СЛОВАРЬ 15 страница

ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815— 1852) — русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844), посещал рисовальные классы Академии художеств (1834—1845). Учился у А.И. Зауэрвейда и батальной мастерской, пользовался советами К.П. Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 1840-х годов) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены. портреты, ряд композиций (серия, 1844-1846), в которых, прибегая к сатире, обличая правы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях, исполненных уже маслом ("Свежий кавалер", 1846, "Разборчивая невеста", 1847, "Сватовство майора", 1848 ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие бытия, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отдельности деталей. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Лучшие живописные портреты Федотова — небольшие по размерам. представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством ("Е.Г. Флуг", около 1850 г. "Н.П. Жданович", 1849 ). В рисунках Федотов достигает линейного и ритмическою совершенства, продолжая работать над серией графических листов нрав­ственно-критического содержания. В конце 1840-х годов к Федотову при­шли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обреченный на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850—1852) отмечен чертами тра­гизма, обостренного тяжелой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Федотов создает образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851 — 1852, "Анкор, еще анкор!", 1851- 1852 ). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщенный образ почти символического характера, перечающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в.

ФЕЛЛИНИ Федерико (1920-1993) – итальянский сценарист и кинорежиссер. Фильмы: «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959), «Город женщин» (1980), «И корабль плывет» (1983), «Интервью» (1987), «Голос луны» (1991) и др. Для стиля Ф. характерны масштабность образов, мифологический подтекст. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в творчестве Ф. художественный сплав, в котором доминирует захватывающая эмоциональность.

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ(1681 — 1736) — государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I. Родился в семье киевского купца. Рано осиротел и был определен дядей в Киево-Могилянскую духовную академию. Окончив философский курс, продолжил учение в Польше, затем в Италии. По возвращении в Киев постригся в монахи, приняв при этом имя Феофан, и начал преподавательскую деятельность в акаде­мии. В 1705 г. читал курс пиитики (теории поэзии и стихосложения), в 1706 г. — риторики, позднее — философии, физики и т.д. Написанный на основе курса пиитики трактат "О поэтическом искусстве" заложил тео­ретические основы русской литературы нового времени. Феофан был противником схоластической науки. В "исторической трагедокомедии" "Владимир" (1705) он выступил в защиту просвещения России, против реакционного духовенства ("жрецов"). В 1706 г. произнес приветствен­ную речь Петру, проезжавшему через Киев. После этого началась его быстрая карьера: в 1720 г. Феофан достиг сана архиепископа Новгородского. Он часто бывает в Петербурге, произнося многочисленные "слова" и речи; пишет трактаты, в которых затрагивает острейшие политические, государственные, религиозные проблемы. Так, он обосновывал необходимость суда над царевичем Алексеем и право государя самому назначать себе наследника ("Слово о власти и чести царской", 1718; "Правда воли монаршей", 1722, и т.д.), доказывал необходимость ликви­дации патриаршества и организации коллегиального органа управления православной церковью - Синода, первенство светской власти над церковной ("Духовный регламент", опубликован в 1721 г., и т.д.), неизбеж­ность создания и выгоды для России флота (предисловие к "Морскому уставу", "Слово похвальное о флоте Российском", 1720) и т.д.

ФИДИЙ (5 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, архитектор и живописец. Представитель высокой классики. Родился в Афинах и там работал большую часть жизни. Был дру­гом афинского стратега Перикла и руководил реконструкцией Акрополя, предпринятой этим государственным деятелем. Позже политические противники Перикла выдвинули против Ф. ряд обвинений и заточили его в тюрьму, где он скончался около 431 г., не дождавшись оправдания. Ф. создал несколь­ко гигантских изваяний богини Афины, покровительницы го­рода, которые сделали его самым знаменитым скульптором свое­го времени. 9-метровая бронзовая статуя Афины-Воительницы стояла на площади Акрополя, как бы символизируя могущество Афин после победы над персами. 12-метровое изваяние Афины-Девы (Парфенос) было создано для храма Парфенон. На 5-метровом в диаметре щите богини, в числе др. персона­жей, Ф. изобразил Перикла и самого себя, за что позднее был обвинен в кощунстве. Самым грандиозным творением Ф., которое древние включали в число так называемых Семи чудес света, была 13-метровая статуя Зевса, сидящего на троне, созданная для храма Зевса в Олимпии, месте священных Олимпийских состязаний. Ф. использовал в работе сочетания подкрашенной слоно­вой кости, золота, черного дерева, мрамора. Гигантские разме­ры статуй Ф. сочетались с ювелирной отделкой деталей (сам Ф. был мастером чеканки и тиснения по металлу), а величие и фантастическое великолепие — с человечностью и милосер­дием этих образов. Гигантские скульптуры Ф. дошли до нас в уменьшенных копиях, в изображениях на рельефах, на медальонах и моне­тах, в словесных описаниях. Поэтому более достоверное пред­ставление о его искусстве могут дать фрагменты скульптурного оформления Парфенона, над которым работала группа ваятелей под руководством и, очевидно, при участии Ф. На знаменитом фризе Парфенона резцом мастера, дос­тигшего совершенной простоты, впервые изображались не только боги и герои, но и обычные люди: юные всадники, де­вушки, старики во время шествия в день Всеафинского празд­ника (Панафинеи), По словам Родена, искусству Фидия при­суща «божественная ясность». В истории скульптуры ему от­водится исключительное место, сопоставимое лишь с тем, которое принадлежит Микеланджело.

ФИРДОУСИ Абулькасим (около 934 – около 1021) - персидский и таджикский поэт. Мелкий землевладелец из Туса, создал поэму «Шахнаме», которая принесла ему славу величайшего эпика и патри­ота иранской земли. Полное имя поэта неизвестно, а его псевдоним Фирдоуси, образован­ный от персидского слова «фирдоус» («райский сад»), содержит намёк на сверхъестественное мастерство вла­дения словом. О первой половине жизни Фирдоуси достоверных сведе­ний почти не сохранилось. Он не был придворным поэтом. С юных лет увлекался литературой и поэзией, а жил скорее всего в родном селении Баж в Табаране, недалеко от города Тус, на доходы от своих земель. Если верить авторским замечани­ям в ряде лирических отступлений поэмы, Фирдоуси узнал о том, что в Тусе был составлен «Мансуров свод», и потратил много сил на его поиски и приобретение. Примерно в 50-лет­нем возрасте он принялся за стихо­творную обработку прозаической хроники. Титаническая работа над поэмой заняла более 25 лет. За это время Фирдоуси обеднел и вынуж­ден был искать поддержки богатых меценатов, панегириками которым нередко прерываются рассказы о ца­рях и героях. В течение XVII—XIX вв. европейские востоковеды, знакомя читателей с Фирдоуси, нередко именовали поэта «персидским Гоме­ром». Однако его грандиозная эпопея «Шахнаме» (в переводе с персидского буквально означает «Книга царей») примерно в десять раз превышает го­меровское наследие по объёму. К тому же она полнее по характеру описания: в ней последовательно из­ложена история Ирана с легендарно­го «начала времён» до середины VII в. «Шахнаме» принадлежит уникаль­ное место не только в персидской ли­тературе, но и в истории иранской культуры в целом. Ф. сумел силой своего поэтического дара воспеть славное прошлое зороастрийского Ирана в таких стихах, которые стали «персидским Кораном» — фундамен­тальной частью художественной культуры мусульманского Ирана.

ФЛОБЕР Гюстав(1821-1880) - французский писатель. В романе «Госпожа Бовари» (1857) и «Воспитания чувств» (1869) реалистически изобразил нравы провинции и Парижа, моральное ничтожество буржуазии. В историческом романе «Саламбо» (1862) о древнем Карфагене нарисовал картину бурных страстей, которых не находил в окружающей действительности. Антибуржуазные тенденции прослеживаются в неоконченном сатирическом романе «Бувар и Пекюше». Блестящий стилист, Флобер оказал влияние на развитие реализма в мировой литературе.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937) - религиозный мыслитель, ученый. Культурологические воззрения Ф. состоят в отрицании культуры как единого во времени и пространстве процесса. Отсюда следует отрицание эво­люции и прогресса культуры. Вместе с тем Ф. полагает, что отдельные культуры подчиняются ритмическим сме­нам их типов. Он подробно останавливается на признаках культур средних веков и Возрождения. По мнению Ф., ренессансовая культура Европы закончила свое суще­ствование в начале XX в. и теперь речь идет о формирова­нии культуры нового типа: ср.-век. культура, коренящая­ся в культе, сознательно борется с человекобожнической культурой Возрождения, несущей в своих глубинах на­чало хаоса; вера определяет культ, а культ - миропони­мание, обусловливающее культуру. Он был против пред­ставления о культуре как о первичной и самодовлеющей ценности: для определения подлинной шкалы ценностей необходимо выйти за пределы культуры к ценнос­тям, высшим по отношению к ней. Такой ценностью Ф. считал религиозный культ как единство трансцендентного и имманентного, чувственного и рационального, духовно­го и телесного. Ему принадлежит целый ряд теоретичес­ких статей по искусству. Основные культурологич. идеи Ф. отражены в работах: «Стоя и утверждение истины» (1914); «Культ, религия, культура» (1917); «Троице-Сергиева Лавра в России» (1921); «Иконостас» (1922): «Хри­стианство и культура» (1924); Собр. соч. Статьи по ис­кусству. Т. 1. (1985) и др.

ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (1893-1979) - философ, культуролог, богослов. С 1920 г. в эмиграции. Один из основателей (наряду с П. Савицким, Н. Трубец­ким и П. Сувчинским) евразийства; являлся его теоре­тиком. Однако он один из первых покинул его (его от­ход начался весной - осенью 1923 г.), обвиняя его в «геополитических» амбициях, отходе от исходных теоретических позиций. Ф. протестовал против политизации
евразийства, выдвигая приоритет «православия и куль­туры». Одна из наиболее известных статей Ф. «Евразий­ский соблазн» (1928) является классической по обстоя­тельному критическому анализу евразийства. Не имея богословской подготовки, написал блестящий фундамен­тальный труд «Пути русского богословия», который был признан как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Ф. высказывал критическое отношение к западному типу рационально­сти, а также к западной культуре, призывал базировать­ся на истинно православной вере, традициях и самобыт­ной рус. культуре. Известен своими работами: «Богословские очерки» и «Восточные Отцы» (1931): «Византийские Отцы» (1933); «Пути русского богословии» (1937) и др.

ФОНВИЗИН Денис Иванович (1745—1792) — писатель, просветитель, создатель русской социальной комедии. По окончании гимназии при Московском университете посещал занятия на философском факультете университета (не окончил). Тогда же начал заниматься литературной деятельностью. Весьма рано появилась в нем склонность ксатире. До нас дошли два замечательных сатирических произведения молодого Фонвизина - "Лисица-казночей" и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", обличающих плутовство, обман, подхалимство, процветающие при самодержавно-крепостническом строе. Позднее от стихотворной сатиры Фонвизин перешел к сатире в прозе. Один из самых смелых и остроумных образцов сатирической литера­туры XVIII в. — написанная им "Всеобщая придворная грамматика", содержащая исключительно резкую критику двора Екатерины II, как льстивого и продажного. В полную силу сатирическое мастерство Фон­визина проявилось в комедиях "Бригадир" и "Недоросль". В комедии "Бригадир" (пост. 1770) Фонвизин остроумно и метко осмеял пороки правящего класса: глупое подражание иностранцам, невежество, лице­мерие. В "Недоросле" (пост. 1782) он обличал основное зло тогдашней русской жизни - крепостничество.

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) – русский философ и психолог. С 1922 г. в эмиграции. Главная тема его исследований – человек и смысл его жизни как социально-философская проблема. В его работах анализируется состояние современной Европейской культуры. Он приходит к неутешительным выводам: вера в прогресс науки и культуры безвозвратно утеряна. Прежние ценности уже не прельщают людей и «подлежат еще по меньшей мере пересмотру и проверке». Ф. пишет о том, что «обаяние кумира культуры померкло в нашей душе также, как обаяние кумира революции и кумира политики»; «мы не находим больше опорных точек, мы не находим твердой почвы, на которую мы можем с доверием опереться». Основные работы: «Философия и жизнь, Этюды и наброски по философии культуры» (1910); «Природа и культура» (статья, 1910); «Об основах и пределах отвлеченного знания» (1915); «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию» (1917); «Крушение кумиров» (1924); «Смысл жизни» (1926); «Русское мировоззрение» (1930); «Духовные основы общества» (1930); «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (1956); «Этюды о Пушкине» (1957); Сочинения (1990); Собр. Соч. (1992) и др.

ФРАНС Анатоль (1844-1924) – франц. писатель, лауреат Нобелевской премии 1921 г. В своих романах бесстрастно описывает современную ему действительность («Преступление Сильвестра Боннара», «Суждения господина Жерома Куаньяра», «Таис»). Автор незаметно подводит к мысли о том, что никакие ценности и идеалы не выдерживают испытания жизнью, если они не выражают сути личности, человек легко отказывается от них, меняет веру. Настоящие же ценности человека не в манере мышления, которую легко изменить, а в этическом настрое личности, убеждает писатель.

ФРЕЙД Зигмунд (1865-1939) – австрийский врач-психиатр и психолог, основоположник психоанализа и психоаналитического подхода к культуре – научного направления, стремящегося применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом. Основная идея Ф., как культуролога, сводится к тому, что культура, и особенно ее важнейшая часть – искусство, есть результат превращения («сублимации») психобиологической, главным образом сексуальной, энергии человека («либидо») в духовные и материальные культурные ценности. При этом природное, «звериное» начало в людях, их влечения, страсти, инстинкты силой принуждения постоянно подавляются ими самими на индивидуальном или социальном уровне, что нередко отрицательно сказывается на физическом здоровье личности, да и общества в целом. Именно этому посвящена работа Ф. «Недовольство культурой» (1930), в которой он предостерегает против «слишком человеческого» переизбытка культуры в виде разного рода условностей и запретов, в частности в области взаимоотношений полов. Поэтому Ф. и считается идейным вдохновителем нынешней сексуальной революции, как Маркс – революции социальной. Другим важным вкладом Ф. в культурологию стали его исследования т.н. бессознательного – той глубинной и «темной» области человеческой психики, которая связана преимущественно с художественным творчеством. Искусство, по Ф., будучи «сублимацией» и рождаясь в подсознании, нейтрализует присущую человеку агрессивность (инстинкт смерти) и выступает, подобно религии, как «самотерапия». В подсознании коренятся и такие искусственные понятия, как «вдохновение», «катарсис», «индивидуальный стиль», обычно не подверженные контролю разума. Идеи Ф. заметно сказались на теории и практике многочисленных модернистских направлений в искусстве, прежде всего сюрреализма.

ФРЕЙЗЕР Джеймс Джордж (1854—1941) — английский религиовед, этнограф и литературовед. Широко известна его книга «Золотая ветвь» (первое издание в 2-х томах вышло в 1890 г.; в 1911—1915 гг. под тем же названием — 12-томный труд). В творчестве Ф. особое место уделено проблемам формирования духовной культуры. В центре внимания Ф. находились первобытная религия, суеверия, мифы, легенды, обряды, психология первобытного человека. Опираясь на эволюционную концепцию истории человека и его культуры, Ф. сопоставляет множество фактов и культов первобытных и древних народов. Он составляет классификацию магических и колдовских представлений и приемов, выводя их из психологических ассоциаций. Ф. подразделяет магию соответственно на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиозную»). Главный итог его творчества – демонстрация на огромном фактическом материале связи между современными религиями и первобытными верованиями, всесторонний анализ эволюции культуры человеческого общества.

ФРОБЕНИУС Лео (1873—1928) - немецкий филолог, этнограф, историк-африканист и культуролог. Основатель культурно-морфологической школы. Ф. разработал концепцию морфо­логии культуры. В 1925 во Франкфурте-на-Майне он основал Ин-т морфологии культуры. Каждую культуру, согласно его воззрениям, можно уподобить организму, который по своим внутренним законам и в отведенные природой сроки родится, расцветает, живет и умирает. Культура как самостоятельная сущность проходит те же ступени развития, что и все живое на земле: растение, животное и человек. Если культуру пере­садить из родной почвы в чужую, то там она, подобно расте­нию, начнет пускать новые корни, питаться новыми вещества­ми и развиваться в новом направлении. Новые культуры, как правило, плод соединения нескольких старых. И как челове­ческое дитя, новая культура наследует и достоинства, и недо­статки родителей. Причем, как и у людей, культуры бывают мужского и женского рода. Идею о том, что культуры могут быть мужскими и женскими, Ф. иллюстрировал на материале африканских культур: патриархальной у эфиопов и матриар­хальной у хамитов. Культуры обладают собственным характе­ром, «культурной душой», переживающей стадии рождения взросления, старения и смерти. В мужской культуре все стре­мится вверх: человек совершает карьеру и повышает свой ста­тус, свайные жилища строят, как и кровати внутри них, на нож­ках, жизненные планы строятся на далекую перспективу. В женских же все стремится вниз: люди строят подземные жи­лища и зернохранилища, земляные печи, в религии централь­ную роль играет представление о подземном царстве мертвых. Сравнивая Восток и Запад, первый он уподоблял женской, а второй — мужской форме культуры. Соединение мужской и женской форм дает более высокую смешанную культуру. Сли­яние разных культур происходит интенсивнее всего на пере­сечении торговых и караванных путей — в центрах человечес­кой активности. Здесь происходит наиболее интенсивный диалог разных культур. Отсюда можно сделать вывод: чем ин­тенсивнее в обществе будут культурные, торговые, военные, информационные, политические контакты, тем выше будут скорость и глубина культурной диффузии. Понятно, что вероятность зарождения новых культур ниже в регионах слабого культурного обмена — в «культурной провинции» Земли. Ему удалось то, что не удавалось сделать многим ученым до него: органично соединить две противоположные позиции — диффузионизма и эволюционизма. Организовав несколько экспедиций в Африку, он собрал богатейший эмпирический материал. Применив метод картографирования культурного простран­ства, он отобразил на ней всю мозаику африканских культур. Он полагал, что та или иная культура создается природой и хозяйственной деятельностью человека, который, тем не ме­нее, ее творцом не является. Хозяйствуя на земле, он всего лишь приспосабливается к природно-географическим условиям, по ходу дела создавая себе комфортную среду обитания. Таким образом, культура вообще создается помимо воли и желания человека, а конкретный тип культуры, это скорее подкоррек­тированная человеком «фотография» природно-климатических условий данной местности. Исследуя культурную поверхность земного шара, Ф. приходит к выводу, что сходные культуры скапливаются в однородные зоны. Он назвал их «культурными кругами». Он выделил «западно-африканский культурный круг», охватывающий бассейн реки Конго, побережье Нижней и Верхней Гвинеи. Проживающие в нем народы обладают сход­ными культурными чертами: у них наблюдаются прямоуголь­ные дома с двускатной крышей, плетеные щиты, музыкальные инструменты со струнами из растительных волокон, барабан, маски. Если в одном месте находят несколько однотипных куль­тур, то можно говорить о единстве их происхождения. В одина­ковое время в одном и том же месте можно обнаружить не­сколько разных по своему происхождению культур, которые, подобно пластам земли, накладывались друг на друга. В той же Африке Ф. обнаружил слой ранней индийской и более поздней семитской культуры, которые придавили собой еще более древ­ний слой протоафриканской культуры. В сходных географи­ческих условиях рождаются сходные культуры. Идеи Ф. пред­восхищают некоторых философов культуры, в частности Шпенглера и Бердяева.

ФРОММ Эрих (1900—1980) — нем.-амер. психолог и социолог, представитель психоаналитического направления, основоположник неофрейдизма, ученый-гуманист. Ф. пытался соединить психоанализ З. Фрейда с марксистской концепцией отчуждения человека. Он подчёркивает, что современный человек всегда стоит перед выбором «Иметь или быть?» По его мнению, личность благодаря включенности в культуру приобретает соответствующие черты, и это обеспечивает ей её приспособление к требованиям общества, формирует чувство безопасности и защищенности. Имя Ф. может быть поставлено в один ряд с такими выдающимися гуманистами, как Кант, Лессинг, Гёте, Ганди, Толстой, Швейцер. Его по праву относят к тем мыслителям, которые опережая свое время, предвосхищают течение мировых событий, как правило, остаются не до конца понятыми и правильно оцененными. Главная тема размышлений и теоретических поисков таких, напр., широко известных его работ, как «Человек как он есть» (1947), «Разумное общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Концепция человека у Маркса» (1961), «Без цепей иллюзий» (1962), «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), — это взаимодействиепсихологических и социальных факторов в процессе общественного развития, анализ отчуждения человека в современном западном обществе и конструирование различных путей его гуманизации.

ФУКИДИД(около 460-400 до н.э.) - древнегреческий историк. Знатный и богатый афинянин, был на 20 лет изгнан из родного города за поражение его флота в одном из столкновений Пелопоннесской вой­ны. Написал 8-томную «Историю» этой войны с изложением вначале древнейшей истории Греции. Дал историкам пример тщательной про­верки сообщений, рациональной реконструкции причин и хода со­бытий, выражающих природу чело­века, а не волю богов.

ФУКО Мишель Поль(1926—1984) — французский философ, исто­рик культуры. В творчест­ве Ф. различимы три периода: пери­од изучения «археологии знания» (60-е гг.), период исследования «гене­алогии власти» (70-е гг.), период пре­имущественного внимания к «эстети­кам существования» (80-е гг.). Три гл. работы археологического периода — это «Рождение клиники. Археология взгляда медика» (1963), «Слова и ве­щи: Археология гуманитарных наук» (1966), «Археология знания». Как дисциплина «археология знания» вы­являет исторические условия возмож­ности медицины (в частности, психиат­рии), биологии, гуманитарных наук, руководствуясь идеями некумулятивности познания. Наиболее известная среди «археологии» Ф. - «Слова и вещи». В европейской истории познания вычленяют­ся три эпистемы, или познавательных поля,— Возрождение, классический рационализм и современность. Главное основа­ние для их сопоставления и противо­поставления — специфика означающе­го механизма, соотношения «слов» и «вещей», и соответственно перипетии языка в культуре: язык как вещь среди вещей (Возрождение), язык как прозрачное средство выражения мысли (классический рационализм), язык как самостоятельная сила в современной эпистеме. Последнее превращение «языка» вмес­те с «жизнью» и «трудом» угрожают, как считает Ф., единству человека: в современную эпоху вопрос о человеке как сущности невозможен. В этом смысл идеи «смерти человека» («человек уми­рает— остаются структуры»), воспри­нятой сторонниками и противниками Ф. как девиз структуралистского дви­жения. В нынешней ситуации, считает Фуко, когда мораль кодов и установле­ний оказывается исчерпанной, на пер­вый план выходит «эстетика су­ществования» как мораль конкретно­го поступка. Постструктуралистская свобода немыслима без знания, анализа, исторических иссле­дований; она предстает не как немо­тивированный допредикативный акт, а как выбор из проработанных мыслью альтернатив, предоставляемых истори­ческой конфигурацией жизненных прак­тик. Ф. занял своё особое место в ряду самых значительных фигур современной западной мысли.

 

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) – немецкий философ-экзистенциалист. Культуру XX в. рассматривал как безличный мир, где все анонимно, где никто и ничего не решает и не несет ни за что ответственности, где все – «другие», и человек, переставая быть самим собой, тоже является «другим» по отношению к себе. Х. стремится постигнуть самого человека, исходя из «истины бытия». Анализируя происхождение метафизического способа мышления и мировосприятия в целом, Х. пытается показать, как метафизика, будучи основой всей европейской жизни, постепенно подготовляет новоевропейскую науку и технику, ставящие своей целью подчинение всего существующего человеку, как она порождает иррелигиозность и весь стиль жизни современного общества, его урбанизацию и омассовление. Бытие живет, по Х., в самом интимном лоне культуры – языке: «Язык – это дом бытия». При современном отношении к языку как орудию он техизируется, становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание»; теряется та последняя нить, которая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Открывающий «истину бытия» язык продолжает жить, прежде всего, в творчестве поэтов. Свою филологию Х. развивал в русле традиций немецкого романтизма, выражая романтическое отношение к искусству как хранилищу бытия, дающему человеку «защищенность» и «надежность».

ХАЙЯМ Омар(1048 – после 1123 или 1132) - персидский поэт, выдающийся учёный - астроном, математик, философ. Автор «Рубайят». Зем­ляки наградили его почётными ти­тулами «доказательство истины» и «царь философов Запада и Востока». Х. родился в семье ремесленников, в городе Нишапуре, на востоке Ирана. Там же окончил медресе — высшее мусульманское учебное заведение. Благодаря блестящим способностям и феноменальной памяти Х. приобрёл энциклопедические знания по всем наукам, обязательным для образованного мусульманина того времени: математике, физике, астрономии, философии, теософии, правоведению, истории, основам стихосложения. Он был начитан в арабской и персидской поэзии, сведущ в науке врачевания и искусен в предсказаниях по звёздам. «Трактат о доказательствах проблем алгебры» принёс 25-летнему Х. славу выдающегося математика. Математические откры­тия учёного опередили современную ему европейскую науку на 500 лет: на­пример, он вывел формулу, названную впоследствии биномом Ньютона. Будучи придворным астрологом, Х. возглавил од­ну из крупнейших в средневековом мире обсерваторий. С группой «луч­ших астрономов века» он составил новый солнечный календарь, наибо­лее точный из всех ныне существу­ющих. В последние годы жизни Х. вёл замкнутый образ жизни: преподавал в медресе и общался лишь с узким кругом учеников, друзей и по­читателей. В это время он приобрёл славу крамольного философа — опас­ного вольнодумца и вероотступника. Умонастроения Хайяма достаточно чётко прослеживаются в его философ­ских трактатах, однако «вольнодумст­во» выражено гораздо ярче и откро­веннее в стихах. По-видимому, учёный сочинял стихи на протяжении всей жизни, ад­ресуя их лишь самому себе, своим друзьям и ученикам. А достоянием гласности его стихотворные фило­софские афоризмы и дерзкие эпи­граммы стали благодаря народной форме стихов — рубай. Персидское четверостишие было предназначено для устного распро­странения, оно во многом подобно русской частушке. Стихи Х. поражают логической точ­ностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи — спор с Богом о разумности мироустройства, который бесстраш­ный, вечно сомневающийся бунтарь вёл всю жизнь. Безумный гончар, разбивающий свои творения, — вот какое сравнение находит поэт для «Господина миров». Х. задавал себе и небу мучительные вопросы и был первооткрывате­лем этой темы в рубаи. Для него сущест­вование Бога не подлежало сомнению, но являлось горькой реальностью. Х. не уверен не только в справедливости Всевыш­него, но и в Его «здравом смысле». Стремясь испытать логикой веру, поэт неизменно приходил к неутешитель­ным выводам. Не раскрыв мучивших его тайн бытия, мудрец задал своим читателям множество неразрешимых вопросов, над которыми до сих пор бьются ис­следователи его поэзии.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 475;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.