Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: курс лекций. М., 1997. 352 с. 21 страница
Иногда последователи Фрейда дают связную картину жизни того или иного писателя, но в большинстве своем штудии такого рода производят убогое впечатление. Один и тот же набор слов применяется к творцам всех времен и народов, и подобное чтение заставляет вспомнить слова Гумилева: "Дурно пахнут мертвые слова". Причина этого проста: психопатологии редко способствуют созданию значимых произведений искусства, а семейная драма Эдипа находится в центре внимания немногих художников, даже если брать всевозможные замещенные формы. Сравнение поэм или картин со сновидениями и галлюцинациями тоже не достигает цели. По Фрейду, созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное легкому наркозу, погружает нас в кратковременный сон, уводящий от повседневных проблем и тягот. Ко-Философия культуры______________________________________________313
нечно, стихия сновидчества так или иначе входят в нашу жизнь, и в современном искусстве тому можно найти множество подтверждений. Но все же символы сновидений отличаются от символики искусства, да и не всякое искусство следует именовать символическим (хотя всякий образ в известном смысле является символом). Сновидения дают беглые, преходящие, запутанные образы: они обогащают нас лишь после перевода их на язык сознательных представлений, а такой перевод уже является осознаваемым творческим актом, преобразующим сырой материал сновидения. Даже если картина создана под несомненным влиянием сновидений, она обогащает нашу жизнь новыми смыслами. Искусство - это самопости-жение человека, творчество не является регрессией в архаическое прошлое рода. Искусство представляет собой прогрессию, движение самого художника, а через него читателя, зрителя к новому осмысленному видению мира. Даже если мы принимаем не предельно узкую трактовку искусства, предложенную Фрейдом, освобождаемся от навязчивых поисков Эдипова комплекса и толкуем главные темы искусства как архетипические образы, как вечные символы мифологии, как это предлагал Юнг, мы все равно исключаем из искусства самое главное - творческий акт художника.
Психоаналитическое учение представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, социальные институты - это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. "Разумность" человека весьма ограничена, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные бессознательные стремления. Предметом психоанализа являются те случаи, когда у больного эта "тьма" берет верх над сознательной жизнью. Если эти случаи принимаются в качестве парадигмы, если такова природа человека, то исчезают всякие ограничения для аналогий между вытесненными влечениями, сновидениями, произведениями искусства, социальными институтами. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию. Вся культура рассматривается по образу и подобию "работы сновидения", превращающей запретное влечение в представление, допустимое цензурой "Сверх-Я". Вслед за Ницше и Марксом, создатель психоанализа выводит высшие проявления человеческого духа из элементарных стремлений: эти три мыслителя стали главными авторитетами для сегодняшних "разоблачителей" культу-314______________ПСИХО АНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
ры, разыскивающие за всеми идеалами и ценностями экономический интерес, волю к власти или инстинктивное желание. Культура в этих учениях "эры подозрения" является либо невинной иллюзией, либо злонамеренным обманом.
Такой взгляд на многие явления культуры отчасти оправдан. Нам хорошо знакомы призывы создавать образ "положительного героя" по канонам социалистического реализма, ссылками на мораль слишком часто оправдывались далеко не моральные дела. Фрейд цитировал в связи с этим известное стихотворение Гейне:
Я знаю мелодию, знаю слова, Я авторов знаю отлично; Они тайком тянули вино, Проповедуя воду публично.
Сам метод Фрейда - сведения сложного к простому, примитивному и архаичному - нельзя назвать вообще неверным. Любой ученый анализирует сложное явление, разлагая его на простые составляющие. Односторонность тоже не всегда можно отнести к порокам. Психоаналитический способ видения дает нам возможность разглядеть некоторые особенности работы человеческой фантазии, открывает механизмы проекции, которые не осознаются теми, кто переносит на внешний объект свои неосознаваемые переживания. Есть немало примеров удачного применения психоаналитического инструментария. Я мог бы сослаться даже на работы в области истории философии', скажем, на книгу Э. Додд-са "Греки и иррациональное", которая неожиданно высветила те стороны душевной жизни древних греков, мимо которых проходили предшественники Доддса. Картина, которую мы получаем, зависит от способа "чтения". Сквозь призму фрейдовской культуро-логии мы что-то можем увидеть лучше, но стоит нам принять такое "зеркало" за универсальный ключ к любому шифру, и мы получаем вместо удобного инструмента исследования набор сбивающих с толку "идолов театра". Более того, мы сталкиваемся с мифологией, которая приходит на место всего того, что успел "разоблачить" психоаналитик.
' Чаще всего эти работы полны нелепиц, вроде сведения всей философии Витгенштейна к гомосексуальному влечению, а "Бытия" Хайдеггера к его вытесненной любви к матери.
ПСИХОАНАЛИЗ,
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ИДЕОЛОГИЯ
Завершая курс лекций по введению в психоанализ, Фрейд писал: "Я думаю, что психоанализ не способен создать свое особое мировоззрение. Ему и не нужно это, он является частью науки и может примкнуть к научному мировоззрению. Но оно едва ли заслуживает столь громкого названия, потому что не все видит, слишком несовершенно, не претендует на законченность и систематичность. Научное мышление среди людей еще молодо, слишком многие из великих проблем еще не может решить. Мировоззрение, основанное на науке, кроме утверждения реального внешнего мира, имеет существенные черты отрицания, как-то: ограничение истиной, отказ от иллюзий. Кто из наших современников недоволен этим положением вещей, кто требует для своего успокоения на данный момент большего, пусть приобретает его, где найдет. Мы на него не обидимся, но не станем из-за него менять свой образ мыслей"'.
В этой лекции ("О мировоззрении") мы обнаруживаем ряд взаимосвязанных мыслей:
а) Научное мышление молодо и несовершенно, оно не открывает последних тайн мироздания, поскольку опирается на опыт, а не на умозрение. Фрейд является "агностиком" в точном смысле этого слова: он отвергает "гнозис", то есть интуитивно-спекулятивное постижение трансцендентной реальности. "Научное мировоззрение" рождается из коллективной деятельности научного сообщества, представляет собой ту опытную картину мира, которую получили науки. Это мировоззрение не является законченной системой, поскольку любая система такого рода опровергается следующим этапом научного поиска.
' Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., "Наука", 1988, с. 415- 416.
316_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
б) Научное мировоззрение поэтому ограничено, представляет собой, скорее, отрицание, чем утверждение какой-то позитивной системы. Наука "ограничивается истиной", она отрицает иллюзии, кладет запреты. Здесь Фрейд указывает на важные черты науки Нового времени. Для непосредственных ее предшественников, типа Парацельса, ничего невозможного не было: сорванная в Валенсии роза может в одно мгновение быть перенесена в Альпы, причем это никакое не чудо, а "естественная магия", которая не знает иных препятствий, кроме воли Божией. Первое, что сделала наука Галилея и Декарта, это наложение запретов, объявление многого невозможным. Отказ от иллюзий означает не только оставление мечтаний о гностическом постижении Плеромы или спекуляций докантовской метафизики, но и реалистическую оценку познавательных способностей человека. Наука считается с реальностью, которая могущественнее человека, а потому научное мировоззрение не подменяет своими понятиями законов, по которым работает Вселенная. Человек является частью космоса, и эти законы распространяются на его тело и душу.
в) Однако, в природе человека заключено стремление к чему-то большему. Он желает находиться в гармонии с внешним и внутренним миром, он хочет знать тайны Вселенной и собственной души. Более того, он требует "успокоения" от страхов, вызываемых небытием позади и небытием впереди него. У одних великих мыслителей звездное небо над головой вызывало чувство удивления (Аристотель, Кант), у других - энтузиазм (Бруно), у третьих - страх (Паскаль). С точки зрения Фрейда, наука не знает столь сильных чувств, она их даже опасается, поскольку они способствуют проекциям наших "самых страстных желаний" на космос. Это ведет к иллюзиям, воплощением которых всегда была религия. Правда, такого успокоения можно искать на других путях, и в "Недовольстве культурой" Фрейд дает длинный список таких "стратегий" - от наркотиков до совета Вольтера "возделывать свой сад". За исключением науки (отчасти труда и искусства) все они признаются неудовлетворительными. Религия является наихудшей не в силу одной лишь иллюзорности, но потому, что она претендует на уникальность и общеобязательность. В религии Фрейд видит неизжитый остаток нашего детства, проекцию инфантильных желаний на внешний мир. Взрослый человек живет по "принципу реальности", а это значит, что он живет без надежды. Наука соответствует взрослому состоянию человечества - в некоторых рабо-Психоанализ, мировоззрение, идеология_____________________________317
тах Фрейда буквально воспроизводится известная схема истории О. Конта, с тем отличием, что "детство человечества" у Фрейда по биогенетическому закону воспроизводится в детстве каждого индивида. "Позитивная" стадия развития человеческого знания связана с системой научного знания, изгоняющего и детские чаяния, и религиозно-мифологическое мировоззрение.
г) Фрейд неоднократно критически отзывался о философии, которая занимается "фабрикацией мировоззрений"'. Философия претендует на окончательную истину, но держится иллюзии, будто мы можем получить связную картину мира путем спекуляции. Методически, она заблуждается, переоценивая познавательное значение логических операций, признавая интуицию в качестве источника знания. Еще хуже те направления философии, которые характеризуются Фрейдом как "анархизм" )л "нигилизм". Отрицание научной истины в релятивистских школах философии ведет к самоубийству разума. Более того, конечной целью этих школ является восстановление в своих правах донаучной мифологии: "Устранение науки освобождает место для распространения какого-нибудь мистицизма или же вновь прежнего религиозного мировоззрения"^ Помимо личных конфликтов, главной причиной болезненного разрыва с Юнгом были идейные расхождения. Фрейд говорил о "черной грязной яме оккультизма" и подчеркивал, что с эзотеризмом психоанализ не имеет ничего общего (психоаналитики являются "неисправимыми механици-стами и материалистами"). Тот же Юнг не случайно обосновывал свой отход от Фрейда скептическими тезисами (Кант и Шопенгауэр прочитывались Юнгом в духе скептицизма), чтобы затем обратиться к гностицизму, алхимии и богословию. Иными словами, Фрейд видел в теоретико-познавательном "анархизме" угрозу для научного мировоззрения, причем не столько в самих нигилистических теориях релятивистов (они самоубийственны), сколько в том, что такой "анархизм" ведет к восстановлениюр^лигиозного^идрювоззр^ния. (Если бы ему довелось читать труды таких "методологов науки", как Фейера-бенд, или писания нынешних "постмодернистов", то Фрейда, скорее всего, возмутило бы то, что он является одним из классиков для сегодняшнего "постмодерна"). /
' "Я вообще не занимаюсь фабрикацией мировоззрений, оставляя ее философам, которым кажется, что жизненное путешествие невозможно без такого путеводителя, дающего справки по любому поводу". Freud S. Hemmung, Symptom und Angst, Studienausgabe, Bd. VI. ^ Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции, - М., "Наука", 1988, с. 41 1.
/
318______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
д) Релятивизм для Фрейда несостоятелен потому, что наука накопила определенную совокупность истин, которые не отменяет никакой скепсис: "В более старых и более зрелых науках уже существует фундамент, который только модифицируется и расширяется, но не упраздняется". Фрейд придерживается кумулятивистского понимания истории науки, которая на "медленном, нащупывающем, трудном" пути по кирпичику строит здание научной картины мира.
е) Поэтому психоанализ для Фрейда не имеет какого-либо своего мировоззрения. Психоанализ является частью науки, а потому он "может примкнуть к научному мировоззрению". Свои открытия Фрейд сравнивал не с философскими учениями, но с открытиями Коперника и Дарвина. "Как специальная наука, как отрасль психологии - глубинной психологии, или психологии бессознательного, - он совершенно не способен выработать собственное мировоззрение, он должен заимствовать его из науки"'.
Таким образом, Фрейд считал психоанализ частью науки, и если придерживался какой-либо философской традиции, то это была традиция материализма и натурализма. Любопытно, что в тех же лекциях Фрейд упрекает марксизм за недостаточную "материалистичность", поскольку марксизм является "отголоском... темной гегелевской философии"^. Такая реакция естественна для любого натуралиста, который не привык к рассуждениям о переходе "класса в себе" в "класс для себя" и к подменам понятий идеологемами.
Тем не менее, одной из самых распространенных версий психоанализа в XX веке был именно "фрейдо-марксизм". Психоанализ вполне совместим и с другими философскими учениями: гностическое богословие Юнга или Daseinsanalyse Бинсвангера и Босса не мешают практике, которая мало чем отличается от ортодоксального фрейдизма. Любые научные концепции могут осмысляться в терминах как натурализма, так и спиритуализма, а потому ни одна конкретная дисциплина не является доказательством истинности или ложности того или иного философского воззрения. Вопрос о научном статусе психоанализа лежит "по ту сторону" философских предпочтений Фрейда или кого-либо из "раскольников",
'Там же, с. 400:
^ Там же, с. 412. Далее он пишет о том, что марксизм сам сделался религией, "зловещим подобием тому. против чего он борется", что "произведения Маркса как источник откровения заняли место библии и корана", а большевизм вознаграждает "своих верующих за страдания и лишения настоящей жизни обещанием лучшего потустороннего мира". Там же. с. 414-415.
Психоанализ, мировоззрение, идеология_____________________________319
Сегодня мало кто говорит о "едином научном мировоззрении". Научные открытия уже не ведут к радикальной трансформации имеющейся картины мира, они не вступают в конфликт с религиозными или этическими воззрениями. Только в каких-то "медвежьих углах" фундаменталисты пытаются воспретить преподавание эволюционного учения. Самим словосочетанием "научное мировоззрение" долго злоупотребляли те, кто имел к науке весьма отдаленное отношение'. Хотя слова "научная истина" имеют для немалой части населения развитых стран такой же авторитет, каковым ранее обладал догмат религии, честный ученый знает, что наука таким авторитетом по определению не обладает, не говоря уж об отдельном ученом, представляющем одну из наук. Квазирелигиоз-ное поклонение науке, возникшее в XIX веке, к тому же успело утратить свою интенсивность; набрала силу диаметрально противоположная тенденция - обвинять науку во всех бедах. Во всяком случае, "единого научного мировоззрения" сегодня просто не существует. Не дает его и академическая философия. Во-первых, она тоже знакома со специализацией (эпистемология и логика, эстетика и философия истории, этика и онтология и т.д.); во-вторых, эта философия в значительно большей мере выполняет аналитические функции.
' Слово "мировоззрение" вообще обладает удивительной притягательностью для идеологически закрытых систем. Русские слова "мировоззрение" или "миросозерцание" являются калькой немецкого Weltanschauung, имеющего несомненно теологические, даже мистические, истоки. Schau - это не просто созерцание, а умное видение сущности предмета, проникновение в него своим взором, слияние с невидимой сущностью, которая скрыта поверхностью явлений. Его необычайно любили нацисты, которые буквально не терпели слова "система" (так на их жаргоне обозначалась Веймарская республика) и с недоверием относились к слову "философия". Мировоззрение должно было произрастать из жизни, из "крови и почвы"; принадлежность к арийской расе означала и наличие того мировоззрения, которое должно расти из этих корней. "Пролетарское мировоззрение" лишь отчасти напоминало "арийское", поскольку око не считалось неким врожденным свойством, хотя выводилось оно из "общественного бытия". В мои задачи не входит анализ того, как функционировало понятие "мировоззрение" в идеологии и пропаганде - это у всех на памяти. К психоанализу это не имеет прямого отношения, исключая только один момент. Психоаналитики сылаются на то, что Фрейда запрещали, а его сторонников преследовали в условиях тоталитарных диктатур. Но если сам психоанализ представляет собой "мировоззрение", то последствия этого понятны: господствующее "мировоззрение" не терпит конкурентов, и запрещали его именно по этой причине, а не в силу какой-то принципиальной несовместимости психоанализа с тоталитаризмом.
320_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
Тем не менее, спрос на единое мировоззрение существует. Религия его сегодня не дает уже потому, что религий много - одних только протестантских деноминаций насчитывается более 20 тысяч. Секуляризация порождается современным плюрализмом. Конечно, остались люди, которые не просто время от времени приходят в храм, но выполняют все предписания, организующие их жизнь. Но куда больше оказывается тех, кто сознает, что спрос рождает предложение: на улицах нас ловят какие-то люди, суют нам брошюры или начинают вести беседу об истинной вере. По ходу разговора выясняется, что нам предлагают войти в крайне малое число тех, кто спасется - за всю историю человечества таковых на-' считывается всего лишь около 160 тысяч человек. Не всякому такие замечательные подсчеты помогут уяснить свое привилегированное положение в мироздании.
Психоанализ предлагает нам своего рода мировоззрение. Во-первых, он обещает нам, что ничего не станет навязывать - ответ мы получим из глубин собственного бессознательного. Мы поймем самих себя и станем счастливы. Для такого самопознания не грех три года походить на прием к психоаналитику и пойти на известные расходы. "Познай самого себя", "стань самим собой" - не так уж велики затраты, если речь идет о важнейшем. Во-вторых, психоанализ рекламируется как наука, что отличает его от подозрительных конкурентов, торгующих кто техникой "утробного крика", кто непонятно как употребляемыми "дарами Востока", вроде тантризма или трансцендентальной медитации, кто самодельной религией. Поэтому всякие сомнения в принадлежности психоанализа к науке 'вызывают горячие возражения, а дебаты на эту тему породили несчитанное количество книг и статей. Вопрос заключается в том, по каким критериям мы можем судить о научности психоанализа и отличать его от "мировоззренческой терапии".
Ограниченность неопозитивистских критериев демаркации научного и ненаучного знания (будь то верификация или фальсификация) не означает, что эти критерии вообще лишены содержания. Научная теория проверяется опытными данными - без этого нет науки. Факт и интерпретация настолько слиты в психоанализе, что проверка общетеоретических высказываний психоаналитиков-независимыми опытными данными является невозможной. Применяя практически те же самые методы, фрейдисты, сторонники Юнга, Адлера или Хорни приходят к совершенно различным картинам психических процессов: предзаданная теорией картина внут-Психоанализ, мировоззрение, идеология_____________________________321
реннего "пространства" обнаруживается пациентами в своего рода инсайте, приносящем освобождение от невротических симптомов. Но один открывает, что у него "Эдипов комплекс", а другой обнаруживает какой-нибудь архетип коллективного бессознательного, типа "Анимы". Конечно, для психотерапевта главным является выздоровление пациента, но психотерапевтические методы практиковали шаманы, жрецы разных религий, месмеристы и нынешние "целители". В инсайте в качестве истины люди на протяжении истории принимали самые различные, зачастую взаимоисключающие учения'. Известно, что не только Христос и апостолы возвращали зрение. Светоний описывает, как не слишком благо-' Даже самый последовательный рационалист не станет отрицать того, что существует опыт, который невозможно описать с помощью категорий нашего разума. Но если интуиция открывает нам нечто за пределами ratio, то из этого еще не следует, будто в "инсайте" или "сатори" нам явлена общезначимая истина. Психоаналитика можно уподобить мистику, которому нечто ведомо, но о чем он не может ничего сказать. Поскольку, в отличие от большинства мистиков прошлого, психоаналитики на редкость говорливы и изображают из себя ученых, есть смысл привести слова Айе-ра, которые, при всей узости его верификационизма, не утратили смысл применительно к психоанализу: "Мы не отрицаем a priori, что мистик способен открывать истины, пользуясь своими особыми методами, но мы ожидаем услышать, каковы суждения, в которых воплощены его открытия, чтобы уяснить себе, проверяются они или опровергаются нашими эмпирическими наблюдениями. Но мистик вовсе не собирается высказывать эмпирически проверяемые суждения, он вообще не способен высказывать какие-либо постижимые суждения. И поэтому мы говорим, что его интуиция не раскрывает ему никаких фактов. Нет пользы говорить, будто он постиг факты, но не способен их выразить. Ибо мы знаем, что если бы он получил какую-то информацию, то был бы способен и выразить ее.... так что, описывая свое видение, мистик не дает нам никакой информации о внешнем мире; он просто дает нам непрямую информацию о состоянии своего собственного ума". (А и ер А. Д. Язык, истина и логика.// Аналитическая философия. Избранные тексты. - М., МГУ, 1993, с. 65). Разумеется, видения истолковываются в духе той религии, к которой принадлежит мистик. Они получают (или не получают - как еретические) подкрепление от соответствующей церкви или общины. Психоаналитическое "движение" стало такой церковью. Хотя научные теории или эмпирические данные также существуют для сообщества ученых, каковую, при нужде, можно окрестить "общиной верующих", отличия здесь несомненны. На них и указывает Айер: одни высказывают проверяемые суждения относительно внешнего мира, другие дают косвенную информацию о состоянии собственного сознания. Если кто-либо обнаруживает у себя в "инсайте" что-нибудь похожее на Эдипов комплекс или воспоминание об "анально-садистичес-кой" стадии развития либидо, то говорить он может лишь о самом себе, не претендуя на то, что это относится к природе человека.
II Зек. 6419.
322______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
честивый император Веспасиан (прославившийся своим изречением "деньги не пахнут") послюнил палец, провел им по глазам слепца - и тот узрел. В Александрии, где это происходило, продолжали верить в божественность фараонов и императоров. Современные исследования показывают, что магические исцеления прикосновением королевской руки были широко распространены в Европе в сравнительно недавнее время. В Англии эта практика имела широчайшее распространение еще в XVII веке' (а в рудиментарных формах просуществовала вплоть до середины XIX веке).
Многие психоаналитики указывают на то, что интерпретация дает связный рассказ того, что ранее было бессвязным и угрожающе хаотичным для пациента. Однако, когерентность не является самодостаточным критерием истинности. Связную картину давала и система Птолемея, и алхимия Парацельса; астрология или хиромантия также дают связный рассказ о прошлом, настоящем и даже будущем своих "пациентов". Из того, что больные верят врачу и принимают предлагаемую им картину их прошлой жизни, еще никак не следует, что картина истинна, что упорядоченный рассказ пациента о собственных детских переживаниях повторяет сами эти переживания. Используя терминологию Фреге, можно сказать, что все психоаналитические теории наделены смыслом, но не ясно, какая из них обладает значением (денотатом)- единственным аргументом в пользу той или иной трактовки душевных процессов оказывается согласие с этой трактовкой пациента.
Широкую известность получила аргументация К. Поппера, обратившего внимание на известное высказывание Фрейда, согласно которому психоанализ вызывает бессознательное сопротивление со стороны тех, кто наделен "комплексами". По существу, это вариант аргументации ad hominern: противники психоанализа критикуют его из-за своих невротических особенностей, а судить о психоанализе может лишь тот, кто его прошел. Хотя сегодня психоаналитики не столь часто прибегают к подобным аргументам, ни одно научное сообщество не сравнится с психоанализом по своему догматизму и закрытости от критики. Разумеется, не следует идеа-' "Карл II за двадцать лет обслужил 90 тыс. лиц, в 1660-64 и 1667-83. Пика это достигло между маем 1682 и апрелем 1683, когда в королевском .регистре появляются записи об исцелении 8577 ходоков... Один современник заявил, что Карл II прикоснулся к "половине нации" Thomas К. religion and the Decline of Magic, Studies in popular beliefs in the 1617th century. - Penguin, Harmondsworth, 1971, p. 228.
Психоанализ, мировоззрение, идеология_____________________________323
лизировать научное сообщество, в котором имеется конкуренция не только идей, но и людей, наделенных всеми человеческими (иногда "слишком человеческими") недостатками. Вряд ли научное сообщество может служить образцом "открытого общества", как то получается у Поппера. Тем не менее, отличия психоанализа от всех прочих дисциплин бросаются в глаза. Основные теории здесь принимаются как символ веры, а это не вполне отвечает тому, что Фрейд называл "единым научным мировоззрением".
Сама по себе организация психоаналитического сообщества как церкви или политического-движения, еще ничего не говорит относительно содержания психоаналитической теории. Вполне представимо сообщество, тоталитарными методами навязывающее какую-нибудь истинную научную теорию и преследующее "еретиков", которые придерживаются ложных воззрений. Но даже в таком (гипотетическом) случае крайне маловероятным будет развитие данной теории, поскольку принятые в качестве догматов положения редко пересматриваются.
Трагикомичность нынешнего положения психоанализа заключается в том, что его сторонники, получившие современное медицинское или психологическое образование, прекрасно знают, что развитие естествознания опровергло целый ряд фундаментальных положений Фрейда, но отказ от этих положений потребовал бы пересмотра практически всех разделов психоаналитической теории. В качестве примера можно привести ламаркистские тезисы Фрейда, без которых он считал невозможным психоанализ, поскольку тогда рушатся все его аналогии между неврозами, детскими влечениями и социальными феноменами (все эти аналогии предполагают крайне широкую трактовку биогенетического закона). Другим примером может служить теория памяти Фрейда, считавшего, что память индивида сохраняет все с ним происходившее с самого раннего детства. Если его учение о младенческой амнезии ставится под сомнение, то возникает множество вопросов по поводу толкования сновидений, классификации неврозов и психозов (связанных с инфантильными фиксациями либидо), не говоря уж о спекуляциях по поводу "орально-каннибалистической" ступени в истории человеческого рода.
Еще больше уводит от идеалов строгой научности смешение натуралистических и менталистских терминов. Фрейд дал великолепные образцы понимания отдельных невротических нарушений, но он пользовался именно методом понимающей психологии: одни
324_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 611;