Б. Сострадание Христу.

В Послании к Галатам ценным является осмысление природы, качества связи между Христом и Его последователями. В евхаристическом контексте эту связь следовало бы описать как сотелесность. В Послании же к Галатам апостол описывает характер нашего участия во Христе как:

а) сострадание,

б) сыновство.

 

Рассуждения Павла о сострадании Христу экзистенциальны. Это – его собственный опыт:

«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос» (2:19-20).

«Перед вашими глазами, - пишет Павел галатам о себе, - предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» (3:1).

«Я ношу язвы Иисуса на теле моём» (6:17).

Так Павел характеризует свою проповедь и свой образ, выявивший самого Христа. Как видно, речь идёт не о сострадании Христу, но о Страданиях Самого Христа. В данном случае имеет место продолжение темы сотелесности. Если мы члены Христа, то наши страдания суть Страдания Христа. Тема сораспятия Христу есть тема сотелесности Христу. И одно не мыслимо без другого. Если христиане сотелесники, то они не могут не сострадать, ибо Христос пострадал. И здесь апостол Павел не предлагает принципиально нового понимания, но продолжает учение Самого Христа:

+ Эта тема является ключевой в Первосвященнической молитве Сына («Отче, освяти их истинною Твоею»).

+ Эта мысль предполагается в тех словах, которые Савел, терзающий христиан, впервые услышал от Господа: «Савел, Савел, почто гонишь Меня?». Не сказал Господь «последователей Моих», но «Меня».

+ В последующие времена такое понимание утверждается в деле и в слове сщмч. Игнатия Антиохийского, в посланиях сщмч. Киприана Карфагенского и у иных церковных писателей. Сщмч. Игнатий Антиохийский в самом начале ΙΙ в. в опыте собственного мученичества и в своём послании к Римлянам даст понять то, что не возможно быть в теле Христовом не страдая и не умирая. Ведь мучениям подверглось То Человечество, в Которое мы входим за Евхаристией.

Итак, Павел ощущает себя членом Христовым, причём, членом сострадающим.

 

Наконец, важнейшим качественным атрибутом, описывающим природу взаимосвязи Христа и христиан, является понятие «сыновства».

«Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего «Авва, Отче!»» (Гал. 4:4-6).

Как видно, речь идёт не о нашем сыновстве по отношению ко Христу, но об общем сыновстве Христа и христиан по отношению к Богу-Отцу. И у Христа, и у христиан – общее сыновство, то есть общее отношение с Богом-Отцом.

На пути к усыновлению можно усмотреть преодоление двух инстанций, или же два свершения: а) искупление и б) ниспослание Духа Сына.

 

На основании упоминаний Павла о Духе Святом конечно, не возможно ещё сформулировать соответствующее павлово учение. Мы имеем дело лишь с совокупностью штрихов:

+ Дух – совокупность духовных даров.

+ дар Святого Духа соответствует «оправданию».

+ Дух есть совокупность благословений Аврамовых (Гал. 3:13).

+ Дух есть принцип усыновления (Галл. 4:6).

+ Дух есть источник новой жизни и нового типа поведения христиан (Галл. 5:22-25).

 

 

Послание к Евреям святого апостола Павла:

проблема авторства, обстоятельства написания, план повествования.

Христология Послания к Евреям:

§ Божественность и «несовершенство» Христа.

§ Христос в образах Ветхого Завета.

§ Сотериология Послания к Евреям.

 

Литература:

  1. Священное Писание в толкованиях св. Иоанна Златоуста. Т.7. Беседы на Послания к Римлянам. Толкование на послание к Евреям. М.: Ковчег, 2006 (толк. на Рим. С. 9-520; толк. на Евр. С. 521-896).
  2. Антонини Бернардо, священник. Экзегезис книг Нового Завета. М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. С. 246-252.
  3. Данн Дж. Д. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства. М.: ББИ св. апостола Андрея, 1997.
  4. Ледд Дж. Богословие Нового Завета: Пер. с англ. СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. С. 653-670.
  5. Прокопчук А., иерей. Богословие послания к Евреям // Богословский сборник. 2001. № 8. С…; 2002. № 9. С. 73-91.
  6. Сорокин А., протоиерей. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета (курс лекций). Москва: Издательство Крутицкого Патриаршего Подворья, 2006.
  7. Астапова О. Христология Послания к Евреям в свете представлений о священной царственности на Древнем Ближнем Востоке (Египет и Месопотамия) // Альфа и Омега. 2009. № 1 (54). С. 12-27.
  8. Зигабен Евфимий. Токование послания апостола Павла к Евреям / Пер. с греч. В.Любимова. Тула, 1897.
  9. Братолюбов Н. Толкование послания святого апостола Павла к Евреям (по Зигабену). Самара, 1896.
  10. Глубоковский Н.Н. Искупление и Искупитель по посланию к Евреям // Христианское чтение. Ч. 2. 1917.
  11. Никанор (Каменский), епископ. Экзегетическо-критическое исследование послания св. апостола Павла к Евреям. Казань, 1903.

 

Вопросы:

1. Проблема авторства.

2. Обстоятельства написания.

3. План повествования.

4. Христология Послания к Евреям.

4а. Божественность и «несовершенство» Христа.

4б. Христос в образах Ветхого Завета.

4в. Сотериология Послания к Евреям.

 

 








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 838;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.