Стоглавый Собор 1551 года и новые тенденции в развитии

XVI и XVII века в истории России были отмечены непрекращающимися набегами татаро-монгольских и ногайских орд, войнами с польской шляхтой, ознаменовались опричниной, "смутным временем", которые разорили страну почище Золотой Орды. Москва горела много раз. Например, в 1571 году после набега крымского хана Довлет Гирея, Москва вместе с Кремлем выгорела полностью. Только через два месяца удалось очистить пепелище от трупов сгоревших горожан. От чумы, холеры, моровой язвы вымирали целые волости и города. Нищенство, бродяжничество распространилось очень широко. Однако в отличие от времен Киевской Руси, государство в лице Ивана IV перешло к политике преследования нищих.

В 1551 г. царь обратился к собранному им Стоглавому Собору, названному так по числу глав принятого приговора, с посланием, в котором говорится о безмерном распространении нищенства. Собор удостоверил, что "нищие и клосные (т.е. прокаженные), и гнилые, и престарившиеся в убожестве глад и мраз и зной и наготу и всякую скорбь терпят. в недозоре умирают... никим не берегомы." Собор рекомендовал: "да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престарившихся описати по всем градам опроче здравых строев, да в коемуждо граде устроити богадельни мужские и женские и тех прокаженных и престарившихся, не могущих нигде же главы подконити, устроити в богадельнях нищего и одеждою. " Здоровые же нищенствующие должны кормиться милостынею, "а которые возмогут работати и они бы страды подлежали."

По оценке историка В.О.Ключевского, отцы собора дали совет собирать беспризорных нищих в организованные по городам богадельни, и содержать за счет царской казны, т. е. государства, и за счет сбора милостыни. Об участии церковных учреждений в их содержании "умолчаши".

Тем не менее, монастыри имели такие богадельни, организованные игуменами не по повелению сверху. Кроме того, наиболее отзывчивые на людские беды настоятели оказывали немалую помощь нищим в виде раздачи милостыни. Так, в один из голодных годов XVI в. к воротам Кирилло-Белозерского монастыря подступало до 7 тысяч народа, прося хлеба. Родители побросали перед монастырем своих голодных детей, а сами разошлись. И монастырь оделял всех хлебом, а детей содержал кормил в монастырском странноприёмнике.

Средневековому русскому человеку вообразить себя на том свете без отмаливания земных прегрешений было так же страшно, как ребенку остаться без матери в незнакомом пустынном месте. Поэтому в XVI веке стали появляться т.н. "мирские" монастыри, которые основывались сообществом людей среднего достатка. На их пожертвования в монастырях отправляли в их честь службы, а затем к старости эти монастыри становились для основателей богадельнями. Из грамоты 1582 г. известен такой монастырь под Холмогорами. Имуществом его распоряжались волостные крестьяне, определяя в него своих престарелых. В это же время подобный монастырь возник в Вятской земле. Своими вкладами вятские жители покупали в нем право на пожизненное прокормление и покой.

Многое делал по оказанию помощи нищим царь Федор Иоаннович. Еще больше - Борис Годунов, который при вступлении на престол обещал, что при нем не будет "ни сирого, ни бедного".

Однако разразившийся неурожай и голод подняли цены на хлеб. По царскому указу было запрещено винокурение и пивоварение, введена бесплатная раздача хлеба голодающим. Скупщики хлеба нещадно наказывались кнутом. Монастыри и крупные землевладельцы были обязаны продавать хлебные излишки казне по половинной цене. В Москве проводились общественные работы с целью занять и дать заработок нахлынувшим в город голодающим. Должного эффекта эти меры не дали. Реформаторская деятельность Годунова оказалась обреченной. Боярство при безмолвии народа предпочло открыть Москву самозванцу Лжедмитрию I.

После окончания "смутного времени" государство вынуждено было все больше забирать дело призрения нищих, убогих и бездомных престарелых в свои руки. Сначала дела этого рода ведались Патриаршим приказом, затем Монастырским, позже был учрежден для этой цели Аптекарский приказ, а в 1670 г. особый Приказ строения богаделен. К концу ХVII в. государство вынуждено было хотя бы декларировать меры по ограничению распространяющегося нищенства. Земский собор 1681 г. побудил царя Федора Алексеевича подготовить особый указ, которым помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, случайной, но обязательной и постоянной. Указ ставил вопрос об обязательном участии в призрении монастырей, помещиков, крестьян и других категорий населения. Царский Указ 30 ноября 1691 г. требует уже нищенствующих по Москве, которые "притворным лукавством просят милостыни (т.е. притворяясь хромыми и слепыми), сначала препровождать в те места, откуда они бежали, а при повторном задержании бить кнутом и ссылать в дальние сибирские города.

Однако эффекта Указ не дал и через 3 года появляется новый, распространив свои действия на лиц духовного звания: "безместных чернецов и черниц, попов и дьяконов", бродивших по Москве. Их велено "имать и приводить в Патриарший приказ... чтобы по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились".

Этим и ограничились меры борьбы с нищенством во время совместного царствования Иоанна и Петра.

Своеобразной для этого времени формой социальной помощи русским людям, оказавшимся в татарской или турецкой неволе, явилось введение "полоняничных" сборов, ставших затем обязательным ежегодным налогом.

Подлинным бедствием для россиян были ежегодные набеги татар и угон пленных. Один из исследователей полагает, что общее количество пленённых татарами русских людей в первую половину XVII в. составило минимум от 150 до 200 тыс. человек. Оказавшийся в районе Перекопа путешественник, видя нескончаемые вереницы пленников, которых гнали в Крым татарские всадники, спросил у своего проводника - есть ли ещё люди в тех странах, или уж не осталось никого?

Поэтому выкуп пленных с конца XV в. стал социальным долгом всех россиян. Этот вопрос впервые был поставлен на Стоглавом Соборе в 1551 г. В главе "О искуплении пленных” определен их выкуп за счет казны, затраты которой ежегодно должны быть раскинуты "на сохи по всей земле".

Всеобщность, обязательность и регулярность полоняничного налога было введено почти через сто лет - Соборным Уложением 1649 года. Обложению подлежали все низшие разряды населения. На привилегированные сословия - духовенство, бояр и дворянство - этот сбор, как и всякий налог, не распространялся. Цена выкупа за дворян и детей боярских, взятых в плен в бою, Уложением была удвоена. Больший выкуп полагался за родовитых лиц, стрельцов, казаков. Включение в закон о выкупе из всего состава служилых людей только стрельцов и казаков объяснялось тем, что правительство было заинтересовано в выкупе боевой части из них, представлявших большую ценность для нужд государства.

Поощрялось собственное избавление из плена. С этой целью еще с XVI века было установлено освобождение холопов и крестьян от своих господ, а посадских людей, т. е. городских, бежавших из плена, - от тягловой повинности. Уложение 1649 г. закрепило это положение.

Стоглав - это сборник, содержащий описание заседаний и постановления церковного Собора 1551 года, собранного по инициативе молодого царя. Ивана IV. Переписчики XVII в. называли его "Стоглавником", ввиду того, что он был разделен на 100 глав. Отсюда и сам собор 1551 года стали называть Стоглавым.

По своему значению это был один из важнейших соборов московского государства. Собор созван был ввиду того, что многие священные обычаи "поизшаталися", многое было "учинено в церкви по самовластию", прежние узаконения оказались нарушенными, "божественные заповеди оказались в небрежении".

Царь предложил собору сначала 37 вопросов, потом еще 32. Царские вопросы и ответы на них собора и составляют главное содержание Собора.

В обращении к Собору Иван IV упрекает духовных лиц падении нравственности в церквях и монастырях, что священнослужители перестали служить примером высоких духовных качеств, образцом достойного поведения: "... попы и дьяконы пьют бесчинно,... попы в церквах дерутся между собою и в монастырях тоже; ... пономари и дьяки двоеженцы и троеженцы в алтари входят и святыни касаются. Головы и бороды бреют платье иноверных, земель носят..., бранятся скаредными словами..., в монастырях монахи и монахини и миряне живут вместе ".

Для наведения порядка в церковных делах Собор ввел в Москве поповских старост: от ста священников избирался староста, ответственный перед митрополитом за дела в подведомственных ему храмах, следил, чтобы священники в церквах показывали "собою пример всякой добродетели, благочестия, трезвости;... во всяких мирских беседах священникам должно духовно беседовать и божественным писанием поучать на всякие добродетели; а праздных слов, кощунства, сквернословия и смехотворения отнюдь бы сами не делали и детям своим духовным делать запрещали."

Был введен церковный суд, которому подлежали лица духовного звания не только за нарушение церковных правил, но и за мирские прегрешения.

Главной причиной беспорядков в церковных делах, антисанитарии в храмах, нарушений порядка отправлении служб, ошибок, несуразиц в священных книгах стала низкая грамотность священнослужителей. Наставники грамотности при соборах заявляли, что они учатся у своих отцов или мастеров, больше учиться негде, но отцы и мастера и сами мало умеют. Существовавшие прежде по большим городам духовные училища, где учили грамоте, письму, церковному пению оказались ликвидированными. Собор постановил провести в Москве, Новгороде отбор грамотных благочестивых, женатых священнников и дьяконов и в их домах устроить училища для обучения детей грамотности и письму.

Много внимания Собор уделил наведению порядка в монастырях, богадельных избах. Иван IV резко критиковал монастырских владык за то, что некоторые игумены слишком много внимания обращали на знатных постриженников, в угоду им нарушали строгие монастырские уставы. Поэтому монастыри перестали быть средоточением духовности, примером для простого люда.

Выше уже говорилось о других постановлениях Стоглавого Собора, сыгравших большую роль в становлении благотворительности и вспомоществования. Это - введение полою сборов, предназначенных для выкупа пленных, необходимость организации богаделен в каждом монастыре, о принятии в церковные училища детей гражданских сословий.

С укреплением централизованного государства, правительство вынуждено было все в большей степени брать на заботу о бездомных, больных и увечных.

Попытка возложить это дело на церковь, как стремился совершить Иван IV на Стоглавом Соборе (1551 г.), не увенчалось успехом. Отцы православной церкви предпочли отодвинуть себя эту трудную ношу.

На Стоглавом Соборе было выражено отрицательное отношение к раздаче милостыни без разбору, которая не уменьшает, а увеличивает нищенство. Поэтому идея перехода от благотворительности к системе общественного призрения зрела все 6олее определенно. Общие черты такой системы, как уже говорилось выше, были обрисованы Иваном IV в его послании Стоглавому Собору. Предлагалось в каждом городе построить 6огадельни, больницы, приюты для всех нищих и убогих.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 4487;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.