VI. Воззрения Иакова на проблему иудео-христианства в свете фактических данных Нового Завета, апокрифических произведений и его Соборного послания.
Апостол Иаков, будучи главой иудео-христианской ветви в ранней Церкви, естественно, не мог оставаться в стороне от тех трений по поводу отношения к ветхозаветной обрядности, которые имели место в среде первых христиан.
Позиция Иакова по этому вопросу нам известна:
● Она мягка по отношению к христианам из язычников. Так на Апостольском соборе он высказался за то, чтобы не обременять христиан из язычников соблюдением ветхозаветных норм (Деян. 15:13, 21).
● В тоже время, в последующем споре о том, следует ли и христианам из иудеев продолжать соблюдать эти нормы, Иаков выступал за соблюдение закона. Так, Иаков советует Павлу совершить очищение, но не на основании глубокого личного убеждения, а чтобы избежать недовольства среди евреев, ставших христианами (Деян. 21:18).
● Имеются в Священном Писании и свидетельства о, казалось бы, принципиально ригористичной законнической позиции Иакова. Павел упоминает об «обрезанных, пришедших от Иакова», которых остерегались Пётр и Варнава (Гал. 2:11-13). Впрочем, возможно, что позиция этих ригористов была гораздо жёстче, чем у их епископа.
Исходя из этого, во II в. и в последующие века различные иудаистические секты в христианстве, эвиониты ссылались в своих заблуждениях на учение Иакова. Общими признаками упомянутых сект были: а) верность закону и б) возвышение Иакова и принижение Павла.
Имеется масса апокрифической литературы, родившейся в иудео-христианской среде. Здесь личность Иакова просто неузнаваема из-за своей легендарности:
+ В Климентанах апостол Пётр оказывается в подчинённом положении к Иакову, называя его владыкой Церкви.
+ В Евангелии евреев описывается, что Иаков присутствовал на Тайной Вечере. Воскресший Иисус явился сперва Иакову, а затем Петру и двенадцати.
+ В Евангелии Фомы есть такие слова: «Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдёте к Иакову Справедливому, из-за которого возникли небо и земля» (логия 13).
На этом фоне уничижается личность Павла:
+ В Климентинах он отождествляется с Симоном Волхвом.
+ В апокрифическом послании апостола Петра ??? (2:3) отрицается, что Павлу явился Воскресший Христос. Вообще, Пётр называет его своим врагом.
Следует отметить, что в качестве непримиримого иудействующего ригориста рассматривали Иакова некоторые западные исследователи. Например, Фаррар видел в Иакове непримиримого иудео-христианина, состоявшего в антагонизме с апостолом Павлом.
Естественно, позиция Иакова не могла быть абсолютно свободной от воззрений его иудео-христианской паствы. Но вряд ли Иаков был столь фанатичным в приверженности еврейским ритуальным требованиям. По-крайней мере, канонические тексты свидетельствуют о конструктивной позиции известного персонажа.
VII. Иаков об оправдании «делами веры».
Одна из важнейших тем Соборного послания Иакова задаётся рассуждениями автора о «делах веры». Терема, которую доказывает Иаков, сводится к утверждению: «Человек оправдывается не верою, но делами веры».
Внимательный читатель может усмотреть заочный спор между апостолами Иаковом и Павлом:
Павел | Иаков | |
Павел писал: «Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). | Иаков, как бы в ответ: «Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?... Человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2:20…24). | |
Аргумент Павла: «Един () Бог», который оправдывает соблюдающих закон и не соблюдающих (Рим. 3:30). | «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). | |
Аргумент Павла: «Авраам поверил Господу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4). | Иаков – о том же ветхозаветном персонаже: «Не делами ли оправдался Авраам» (Иак. 2:21). |
Подобное противостояние мыслей и аргументов можно усмотреть применительно к Посланию к евреям. Автор Послания к евреям ещё «проходится» по спорным примерам.
Павел опять ссылается на пример веры в жертвоприношении Авраама (Евр. 11:17-19). | Иаков в этом же жертвоприношении видит пример дел веры (Иак. 2:21…23). | |
Павел ссылается на пример веры Раав (Евр. 11:31). | Если по Павлу Раав явила пример веры, то по Иакову – пример оправдания делами (Иак. 2:19). |
Исходя из этих совпадений, епископ Кассиан полагал, что Иаков писал в ответ на послание к Евреям. Это своего рода «манифест Иакова в ответ на манифест Павла».[67]
Не смотря на такую заочную полемику апостолов, разность их воззрений может быть сглажена:
1) Во-первых, Павел, отвергая «дела закона», имеет в виду ритуальные предписания, например, обрезание. Так он указывает, что праведность вменилась Аврааму до обрезания (Рим. 4:9-11). Конечно, не ритуал оправдывает. С этим согласился бы и Иаков, призывающий к добрым делам.
2) Павел не отвергает необходимости исполнения заповедей, но утверждает невозможность их исполнения. Пытаясь исполнять заповеди, мы, тем не менее, оправдываемся не по своим заслугам, а по милости Бога.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2069;