IV. Христология Послания к Евреям.
IVа. Божественность и «несовершенство» Христа.
● По словам автора Послания, Иисус не есть Ангел, не есть один из пророков, хотя и собирает в Себе их совершенные качества (о которых скажу ниже). Кем же Иисус является, и какие эпитеты прилагаются к Нему? В Послании к Евреям обретаются прямые исповедания Иисуса Богом:
+ Автор Послания рассматривает псаломские слова «Престол Твой, Боже, в век века…» (Пс. 45:7), как обращённые к Иисусу (Евр. 1:8).
+ Вот ещё слова, приводимые автором послания и адресованные к Иисусу как к Богу: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр…. ср.: Ис. 61:1). Это не буквальная цитата из Исайи, но аллюзия, приумножающая смысл слов древнего пророка.
● В то же время, отмечу, что, наряду с этими возвышенными Равно-Божественными эпитетами, имеется целый ряд формулировок, как то умаляющих учения о Божестве Иисуса. Исследователи указывали на наличие в Послании «значительного количества адопцианской терминологии».[122]
+ Как понимать слова о том, что «за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус» (Евр. 2:9)? Мы знаем, что слава и честь Иисуса не обусловлены обстоятельствами Его земного поприща, но предвечны.
+ Как понимать слова о том, Иисус «услышан был за Своё благоволение» (Евр. 5:7)?
+ Как понимать слова о том, что Сын «страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8)? Мы знаем, что послушание Отцу предвечно, но не выстрадано на каком то этапе спасительного Домостроительства.
+ Как понимать слова о том, что Иисус через страдания «стал совершенным» (Евр. 5:9), что Вождя нашего спасения Бог-Отец сделал совершенным через страдания (Евр. 2:10).
Исходя из этого, следовало бы учить об изначальном несовершенстве человечества Христа и о постепенном усвоении Иисусом совершенства и Божественности. Здесь, казалось бы, явное адопцианство или, в контексте проблематики грядущих веков – несторианство. Именно в духе такого про-несторианского и про-адопцианского учения мыслят о человечестве Христа протестантские теологи.[123]
Соответственно, для православных экзегетов, вышеприведённые наименования Христа Богом (Евр. 1:8; …) являются просто необходимыми для полемики против буквального понимания адопцианской терминологии Павла.
Действительно, исповедания Иисуса Богом не было характерно для учения адопцианства. Соответственно, многие библеисты полагают, что здесь имеет место именно полемика с христологией адопцианства и эбионитов.[124] Используя многие адопцианские формулы, автор Послания предполагает иное их наполнение.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 904;