VIII. Учение и свидетельства Иакова о церковных Таинствах.
● Таинство Елеосвящения (Иак. 5:14-15).
Соборное послание Иакова отражает представление и традицию апостольских времён относительно молитвенного попечения о недужных христианах.
«Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи простятся ему».
Именно эти слова являются основанием для церковного таинства Елеосвящения или Соборования. Слова эти раскрывают и внутренний смысл, и внешний обряд таинства:
Внутренний смысл: Таинство служит, во-первых прощению грехов; и, во-вторых, исцелению немощей, связанных с этими грехами.
Внешний обряд: Как видно, это таинство совершается не обязательно в храме, но, чаще, на дому, а значит, над тяжелобольными христианами. Совершает таинство собор пресвитеров (хотя ныне допускается совершение его и одним пресвитером).
● Таинство Исповеди (Иак. 5:16).
Следующие слова Иакова служат основанием для церковной практики исповеди:
«Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).
Публичная исповедь. Покаяние в особо тяжких грехах совершалось особым образом – публично. Согрешивший брат или сестра должны был перед всей общиной сказать о своем грехе, покаяться в нем и попросить прощения у Бога.
Сохранились более подробные свидетельства об исповеди перед общиной. Так, в середине II в. во «Второй беседе на псалом 37» Ориген писал:
«Писание поучает нас, что не должно хранить грехов внутри. Ибо как имеющий несваренную пищу или желудок, обременённый ею, страдает, так и согрешившие, когда скрывают и удерживают в себе грех, чувствуют в себе тяжесть. Но когда кто сам себя обвинит и исповедуется, извергает вместе и грех и причину греха. Будь только осторожнее: кому исповедать твой грех. Сыщи прежде врача, перед которым тебе поведать причину немощи… Если он найдёт слабость твою такою, что её должно исповедать и излечить в собрании всей церкви, и что это может послужить к назиданию других, и к благонадежнейшему исцелению тебя самого, то обдуманным и благоразумным советом такого врача должно воспользоваться».
Такая практика, как видно, сохранялась и во второй половине IV в. Например, в 34 правиле св. Василия Великого содержится предостережение от публичной исповеди некоторых грехов:
«Жен, прелюбодействовавших и исповедавшихся в том, по благочестию или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы наши запретили явными творити, да не подадим причины к смерти обличённым».
Каков смысл в этой публичности? Сам факт её существования свидетельствует о том, что грех воспринимался не как личная беда, но как пятно на всю общину. Вся община переживала грех согрешившего человека как свой грех. Частная исповедь и, как следствие, «тайна исповеди» появились позднее, когда общины христиан стали велики. Члены общин уже не чувствовали прежней близости взаимной любви.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1469;