требовали.
Важным этапом в развитии законодательных мер против распространения бедности и нищеты явились законы, введенные О.Бисмарком относительно страхования по старости и инвалидности. Так, в 1883 году появляется закон о принудительном страховании на случай болезни для рабочих, в 1884 году введен закон о страховании от несчастного случая, а в 1889 году вводится «Закон о страховании на случай инвалидности и по старости», данные законы явились как меры по поддержки рабочих на случай болезни, инвалидности, старости и возлагались на предпринимателей.
В 1894 году выходит законодательство, внесшее поправки в территориальную систему попечительства о бедных. Важнейшими среди них явились: право призрения общин молодежи до 18 лет, а не 24 лет как было прежде, что распространялось как на сельские, так и городские общины; увеличение срока, в течение которого община безвозмездно оказывала помощь нуждающимся, с 6 до 13 недель. Внесена в уголовное уложение поправка, в соответствии с которой ужесточались меры к лицам, покидающим семьи, не обеспечиваяих.
Формы и методы помощи нуждающимся. Можно отметить, что Германия была прогрессивной страной, давшей миру опыт работы с нищенством в условиях городской среды. Условно можно выделить два этапа этой деятельности: первый — с 1790 по 1853 год, когда формируются муниципальные подходы к бедным и нищим, и второй с 1853 по 90-е годы XIX столетия, когда формируются подходы к помощи безработным.
В конце XVIII столетия общественные силы Германии берут на вооружение опыт Англии по борьбе с профессиональными нищими, особенную роль в этой связи они уделяют молодежи, из которой формировалась армияпауперизма (ПАУПЕРИЗМ — нищенство среди трудящихся слоев населения). Работные дома, которые получили распространение в соседнем государстве, пытаются организовать в Германии. Первый такой опыт появляется в Баварии, в Мюнхене в 1790 году. Там были открыты первые дома трудолюбия для молодежи, занимавшейся пошивом формы для армии. Как отмечают исследователи, постоянные заказы и устойчивое пособие позволили ослабить социальное напряжение среди данной группы бедных. Однако системные шаги в поисках помощи и поддержки на уровне города начинают осуществляться тогда, когда появляются первые городские программы в области общественных работ.
В 1794 году Барон Каспар фон Вогт предложил схему работы с бедными и нуждающимися. Его программа предусматривала охват массовых проявлений нищенства, посильные виды работ, не требующих квалификации, оплату труда ниже рыночных расценок. Анализ нищенствующих слоев в Гамбурге показал, что большинство составляли женщины с детьми. В связи с чем было предложено либо обеспечивать работой такие группы непосредственно на дому, либо использовать их труд на общественно-полезных работах. В первом случае предоставлялся заказ на изготовление веревок для нужд города, во втором — предлагалось убирать улицы и облагораживать дороги. Важным условием вознаграждения за труд являлось то, что оплата была ниже, чем та, которую они могли получить в случае самостоятельного поиска работы. Как отметил впоследствии сам автор, через семь лет редко в Гамбурге можно было встретить нищих, а сама система позволила предотвратить некоторые из ее причин».
Не менее интересна деятельность общественной патриотической организации в г. Гамбурге в конце XVIII века, которую возглавляли такие деятели как Бюш и Фохт. Они ввели принцип индивидуализации помощи, когда проблема нуждающегося изучалась ив зависимости от характера проблемы оказывалась помощь. Однако такая система просуществовала недолго, так как недостаточное количество попечителей, отсутствие поддержки со стороны городских властей привели к ее закрытию.
В 1800 году в г. Эльберфельде, в Пруссии гражданское население организовало попечительство о бедных, так как их город привлекал большое количество нищих. В 1843 году общество столкнулось с проблемами финансирования своих программ, в этом же году городской совет постановляет покрывать расходы общества из своих средств, таким образом добровольная помощь становится городской программой. В 1853 году происходит реформирование системы на основе индивидуализации помощи.
Система помощи в Эльберфельде основывалась на четкой структуре управления, изучении индивидуальных потребностей нуждающихся, ограниченности во времени и объеме пособий, систематическом контроле нуждающихся, контролировании выделяемых средств. Как писали исследователи, после введения данной системы произошли следующие изменения: на 50% уменьшилось количество бедных — с 4000 до 1460 человек, уменьшились расходы на бедных, если в 1846 году они составляли 2,80 марки на жителя, то в 1853— 1878 годах — 1,52 марки. Этот опыт распространился и на другие города. В 1881 г. система распространяется в Лейпциге, можно отметить, что к 1884 году произошло сокращение расходов на бедных на 100 000 марок, а численность их уменьшилась на 39,5 %. В 80-е годы данная система охватила многие города Германии, в частности такие, как Бремен, Дрезден, Крефельд и т. д.
Развитие промышленности, урбанизация вызвали к жизни миграцию населения, которое в поисках работы перемещалось по всей Германии. Отсюда возникла задача по локализации безработицы, обеспечению временной занятости, созданию рабочих мест для нуждающихся. Первые такие институты помощи были связаны с распространением информации о наличии или отсутствии рабочих мест. Местные власти в городе Штутгарте в 1865 году организовали первые справочные бюро для безработных. Это движение по мере возрастания напряженности стало создаваться во многих городах Германии. Так, в Кельне в 1897 году общественным бюро была предоставлена работа на 13 409 мест, где нашли занятость 74% мужчин и 95% женщин, обратившихся за работой.
В этот период появляются первые кассы страхования рабочих на случай безработицы, во многих германских городах они находились под контролем городских властей, такие кассы существовали в Берне и Кельне в 1892 году. Но массовая безработица конца века требовала более радикальных форм помощи и поддержки. По примеру Голландии в Германии начинают формироваться земледельческие колонии для безработных.
Первая такая колония была организована в 1882 году в Вестфалии пастором Бодельшвингом и она была рассчитана на 351 человека. К 1888 году в Германии существовали 26 земледельческих колоний.
К концу века система социального обеспечения охватывала 1592 386 человек, или 3/4% населения, сумма субсидий составляла 90 млн. марок.
Благотворительная деятельность конфессиональных и общественных организаций. Зарождение образования в области социальной работы. После Реформации произошло снижение роли Церкви в деле благотворительности. Однако рост светской благотворительной деятельности в Европе поставил евангелистскую церковь Германии перед необходимостью вернуться к исконным благотворительным акциям. В этой связи на церковном собрании в Виттенберге в 1848 году было решено образовать Центральный комитет внутренней миссии Евангелистской церкви, который открывается в 1849 году, «Центральный комитет по внутренней миссии немецкой евангелистской церкви». Основателем его являлся Иоганн Генрих Вихерн. Основная задача комитета — пробудить в каждом приходе благотворительную деятельность. Начинают формироваться благотворительные учреждения евангелистской церкви «Диаконическое дело», основными формами их работы являлись: создание воспитательных учреждений, развитие деятельности в общинах, обучение и образование деятелей милосердия. Учреждения «Диаконического дела» постепенно сформировали в приходах учреждения помощи и поддержки со своим финансированием, услугами для больных и бедных, охвативших всю Германию. Под влиянием этого комитета были организованы следующие благотворительные учреждения: в 1850 году Братское заведение Штетина, 1858 году Евангелический Иоановский штифт в Берлине и др.
ДЕТСКИЙ САД — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 году былоосновано Ф. Фребелем под названием «Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» в г.Бланкенбурге, в 1840 году было переименовано в «детский сад».
В 1897 году Лоренцем Вертманном в Кельне основывается союз католической Германии «Каритас». Деятельность этого союза была достаточно широка и разнообразна: от открытия детских садов до организации работ для сезонных рабочих, от помощи больным и инвалидам до реализации программ больных алкоголизмом и работы с нищими.
В 1863 году образуется Немецкий Красный Крест. Основан он был пастором Кристофом Ульрихом Ханом 12 ноября 1863 года. С 1864 по 1866 год к нему присоединились организации восьми земель, которые образовали в 1869 году «Объединение земель для ухода за раненными и больными воинами». Наряду с этими организациями существовали и женские объединения, деятельность которых была достаточно широкой, она включала санитарную службу, уход за больными и воспитание молодежи, благотворительную деятельность. Различные женские организации объединились в 1882 году в «Союз немецких институтов больничного уход» Красного Креста». Женские организации активно занимались не только санитарной деятельностью, но и благотворительностью.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 4604;