СЛОВАРЬ 13 страница
САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830-1897) – русский живописец. Учился в МУЖВЗ (1844-1854); руководил пейзажным классом там же (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. От ранних произведений с романтическими эффектами перешел к спокойным, повествовательным образам («Лосиный остров в Сокольниках», 1869 ). В зрелых произведениях Саврасова воссоздан национальный облик русского пейзажа; они отличаются лирической непосредственностью, интересом к передаче световоздушной среды ("Проселок , 1873, Дворик, 1870-е годы ). В центральном произведении Саврасова - "Грачи прилетели" (1871), изображающем внешне непритязательный мотив среднерусской деревни, передано настроение наступающей весны, обновления природы; произведение стало этапным в развитии русской пейзажной живописи.
САРТР Жан Поль (1905—1980) - выдающийся французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил «феноменологическую онтологию», в основе которой — противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости («Бытие и ничто», 1943); пытался дополнить марксизм экзистенциальной антропологией («Критика диалектического разума», 1960). Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. Незавершенная тетралогия «Дороги свободы» (1945 — 1949), пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и господь Бог» (1951) и др. В кон. 60-х выступил как идеолог леворадикального экстремизма. В 1964 С. присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался.
САФО(7—6 вв. до н. э.) - великая древнегреческая поэтесса. Жила на о. Лесбос. Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В центре ее лирики — темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Лирика С. отличается метрическим богатством; один из введенных ею размеров носит название «сапфической» строфы. С. приписывается воспевание лесбийской любви.
СЕ ХЭ (479—542) - родоначальник теории и критики китайской живописи; создатель трактатов «Категории древней живописи» и «Шесть законов живописи», а также художественного жанра «жэньу» («люди»). Это жанр включал в себя все, что касалось изображения человека: портрет, исторические и мифологические сюжеты, сцены дворцового быта, детали интерьера, сада, костюмы и причёски.
СЕЗАНН Поль(1839-1908) - французский живописец. Представитель постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градации чистого цвета, устойчивых композиции, построений, неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888-90 гг.).
СЕНЕКА Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) - выдающийся римский философ и писатель, представитель стоицизма. Воспитатель Нерона; обвиненный в заговоре, по его приказу покончил жизнь самоубийством. Презрение к смерти, проповедь свободы от страстей отличают его философско-этическое сочинение «Письма к Луцилию», трактаты («О благодеяниях», «О снисходительности», «О спокойствии духа») и полные риторического пафоса трагедии.
СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Антуан де(1900-1944) – французский писатель. Призывал людей понять, что они обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля; он выражал надежду и уверенность, что чувство братства поможет людям объединиться. Э. развивает мысль русских «философов-космистов» (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский) о том, что человек – существо планетарное, и он должен учиться мыслить и действовать как планетарный человек. Человечество – одно дыхание, одно живое существо.
СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де (1547 - 1616) – испанский писатель. Его знаменитый роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605 г.) – итог личной жизни Сервантеса, полной героических дерзаний и катастрофических неудач. Через все творчество Сервантеса проходят контрасты идеальной «поэзии» душевной жизни, «романтики» непреклонных устремлений человека – и убогой «прозы» окружающего мира, иронически и юмористически освещенного. Этим контрастом отмечены 2 жанра его драм: пьесы о доблестных в борьбе с превратностями судьбы, о любящих, неизменно верных своему чувству («Алжирские нравы», «Великая Султанша» и др.) – и сатирические в плутовском духе интермедии («Вдовый мошенник», «Бдительный страж» и др.), яркий бытовой колорит которых не потускнел до наших дней.
СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911) - русский живописец. Учился в детстве у И.Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской Академии художеств (1880—1885) у П.П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909); среди учеников - П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин, Н.П. Ульянов, К.Ф. Юон. Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М.А. Врубелем, а позже с К.А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка, с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшими произведениями раннего периода ("Девочка с персиками", 1887, "Девушка, освещенная солнцем", 1888 ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры, интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 1890-х годов портрет, ставший основным жанром в творчестве Серова, приобрел новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало. Серов много работал в различных графических техниках - акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900), пастели, литографии и пр. Рисунок Серова постепенно становился все более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В.И. Качалова, 1908, Т.П. Карсавиной, 1909; многочисленные рисунки к басням И.А. Крылова, 1895-1911,). В 1890 - начале 1900-х годов. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой теплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов - скромный пейзажный мотив передает настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, ; "Баба в телеге", 1899 ). С 1900-х годов Серов, член объединения "Мир искусства" с момента его возникновения, в своем творчестве все более сближается со стилистикой "модерна". Он создает серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты - М. Горького, 1904, Музей A.M. Горького, Москва; М.Н. Ермоловой, 1905, Ф.И. Шаляпина, 1905 ). Острую, иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели дает Серов в портретах М.А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (1907), В. О. Гиршмана (1911), И. Рубинштейн (1910) и O. K. Орловой (1911). В годы революции 1905—1907 гг. Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей; будучи действительным членом петербургской Академии художеств (с 1903 г.), в-1905 г. ушел из нее в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр I", 1907), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, ГРМ). В картинах на мифологические сюжеты ("Одиссей и Невзикая", 1909—1910; "Похищение Европы", 1910 ) Серов, своеобразно стилизируя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.
СИБЕЛЛИУС Ян (1865-1957) – финский композитор, глава национальной музыкальной школы. Крупнейший симфонист, 7 симфоний, программные оркестровые сочинения; концерт для скрипки с оркестром; инструментальные ансамбли и пьесы, песни.
СИЛЬВЕСТР (1641-1691) – просветитель, писатель, ученый. В 1678-89 гг.- справщик Московского печатного двора. Автор записок о стрелецком восстании 1682 г. («Хованщина»), богословских сочинений, силлабических стихов. Предполагаемый составитель первого русского библиографического труда «Оглавление книг, кто их сложил». За поддержку царевны Софьи в 1689 г. арестован и казнен.
СКОПАС (4 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Родился на острове Парос, славившемся своим мрамором. Работал для многих городов Греции и Малой Азии. Как архитектор и скульптор принимал участие в создании храма Афины в Тегее и Мавзолея в Галикарнасе. Отдельные фрагменты фронтонных композиций храма и фриза мавзолея, выполненные рукой С., сохранились. С именем С. в древности связывали около 30 мраморных статуй. Некоторые из них представлены в копиях. Творчество С. знаменует перемены в искусстве и в духовной жизни греков. На смену обобщенно-идеальным, внешне и внутренне устойчивым персонажам Мирона и Поликлета, величию и «божественной ясности», с которыми Фидий отображал жизнь богов, героев и простых людей, приходит искусство более экспрессивное, выражающее индивидуальность и напряженную душевную жизнь как изображенного персонажа, так и самого автора. Решающий шаг в этом направлении сделал именно С. Поражала современников «Менада» С. — статуя пляшущей спутницы Диониса, бога вина. Древний поэт писал, что в этой статуе скульптор совершил чудо — одушевил камень. В драматически-напряженном, цельном и мощном искусстве С. проявился огромный темперамент и энергия этого мастера. Оно оказало заметное влияние на Лисиппа и мастеров последующих поколений.
СКОТТ Вальтер (1771 – 1832 ) – английский писатель. Сын состоятельного шотландского юриста. В 1792г. выдержал в Эдинбургском университете экзамен на звание адвоката, с 1799 г. шериф графства Селкерк, с 1806 г. секретарь суда. Первое оригинальное произведение – романтическая баллада «Иванов вечер». С 1800 г. занялся собиранием шотландских народных баллад, сотрудничал в журнале «Эдинбург ревью» и «Куотерли ревью». Романтические поэмы 1805-1817 гг. принесли ему славу выдающегося поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, сочетавшей драматическую фабулу с красочными пейзажами и лирическими песнями в стиле баллад: «Песнь последнего менестреля», «Мармион», «Дева озера», «Рокби». Скотт – создатель жанра исторического романа; первый из них – «Уэверли» - появился анонимно. В центре романа Скотта лежат события, связанные со знаменитыми социально-историческими конфликтами. Выделяются «шотландские романы Скотта – «Пуритане» и «Роб Рой». Некоторые романы Скотта не являются историческими: «Гай Мэннеринг», «Антикварий». Хотя действие в этих романах отнесено к прошлому, они лишены масштабного исторического конфликта, сюжет обусловлен процессами, связанными с распределением земельных владений. В романах Скотта 1810-х гг. приобретает реалистический метод. В России Скотт был хорошо известен уже в 20-х гг. ХIХ в.; о нем писал А.С. Пушкин, Белинский. Творчество Скотта – романиста оказывало влияние на историческую прозу русских писателей, в том числе Пушкина, Гоголя и др.
Сладкопевец Роман – византийский поэт 14 века. Стоял у истоков церковной поэзии, выдающийся представитель жанра гимнографии. Вошел в историю литературы как основатель особой поэтической формы, получившей название кондак. Поэтическое произведение объемом от 18-24 больших строф объединялось единообразной метрической структурой и сквозным рефреном. Поэзия Сладкопевца была пронизана идеями раннего христианства. Выступая защитником обездоленных, он писал о несправедливостях жизни и горькой доле бедняков.
СМЕЛЗЕР Нейл Дж. (р. 1930) — крупнейший американский социолог, профессор Калифорнийского университета в Беркли, вице-президент международной социологической ассоциации; один из патриархов современной американской социологии и автор выдающихся работ в области экономической социологии, теории коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии сравнительных исследований («Социология экономической жизни», «Теория коллективного поведения» и др.). Большой популярностью пользуется его учебник «Социология». Здесь он выступает не только как социолог, но и как культуролог. Первый раздел «Основные составляющие общества» открывается главой «Культура», где раскрывается сущность культуры, показываются универсальные элементы культуры, единство и многообразие в культуре и др. проблемы. С. полагает, что современное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Он подчеркивает, что культура создает чувство единства, идентичности членов группы, принадлежности к одному сообществу. Культура может быть также причиной конфликтов между разными группами или членами одной группы, если кто-то из членов группы придерживается несколько иных норм. Основными элементами культуры выступают понятия (концепты), содержащиеся в языке, отношения и взаимосвязи, ценности, сообразно которым характеризуют собственные цели и правила, определяющие, что можно делать и что нельзя. Т.о., культура у него понимается как некоторая совокупность ценностей, норм, стандартов поведения. Она выступает как бы регулятором поступков людей и их отношений друг к другу, к обществу и природе.
СОКРАТ(около 470—399 до н.э.) - древнегреческий мудрец, которого многие считают первым настоящим философом. Уродливый босой старик, учивший афинскую молодёжь критически мыслить, за что был приговорён к смерти и выпил чашу с ядом. Не написав ни единой строки, этот гениальный собеседник стал духовным отцом интеллектуальной культуры Запада, виртуозом диалектики, для которого диалог — основной инструмент отыскания истины. Диалоги С. были направлены в основном на поиск определений, раскрывающих суть отвлечённых понятий, и благодаря ему вопросы типа «что есть истина?», «что есть благо?», «что есть справедливость?» стали предметом дискуссий, длившихся веками. С. учил молодёжь ничего не принимать на веру без доказательств и следовать за доказательством, куда бы оно ни вывело. Основатель культа разума, убеждённый, что с помощью рассуждений, определений, умозаключений можно решить не только познавательные, но и моральные, социальные и жизненные проблемы человека и человечества. Подобно Будде, С. стал основателем духовной традиции, завоевавшей полпланеты. Подобно Иисусу Христу, стал мучеником веры — веры в святость и всемогущество разума.
СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918) - писатель. Родился в семье состоятельного землевладельца. Окончил Ростовский университет, физико-математический факультет, одновременно заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы. С октября 1941 г. в действующей армии. В 1945 г. арестован в звании капитана за "крамольные" высказывания в частной переписке. В 1945-1953 гг. в лагерях общего и особого типа, затем в ссылке в Средней Азии. Там же начал писательскую деятельность. После реабилитации (1956) жил в Рязани, работая школьным учителем. В 1962 г. после ходатайства А. Твардовского и личного разрешения Н.С. Хрущева в журнале "Новый мир" был опубликован рассказ Солженицына "Один день Ивана Денисовича", представленный затем на соискание Ленинской премии. Однако в связи с изменением политического курса премия не была присуждена. Произведения Солженицына "Раковый корпус" (1968), "В круге первом" (1968) были запрещены в СССР и распространялись в Самиздате. Опубликованные на Западе, они принесли их автору мировую известность. Нежелание писателя приспосабливаться, литературно-политическое противостояние Солженицына режиму привели к его исключению из Союза писателей СССР. В 1970 г. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии. В следующем году он публикует на Западе книгу "Август четырнадцатого" (1971), начинает эпопею "Красное колесо" о событиях первой мировой войны и русской революции. Затем издается "Архипелаг ГУЛАГ" (1971-1975) - книга о репрессиях в СССР, об узниках советской системы. После публикации Солженицын был выслан из СССР (1974), жил в Цюрихе, затем в США. В эмиграции написал книгу "Бодался теленок с дубом" (о литературно-политической ситуации в СССР в 1961 — 1974 гг.), переработал многие свои прежние произведения, выступал как публицист. В настоящее время живет в России. Творчество Солженицына отличается большим количеством действующих лиц, основные линии повествования ограничены несколькими днями, достоверность достигается благодаря частой смене линии повествования, структурной многослойности, где сочетаются вымысел, исторический очерк и документ.
СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968) – выдающийся русско-американский философ, социолог, эмигрировавший из России в 1922 г. В центре «социологии культуры» С. – проблемы социальной системы и социальной целостности. Исходным пунктом для построения теоретической социологии С. считал анализ «социального взаимодействия», в котором выделял совокупность социальных систем, совокупность культурных систем и личность. Социальная действительность, по С., есть сложная иерархия различных социальных и культурных систем и подсистем (религии, этики, науки, искусства, экономики, политики). Подлинной причиной и условием систематичности социального мира является наличие объективной сферы интегрированных ценностей, «значений», «чистых культурных систем». Индивиды и их общественные отношения – лишь носители этого мира «значений». С.попытался свести повторяемость и правильность в историческом процессе к повторяемости в идеологических, духовных отношениях, обобщив их в единое понятие «тип культуры». Каждая «культура» как специфический тип исторической целостности, или системы, имеет в основе несколько главных «философских посылок». В соответствии с их характером С. выводит три основных типа культуры, или три типа мировосприятия: «чувственный», в котором преобладают чувственные восприятия, «идеационный», в котором преобладают элементы рационального мышления, «идеалистический», в котором господствует интуитивный вид познания. Возрождение культуры, ее обновление, по мнению С., будет достигнуто на принципах альтруистической любви и этики солидарности.
СОФОКЛ (ок. 497—406 до н. э.) - древнегреческий драматург. Родился в афинском предместье Колоне, в состоятельной семье. Был врачом, жрецом бога врачевания Асклепия. Увлекшись политической деятельностью, сблизился с первым стратегом Афин Периклом и сам занимал важный государственный пост. Нравственные проблемы власти, связь личности властителя и судьбы народа, противоречие писаных законов государства и неписаных законов человеческого сердца заняли важное место в его творчестве. Вслед за Эсхилом, который ввел второго актера, С. ввел третьего и еще более ограничил партию хора. Он усовершенствовал маски, стал пользоваться декорациями. С. отличался красотой и музыкально-сценическими способностями, но первым из драматургов перестал выступать в своих трагедиях, что способствовало профессионализации актеров. Самая известная трагедия С. — «Царь Эдип». Отчетливость, с которой проведена традиционная для античности тема неотвратимой судьбы, мастерство обрисовки крупных характеров и построения трагической фабулы превратили это произведение в хрестоматийный пример классической трагедии. Славу С. принесли также трагедии «Антигона», «Электра», «Филоктет» и др. Их отличает не столько эсхиловское величие и мистическая глубина, сколько стройность и соразмерность, естественный и отточенный язык, лирическая интонация. С. пользовался наибольшим успехом у афинского зрителя. В 468 г., впервые участвуя в театральных состязаниях, он победил самого Эсхила, а всего побеждал не менее 18 раз, в остальных случаях занимая 2-е место. Ему не вполне удавались лишь образы «обычных» людей с их противоречивой душевной жизнью. С. говорил, что изображает людей, какими они должны быть, а каковы они есть, их изображает Эврипид. Трагедии С. остались в театральном репертуаре и дали повод для многих оригинальных сочинений на те же сюжеты. Музыку к трагедиям С. писали Переел, Мусоргский и др. В 20 в. созданы оперы «Царь Эдип» Леонковалло, «Эдип» Энеску, опера-оратория «Эдип-царь» Стравинского, «Электра» Р. Штрауса и др. Влияние С. вышло за границы искусства. Психолог 3. Фрейд ищет в судьбе Эдипа ключ к человеческому подсознанию (так называемый Эдипов комплекс).
СПИВАКОВ Владимир Теодорович (р. 1944) – скрипач, дирижер. Ученик Ю.И. Янкелевича и И.Б. Гусмана. С 1979 г. художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра "Виртуозы Москвы". Гастролирует за рубежом. С 1972 г. преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1979 г. доцент).
СПИЛБЕРГ Стивен (р. в 1947) – американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Лидер поколения, переосмыслившего и обновившего голливудские традиции, совместив «авторское» и коммерческое начала. Творчество С. проникнуто, характерным для американского сознания, позитивистским оптимизмом. Наиболее значительные фильмы: «Близкие контакты третьего вида»; трилогия об Индиане Джонсе; «Инопланетянин»; «Список Шиндлера». Обладатель премии «Оскар».
СТАНИСЛАВСКИЙ(наст. фам. – Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938) - советский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик Петербургской АН (1917), народный артист СССР (1936). С 1877 г. на любительской сцене ("Алексеевский кружок"). Крупнейший реформатор русского театра, Станиславский в 1898 г. (с В.И. Немировичем-Данченко) основал Московский Художественный театр, деятельность которого знаменовала важнейший этап развития сценического реализма, оказала огромное влияние на мировой театр. В постановке пьес Чехова и Горького Станиславский и Немирович-Данченко открыли новые пути режиссерского и актерского искусства. Игра актеров (ансамбль исполнителей, объединенных одним творческим методом, общностью понимания идеи пьесы), декорации, свет, звуковое оформление создавали единый художественный образ. Роли самого Станиславского отличались художественной завершенностью, тонкостью психологических характеристик (Астров, Вершинин - "Дядя Ваня" и "Три сестры" Чехова, Сатин - "На дне" Горького), мастерством перевоплощения (Арган - "Мнимый больной" Мольера). В советское время Станисавский поставил спектакли, определившие социально углубленный подход к раскрытию классической драматургии ("Горячее сердце" Островского, 1926, "Женитьба Фигаро" Бомарше, 1927). Созданные Станиславским спектакли способствовали становлению социалистического реализма в театре ("Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, 1927). Занимаясь поисками и в области музыкального театра, Станиславский с 1918 г. возглавлял оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр им. Станиславского).
СТЕНДАЛЬ(наст. имя Анри Мари Бейль) (1783 – 1842) - французский писатель. Книга «Расин и Шекспир» (1823 г.) – один из ранних манифестов реалистичной школы. Мастерством психологического анализа, реалистическим изображением общественных противоречий отмечен роман «Красное и чёрное» (1823-1825 гг.) - о трагической карьере «плебея» в буржуазном обществе, переживающего конфликт честолюбия и чести; «Пармская обитель» (1839 г.) – поэтизация свободного чувства, обличение политической реакции после наполеоновских войн.
СТРАБОН (около 63 до н. э. — около 24 н.э.) - древнегреческий географ и историк, автор дошедшего до нас почти без потерь 18-томного труда «География». В нём рассказывается об открытиях других ученых-географов и подробно описываются известные грекам к тому времени территории Европы, Азии и Африки. Его второй труд, посвящённый истории, практически полностью утерян.
СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717—1777) — первый русский писатель-профессионал. Потомок старинного дворянского рода. Получил хорошее домашнее образование. В 1732—1740 гг. учился в специальном учебном заведении для молодых дворян — сухопутном шляхетском кадетском корпусе, где началась его поэтическая деятельность. Первое выступление в печати — две "поздравительные оды", обращенные к Анне Иоанновне в первый день Нового 1740 года, написанные "пентаметром" и "гекзаметром" по правилам Тредиаковского. После появления в 1741 г. первых печатных од Ломоносова Сумароков стал последователем системы силлабо-тонического стиха. В 1748 г. он издает брошюру "Наставление хотящим быти писателями", представляющую собой манифест зрелого русского классицизма. Сумароков, провозгласивший принцип равноценности всех жанров литературы, чем было ликвидировано само понятие жанровой иерархии, интенсивно работает в различных жанрах драматургии. Его перу принадлежит девять трагедий ("Хорев", 1747; "Синав и Трувор", 1750; "Семира", 1751; "Димитрий Самозванец", 1771; "Мстислав" 1774 и др.), двенадцать комедий ("Тресотиниус", 1750; "Опекун", 1765; "Лихоимец", 1768; "Рогоносец по воображению" и "Мать — совместница дочери", 1772, и др.), либретто двух опер и балета и т.д. Он также пишет во всех поэтических жанрах. Наиболее интересны его "притчи" — басни и песни, оказавшие значительное воздействие на творчество современников и поэтов следующих поколений. При создании в 1756 г. постоянного Российского театра Сумароков был назначен его директором, но в результате столкновений с чиновниками в 1761 г. был вынужден подать в отставку. В 1759 г. он издает первый в России частный журнал "Трудолюбивая пчела", во многом предвосхитивший сатирическую журналистику 1769—1774 гг. Резкая сатирическая направленность творчества Сумарокова создала писателю множество врагов среди духовенства, помещиков, чиновников, в придворных кругах. Последние годы его жизни прошли в нищете.
СУРИКОВ Василий Иванович (1848—1916) — русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869—1875) у П.П. Чистякова. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881 г.), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур. Суриков страстно любил русскую старину; обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности. В 1880-х годах Суриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887; все в ГТТ). С глубиной и проницательностью истинною историка Суриков раскрыл в них истоки трагических противоречий в истории, логику ее движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола, в годы народных движений. В 1888 г., после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889—1890) тяжелое душевное состояние, Суриков создал полотно "Взятие снежного городка" (1891), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 90-х годов. Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895) мысль Сурикова "две стихии встречаются" раскрыта в смелой удали казацкого поиска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племен. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи Сурикова 1890-х годов, проявилось и в исполненных им в эти годы портрета ("Сибирская красавица Портрет Е. А. Рачковской" 1891). В годы реакции Суриков, верный демократическим традициям, писал (до 1910 г.) картину "Степан Разин" (начата в 1903 г.). Суриков также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество Сурикова, впервые с такой силой показавшее народ как главную движущую силу истории, стало новым этапом в мировой исторической живописи.
СЭССЮ Тос Ода (1420—1506) - японский живописец, основоположник одноцветной пейзажной живописи, отмеченной проникновенным пониманием природы. Первые свои работы С. создал во время путешествия по Китаю. Позднее, на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрёл собственный взгляд на мир и свой особый живописный почерк. В своих пейзажах С., пользуясь одними лишь тончайшими оттенками чёрной чуши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и её бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы.
ТАЙЛОР Эдуард Бернард (1832-1917) – английский этнограф и антрополог. Главный научный труд – «Первобытная культура» (1871). Определяя понятие культуры, Т. писал: «Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». При всем многообразии идей Т. о происхождении и судьбах человека, самыми важными для современной культурологии являются две: о человечестве как неотъемлемой части природного мира, так или иначе подчиненной его законам; о единстве человеческой психики, обусловливающей общность развития всех людских формирований, независимо от культурного уровня, племенных, этнических, национальных или расовых особенностей их разделяющих. Согласно взглядам Т., наука о культуре – это наука о реформах и об эволюции. Важным элементом его культурологических взглядов была теория «пережитков» - остаточных и утративших свой смысл культурных проявлений, помогающих лучше понять прошлое современных народов.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 484;