IX. Эсхатология Иакова.
В Послании вполне отразилось напряжённое ожидание перво-христианами Второго Пришествия. Иаков твёрдо убеждён, что вот-вот видимым, ощутимым образом история завершится: «Пришествие Господне приближается» (5:8), «Судия стоит у дверей» (Иак. 5:9).
Конечно, напряжённое ожидание конца, настойчиво внедряемое Иаковом в умы современников, ассоциируется не только со Вторым пришествием, но так же с ограниченностью и непредсказуемой зыбкостью самой человеческой жизни, готовой вот-вот оборваться. С образностью, достойной поэта, Иаков вопрошает: «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (4:14).
Другой образ, метафора жизни – трава, быстро иссушаемая зноем. Вместе с солнцем «настаёт зной, и зноем иссушает траву, цвет её опадает, исчезает красота вида её» (1:11).
Являя соответствующее эсхатологическое изменение сознания, Иаков корректирует и фразеологию своих современников. Вместо того, чтобы говорить: «сегодня или завтра сделаем то-то и то-то», следует говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (4:15).
Итак, Иаков настаивает на том, чтобы христиане прониклись зыбкостью настоящего мира и ощутили реальность конца. Я бы даже сказал, что соответствующее чувство, соответствующая память смертная является в этике Иакова фундаментом всех добродетелей.
В каких терминах, образах описывает Иаков посмертную участь?
Для грешников:
+ это – «день заклания» (5:5).
Праведники же по Иакову:
+ «получат венец жизни» (Иак. 1:12),
+ спасут душу от смерти (Иак. 5:20),
+ наследуют Царствие Божие (Иак. 2:5).
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1228;