Реформы системы социальной помощи в период правления Петра I.
Позднее, во 2-й половине XVII века, во времена царствования Федора Алексеевича, на правительственном уровне придется решение о строительстве 2-х богаделен не по церковной линии, а в рамках государственной службы общественного призрения. Делами призрения стали ведать особые Приказы.
Оформление мер общественного призрения в определенную систему явилось заслугой Петра I.
Как и всю свою политику, Петр проводил, по словам А.С.Пушкина, методами самовластного помещика, многие его указы, казалось, были писаны кнутом. Такими же методами строилась и система общественного призрения.
С самого начала своего царствования Петр взялся за искоренение нищенства и бродяжничества. В Инструкции воеводам он собственноручно писал: "Ему же (т.е. воеводе) смотреть, чтобы в его провинции никакие гулящие люди не обретались, а увечных высылать в те города и села, кто откуда скажется... по дворам милостыни просить не допускать."
Все просящие милостыню перехватывались воинскими караулами и отводились в Монастырский приказ. Подающих милостыню подвергали штрафу. Но подаяние милостыни для русского человека было необходимым духовным деянием и зачастую у воинских команд схваченных.. нищих отбивали. В одном из рапортов записано: "в Москве за Сретенские ворота и в Пушкари нечего и ходить: там только подойдешь к лежащему на земле нищему, как собираются с дубьем пушкари и посадские и "с большим невежеством" кричат подьячим, чтобы они прочь шли и "божьих людей не трогали".
В 1718 г. Петру пришлось признать, что несмотря на все меры, число нищих умножилось. Царь ответил на это новыми драконовскими указами, повелев нищих, схваченных на улицах, бить нещадно батогами и высылать владельцу. С владельца за неусмотрение взимать штраф в сумме 5 руб.
Попавшихся в нищенстве второй и третий раз было приказано бить на площади кнутом и отсылать мужчин на каторгу, женщин в шпингауз (прядильню), детей - бить батогами и отсылать на суконный двор и "к прочим мануфактурам".
К 1718 г. в Москве было устроено более 90 богаделен, в них жило до 4500 нищих, слабых и увечных, получавших содержание от казны.
В то же время Петр предпринял меры по созданию целой серии социальных заведений, каждое из которых имело свое специальное назначение. В 1700 г. издается указ о постройке во всех губерниях богаделен, в которые на государственное содержание определялись старые и увечные, вдовы старые, "недоросли малые до указной меры" (т. е. до определенных лет).
В 1706 г. около Новгорода был открыт первый в России приют для "зазорных" (незаконнорожденных) детей, на содержание которого Петр выделил средства, получаемые с нескольких монастырских вотчин. Позднее было приказано строить в Москве каменные, а в других городах деревянные госпитали в церковных оградах и принимать в них незаконнорожденных детей тайно, через специальное окно. За умерщвление младенцев полагалась смертная казнь. Определялось, что когда приемные дети вырастут, мальчиков отдавать в учение мастерству, девочек - в услужение. Если впоследствии они заболевали или получали увечье, то могли возвратиться в эти приюты, как родительские дома. В 1724 г. в одной Московской губернской канцелярии таких детей содержалось уже 865 в возрасте до 8 лет. На них расходовалось 4730 руб. Грудных младенцев кормили 218 платных кормилиц.
В 1712 г. царь потребовал повсеместного устройства госпиталей. В Уставе Главного магистрата было предписано: "гошпиталям быть ради призрения сирых, убогих, больных и увечных, и для самых престарелых обоего пола. И такие дома построить Магистратам земским иждивением..., сыскать також и на пропитание оных людей средство..."
Одновременно учреждались "Смирительные дома" - для лиц "непотребного жития и невоздержанного", для "ленивых здоровых нищих и гуляк", которые не хотят трудиться. Их надлежит "посылать на работы, чем бы они могли пропитание свое заработать, чтоб никогда праздны не были"; "прядильные дома" - "для непотребного и неистового женского пола, которых должно наказывать таким же образом".
Одновременно Петр уделял постоянное внимание призрению солдат, матросов, младших офицеров, получивших тяжелые ранения и увечья в ходе многолетних войн. В отношении их были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 годах.
Для обеспечения материального содержания всей сети социальных заведений были определены новые источники собираемых средств:
1) вдвое против прежнего был увеличен сбор венечных денег со вступающих в брак;
2) запрещена вольная продажа восковых свечей, продавать их могли только церкви;
3) на содержание госпиталей установлен вычет из жалованья всех чинов, кроме солдат - по одной копейке с рубля;
4) введено обучение монахинь в монастырях рукоделиям ремеслам с целью обращения денег, вырученных за эти работы, "на общую монастырскую пользу";
5) введен сбор подаяний в церквях в два кошелька, один из которых предназначался для церковных потребностей, другой - на содержание госпиталей;
6) штрафные взимания с раскольников также шли на благотворительные цели.
Все эти сборы в целом составляли незначительные суммы, но выделение, говоря современным языком, этих определенных статей доходов и расходов на содержание социальных учреждений и оказание помощи призираемым было знаменательным.
Таким образом, Петр ограничил роль церкви в социальной политике государства, превратил заботу о бедных и немощных в обязанность государственных служб и положил начало становлению государственной системы социального призрения.
Этим же целям служили принятые Петром меры по ограничению и сокращению монашествующих, придать монастырям практическое назначение, обратить их в фабрики, училища, школы, лазареты, инвалидные дома и тому подобные "полезные государственные учреждения". В январе 1724 г. был опубликован петровский Указ о монашеском звании, об устройстве в монастыри отставных солдат и об учреждении в них семинарий и госпиталей. Этот указ определил предназначение монастырей. Монашество сохранялось только "ради удовольствования им тех, кои прямою совестью онаго желают, и для архиерейства, потому что архиреи могут быть только из монахов". "Нынешнее житие монахов точию вид есть и понос от иных законов... понеже большая часть монахов тунеядцы суть..."
Указ еще раз подчеркивал необходимость устройства в монастырях госпиталей, школ, о назначении монахам ходить за болящими, учить желающих, опекать и пригревать старых и немощных.
Со смертью Петра I этот указ не был воплощен полностью в жизнь, но заложил основы государственной политики в отношении монастырей, что привело в дальнейшем к секуляризации монастырской и церковной собственности.
Таким образом, мероприятия Петра, коснувшиеся реформирования сферы социального призрения, подвели к созданию государственной системы благотворительности.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 8285;