СЛОВАРЬ 11 страница

ПЕТРАРКА Франческо (1304 - 1374) - великий итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. «Канцоньере» («Книга песен») – сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1327 – 1374) – лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Поэмы: «Африка» (1339 – 1342; на латинском языке) о 2-й Пунической войне, «Буколики» (1346 – 1357). Автобиографическая проза («Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру», 1342 – 1343; «Письмо к потомкам», 1374). Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии.

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939) - живописец Учил­ся в МУЖВЗ у В.А. Серова (1897-1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905-1908). Член объединения "Мир искусства" (с 1911 г.), "Четыре искусства" (с 1924 г.). Испытав в начальный период творчества сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и "модерна", с начала 1910-х годов перешел от аллегорических произведений к целост­ным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов ("Играю­щие мальчики", 1911; "Купание красного коня", 1912). Гар­моническая просветленность, отточенная пластика его работ 1910-х го­дов ("Полдень", 1917, ) во многом определены интересом к живо­писи раннего Возрождения и русской иконописи, применением так на­зываемой сферической перспективы. В советское время, продолжая раз­рабатывать проблемы перспективы, композиции, колористики, Петров-Водкин создал проникнутые пафосом революционной борьбы темати­ческие картины ("1918 год в Петрограде", 1920 ; "Смерть комиссара", 1928 ), аналитически строгие портреты ("А.А. Ахматова", 1922 ), натюрморты, передающие конструктивность предметного мира ("Черемуха в стакане", 1932 ). В 1920-1930-х гг. много работал как график и театральный художник.

ПЕЧЕРСКИЙ Феодосий (ок. 1036 -1074) - один из основателей и игумен Киево-Печерского монастыря, писатель. Первым ввел на Руси общежительный монастырский устав. Влиятельный политический деятель. Автор поучений и посланий, в которых проповедовал основы христианской морали.

ПИКАССО Пабло (1881-1973) – французский живописец. По происхождению испанец. Создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям («Девочка на шаре», 1905). Является основоположником кубизма; создавал произведения в духе неоклассицизма; в ряде работ близок сюрреализму. Произведения П. иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение («Герника», 1937), глубокое гуманистическое содержание («Голубь мира», 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Обладатель Международной премии Мира 1950 г.

ПИФАГОР (вторая половина I в. до н. э. — начало V в. до н. э.) - древнегреческий философ и математик, которому традиция приписывает создание учения о числе как основе мироздания. Ему, по-видимому, принадлежит открытие численного базиса музыкальной шкалы; на основе этого открытия сформировалось учение о гармонии небесных сфер, музыку которых мы не слышим, подобно тому как люди, живущие у моря, перестают воспри­нимать шум прибоя. Мистика чи­сел легла в основу своеобразного ре­лигиозного культа, требовавшего от пифагорейца соблюдения строгого ритуала и многочисленных запре­тов. Так в легендарном образе П. парадоксально соединились чер­ты гуру и основателя научно-иссле­довательской школы.

ПЛАВТ Тит Макций (середина III в. до н. э. — около 184 до н. э.) - древнеримский драматург - коме­диограф, актёр. Перерабатывал гре­ческие комедии. В его пьесах диалог, чередующийся с речитативом и ари­ями, полон острот, словесной игры, пародий на высокий стиль.

ПЛАТОН(428 или 427-348 или 347 до н. э.) - древнегреческий фи­лософ, ученик Сократа, выступа­ющего в роли главного персонажа его произведений, написанных в форме диалога. Диалектику Со­крата и основанный им культ разу­ма довёл до крайнего интеллектуа­лизма: знание — не только высшее благо и наслаждение, но и основа всей добродетели, так что даже храб­рость не что иное, как знание, чего следует и чего не следует бояться. Все пороки человечества не более чем заблуждения, и обучения фило­софии достаточно для их искорене­ния. В идеальном государстве — уто­пии П. правят философы, и их правление не ограничено ни зако­ном, ни народным волеизъявлени­ем. Умопостигаемый мир идей для П. реальнее, чем воспринимаемый мир вещей, для которых идеи слу­жат прообразами. Влияние П. было настолько могущественным, что из­вестный английский философ А. Н. Уайтхед назвал всю западную философию коллекцией подстроч­ных примечаний к платоновским диалогам.

ПЛУТАРХ(около 45 — около 127) - древнегреческий писатель; выпол­нял жреческие функции в храме Аполлона в Дельфах. Был знамени­тым наставником и фактически со­держал собственную школу. Создал «Сравнительные жизнеописания» 46 выдающихся греков и римлян. Кроме того, ему приписывают око­ло 250 других сочинений, в основ­ном не дошедших до нас.

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927) - русский живописец. Учился у П.П. Чистякова и в петербургской Академии художеств (1863-1871). Преподавал в МУЖВЗ (1882-1895); среди учеников - И.И. Леви­тан, К.А. Коровин, И.С. Остроухой и др. Пенсионер Академии художеств в Италии и Франции (1872—1876), писал исторические сценки в духе П. Делароша ("Право господина", 1874 ). В России примкнул к передвижникам (с 1878 г.). Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф.А. Васильева, передавал тихую поэзию и красоту скромных уголков русской природы, связанных с повседневной жизнью человека, добивался свежести колорита и естественной убедительности мотива, привнес в картину живую непосредственность этюда ("Московский дворик", 1878, "Заросший пруд", 1879 ). Обращаясь к евангельским сюжетам, Поленов стремился обновить их рутинную академическую трактовку заострением нравственной пробле­матики ("Христос и грешница", 1886—1887 ), пейзажной или жанро­вой окраской. С середины 1880-х годов придавал образам родной приро­ды эпическое звучание, монументальность и своеобразную декоратив­ность ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба им. В.Д. Поленова, Поленово). Большое внимание Поленова к проблемам пленэра, привнесение им в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельного художественного произведения, его педагогическая деятельность оказали большое влияние на дальнейшее разви­тие русского пейзажа. В 1905 г. вместе с В.А. Серовым направил в Совет петербургской Академии художеств протест против расстрела рабочих
9 января. Много работал также в области театрально-декорационной жи­вописи, играл видную роль в художественной и общественной жизни Москвы. В своей усадьбе Борок (ныне - Поленово) создал художест­венный музей.

ПОЛИКЛЕТ(2-ая пол. 5 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, теоретик искусства. Родился в одном из городов Южной Греции. Жил и работал в Афинах. В отличие от своих вели­ких современников (Мирона, Фидия) П. редко обращался к изображению богов и мифологических героев. Он много ра­ботал над статуями атлетов, олимпийских победителей, изо­бражая их в обобщенно-идеализированной форме. Наиболь­шую славу принес П. его Копьеносец, «Дорифор» — брон­зовая статуя победителя в метании копья, воплотившая со­вершенный образ атлета и воина. Его копии помещали в гимнасиях и палестрах (спортивных школах) как образцы для созерцания и подражания. Ее называли «каноном», т. е. нормой, мерилом, правилом. Так же сам П. назвал свое со­чинение, в котором рассказал о способе построения идеального человеческого образа, основанного на строгих числовых соот­ношениях. П. называли единственным чело­веком, который сумел из произведения искусства сделать тео­рию. И при этом сама статуя Копьеносца не превратилась в сухую схему: она поражала современников естественностью позы и пропорций, выражением покоя и внутренней силы в совершенном физическом образе. Существует предположе­ние, что в образе Копьеносца П. изобразил Ахилла. Позже П. создал знаменитую статую «Диадумена». В сравнении с «Дорифором» в образе этого юноши, который красивым движе­нием рук повязывает голову лентой победителя, заметны чер­ты изящества и некоторой изнеженности. П. работал также над портретными изображениями сограждан, что было ред­ким явлением в искусстве его времени. Произведения П. не сохранились. Они дошли до нас лишь в копиях, реконструк­циях, изображениях на монетах, в описаниях греческих и римских поэтов и писателей.

ПОЛОЦКИЙ Симеон (в миру Самуил Емельянович Ситнианович-Пет­ровский) (1629-1682) - виднейший поэт русского барокко, публицист, автор проповедей, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии, в Виленской иезуитской коллегии, член ордена базилианцев. С 1656 г. - монах Богоявленского полоцкого монастыря. В 1656 г. приветствовал царя Алексея Михайловича панегирическими стихами, когда тот вступил в Полоцк во время войны сПольшей. В 1660 г. славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения из Полоцка Симеон Полоцкий поселился в Москве (не позднее 1664 г.). В 1665—1668 гг. руководил школой подь­ячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре, написал "Жезл правления" — антистароверческий трактат, составленный по материа­лам церковного собора 1666 — 1667 гг. С 1667 г. занимался воспитанием царских детей, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождав­шейся распре "латинствующих" и "грекофилов" возглавил первых: в 1672 г. участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника (1676), приобрел особое влияние при дворе и вцеркви: даже патриарх Иоаким был вынужден с ним считаться. В 1680 г. Симеон Полоцкий подал царю проект Славяно-греко-латинской академии, соавтором которого являлся.Годом раньше он добился открытия неподотчетной патриарху "Верхней" (дворцовой) типографии (1679). Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый и поэт, один из зачинателей русской силлабической поэзии и драматургии.

ПОППЕР Карл Раймунд( 1902-1988 ) — английский философ и социолог. До 1937 г. работал в Вене, в 19371945гг.— в Новой Зеландии, с 1946 г. до середины 70-х гг.— проф. Лондон­ской школы экономики и политических наук. Испытал влияние логического позитивизма, но свою философскую концеп­цию - критический рационализм, тео­рию роста научного знания (фальсификационизм) — построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремле­нию логических эмпиристов сформули­ровать критерии познавательного значения научных утверждений на ос­нове принципа верификации П. выдви­нул в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации — отделения научного знания от ненаучного. Согласно П., эмпирический и теоретический уровни знания: органически связаны между собой; любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер, подвержено ошибкам (прин­цип «фаллибилизма»). Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровер­жений, в результате, чего решаются научные проблемы. Он предложил способ определения ис­тинного и ложного содержания науч­ных теорий (гипотез); разработал оригинальную интерпретацию вероятности как предрасположенности и др. Реализация программы построения тео­рии роста научного знания натолкну­лась на серьезные трудности, связан­ные с абсолютизацией П. принципа фальсификации, отказом от признания, объективной истинности научного зна­ния, конвенционализмом в трактовке ос­нований знания и отрывом объективного знания от исторически развивающегося познающего субъекта. Философские работы П. последних лет в основном посвящены раз­работке теории сознания, защите рационализма в противовес иррационалистическим и релятивистским тенденциям современной философии.

ПРАКСИТЕЛЬ(сер. 4 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, ра­ботавший в Афинах. Представитель поздней классики. Учился у своего отца, скульптора Кефисодота. Многочисленные про­изведения П., о которых упоминают древние авторы, не сохра­нились; часть из них дошла до нас в копиях. Возможно, един­ственное произведение, созданное рукой самого П., было об­наружено во время раскопок в Олимпии в 1877 г. Под разва­линами храма Геры, вблизи святилища, археологи нашли мраморную статую П., изображающую Гермеса с младенцем Дионисом. Но и в этом случае не все специалисты уверены, что имеют дело с оригиналом, а не с копией. П. работал преимущественно в мраморе, и можно предпо­ложить, что поздние мраморные копии дают о его искусстве более верное представление, чем о шедеврах Мирона, Поликлета, Лисиппа, выполнявшихся в бронзе. Тематика произведе­ний П. традиционна: образы и сцены из жизни богов и др. мифологических персонажей. Но по основному пафосу творче­ства П. заметно отличается от своих великих предшественни­ков. Он не стремится передать мощь и величие богов, создать скульптурный образ, который стал бы символом полиса (города-государства) или идеалом целых поколений. Искусству П. присущи изящество, утонченность чувств, человечность, со­зерцательность с легким оттенком печали. Его персонажи оди­ноки, мечтательно-задумчивы, близки к природе. П. обладал виртуозным мастерством обработки мрамора, благодаря чему достигал тонкой игры светотени на поверхности статуй. Все это относится, в частности, к статуе Афродиты Книдской — знаменитейшей скульптуре мастера. В древности люди изда­лека приезжали в Книд, чтобы увидеть и поклониться ей. Многие более поздние изваяния Афродиты в той или иной степени отмечены влиянием образа, созданного П.

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891-1953) - композитор, пианист, дирижер. С 1902 г. занимался композицией у P.M. Глиэра. В 1904-1914 гг. - учился в Петербургской консерватории. В годы учебы в консерватории начал концертную деятельность. В 1918-1933 гг. жил за рубежом; с успе­хом гастролировал в Европе и Америке. Затем вернулся на родину и по­селился в Москве. В 1945 г. состоялось последнее дирижерское выступ­ление, в 1946 г. по совету врачей переехал в пос. Николина Гора близ Звенигорода, где провел последние годы жизни. Член академий ряда стран. Крупнейший композитор XX века. Его музыка разнообразна по со­держанию, в ней сочетаются новизна и уважение к традиции, самобыт­ность и отчетливо ощутимое национальное начало, эмоциональное бо­гатство, острое ощущение современности. Музыка С.С. Прокофьева, завоевав огромную популярность во всем мире, оказала значительное влияние на творчество многих современных композиторов. Сочинения: оперы - "Магдалена" (1911), "Игрок" (1916, новая ред. 1927), "Любовь к трем апельсинам" (1919), "Огненный ангел" (1927), "Семен Котко" (1940), "Обручение в монастыре" ("Дуэнья", 1940), "Вой­на и мир" (1941 — 1943, 2-я ред. 1952), "Повесть о настоящем человеке" (1948); балеты — "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915-1920), "Стальной скок" (1925), "Блудный сын" (1929), "На Дне­пре" (1932), "Ромео и Джульета" (1936), "Золушка" (1945), "Сказ о ка­менном цветке" (1948-1950, доработка 1953 г.); оратория "На страже мира" (1950), кантаты "Семеро их" (1918, новая ред. 1933 г.), "К 20-ле­тию Октября" (1937), "Александр Невский" (1939), "Здравица" (1939); вокально-симфонические сюиты; семь симфоний (1917; 1924; 1928; 1930,
2-я ред. 1947 г.; 1944; 1947; 1952); различные сюиты, поэмы, увертюры; концерты с оркестром; романсы, песни; музыка к драматическим спек­таклям, к кинофильмам, в том числе "Поручик Киже" (1933), "Александр Невский" (1938). "Иван Грозный" (1945); статьи.

ПРУСТ Марсель(1871-1922) – французский писатель. В цикле романов «В поисках утраченного времени» усилием воспоминания (с особым вниманием к причудливым ассоциациям и явлениям непроизвольной памяти) воссоздает ушедшее время – людей, тончайшие переливы чувства и настроений, вещный мир. Опыт П. – изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» - имел большое значение для многих писателей.

ПСКОВСКИЙ Филофей- писатель и публицист XVI века. Монах псковского Елеазарова монастыря. Автор посланий к великому князю московскому Василию III, царю Ивану IV и др. В которых отстаивал принципы иосифлян. Наиболее последовательно излагал теорию «Москва -третий Рим».

ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (около 90 — около 160) - древнегреческий астроном. Большая часть работ вы­полнена в городе Александрия (Египет). Основной научный труд (в 13 книгах), в котором собраны и проанализированы все астроно­мические знания того времени, по­лучил название «Альмагест», что оз­начает «величайший». Этот труд служил своего рода учебником ас­трономии последующие 1,5 тыс. лет. В частности, в нём подробно изло­жена геоцентрическая система мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли. Сама Земля имеет форму шара и покоит­ся в пространстве, ни на что не опи­раясь. Эта система позволяла довольно точно предсказывать по­ложение планет на небе. П. составил каталог положений 1022 звёзд. Пер­вым ввёл учёт астрономической ре­фракции при определении коорди­нат звёзд.

ПУССЕН Никола(1594 – 1665) - французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно этической нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е гг., «Аркадские пастухи», 1630-е гг.); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660 – 1664).

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837) - поэт, писатель, родо­начальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Родился и семье небогатого дворянина. Правнук А.П. Ганнибала, военного деятеля петровской эпохи. Первые поэтические опыты отно­сятся к раннему детству. В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей — это был период интенсивного творческого развития. Он создает ряд сти­хотворений высокого совершенства ("Воспоминания в Царском Селе" (1814), "Городок", "Лицинию", "Роза" (1815)). На Пушкина обращают внимание Державин, Карамзин, Батюшков, Жуковский. В это время сбли­жается с представителями свободомыслящего дворянства, в т.ч. с П.Я. Чаадаевым. В 1817 г. Пушкин заканчивает Лицей, получает чин кол­лежского секретаря и назначение в Коллегию иностранных дел. В стихах 1817—1820 гг. находит отражение участие в литературном кружке "Зеленая лампа", связанном с "Союзом благоденствия". В поэзии этого времени переплетаются свободолюбивые мотивы с мотивами вакхического упоения жизнью, публицистичность с лирикой ("Кривцову", "Жуковскому", "К Чаадаеву" (1818), "Дорида", "Возрождение" (1819)). Пишет поэму-сказку "Руслан и Людмила", где жизненные характеры сочетаются с условностью жанра. Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. ("Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня") расходится в списках, за что под видом служебного перемещения его ссылают на юг России. Южная ссылка — I период расцвета романтизма Пушкина. В творчестве поэта "южные поэмы" ("Братья разбойники" (1822), "Кавказский пленник" (1820—1821), "Бахчисарайский фонтан" (1823)) сыграли большую роль. В этих поэмах впервые намечается философский подход к проблемам свободы, любви, личности. В эти годы в духовной жизни Пушкина назревает кризис, отраженный в стихах, исполненных мрачного скепсиса ("Свободы сеятель I пустынный", "Демон" (1823)), раздумий о человеческих судьбах и путях истории ("Песнь о вещем Олеге", "Зачем я послан был..." (1824)). В этот переломный период начинается работа над "Евгением Онегиным". Личность и общество, граница между свободой личности и ее произволом — центральная тема поэмы "Цыганы" (1824). В июле 1824 г. как неблагонадежного Пушкина высылают в с. Михайловское под надзор местных властей. Здесь возникает ряд шедевров: цикл "Подражание Корану" (тема пророческой миссии поэта), центральные главы "Евгения к Онегина", сатирическая поэма "Граф Нулин". В стихотворениях "Сожженное письмо", "К ***", "Роняет лес багряный свой убор" Пушкинутверждает новые принципы лирики, лирическое переживание выступает как духовная энергия, творящая сила. Решающим моментом творческой эволюции поэта явилась трагедия "Борис Годунов", в которой заложены основы реализма, народности, историзма зрелого Пушкина. В 1826 г. поэт возвращается в Москву; в ряде стихотворений этого времени он высказывает смелые идеи, критические мысли: "Стансы" (1826), "Во глубине сибирских руд", "Арион". Интерес Пушкина к теме истории России, к проблеме места и роли отдельного человека в истории страны мы видим в романе "Арап Петра Великого" (1827), поэме "Полтава" (1828). В 1830 г. Пушкин приезжает по имущественным делам в имение Болдино. "Болдинская осень" отмечена размахом творческого вдохновения (за три месяца он создает пятьдесят произведений разных жанров). Здесь завершается роман "Евгений Онегин" о современной русской действительности в ее главных социальных, духовных и нравственных аспектах. Цикл "Повестей Белкина" ("Выстрел", "Метель", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка") явился первым произведением классической русской прозы, показал широкую панораму жизни всех слоев России. В так называемых "маленьких трагедиях" ("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы") на материале разных стран и эпох исследуются философские и нравственные проблемы мирового масштаба (свобода, страсть, мораль; личность, общество, история; жизнь и смерть, бессмертие). Пушкин пишет здесь "Историю села Горюхина", "Домик в Коломне", ряд стихотворений. В 1830 г. поэт по­ступает на государственную службу и изучает историю России. В 1832 г. начинает работу над романом "Дубровский", пишет роман "Капитан­ская дочка", работает над историческим трудом о Пугачеве. В 1833 г. - вновь приезжает в Болдино. Во время второй "болдинской осени" закан­чивает "Историю Пугачева", пишет поэму "Анджело", ряд "Песен за­падных славян", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и такие вершинные произведения, как "Медный всадник" (тема го­сударства и истории), "Пиковая дама" (тема безумия). Общий пафос "болдинского творчества" 1833 г. — исследование трагедийных антиномий жизни в свете объективных закономерностей. В 1836 г. Пушкин начинает издавать "Современник", стихи последних лет полны мотивов грусти одиночества, появляются мысли о смерти ("Странник" (1835)). Пишет пророческое стихотворение "Я памятник себе воздвиг" — поэтическое кредо и завещание Пушкина. В результате светской интриги происходит дуэль с Ж. Дантесом. Поэт получил ранение и умер 27 января 1837 г. Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших имен, исключительных явлений мировой культуры. Язык Пушкина остается до сих пор основой русского литературного языка.

 

РАБЛЕ Франсуа(1494 – 1553) - великий французский писатель – гуманист. Его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев, навеянных фольклором (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург), гуманистические идеалы своего времени.

РАВЕЛЬ Морис (1875-1937) – французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке XX в. Опера «Испанский час (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925), «Болеро» (1928) для оркестра, концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепьяно (1924), фортепьянные пьесы - «Игра воды», «Отражения». Оркестровал «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского (1922).

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — мыслитель, писатель. Родился в богатой помещичьей семье Детские годы прошли в селе Верхнее Аблязово (Пензенская губ.), где первыми "воспитателями" мальчика были крепостные крестьяне. Учился в Петербургском пажеском корпусе. Образование продолжал в Лейпциге. По возвращении получил скромную должность протоколиста в Сенате. Выйдя вскоре в отставку, заводит знакомства в литературных кругах, сближается с Н.И. Новиковым. Одним из первых литературных трудов Радищева стал перевод книги французского философа-просветителя Мабли, где он прямо прибавляет от себя весьма выразительное пояснение к слову "деспотизм", которое передает по-русски словом "самодержавство". Позже свое отрицательное отношению к самодержавию развивает в своей знаменитой оде ''Вольность" (1783). В 1780 г. Радищев пишет "Слово о Ломоносове", в котором не только отмечает заслуги великого россиянина, но и критикует его за лесть царям. В "Письме к другу, жительствующему в Тобольске", написанному в связи с открытием памятника Петру I, Радищев допускает крамольную мысль, отождествив патриотизм с борьбой за свободу и счастье народное. В 1784—1789 гг. Радищев написал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", опубликовав ее в собственной типографии (1790). В "Путешествии" впервые прозвучал призыв к уничтожению крепостного права, самодержавия и установлению республиканского "народного правления".Екатерина II увидела в книге прямое распространение "заразы французской". По ее приказу Радищев, успевший уничтожить все свои бумаги и почти весь тираж уже изданной книги, был арестован и после допросов в Тайной канцелярии приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. Освобожденный из ссылки Павлом I, Радищев, подобно Новикову, был заперт в деревню, а его знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву" более 100 лет находилось под цензурным запретом, хотя распространялось в рукописных списках.

РАССЕЛ Бертран (1872 – 1970) – английский философ, логик, социолог-моралист, математик, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии в области литературы (1950), один из инициаторов Пагуошского движения (движение за мир, международную безопасность, научное сотрудничество; среди организаторов А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри; первая конференция сост. в 1957 г.). Многогранность его деятельности в области науки и культуры, выдающиеся успехи ставят Р. в число выдающихся ученых и мыслителей XX в. В области философии он прошел сложную эволюцию, которую сам определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. В 20—30-х гг., сблизившись с неопозитивизмом, Р. признавал реальность лишь «чувственных данных», трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», согласно которой истолковывал понятия «дух» и «материя» как логические конструкции из «чувственных данных». «Я верю, — писал Р., — материя менее материальна, а дух — менее духовен, чем полагают…». В книге «Почему я не христианин» указал на страх как основу религии, считал науку средством самоутверждения человека. По социологическим и культурологическим взглядам был близок психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей по Р., лежат их инстинкты, страсти. Р. утверждал, что из совокупности ряда факторов, определяющих исторические изменения, невозможно выделить главный и выявить объективные исторические законы. В этике и политике Р. придерживался идей либерализма, выступал против теорий проповедующих поглощение личности обществом и государством; был непримиримым противником насилия, войн и революций. Р. принадлежит обстоятельная «История западноевропейской философии», написанная им как история европейского свободомыслия.

РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло (1675-1744) – скульптор. Отец знаменитого архитектора, итальянцев, получил образование на родине, а затем работал преимущественно во Франции. В Россию Растрелли приехал по приглашению Петра I вместе с сыном в 1716 г. Здесь его деятельность была обширной и разнообразной. Он внес существенный вклад во многие декоративно-монументальные скульптурные работы, в том числе в украшение Большого каскада в Петергофе. Представитель барокко. Балочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Растрелли с правдивостью и убедительностью характеристики модели.

РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700—1771) - русский архитектор. Итальянец по происхождению, сын Б.К. Растрелли. Главный представитель русского барокко середины XVIII в. В 1716 г. приехал с отцом Питербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725 – 1730. В 1730—1763 гг. придворный архитектор. Ранние постройки близки к русской архитектуре первой четверти XVIII в. (дворцы Бирона в Рундале, 1736-1740, и Митаве (ныне Елгава) 1738-1740 гг. В зрелый период традиции европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой растительными мотивами в декоре (Андреевская церковь в Киеве, проект – 1747, построена в 1748-1767 гг. архитектором И.Ф. Мичуриным). В 1747-1752 гг. Растрелли работал над постройкой большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам дворцовую церковь и "корпус под гербом", отличающиеся изяществом пропорции, выразительностью облика, заново создал все интерьеры, для которых характерны яркая полихромия, обилие декора. В 1750-1760-х годах постройки Растрелли приобрели еще большую пластичность. Рельефность архитектурных форм, сложный ритм размещения колоннад, пространственный размах сочетаются в них с четкостью объемов, ясностью силуэта, строгостью планов, часто прямолинейных (Большой или Екатерининский, Дворец в Царском селе, ныне Пушкин; дворцы М.И. Воронцова, 1749-1757, и С.Г. Строганова, 1752-1754, в Петербурге). Мощью и величием проникнуты Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, который Растрелли задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 540;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.