СЛОВАРЬ 12 страница

РАТЦЕЛЬ Фридрих (1844—1904) - немецкий географ и этнограф, представитель диффузионизма, основатель «политической гео­графии», иногда ошибочно признаваемый основателем «антропогеографической школы». Главная заслуга в том, что ему уда­лось доказать влияние природных условий на развитие народов и культур в разных географических зонах. В результате у него получилась своеобразная географическая карта культурной жизни человечества. В своих трудах «Антропогеография», «На­родоведение», «Земля и жизнь» он дал общую картину рассе­ления народов и распространения культур. По земной поверх­ности с различной скоростью перемещаются не только людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явле­ния. Сложные явления передвигаются медленнее, простые — быстрее. Хозяйственные формы, экономические институты, навыки земледелия или металлургии, традиции и ценности перенимаются народами крайне медленно и с большим трудом. Гораздобыстрее и легче заимствуются украшения, предметы быта и одежда. Причиной служит то обстоятельство, что традиции и навыки распространяются только вместе со своими носителями, а одежда и мебель этого не требуют. Он считал, что собственное изобретение людьми не так высоко ценится, как заим­ствованное. Вместе с тем, народ, изобретший хозяйственные приемы, может оценить их в меньшей степени, нежели другой, сумевший найти им, наибольшее культурное применение.

РАФАЭЛЬ Санти (1483-1520) - великий итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502-1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-1518) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1514-1515). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме.

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943) - композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С четырех лет обучался музыке под руководством ма­тери. С 1882 г. занимался в Петербургской, с 1885 г. в Московской кон­серваториях. В 1892 г. приступил к концертной деятельности. С 1893 г. преподаватель, позднее также инспектор музыки в Мариинском учили­ще. Екатерининском и Елизаветинском институтах. В 1897—1898 гг. ди­рижер Московской частной оперы С.И. Мамонтова, 1904—1906 гг. дири­жер Большого театра, участвовал в симфонических концертах. Выступал как пианист и дирижер в городах Европы, в 1909 г. совершил первую кон­цертную поездку в США. С 1909 по 1912 гг. инспектор русской музыки при Главной дирекции Русского музыкального общества. Осенью 1917 г. выехал в Швецию, затем жил в Париже, Швейцарии, Нью-Йорке. С 1918 г.
поселился в США. Занимаясь преимущественно исполнительской дея­тельностью, закрепил за собой славу величайшего пианиста мира. В годы Великой Отечественной войны посылал сборы с концертов в фонд обо­роны СССР. Сочинения оперы – «Алеко» (1903), «Франческа да Рамини», «Скупой рыцарь» (обе соч. 1904 г.); кантата «Весна» для баритона, хора и оркестра (1902), поэма для солиста, хора и оркестра «Колокола» (1913), три русских песни для оркестра и хора (1926), три симфонии (1895; 1907; 1936), фантазия «Утес» (1893), каприччо на цыганские темы (1894), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, четыре концерта (1891, 2-я ред. 1917; 1901; 1909; 1926), рапсодия на тему Н. Паганини (1934) для фортепиано с оркестром; камерно-инструментальные ансамбли; многочисленные сочинения для фортепиано, семьдесят (кроме юношеских) романсов, в том числе «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Проходит все», «Здесь хорошо» и др.; хоры.

РЕМАРК Эрих Мария (1898-1970) – немецкий писатель. Обращается к теме «потерянного поколения». В романе «На западном фронте без перемен» автор рисует картины Первой мировой войны. К книге предпослан эпиграф, где автор поясняет: «Эта книга не является ни исповедью, ни обвинением». Автор действительно никого не осуждает, ничего не пропагандирует, он бесстрастно «протоколирует» жизнь четырех юношей, которые в хаосе и безнадежности жизни ищут какую-то основу, опору. Главный герой находит этот стержень в дружбе, любви, фронтовом товариществе. Ремарк был одним из любимых писателей молодежи.

РЕМБО Артюр(1854-1891) - французский поэт. Посвятил Парижской Коммуне полные революционного пафоса стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны-Мари» (оба около 1871 года). В близких к символизму стихах «Сквозь ад» (1873) и «Озарение» (1886) реалистические тенденции сочетаются с нарочитой алогичностью, «разорванностью» мысли.

РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн(1605 – 1669) - великий нидерландский живописец, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рейна отличается демократизмом, жизненностью образов. Сочетал глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основываясь на эффектах светотеней, писал портреты, в т. ч. групповые («Ночной дозор», 1642); религиозные («Святое семейство», 1645) и мифологические («Даная». 1636) сцены. К 1660м относятся наиболее сложные по психологической структуре религиозные («Возвращение блудного сына», ок. 1668 – 1669) и исторические («Заговор Юлия Цивилиса», 1661) композиции, портреты («Синдики», 1662). Широкая свободная живопись, виртуозная графика (рисунки, офорты) Рейна приобретает особую эмоциональную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия психологических коллизий.

РЕНУАР Огюст(1841-1919) - французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажы, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия («Мулен де ла Галет», 1876), («Ж. Самари»,1877).

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (конец 1863 г.) у И.Н. Крамского и в Академии художеств (1864-1871); преподавал (1894-1907), ректор (1898-1899). Пенсионер Академии художеств в Италии и Франции (1873-1876). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878 г.). В годы учебы на формирование Репина как художника большое влияние оказали Крамской и другие члены Артели художников, а также критик В.В.Стасов. Познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал ее убежденным приверженцем. Наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест мо­дели для ее образно-эмоциональной характеристики отчетливо проявились уже в ранних работах Репина (портреты Р.Д. Хлобощина, 1868, и Б.А. Шевцовой, 1869, — оба в ГРМ; "Воскрешение дочери Иаира", 1871, ГРМ). С начала 70-х годов. Репин выступил как художник-демократ, борющийся против далекого от жизни академического искусства. В 1870— 1873 гг. после поездок на Волгу и длительной работы над этюдами Репин в картине "Бурлаки на Волге" пришел к глубокому и яркому ис­толкованию жизни бурлаков; обличая эксплуатацию народа, он одно­временно утверждал скрытую в нем силу и зреющий протест. В 1873— 1876 гг. в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы; важным шагом в овладении пленэрной живописью были пейза­жи этого периода ("Дорога на Монмартр в Париже", 1876). По воз­вращении из-за границы, в Чугуеве, Репин создал портреты, отличающиеся исключительной силой типизации ("Мужике дурным глазом", "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, "Протодья­кон", ГТГ, — все 1877 г.). В конце 1870 — начале 1880-х годов Репин сна­чала в Чугуеве, а затем в Москве увлеченно работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879), раскрывая в некоторых произведениях социальные противоречия в жизни русской деревни ("В во­лостном правлении", 1877). Эти работы подготовили Репина к созданию полотна "Крестный ход в Курской губернии" (1880—1883), в котором ему удалось показать многообразие жизни пореформенной Рос­сии, сложность существующих в ней социальных отношений. В 1880-х годах Репин много работал над темой революционного движения. Со­чувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счас­тье, он создал целую галерею образов, ярко отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-1885, "Арест пропагандиста", 1880—1892, "Не ждали", 1884-1888). Репин создал большую портретную галерею своих современников, в которой проявилось его умение раскрыть личность и в психологичес­ком, и в социальном плане: портреты В.В. Стасова (1873), А.Ф. Писем­ского (1880); М.П. Мусоргского (1881), П.А. Стрепетовой (1882), А.И. Дельвига (1882), Л.Н. Толстого (1887) — все в ГТГ. Высокого мас­терства он достиг и в графике: его карандаш свободно передавал натуру во всей ее красоте и многообразии (рисунок "Девочка Ада", 1882, ГТГ, "Невский проспект", 1887, ГРМ). В 1880—1890-х годах он много работал над иллюстрациями. Репин работал и в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали психологические и драматические задачи изображе­ния сильных натур, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами ("Царевна Софья", 1879). Картина "Иван Гроз­ный и сын его Иван" (1885), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспо­тизма. Последним значительным историческим произведением Репина была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878—1891), главным героем которой стал свободолюбивый народ. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина — одна из вершин русского демократического искусства. Ученики Репина — И.И. Бродский, И.Э. Грабарь, Д.Н. Кардовский, Б.М. Кустодиев и др. После 1917 г. Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899 г.), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репино, до 1940 г. принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вер­нуться в СССР. "Пенаты", где он умер и похоронен, с 1940 г. мемориальный музей. Мемориальный музей имеется также в Чугуеве.

РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947) -русский живописец, археолог. Учился в петербургской Академии художеств (1893-1897) у А.И Куинджи, затем в Париже (1900-1901). Секретарь ОПХ (с 1901 г.) и директор Рисовальной школы при нем (1906-1918). Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910-1919 гг.). С 1920 г. жил в основном в США и Индии. Совершил две большие экспедиции (1924-1928 и 1934-35) по Центральной и Восточной Азии, собрал ценные археологичес­кие и этнографические материалы. Тематику творчества Рериха опреде­ляли сначала интерес к славянскому язычеству ("Дозор" 1905 ГРМ), а с 1920-х годов к буддизму ("Тибет. Монастырь", 1942 ГРМ) представ­ление об историческом развитии как о цепи мировых катаклизмов ("Не­бесный бой", темпера, 1912, ГРМ). Произведения Рериха отличаются напряженной эмоциональностью, лапидарностью выразительных средств (контурный рисунок, локальные контрастные тона), а в поздний период усложненным аллегоризмом замысла ("Знаки Гэсера", 1940 "Помни», 1945). В 1910-е годы оформлял спектакли антрепризы С.П. Дягилева (балет И.Ф. Стравинского "Весна священная", 1913 и др.), работал в области монументальной живописи (эскизы росписей церкви св. Духа в Талашкине, 1914, и др.). С 1920-х годов Рерих занимался обширной просветительной деятельностью по международной охране памятников мировой культуры; в 1954 г. на основе так называемого пакта Рериха в Гааге был подписан заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

РИККЕРТ Генрих (1863-1936) – немецкий философ. В науках о культуре, в частности в истории, главная исследовательская работа, по его мнению, состоит в том, что все явления должны связываться с определёнными ценностями (истина, красота, святость и т.д.); некоторые из них трактуются в духе платонизма как образующие особое «царство ценностей по ту сторону субъекта и объекта». Р. писал: «Будем понимать под культурой совокупность объектов, связанных с обще значимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей». Он критически относился к крайним положениям Ницше о нарастании «воли жизни» как смысле культуры, предостерегая, что подобная переоценка ценностей сводится по существу к биологическому принципу. Жизнь - лишь условие всякой культуры, а не её самоценность, считает философ. Она должна служить культуре, быть её средством. Совместно с Виндельбандом (1848-1815) Р. считал, что философия должна выполнять задачу обоснования ценностей культуры, напоминая о её главной ценности - человеческой личности. Перекликаясь с Ницше, Виндельбанд и Р. указали на главную опасность культуры – массовое сознание. Победа массового сознания может привести к гибели культуры, поскольку культура всегда опирается на человеческую индивидуальность, духовное неравенство. Основные работы Р., изданные на русском языке: «Науки о природе и науки о культуре» (1911); «Ценности жизни и ценности культуры» (1912-1913); «Философия жизни» (1922).

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908) - композитор, педагог, дирижер, музыкальный деятель. Окончил Петербургский морской кадетский корпус (1856-1862). Музыкой начал заниматься в детстве. В период пребывания в корпусе продолжал обучаться музыке, в том числе у М. А. Балакирева, и примкнул к "Могучей кучке". С 1862 по 1863 г. находился в кругосветном плавании, где написал Первую симфонию. В 1871 г. был приглашен в Петербургскую консерваторию, профессором которой состоял до конца жизни. В 1873 г. вышел в отставку и был назначен инспектором военных оркестров флота (до 1884 г.). В 1874 – 1881 гг. — директор и главный дирижер Бесплатной музыкальной школы. В 80-е годы возглавил Беляевский кружок. С 1886 по 1990 г. руководил организованными М.П. Беляевым Русскими симфоническими концерта­ми (в 1899 г. выступил с исполнением русской музыки в Париже). В 1907г. дирижировал концертами русской музыки в Париже. Н.А. Римский-Корсаков — один из классиков русской музыки и выдающихся мастеров мирового музыкального искусства. Сочинения: оперы — "Псковитянка" (1873), "Майская ночь" (1880), "Снегурочка" (1882), опера-балет "Млада" (1892), "Ночь перед рождеством" (1895), "Садко" (1897), "Моцарт и Сальери" (1898), "Боярыня Вера Шелога" (1898), "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане" (1900), "Сервилия" (1902), "Кащей Бессмертный" (1902), "Пан воевода" (1904), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), "Золотой петушок" (1907); кантаты "Свитезянка" (1897), "Из Гомера" (1901), "Песнь о вещем Олеге" (1899), "Дубинушка" (1906), и др.; три симфонии (1865, 1868, 1873), Увертюра на русские темы (1866), музыкальная картинка "Садко" (1867), "Сказка" (1880), "Испанское каприччо" (1887), "Светлый праздник" (1888), сюита "Шахерезада" (1888), семь сюит из
опер и другие произведения для оркестра, концерты для фортепьяно с оркестром, для скрипки с оркестром; сочинения для камерно-инстру­ментальных ансамблей; семьдесят девять романсов, в числе которых "Звонче жаворонка пенье", "На холмах Грузии", "Анчар", "Пророк"; два сборника обработки народных песен; книги "Практический учебник гармонии" (Спб.,1886); "Основы оркестровки" (1913),"Летопись моей музыкальной жизни" (СПб., 1909) и др.

РОДЕН Огюст(1840-1917) - французский скульптор. Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную ленту, текучесть формы (родящее творчество Родена с импрессионизмом) сочеталось обобщениями мысли («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», «Мыслитель».)

РОЗАНОВ Василий Васильевич(1856-1919) -русский писатель, публицист, философ, автор религиозно-философских и культурологических сочинений. Одна из его наиболее известных работ «Религия и культура», очерки из кн. «Около церковных стен», в которых предлагается нетра­диционная трактовка проблем русской культуры христиан­ства и церкви. В конце своей жизни написал самое из­вестное свое сочинение «Апокалипсис нашего времени» (1917—1918), в котором размышлял о гибели России и ее культуры; здесь же в том или ином виде как бы по­вторил свои прежние размышления о христианстве, пу­ризме, язычестве, семье и др. Р. придавал большое зна­чение роли пола в развитии культуры: «Культура наша, цивилизация, подчиняясь мужским инстинктам, пошла по уклону специфически мужских путей - высокого раз­вития гражданства, воспитания «ума», с забвением и пренебрежением, как незначащего и низкого «удоволь­ствия», всего полового, т.е. самих родников, источни­ков семьи, нового и нового рождения». Полного собра­ния сочинений этого мыслителя до сих пор нет, хотя незадолго до своей смерти Р. составил план издания своих сочинений - в 50 т. Основные произведения: «Легенда о великом ин­квизиторе Ф. М. Достоевского» (1894); «Сумерки просве­щения» (1899); «Религия и культура» (1899); «Природа и история» (1903); «Опавшие листья» (1913—1915) и др.

РОКОТОВ Федор Степанович (1735 (?)—1808) - русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (с 1760 г.). Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенноовладел приемами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. ("Екатерина И", 1763, ГТГ и ГРМ); вместе с тем безыскусствен­ность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. ("И.Л. Голенищев-Кутузов", первая половина 1760-х годов, ГРМ). Сблизившись (после переезда в Москву в 1765г.) с наиболее просвещенными представителями московской дворянской интеллигенции, Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни с его показным блеском и суетностью. В интимных портретах 1760—1770-х годов ("В.И. Майков", около 1765 г., "А.И. Воронцов", конец 1760-х годов, "А.П. Струйская", 1772, - все в ГТГ) неприятие Рокотовым всего показного, внешне эффектного проявляется в приглушенности общего настроения, в искренности, внутренней одухотворенности и в то же время затаенности чувств героев. Эмоциональное воздействие его живописи во многом зависит от преображающей силы света, неяркий, но интенсивный поток которого словно "вызывает" из темноты освещенную сторону лица и шеи, выдвинутое вперед плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания тканей и драгоценностей. В портретах 1780-х годов загадочную полумглу сменяют более отчетливые красочные тона и более определенные объемы (В.Е. Новосильцева, 1780, ГТГ; Е.В. Санти, 1785, ГРМ). Всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознается теперь как свойственное модели чувство высокого духовного превосходства. В позднем творчестве Рокотова сказался общий для русского искусства переход от утонченности рококо к ясности и строгости классицизма.

РОССИ Альдо (р. 1931) – итальянский архитектор и историк искусства. Редактор журнала «Казабелла». Сторонник неорационалистического направления; в основе его архитектурных идей - классическое наследие Булле и Леду. Автор книги «Архитектура города», ставшей фундаментальным текстом современного урбанизма.

РОССИ Карл Иванович (I775-1849) - русский архитектор. Представитель позднего классицизма. С 1796 г. работал помощником архитектора В.Ф. Бренны, в 1802-1803 гг. учился в Италии. В 1804 г. назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге в 1806 г - архитектором кабинета его величества, в 1809 г. направлен в "Экспедицию кремлевского строения" в Москву (московские постройки Росси не сохранились). В 1815 г. вернулся в Петербург. С 1816 г. - один из главных архитекторов "Комитета для строений и гидравлических работ". Создал на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральной части города. После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818-1822) Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819-1825; ныне здание ГРМ) и торжественный ансамбль Михайловской площади (ныне площадь Искусств) и Михайловской улицы (ныне улица Бродского) соединяющей ее с Невским проспектом. Выполненные по проекту Росси интерьеры Михайловского дворца (сохранились частично, в том числе Белый зал) свидетельствует о его высоком мастерстве декоратора. В 1819-1829 гг. Росси возвел ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь. Росси изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал ее на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой. В 1816-1834 гг. в связи с постройкой Александринского театра Росси создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, состоящий из Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Александрийской площади (ныне площадь Островского) и Чернышева моста площади (ныне площадь Ломоносова). Последней крупной работой - здания Сената и Синода - Росси в 1829-1834 гг. завершил формирование Сенатской площади. Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизм. Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в решении архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоничное сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приемы (например, металлические перекрытия). Подчеркнуто триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812 г Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-1824) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде – колокольню Юрьева монастыря (1838-1841), в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 г. (1826; после пожара 1837 г. восстановлена В.П. Стасовым).

РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (р. 1927) - выдающий­ся российский виолончелист, дирижер. Профессор Московской консерватории (1960-1974). С 1974 – в эмиграции; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство восстановлено. В 1977-1994 возглавлял Вашингтонский симфонический оркестр. Лауреат ряда международных конкурсов.

РОТТЕРДАМСКИЙ Эразм Дезидерий (1469 - 1536) - нидерландский ученый – гуманист, писатель, ученый, богослов, виднейший представитель Северного Возрождения. Искал компромиссные решения острых религиозно-философских, социальных проблем.

РУБЕНС Питер Пауль (1577 – 1640) - великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По таланту и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Р. принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII в. Современники называли его королем художников и художником королей. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Р. от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», ок. 1611 -1614, «Персей и Андромеда», ок. 1620 – 1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», ок. 1622 – 1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», ок. 1635 -1640), полные живого обаяния портреты («Камеристка», ок. 1625). Живописи Р. присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Р. работали А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.

РУБЛЁВ Андрей(ок. 1360 или 1370 - 1427 или 1430) - живописец. В зрелом возрасте, видимо, на рубеже XIV и XV вв., принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре или, по другим источникам, в Спасо-Андрониковом монастыре. До пострижения принадлежал, возможно, к кругу великокняжих мастеров. Один из основоположников московской школы иконописи, Андрей Рублев формировался в атмосфере национального подъема второй половины XIV — начале XV вв., в кругу идей, связанным с Сергием Радонежским и его окружением. Идеалы возвышенной духовной красоты, "благого судии", открытого земному миру, воплощены Андреем Рублевым в иконах Звенигородского чина (сохранились "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел" - все рубеж XIV—XV вв. или 1410-е годы, ГТГ). В центральном произведении Андрея Рублева иконе "Троица" (конец XIV - начало XV вв., по другим исследованиям – около 1411 или 1425 гг.) он облек в совершенную художественную форму философскую сущность тринитарного учения Сергия Радонежского, воплотил в ней "премирную тишину безглагольности" (П. Флоренский). В 1405 г. совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца (возможный учитель Андрея Рублева) расписал Благовещенский собор в Московском Кремле (фрески не сохранились), в 1408 г. совместно с Даниилом Черным (друг и "сопостник" Андрея Рублева) - Успенский собор во Владимире и написал иконы для его многоярусного иконостаса (ныне в ГТГ и ГРМ). Из фресок этого цикла наиболее значительны сцены "Страшного суда", трактованные как праздник торжества справедливости и духовности. В 1425-1427 гг. расписал Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (фрески не сохранились) и написал несколько икон для его иконостаса, отмеченных необычным для Андрея Рублева драма­тизмом ("Апостол Павел" и др.). Последней работой Андрея Рублева источники называют роспись Спасского собора Андроникова монасты­ря (1427, сохранились фрагменты орнаментов).

РУДАКИ Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад (около 860 - 941) -родоначальник классической поэзии на новоперсидском языке, в традиции на­граждён титулом «Адам поэтов». Он объединил в своём творчестве доис­ламские музыкально-поэтические традиции, иран­скую народную песенную традицию и нормы арабского стихосложения. Р. родился в маленьком горном селе­нии Рудак (перс. «речка»), расположен­ном в горах Зеравшанского хребта. По названию родных мест поэт избрал себе поэтический псевдоним. Наделённый от рождения чудесным голосом и прекрасным слухом, Руда­ки с детства ходил по горным селени­ям и исполнял под аккомпанемент чанга (род лютни) песни из репертуа­ра бродячих музыкантов. Слава его росла, но стремление к знаниям при­вело юного музыканта в Самарканд, где находилась одна из знаменитых духовных школ-медресе. Там Рудаки получил образование, включавшее знание арабского языка и наук, кото­рые обязан был изучить мусульманин. Через несколько лет молва о необы­чайной одарённости поэта и певца-импровизатора достигла столичного дворца. Рудаки был приглашён на службу и па долгие годы стал при­дворным поэтом Саманидов в Бухаре. Но потом поэта, впавшего в неми­лость, изгнали из дворца. Последние годы он провёл у себя на родине, в ма­леньком горном селении, сетуя в сти­хах на старость и нищету. До наших дней со­хранилось две касыды: «Мать ви­на» и автобиографическая «Ода на старость», а также около 40 рубаи (четверостиший). В поэтическом наследии Р. можно выделить три основные темы: стихи, воспевающие радость бытия и наслаждения благами жизни; стихи о бренности человеческого существования; наставления, поучения и жалобы на превратности жизни и жестокость судьбы. В своей философской лирике Р. наряду с арабскими мотивами использует опыт иранских «книг на­ставлений и поучений», а множество отточенных поэтических афориз­мов позднейшие авторы цитируют в его изложении. Изречения Р. стали кры­латыми словами и известными пер­сидскими поговорками. Стихи Р. славятся живопис­ностью и наглядностью образов, бо­гатством конкретных, а не отобран­ных в соответствии с каноном деталей, простотой и элегантностью сравне­ний и метафор и необычайной музы­кальностью. Сам поэт писал, что влюб­лён в красоту своих стихов.

РУССО Жан Жак (1712 – 1778) - великий французский писатель и философ – просветитель. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе – трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

 

СААДИ (между 1203 и 1210— 1292) - персидский писатель, поэт, и мыслитель. Писал на фарси и арабском языках. Одним из первых восточных поэтов стал из­вестен в Европе. А. С. Пушкин писал о нём: «На нити праздного веселья Низал он хитрою рукой Лукавой лести ожерелья И чётки мудрости златой».








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 455;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.