IVб. Христос в образах Ветхого Завета.
Автор Послания раскрывает смысл Спасительного Дела Христова, опираясь на систему образности Ветхозаветных текстов. Христос – Первосвященник, Христос – Жертва. Сама Личность и Дело Христа сопоставляются с образами ключевых персонажей ветхозаветной истории – Авраама, Мелхиседека, Моисея, Аарона, Иисуса Навина и т.д. Сущность новой добродетели выявляется так же в истории ветхозаветных персонажей.
Сколь перспективна попытка раскрытия новозаветных смыслов с помощью древних образов? Апологетическое значение такого приёма несомненно велико перед лицом иудеев; но не теряется ли от этого именно новозаветная полнота смыслов?
● Изначально, с первых строк, автор Послания показывает, кем Иисус не является.
+ Надо отметить, что автор Послания, сопоставляя Сына Божия с образами ветхозаветных праведников, предварительно превозносит Иисуса над всеми этими праведниками и пророками: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1-2). После этих слов ясно, что Иисус не является лишь очередным пророком в ветхозаветной чреде.
+ Оказывается, что Иисус превыше всяких Ангелов. Первая глава изобилует свидетельствами этого.
● Образ Моисея.
Хотя Иисус в Своём величии превосходит и древних праведников, и древних пророков, и ангелов, тем не менее, хоть что то в образах этих персонажей ветхозаветной эпохи указывает на Христа. Более того, через образы Ветхозаветных праведников автору Послания удалось воссоздать образ Христа в основных его чертах.
В своё время мы уяснили, сколь значимое место в Евангелии от Матфея, а значит и в учении иудео-христианских общин занимал образ Моисея. Через призму этого образа осмысливалась вообще миссия Богочеловека. Весьма важное место образ Моисея занимает и в учении Послания к Евреям.[125]
Какие же составляющие образа Христа оказываются прообразованными в образе Моисея?: Этому вопросу посвящён целый ряд исследований современных библеистов. Например, см.: Прокопчук А., иерей. Богословие послания к Евреям // Богословский сборник. 2001. № 8. С…; 2002. № 9. С. 73-91.
● Образ Мелхиседека.
Из множества прообразов Христа, усматриваемых автором Послания к Евреям, ключевым является образ Мелхиседека. О Мелхиседеке см.: Быт. 14:16-20.
Является ли Павел здесь новатором? В целом древняя традиция характеризуется «отсутствием особого интереса к образу Мелхиседека».[126] В книгах Ветхозаветной эпохи обретается, по сути, единственная интересная параллель:
а) В своё время псалмопевец возглашал о Мессии, прообразованном в Мелхиседеке: «Ты священник [во век] по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). И автор рассматриваемого Послания ссылается именно на эту псаломскую традицию:.
б) Интерес к образу Мелхиседека возрастает в межзаветную эпоху. В кумранской общине к образу Мелхиседека не только обращаются эпизодично. Но имелся мидраш, посвященный Мелхиседеку. Речь – о свитке, называемом «Небесный царь Мелхиседек» (11QMelch).
Т.о., Павел, в соответствующей своей интерпретации отнюдь не является новатором, но, по-видимому, следует вполне известной в те времена экзегетической традиции. Апостол Павел намечает в образе Мелхиседека целый ряд черт (Евр. 5:6; 7:1-3), которые прообразуют, предоткрывают личность Спасителя:
+ Павел не проходит мимо указания на отсутствие у Мелхиседека рода, племени, и в этом смысле говорит о его безначальности.
+ Бытописатель назвал Мелхиседека царём правды и царём мира. И в этом тоже усматривается указание на всемирное господство Мессии.
+ Благословение Мелхиседеком Авраама и принятие от Авраама десятины указывает на несомненное превосходство Мелхиседека над Авраамом. Апостол Павел усматривает в этом указание на превосходство Первосвященника Христа над ветхозаветным Ароновым священством. Из чего это видно? Это видно из того, что Авраам – праотец Аарона, и когда Христос благословлял Авраама, он благословлял первосвященника Ааранона, потенциально находившегося в чреслах Авраама.
● Первосвященство Христа (или Христос и ветхозаветная храмовая традиция).
Вообще, тема Первосвященства Христа – ключевая тема Послания к Евреям, и эта идея развивается в 5-10 главах Послания. Здесь даётся оценка всей храмовой традиции Ветхого Израиля, с её обрядами, иерархией, священными предметами, местами, календарём (смысл субботствования).
Оказывается, обряд жертвоприношения не имел ничего общего с настоящим решением проблемы, то есть с очищением греха (9:9; 7:11, 19; 10:1; 10:4). Посредством таковых немощных (Евр. 7:18) обрядов «можно было добиться лишь внешней церемониальной чистоты»[127] (Евр. 9:3), но не устранения греха (Евр. 10:11). Обряд, в лучшем случае, лишь напоминал о собственной греховности жертвователей (Евр. 10:2-3).
В чём же особенность того Первосвященства, которое совершил Христос?:
+ Христос – совершенный, то есть «непричастный злу, непорочный» (Евр. 7:26) Первосвященник, не имеющий нужды приносить жертву за свой грех (Евр. 7:27).
+ Священники по чину Аарона – люди смертные, а Христос – Первосвященник, «пребывающий вечно». В силу Его «священства непреходящего» и Жертва Его распространяется на все времена (Евр. 7:23-25).
+ Сама Жертва Христа особенна. Он принёс ни что-то и ни кого-то, но «Самого Себя» (Евр. 7:27; 9:14; 9:26), «Свою Кровь» (Евр. 9:12).
+ Кровь Жертвы внесена «не в рукотворённое святилище, созданное по образу [неба], но в само небо» (Евр. 9:24), то есть перед лицом Самого Бога. Ясно, что это возможно только при условии Божественности Личности Приносящего.
Примечательно, что все эти свойства, явленные во Христе, и это дело, совершенное Христом, не являются лишь историческим фактом прошлого. Нет, не только это. Свойства Священства Христа и Его дело выявляются и актуализируются ныне в Его последователях. Христос является именно «Предтечею за нас», вошедшим в небесную скинию (Евр. 6:19-20).
Следует вспомнить о том, что эпитет «предтеча» в современной христианской традиции прилагается именно к Иоанну Крестителю. А между тем, так Иоанн ни разу не называется в библейских текстах. Эпитет «предтеча» изначально в священном Писании прилагается именно и только ко Христу. Иоанна же Крестителя так стал называть в эпоху ранней патристики. Согласно изысканиям Н.Н. Глубоковского, этот эпитет в применении к Иоанну впервые встречается у гностика Гераклиона, потом – у Климента Александрийского и Оригена; и вскоре такое наименование Иоанна становится общеупотребимым.[128]
Итак, если Христос в Первосвященстве Своём есть наш Предтеча, то этот же путь надлежит совершить и нам… Воззрим опять на свойства Первосвященства Христова как на задачу самим себе. Чтобы войти в небесную скинию вслед за нашим Предтечей, мы должны стать не имеющими грехов, пребывающими вечно, приносить себя (или Христа в себе) в жертву.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1163;