СЛОВАРЬ 14 страница

ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич (1932-1986) - выдающийся российский кинорежиссер. Фильмы: «Каток и скрипка» (1961), «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1971), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1980), «Ностальгия» (1983 Италия), «Жертвоприношение» (1986, Швеция). В основе филь­мов остро и напряженно поставленная альтернатива добра и зла, веры и неверия в человека, философский спор, всегда разрешающийся в пользу гуманистической и оптимистической истины. С 1982 жил за рубежом. Ленинская премия (1990, посмертно).

ТАЦИТ Публий Корнелий (около 58 — около 117) - римский историк и государственный деятель, просла­вился как оратор. Хорошо зная государственный механизм, он по­святил свои главные труды — «Ис­тория» и «Анналы»— обстоятель­ствам и условиям становления Римской империи, её правителям и мировой роли. Писавший «без гнева и пристрастия», Т. считался одновременно «учителем монархов» и обличителем тиранов.

ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (1910-1971)-поэт. Сын крес­тьянина, "раскулаченного" в годы коллективизации. С детских лет писал стихи, публиковавшиеся в сельских газетах 20-х годов. Свою журналист­скую и писательскую деятельность начал во время обучения в Смолен­ском педагогическом институте и в Московском институте философии, истории и литературы. Уже в первых поэмах Твардовского (1931 - 1935) сложились его неповторимый стиль, типичная стихотворная форма. Из­вестность началась с поэмы "Страна Муравия" (1936). Всенародное же признание пришло с изданием "Василия Теркина" - лучшей поэмы воен­ных лет (1941-1945). Как очевидец и непосредственный участник финской и Великой Отечественной войн, Твардовский точно передал в сво­ем произведении радости и невзгоды простого солдата-фронтовика. Пос­ле войны он создает более трагическое произведение "Дом у дороги" (1946). В 1950 г. начинается деятельность Твардовского на посту главно­го редактора журнала "Новый мир" (снят с должности в 1954 г. за прояв­ленный либерализм в работе). В 1958 г. Твардовский вновь возглавил "Новый мир". В период "от­тепели" он сделал журнал центром, вокруг которого группировались ли­тературные силы, стремившиеся к честному изображению советской дей­ствительности, где находили поддержку и защиту многие литературные таланты, в частности А. И. Солженицын, печатались радикальные по духу статьи, стихи, проза. Одновременно продолжается литературная деятель­ность Твардовского. Он пишет пародийную поэму "Теркин на том све­те", поэму "За далью - даль", заставляя по-новому взглянуть на ста­линские времена, поэму "По праву памяти", в которой рассказывает о трагической судьбе отца. А.Т. Твардовский неоднократно был награжден сталинскими, ленин­скими и государственными премиями, занимал руководящие посты, одно­временно подвергаясь бюрократической травле. Он был правдолюбцем и правдоискателем, мучительно избавлялся от ложных идей и оценок.

ТВЕН Марк (1835 - 1910) – американский писатель. Детство провел в городке Ханнибал (Миссисипи). В 1853 г. скитался по стране, был лоцманом на Миссисипи, старателем на серебряных приисках Невады, золотоискателем в Калифорнии, журналистом. Широкую известность получил рассказ Твена на фольклорный сюжет «Знаменитая скачущая лягушка на калавераса» (1865 г.). В 1867 г. Твен побывал в Европе и Палестине. Книга об этой поездке - «Простаки за границей» (1869 г.) - знаменовала триумфальное вступление фольклорного юмора в большую литературу. В 1872 г. Твен выпустил книгу о Дальнем Западе – «Закаленные». Это автобиографические очерки, написанные также от лица «простака», мастера смешной похвалы и жестоких сравнений. В начале 90-х гг. в жизни Твена настала тяжелая пора. Крах его издательской фирмы (1894 г.) вынудил писателя лихорадочно много работать, предпринять годовое путешествие вокруг света (1895 г.) с чтением публичных лекций. Новый удар нанесла смерть дочери. Множество страниц, написанных Твеном в последние два десятилетия его жизни, пропитаны чувством горечи. В ХХ в. Твен – признанный классик мировой литературы и при этом подлинно национальный писатель, открыватель той Америки, где трагическое соседствует с комическим, ужасное – с поэтическим. Один из величайших юмористов нового времени, Твен – также любимый детский писатель.

ТЕЙАР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881-1955) – французский палеонтолог, философ, крупнейший представитель теологической культурологии. Он был одним из первооткрывателей семантропа, древнейшего типа ископаемого человека. Т. считал, что основным недостатком томистской теологии является её статичность, которую он стремился преодолеть с помощью теории эволюции. Он выделил три последовательные стадии эволюционного процесса: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера), «феномен человека» (ноосфера). Т. одним из первых ввел понятие ноосферы как облекающей земной шар идеально «мыслящей» оболочки, формирование которой связалось с возникновением и развитием человеческого сознания.

ТЕРЕНЦИЙ Публий (ок. 195—159 до н. э.) - римский комедиог­раф. Используя сюжеты и маски новой аттической комедии, вы­ходил за рамки традиционных комедийных схем, вводя этичес­кие и гуманистические мотивы и создавая психологически очерченные типы (комедии «Евнух», «Девушка с Андроса»). Оказал влияние на европейскую драматургию.

ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (около 160 — после 220) - христианский богослов. Родился в се­вероафриканском городе Карфа­гене в семье центуриона. Родители его были язычниками, поэтому в молодости он относился к христиан­ству враждебно, однако позже крестился. Основные трактаты Т.: «О свидетельстве ду­ши», «О Плоти Христа», «Против Гермогена». Т. считал, что пере­дать смысл веры можно только через нечто сверхразумное, парадок­сальное. Если бы истины христиан­ства были всем понятны и укладыва­лись в рамки житейской логики, не было бы никакого подвига веры, неповторимого соприкосновения с Живым Богом в мистическом общении. Поэтому Т. реши­тельно отверг попытки упростить, разъяснить, сделать доступным обы­денному сознанию земной путь Христа и Его спасительную миссию. Наоборот — лишь посредством ве­ры человек может их постигнуть. Бо­лее того, Т. безоговорочно отверг философию и вообще всю языческую мудрость как вредную, неистинную да и ненужную верую­щему христианину. Блестящий оратор и полемист, Т. умело доводил до абсур­да и беспощадно высмеивал идеи всех своих оппонентов — гностиков, монархиан и язычников. Т. уда­лось убедительно согласовать Боже­ственную Единицу с Троицей. Он предложил различать Божественных лиц по старшинству, предложил формулу «единого в трёх лицах» Бога и «единосущности» лиц Троицы. Т. чётко сформулировал и другой важнейший догмат христианства, утверждающий двойную — Богочеловеческую — природу Иисуса Христа. Противопоставле­ние веры и знания Т. выразил так: «Верую, ибо это нелепо».

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио; ок. 1489/90-1576) - великий итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность, поздним – напряженный драматизм. Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная»; ок. 1554 «Венера и Адонис», 1554). Подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573-1576).

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889-1975) – английский историк и социолог, автор 12-ти томного «Исследования истории». Т. попытался переосмыслить исторический процесс как круговорот локальных цивилизаций (их количество варьировалось от 21 до 14). По терминологии Т., «цивилизация» - это примерно то же самое, что у Данилевского называется «культурно-исторический тип», а у Шпенглера – «культура» до того, как она вырождается в «цивилизацию». Отдельными цивилизациями движет, по Т., не только Провидение, Судьба или независимый от воли людей шпенглеровский «генетический код», но и чисто человеческий фактор, точнее – «носитель жизненного порыва», «творческое меньшинство», которое отвечает на «вызовы» природной и социальной среды, ведя за собой пассивную массу; когда же «творческое меньшинство» вырождается в паразитарный господствующий слой, на него обрушивается внутренний и внешний «пролетариат», т.е. угнетенные и обездоленные изнутри и извне, и цивилизация (или империя) гибнет. В этой связи Т. считал главными опасностями для культуры резкое расслоение общества на классы и вытекающие отсюда революции и войны. Т. усматривает прогресс человечества в духовном совершенствовании и восхождении к единой синкретической религии. Его можно отнести к представителям общественно-исторической школы в культурологии.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817—1875) — поэт, драматург, прозаик. Сын графа К.П. Толстого, троюродный брат Л.Н. Толстого. Воспитывался дядей, известным писателем Антонием Погорельским. Творчество Толстого многожанрово. Он начал печататься как прозаик разрабатывал мистико-фантастическую тематику ("Упырь", 1841). С 1840-х годов писал стихи и баллады: "Колокольчики мои...", "Шумит на дворе непогода...". Благодаря мелодичности стихов более половины их было положено на музыку. Огромную популярность Толстому принесло создание вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми комической литературной маски Козьмы Пруткова (1854), юмор которого легко переходит в сатиру. Большой интерес у читательской аудитории вызвало появление исторического романа "Князь Серебряный" (1863). Однако высшим художественным достижением Толстого стала драматическая трилогия: трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868) и "Царь Борис" (1870). Трагизм русской истории предстает у Толстого как объективно неизбежный при любом носителе власти.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1883—1945) — писатель, драматург. Родился в семье помещика. В 1901 — 1908 гг. учился в Петербургском технологическом институте, не окончил его. С 1905 г. публиковал символистские стихи, затем рассказы и пьесы, принесшие ему писательскую известность. В основу дореволюционных произведений, повествующих о жизни провинциального дворянства, Толстой положил большей частью необычные, даже утопические события, в них много юмора, наблюдательности и фантазии. В 1917 г. Толстой занял антибольшевистскую позицию, работал в отделе пропаганды у генерала Деникина. В 1918 г. бежал по Францию, в 1921 г. переехал в Берлин. Находясь в эмиграции, после других произведений он написал и автобиографическую повесть "Детство Никиты" (1920—1922), и роман о революции "Хождение по мукам", который был позже переработан в роман "Сестры", ставший первой книгой основного его произведения — трилогии "Хождение по мукам". В 1923 г. Толстому было разрешено вернуться в СССР. В 20-е годы на него нападали как на "попутчика", хотя его утопический роман "Аэлита" (1922—1923), написанный еще в эмиграции, посвящен изображению пролетарской революции на Марсе. Сам Толстой намеренно находился в стороне от всяких литературных группировок. Его стиль отличается реалистической традиционностью, исключительно наглядной образностью. Славу Толстому принесли два его обширных произведения, над которыми он работал свыше десяти лет: "Петр Первый" (1929—1945) и "Хождение по мукам" (1922—1941). Исторический роман "Петр Первый" описывает жизнь Петра с детства до 1701 г., более всего в нем замечательна широта охвата второстепенных персонажей, принадлежащих ко всем слоям общества. Пути русской интеллигенции, постепенный поворот образованного класса в сторону большевиков составляют основу трилогии "Хождение по мукам". Наиболее интересна ее первая часть о духовных исканиях интеллигенции в предреволюционное время.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 —1910) — великий писатель, драматург, критик. Из знатной дворянской семьи. В 1844 г. поступил на восточный факультет Казанского университета, затем перешел на юридический. Не закончив курса, уехал в Ясную Поляну (1847). С 1850 г. в Москве начинает свою писательскую деятельность. Весной 1851 г. уезжает к брату в действующую армию на Кавказ, затем переводится в Дунайскую армию. Участвует в Крымской войне. В 1856 г. выходит в отставку. Еще на Кавказе Толстой завершил работу над повестью "Детство" (1852), с которой он вошел в русскую литературу. Ее продолжением стали "Отрочество" (1854) и "Юность" (1857). Проблемы возраста, поисков нравственного идеала прослеживаются в повестях: "Записки маркиза" (1856), "Утро помещика" (1856), "Люцерн" (1857), "Казаки" (1852-1863). Психология войны, вопросы совести и нравственной чистоты, храбрости и патриотизма в центре произведений: "Набег" (1852), "Рубка леса" (1853-1855). К публицистическим очеркам близки "Севастопольские рассказы(1855). В 1863—1869 гг. Толстой работает над романом "Война и мир", где объединяет картины исторического и семейного быта, общественной и частной жизни. Широта философско-исторического синтеза и глубина социально-психологического анализа закрепили за этим произведением название "роман-эпопея". В 1873—1877 продолжается работа над романом "Анна Каренина", в центре которого — движение главных героев к переосмыслению общепринятых нравственных ценностей. Духовный кризис 1870—1880-х годов завершился "переломом" в миросозерцании Толстого. В его сочинениях 1880—1890-х годов происходит одновременное усиление не только социального критицизма, но и христианско-морализаторских тенденций. В "Исповеди" (1882) он излагает свои искания "силы жизни". В эти и последующие годы пишет философско -религиозные, эстетические, публицистические работы. Идеологической новизной отличаются и художественные произведения "Власть тьмы"(1886), "Смерть Ивана Ильича" (1884—1886), "Крейцерова соната" (1887).

ТОСКАНИНИ Артуро (1867-1957) – итальянский музыкант, величайший дирижер. Прославился исключительно тонким слухом, замечательной музыкальной памятью, виртуозной техникой и стремлением к предельной точности в реализации авторского замысла. В 1929 г. эмигрировал из Италии в США. Руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром, симфоническим оркестром Национального радио США. Оказал большое влияние на развитие современного дирижерского искусства, оперной и симфонической музыки.

ТОФФЛЕР Олвин(р.1928) – американский социолог и футуролог, публицист. Автор книг «Шок будущего» (1970), «Доклад об экоспазме» (1975) и «Третья волна» (1980). Кризис, переживаемый современным обществом, Т. объясняет переходом к новой (информационной) цивилизации третьей волны (первая – аграрная цивилизация, вторая – индустриальная). Т. утверждает невозможность устранения нежелательных в социальном плане последствий НТР в пределах индустриальной цивилизации и проповедует близость «супериндустриального общества». Путь перехода к нему он видит в гуманизации всех сфер жизни современного общества на основе повсеместного внедрения новейшей компьютерной техники, которое позволит перейти от стандартизированного массового обслуживания к максимально индивидуальному. Необходимым условием выхода из кризиса Т. также считает обеспечение новых форм социальной жизни путем активизации участия широких масс в принятии политических решений и социального многообразия.

ТРЕЗИНИ Доменико Андреа (ок. 1670-1734) – русский архитектор и инженер. Швейцарец по происхождению. С 1703 г. работал в России. По проектам Трезини заложены город Кронштадт и Александро-Невская лавра, в Санкт-Петербурге выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I в летнем саду (1710-1714), Петровские ворота и Петропавловский собор Петропавловской крепости, здание двенадцати коллегий (ныне университет, 1722-1734). Трезини по указанию Петра 1 составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения различных слоев населения («именитых», «зажиточных», «подлых»). Постройки Трезини отличаются четкостью планов, скромным декоративным убранством, сочетанием крупных ордерных элементов с деталями архитектуры барокко.

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776—1857) — русскийживописец. Около 1798 г. начал учиться в петербургской Академии художеств, но в1804 г. был отозван своим помещиком. С 1821 г. постоянно жил в Москве. Уже ранние портреты Тропинина отличаются интимностью образов, нежным, выдержанным в легкой сероватой красочной гамме колоритом (этюды-портреты И.И. и Н.И. Морковых и Н.И. Морковой (1813), портреты жены (1809) и сына (1818). В 1820 — первой половине 1830-х годов в произведениях Тропинина появляются новые черты – отчетливая и детальная характеристика модели, интенсивная красочная гамма, иногда скульптурная четкость объемов (портреты П.А. Булахова, 1823, К.Г. Равича, 1825, А.С. Пушкина, 1827, Всесоюзный музей А.С. Пушкина, г. Пушкин). В портретах 1830-1840-х годов усиливаются жанровыечерты, усложняется композиция, повышается роль деталей, что позволило Тропинину во многих работах создать типические острохарактерные образы современников (портрет В. А. Зубовой, 1834). Тропинин выполнил ряд характерных этюдов-портретов украинских крестьян, создал тип жанрового полупортретного, порой идеализированного, но подкупающегоискренностью изображения человека из народа ("Кружевница»,1823 ). Творчество Тропинина сыграло важную роль в развитии демократического искусства XIXвека и, в частности, в формировании художественных традиций Москвы. В Москве в 1969 г. открыт музей Тропинина.

ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890-1938) - лингвист, культуролог и этносоциолог. Сын философа С. Н. Трубецкого. В эмиграции с 1919 г. Основными проблемами науч. исследования Т. является история и тео­рия культуры. Он пришел к выводу, что изучение рус. самосознания нельзя ограничивать узконац. рамками, что необходимо изучение культур всех рядом прожива­ющих народов. Т. разработал тройственный подход к сравнительному изучению языков и культур: историко-генетический, реально-исторический и типологический. Он в общем виде сфор­мулировал закон о существовании многообразия национальных культур. Критиковал европоцентризм, полагая, что он возник под влиянием агрессивной по своей сути романо-германской культуры. Выступал против заимствования куль­туры Западной Европы. Т. стоял на позициях славяно­фильства и полагал, что реформы Петра I имели разрушительное значение для отечественной культуры, ибо даже «подражательство» чужому может привести к деградации и гибели своей национальной культуры. В отличие от славянофилов, признавал влияние элементов восточной культуры на русскую культуру. Т был одним из основополож­ников и теоретиков евразийства, однако выступал про­тив его левого крыла, не скрывавшего своих симпатий к сталинизму, и в виде протеста вышел из него в 1929 г. Идеи Т. близки культурологическим воззрениям И. И. Гердера, Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина, А. Тойнби и оказали известное влияние на развитие культурологической мысли Запада и России. Основные рабо­ты: «Европа и человечество» (1920); «Верхи и низы рус­ской культуры (Этническая база русской культуры)» (ста­тья, 1921); «К проблеме русского самопознания» (сб. статей, 1927); «Наследие Чингисхана» (1925); «Избран­ные статьи по филологии» (1927); «Основы фенологии» (напеч. на нем. яз. 1938 г., на рус. яз. - 1960) и др.

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818—1883) — прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье отставного кавалерийского офицера из старинного дворянского рода (мать была из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых). Детство прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове. Первым учите­лем был крепостной секретарь матери Федор Лобанов. Образование продолжилось в Москве, куда в 1827 г. переехала семья. В 1833—1837 гг. обучался в Московском и Петербургском университетах. Писательством Тургенев начал заниматься еще в студенческие годы. Его первыми опытами были поэтические переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения. Почти во всех жанрах он использовал типич­ный для "натуральной школы" очерковый подход к материалу, позво­лявший автору занимать позицию объективного стороннего исследова­теля изображаемой жизни. В цикле реалистических антикрепостничес­ких рассказов "Записки охотника" (1847—1852) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах ("Рудин", 1856; "Дворянское гнез­да", 1.859; "Накануне", 1860; "Отцы и дети", 1862), повестях ("Ася", 1858; "Вешние воды", 1872) создал образы уходящей дворянской культуры, новых героев эпохи — разночинцев и демократов. В романах "Дым" (1867) и "Новь" (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России.

ТЭН Ипполит (1828-1893) – французский литературовед, философ, эстетик; родоначальник культурно-исторической школы в искусствоведении. Концепция, которую выражал Т., относится к теориям искусства «объективного» характера», т. е. ставящим во главу угла не личность художника, а внешние по отношению к нему обстоятельства. Заслуга Т. состоит в том, что он одним из первых стал рассматривать искусство в тесной связи с обществом, его особенностями и исторической эволюцией. Эстетические взгляды Т. наиболее полно изложены в его труде «Философия искусства» (1865-1869). Вклад Т. в искусствознание состоит в обосновании причинно-следственной связи между биологической наследственностью, окружающей природой и общественной средой, с одной стороны, и искусством – с другой. В этом отношении труды французского эстетика оказали решающее влияние на становление такого мощного течения в литературе и искусстве XIX – ХХ вв., как натурализм, нашедший своё блестящее художественное воплощение у таких соотечественников Т., как братья Э. и Ж. Гонкуры, Эмиль Золя и многих др.

 

УАЙТ Лесли Алвин (1900 –1975) – американский культурантрополог, один из основателей культурологии как самостоятельной науки. У. рассматривал культуру как постепенно развивающуюся, целостную и самонастраивающуюся систему материальных и духовных элементов, имеющую собственные законы функционирования и развитии. Он утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные и предсказывал ей большое будущее. В культуре как организованной целостной системе У. выделяет три системы. Первая (технологическая) характеризует взаимоотношения с природой, использование им технических средств и орудии труда, тип жилищ и т.п.; вторая (социальная) включает в себя общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая cистемы родства, экономических, политических, военных, этических и т.п. отношений; третья (идеологическая) включает в себя идеи, верования различные виды знания. Ведущей подсистемой У. считает первую: наука и техника, а не типы индивидуального и коллективного поведения или идеи, верования и знания в конечном счете определяют развитие культуры. Из всех культурологических построений У., во многом обобщившего предшественников своей оригинальностью и новизной, выделяется его подход к культуре как к результату растущей энергетической вооружённости человечества. Иными словами, чем больше энергии природы, использует то или иное общество, тем выше внутренний «энергетический потенциал» и уровень его культуры. Общий закон её развития У. формулирует так: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». Но здесь речь скорее идет не о культуре, а о цивилизации.Под влиянием У. произошел поворот от частных, ориентированных на архаику, исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах. Основные идеиУ. отражены в его работах: «Наука о культуре» (1949); «Эволюция культуры» (1959); «Понятие культуры» (1973).

УШАКОВ Симон (Пимен) Федорович (1626-1686) - русский живопи­сец. В 1648-1664 гг. работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 г. "жалованный иконописец" Оружейной палаты, руководитель ее иконо­писной мастерской. Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил рос­писями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой пала­те (1668) в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для фанерок и сам занимался офортом ("Семь смертных грехов», 1665). И русской живописи третьей четверти XVII века Ушаков выступил как художник-реформатор: используя традиционные иконогра­фические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов, добиваясь впечатления их реальности ("Троица", 1671, ГРМ; "Благовещение", 1673, ГТГ). Проблему жизненного правдоподобия произведений иконописи Ушаков рассмотрел в трактате "Слово к люботщательному иконного писания" (ок. 1666 г.).

 

ФАЛЕС Милетский (около 625 — около 547 до н. э.) - древнегре­ческий мыслитель, основатель ан­тичной философии и науки в целом. Бу­дучи купцом, он использовал свои торговые поездки в целях расширения и пополнения научных знаний. Он был гидроинженером, прославившимся своими работами в области пере­городки и осушения рек, разносторонним ученым и мыслите­лем, изобретателем астрономических приборов. В свое время он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказа­ние солнечного затмения. Для этого он исполь­зовал почерпнутые им в Египте и Финикии астрономические сведения, восходящие еще к наблюдениям вавилонской науки. Свои географические, астрономические и физические позна­ния Ф. связал в стройное философское представление о мире, первоосновой которого является некое влажное первовещество или «вода». Все постоянно рождается из этого еди­ного источника. Сама Земля держится па воде и окружена со всех сторон океаном. Основные труды Ф., не дошедшие до нашего времени, посвящены геоме­трии; он первым дал доказательства теорем о диаметре, делящем круг пополам, равенстве углов при осно­вании равнобедренного треугольни­ка; равенстве двух треугольников по равным стороне и двум углам; о том, что угол, вписанный в полукруг, -прямой, и ряд других.

ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис (1716-1791) – французский скульптор, представитель классицизма. В 1734-1744 гг. учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. В произведениях Фальконе 1750-начала 1760-х годов чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVII в. В 1757-1766 гг. Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры, создавал модели для статуэток. В конце 1750-начале 1760-х годов в его творчестве все сильнее ощущаются веяния античности. В произведениях этого периода заметны поиски большой содержательности замысла, строгости и сдержанности пластического языка. Этот процесс внутреннего созревания Фальконе-монументалиста подготовил расцвет его искусства русского периода. В 1766 г. Фальконе вместе со своей юной ученицей Мари-Анн Колло приезжает в Россию по приглашению Екатерины II. Цель приезда – создание памятника Петру 1. В течение двенадцати лет работает скульптор в Петербурге. Первоначальный эскиз монумента был сделан во Франции в 1756 г. Не дождавшись открытия памятника в 1782 г., Фальконе уезжает в 1778 г. в Голландию, а в 1780 г. возвращается во Францию.

ФЁДОРОВ Иван (ок. 1510 - 1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П.Т. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»).

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) - философ, историк, публицист. Эмигрировал из России в 1925 г. Основные исследования посвящены истории cpедневековой культуры, преимущественно русской. Его философия, публицистика, культурология и общественно-политические мысли первой пол. XX в., содержат размышления о смысле и перспективах истории, назначении судеб культуры и цивилизации, религии и церкви, разду­мья об историческом прошлом России, также о ее месте между Востоком и Западом. Главное условие духовного и национального возрождения России, находившейся под игом «сталинократии» (термин Ф.), он видел в создании политической сво­боды и в освоении духовного, культурного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. В философии культуры он стремился преодолеть крайности как антропоцентристского, так и теоцентристского ее (культуры) истолкования. Ф. пытался показать, что эсхатологическая традиция христианства, утверждающая невозможность в рамках земного бытия достижения совершенства и полного воплощения идеа­ла, вполне совместима с признанием непреходящей зна­чимости культур, и соц. творчества («Эсхатология и культура», 1938)». В трех статьях, опубликованных под общим названием «Письма о русской культуре» (1938-1939), Ф. анализирует состояние и перспективы отечественной культуры после революции, смывшей с нее верхний ев­ропеизированный слой, обнажив ее «московские» основания. Однако тип этот оказался неустойчивым перед тоталитарной цивилизацией Запада, которая смыла с него национальные культурные различия («Русский человек», 1938), («Завтрашний день», 1938). Положение отечественной культуры будет плачевным, если нация не найдет в себе сил для исполнения своей культурно-исторической миссии. Исполнение ее зависит от авангардной духовной аристок­ратической роли интеллигенции («Создание элиты», 1939). Интерес для культурологии представляют многие его работы, среди которых: «Трагедия древнерусской святости» (статья, 1932); «Православие и историческая критика» (статья, 1932); «Социальное значение христианства» (1933).








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 425;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.