Особенности повествования.
Таковые обстоятельства обусловили и особенности стиля и тематики Послания:
● Полемический элемент в повествовании.
Это послание является полемическим трактатом. Полемическим контекстом обусловлено наличие в Послании весьма резких выражений в адрес галатийских иудеохристиан, пытающихся разрушить единство общины. Например, Павел восклицает:
+ «О, несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине» (Гал.).
+ «О, если бы удалены были (а в греческом оригинале - ἀποκόψονται - кастирированы) возмущающие вас» (Галл. 5:12).
● Это послание является наиболее бескомпромиссным и резким в выражениях:
+ В первых строках апостол возглашает проклятия: «Да будет анафенма» (Галл. 1:8). Но и этого мало, тут же Павел усугубляет сказанное: «…ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9).
+ Не обинуясь и не выбирая мягких дипломатичных выражений, Павел называет себя «разрушителем закона» (Гал. 2:18).
● Поскольку некоторые галатийские христиане подвергали сомнению авторитет проповеди апостола Павла, то последнему, собственно и приходится оправдываться:
«Павел апостол, ни от человек, ни человеком, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мёртвых» (Галл 1:1).
Соответственно, в Послании к Галатам имеется автобиографический элемент:
+ Павел описывает (в 1 и 2 главах) обстоятельства и сам сюжет своего обращения ко Христу.
+ Он свидетельствует о фактах своей встречи с иными апостолами:
«…Ходил я в Иерусалим, видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого го же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А том, что пишу вам, пред Богом, не лгу» (Галл. 1:18-20).
«…Узнав о благодати, данной мне, Иаков, и Кифа, и Иоанн, почитаемые слолпами, подали мне и Варнаве руку общения…» (Галл. 2:9).
Как видно, перед фактом упомянутого недоверия, которое появилось у галатов по отношению к проповеди Павла, Павел вынужден заручаться поддержкой иных апостолов, более авторитетных в глазах галатийских смутьянов.
● Наконец, перед лицом галатов Павел вынужден как-то оправдывать факты своего разногласия с авторитетными перво-апостолами. На этом фоне Павел вскрывает ошибки и осуждает нетвёрдость апостола Петра:
«Когда Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему; потому что он подвергся нареканию, ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обреазнных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием…» (Галл. 2:11-13 и далее).
Надо сказать, что упомянутые полемичность, бескомпромиссность, резкость в выражениях, не умаляют логической последовательности в рассуждениях взволнованного Павла.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 709;