Обстоятельства написания Послания.
● Когда Павел впервые благовествовал в Коринфе? Книга Деяний (Деян. 18:1-18) повествует о пребывании Павла в Коринфе в годы второго миссионерского путешествия и об основании там христианской общины. Наставлению членов молодой коринфской общины Павел посвятил тогда 18 месяцев (он прибывал здесь с конца 50-го до середины 52 г.). После полуторагодового пребывания в Коринфе апостол отбыл в Ефес.
Несколько слов о Коринфе. Это – один из крупнейших городов античности. К началу I в. н.э. там проживало около 700 000 человек. Естественно, как и всякий крупный город, Коринф отличался весьма распущенными нравами. Например, одна древнегреческая пословица гласила: «Не всякому мужчине можно ехать в Коринф». Собственное название города стало именем нарицательным, от которого произошло слово κορινθιακόρη – один из синонимов «блудницы»; соответственно, κορινθιάζομαι означает «распутничать», «заниматься проституцией».
● В годы своего третьего миссионерского путешествия, пребывая в Ефесе (около 57 г.), Павел получил известие о нестроениях в христианском сообществе Коринфа. Тогда же Павел:
+ составил своё первое послание, адресованное в Коринф, которое не сохранилось; мы знаем о нём лишь из упоминаний Павла: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками…» (1Кор. 5:9-13).[105]
+ Вскоре, продолжая оставаться всё в том же Ефесе,[106] Павел обращается к коринфянам с очередным посланием, которое сохранилось и ныне входит в канонический сборник под названием «Первого послания к коринфянам» (на самом же деле оно является уже вторым увещательным письмом Павла к христианам этого города).
● Из содержания Послания видно, что поводом к написанию письма в Коринф было не одно какое-то происшествие, но целый комплекс проблем, а именно:
+ До Павла дошло известие о том, что некоторые коринфские братия отвергают воскресение мёртвых. «Как некоторые из вас, – восклицает апостол, – говорят, что нет воскресения мёртвых?» (1Кор. 15:12).
+ Павел взволнован чрезмерным почитанием коринфянами авторитетов, ведущим к разделению общины («кифовы», «аполосовы», «Павловы») (1Кор. 1:11-12).
+ Имеются разногласия о том, как следует относиться к идоложертвенным явствам.
+ Верующие судятся у неверующих. Упоминаются Павлом и иные недоразумения.
Известия о всех этих недоумённых случаях Павел получил информацию от живых свидетелей (1Кор. 1:11) и из писем (1Кор. 7:1).
Текст Послания, направленного в Коринф, заканчивается своеобразным указанием «Моё, Павлово, приветствие собственноручно» (1Кор. 16:21). Подобным же указанием завершается и текст Павлова послания в Колоссы: «Приветствие моею рукою, Павловою» (Кол. 4:18). Как это понимать? Речь идёт, конечно, не о символичном рукопожатии или приветственном махании рукою. Здесь Павел констатирует то, что он лично сделал соответствующую приписку своею рукою. Действительно, в античном мире авторы писем пользовались услугами профессиональных писарей. Не исключение и апостол Павел. А в Послании к Римлянам он даже называет имя писца, которому надиктовал послание: «Приветствую вас в Господе и я, и Тертий, писавший сие послание» (Рим. 16:22).
План повествования.
1. Приветствие (1:1-3).
2. Проэмий, т.е. благодарение Богу (1:4-9).
3. Обличительная часть Послания (1:10-6:20). Она содержит осуждения бесчинств:
+ разделений (1:10-4:21);
+ кровосмешений и блуда (5:1-13; 6:12-20);
+ обращение в языческие суды; апостол выступает против того, что верующие судятся у неверных (6:1-11).
4. Ответ на вопрос о браке и девстве (7 гл.). Так, в 7 гл. апостол переходит от укоров блудников к возвышенным размышлениям о браке и девстве.
5. Ответ на вопрос об идоложертвенных яствах (8:1-11:1);
6. Наставления о церковном собрании (11:2-14:40, здесь – о поведении женщин, о Евхаристии, о духовных дарах, в том числе о даре языков).
7. Убеждения в воскресении мёртвых (15 гл.).
8. Эпилог (16 гл.).
О некоторых из этих и иных тем, поднимаемых апостолом Павлом в Первом послании к Коринфянам, разговор далее.
3. «Слово о Кресте».
Одним из центральных богословских рассуждений автора Первого послания является так называемое «Слово о Кресте» (1Кор. 1:18-24). Этот отрывок является апостольским зачалом для чтения в Праздник Крестовоздвижения (1Кор. 1:18-24) и в Великий Пяток (1Кор. 1:18-2:2):
«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия…».
Апостол Павел в данном пассаже предлагает осмысление не только Крестной Жертвы Христа, но самого отношения Бога к миру. Как сформулировал прот. Александр Сорокин: «[Здесь] само понятие Крест не столько имеет в виду орудие казни…, сколько… символ-обозначение Божиего поведения по отношению к миру, к человеку, символ Божиего пути на земле».[107]
Добровольное уничижение Богочеловека, то есть немощь, до которой истощил Себя Христос, является непреложным критерием Истины Христовой. Сам образ Явления Бога во Христе оказался не соответствующим религиозным чаяниям человечества. Апостол Павел выявляет две реакции на Крест Христов, или две формы отношения человека к Богу:
«Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев – соблазн, а для эллинов - безумие» (1Кор. 1:22-23).
+ В образе иудеев представляется собирательный образ религиозности, основанной на таком внешнем критерии истины, как благополучие. Носитель таковой интуиции ждёт от Бога помощи на пути к земному счастью (здоровье, достаток, сокрушение внешних врагов). В контексте таковых чаяний Учение и Путь Мессии представляются как несуразность (соблазн). Ведь Христос, не обещая процветания, Сам оказывается в нужде и осмеянии. Не обещая успеха своим последователям, Он и Сам умирает на Кресте как неудачник.
+ Образ же эллинов – это собирательный образ абстрактно-интеллектуального подхода к вере. Носитель такового религиозного чувства критерием истины считает отточенную логику и поставленную речь. Вместо этого Богочеловек Высшую Истину являет в чём? …Не в красноречии, но в предсмертном Своём хрипе.
Собственно, рассуждения Павла о Кресте имеют императивный характер, т.е. предполагают уяснение того, что значит Крест в нашей жизни.
+ Во-первых, последователи Христа не могут оставаться в стороне от примера Христа. Самоотречение Христа – пример для Его последователей. «Крест Христов есть парадигма поведения христиан в Церкви».[108]
+ Важно, что такое самоотречение не приводит к лаврам славы или благополучия. Напротив, сораспявшийся Христу, т.е. отвергнувший себя оказывается в великом позоре для внешнего мира. Путь христианина – это путь позора. Конечно, за 2000 лет истории Христианства были разные периоды, когда принадлежность к Церкви была условием и признаком благополучия, стабильности. Но, в контексте философии Павла для христианина в этом мире гораздо естественнее быть отверженным. Крестный позор осмеянного Христа есть парадигма поведения христиан в мире.
Наконец, апостол Павел для примера выявляет и в своей проповеди коринфянам элементы соответствующего крестного юродства:
«И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости… И был я у вас в немощи, и в страхе, и в великом трепете. И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы…» (1Кор. 2:1-4).
И это – высшее, как видно, подтверждение истинности Павловой проповеди.
Рассуждения Павла о крестном самоуничижении и непритязательности не ограничиваются повествованием первой и второй глав Послания к коринфянам. Напротив, и в последующих рассуждениях этого Послания апостол рассматривает юродство в качестве атрибута христианской проповеди и всего пребывания христиан в мире. Например, чего стоит следующий Павлов призыв, обращённый к христианам, ищущим правды в гражданском суде:
«И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор. 6:7).
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 859;