СЛОВАРЬ 10 страница

МУХИНА Вера Игнатьевна (1889-1953) - скульптор. Училась в Мос­кве (1909-1912) у К.Ф. Юона , И. И. Машкова, а также в Париже (1912-1914) у Э.А. Бурделя. Уже в ранних произведениях Мухиной, отмеченных влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности и лаконизму форм. После Октябрьской революции 1917 г. Мухина участвовала в реа­лизации ленинского плана монументальной пропаганды, создавала про­екты романтически приподнятых, пронизанных бурным движением па­мятников ("Пламя революции", 1922-1923 ), а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжеленные объемы которых выражают внут­реннюю мощь натуры ("Крестьянка", 1927 ). С 30-х годов Мухина все чаще обращается к проблемам синтеза искусств, выполняет ряд мо­нументально-декоративных работ ("Хлеб", бронза, 1939, и др.). Глав­ный результат ее поисков — группа "Рабочий и колхозница" для совет­ского павильона на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, ставшая сим­волом нового советского общества. В годы Великой Отечественной вой­ны 1941-1945 гг. Мухина работала преимущественно в области портрета: с суровой правдивостью передавала облик советских воинов, создавала образы деятелей науки и культуры. В послевоенный период Мухина за­вершила исполненный И.Д. Шадром проект памятника A. M. Горькому для Москвы. Работала над памятником П.И. Чайковскому в Москве (со­вместно с Зеленской и Ивановой, архитектор А.А. Заварзин, бронза, гра­нит открыт в 1954). Оформляла также выставки и театральные спектак­ли, создавала проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора и стекла.

МЮНЦЕР Томас(1490 – 1525) - немецкий революционер, идеолог народного течения в Реформации, один из главных вождей крестьянства и городского плебейства в Крестьянской войне 1524-26 гг. в Германии. Религиозно –философское учение Мора было направлено, как отмечал Энгельс, «…против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще». Оно представляло собой разновидность пантеизма и приближалось к атеизму. По существу пантеизм Мора – социальное учение: все «творения» являлись, по Мору, частями мирового целого и только в нем могут существовать, из чего следует, что индивиды не могут иметь особых интересов, отличных от интересов общества в целом.

НАБОКОВ Владимир Владимирович (1899-1977) - писатель, поэт, переводчик. Родился в аристократической семье. Отец - известный юрист, член Первой Государствен­ной думы В.Д. Набоков. С детства Набоков знал русский, английский и французские языки. Учился в Тенишевском училище. В 1916 и 1918 гг. опубликовал свои первые сборники стихов. С 1919г. в эмиграции. Изучал французскую литературу в Кембридже, жил в Германии, во Франции (с 1937 г.). Набоков — один из наиболее значительных писателей Рус­ского зарубежья. За границей вышли два сборника его стихов, были опуб­ликованы романы "Машенька" (1926), "Король, дама, валет" (1928), "За­шита Лужина" (1930), "Камера обскура" (1933), "Дар" (1937), "Пригла­шение на казнь" (1938), сборник рассказов "Возвращение Чорба". Немецкая оккупация заставила его эмигрировать в США (1940). С этого времени он писал по-английски, одновременно преподавая рус­скую литературу в американских колледжах и университетах. Последние годы жизни провел в Швейцарии. На английском языке были написаны роман "Лолита" (1955), а также романы "Жизнь Себастьяна Найта" (1941), "Ада, или Желание" (1969), "Пнин" (1957), автобиографическое воспоминание "Другие берега" (1954). Роман "Лолита" принес писателю мировое признание, но, возможно, помешал присуждению ему Нобелев­ской премии.

НАВОИ Низамаддин Мир Алишер (1441—1501) - великий узбекс­кий поэт, мыслитель, государственный деятель. Писал стихи на языках тюрки и на фарси. Жил в Герате. Был визирем султана Хусейна Байкары, покровительствовал ученым, людям искусст­ва. Гуманистическая поэзия Н. многогранна, наследие его обширно. Лирические стихи собраны автором в 4 сборника-дивана. Вершина его поэтического творчества — «Пятерица», состоящая из поэм «Смятение пра­ведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь пла­нет», «Искандерова стена». Оказал влияние на развитие тюркоязычной литературы.

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873-1950) - певица (лирико-колоратурное сопрано). В 1902 г. окончила Московскую консерваторию. С того же года солистка Большого театра. С 1924 г. одновременно рабо­тала на радио. Крупнейшая певица XX века. Обладала чистым голосом нежного тембра. Совершенствованию ее мастерства способствовало творческое содружество с С.В. Рахманиновым, Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым. В 1912 г. совместно с Э. Карузо и Титта Руффо принимала участие в ряде спектаклей Парижской оперы. Особым вкладом в историю русской опер­ной сцены явились образы, созданные А.В. Неждановой: Волхова ("Сад­ко"), Шемаханская царица ("Золотой петушок"), Снегурочка ("Снегу­рочка"), Царевна-лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Марфа ("Царская невеста"). А.В. Нежданова с 1902 г. интенсивно концертировала, в ее обшир­ном камерном репертуаре - сочинения русских и зарубежных компози­торов, русские и украинские народные песни. Вела широкую музыкально-общественную деятельность, с 1943 г. профессор Московской консерватории.

НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (р. 1926 г.) - скульптор. В 1947—1954 гг. - студент художественного института имени Сурикова. Признание как скульптор обрёл после того, .как на первой выставке "неформалов" в 1962 г. в Москве Н.С. Хрущев обозвал его "фор­малистом". Блестяще закрепил за собой эту репутацию, поставив на мо­гиле Хрущева памятник, в котором сочетанием белого и черного мрамо­ра выразил противоречивость и личности реформатора, и времени, в ко­тором мы живем. В 1976 г. был вынужден эмигрировать в США. Профессор филосо­фии Колумбийского университета. В 60-е годы был одним из лидеров авангарда.Опальный скульптор, обвиняемый в создании "антипатриотических" произведений; он же - "лейтенант Неизвестный Эрнст", поднявший солдат в атаку у австрий­ской деревни Хайзендорф и награжденный за доблесть орденом Красной Звезды. Иллюстратор Данте ("Малые произведения") и Достоевского ("Преступление и наказание"). Победитель международного конкурса проектов в честь открытия Асуанской плотины (1969). В эмиграции осуществляет свой проект "Древо жизни", задуманный еще в СССР. По мысли скульптора это сооружение должно было стать современным храмом искусств. Автор ряда проектов: памятник жертвам сталинских репрессии, па­мятник погибшим пассажирам южнокорейского авиалайнера, сбитого над - территорией СССР (1983), портрет Горбачева, бюст Ельцина из меди с драгоценными камнями и др. Перу Неизвестного принадлежат несколько книг посвященных собственному творчеству.

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич(1821 — 1878) — великий поэт, прозаик, критик, издатель. Родился в семье мелкопоместного дворянина. В 1838 г. определился вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета, что привело к разрыву с отцом. Дебют Некрасова на литературном поприще не был для него удачным. Однако провал сборника "Мечты и звуки" (1840) не остановил начинающего поэта: он пробует силы в театральной критике, с 1841 г. сотрудничает в "Литгазете" и "Отечественных записках". В 1847—1877 гг. Некрасов издает и редактирует журнал "Современник", сплачивая вокруг себя лучшие литературные силы России. После закрытия журнала в 1866 г. он арендует журнал "Отечественные записки" (1868), объединявший демократические силы 1870-х годов, оставаясь до самой смерти его редактором. Главный источник поэзии Некрасова — мысль о долге поэта перед народом. В истории русской литературы он продолжил реалистические традиции Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Гоголя, был выразителем дум своего поколения. В 1856 г. вышел его сборник "Стихотворения Н. Некрасова" со стихами о жизни народа и сатирой на "недругов народных". В числе произведений: поэмы ("Тишина", 1859; "Коробейники", 1861), сатирическая поэма "Современники" (1865), поэмы ("Рыцарь на час", 1862; "Мороз, красный нос", 1863—1864; "Княгиня Трубецкая", 1871, и "Княгиня Волконская", 1872). С именем Некрасова связано существенное обновление традиционных жанров русской поэзии. Достойным финалом его поэтического творчества явилась эпопея "Кому на Руси жить хорошо" (1865—1877), раскрывающая рост национального самосознания русского народа. Многие стихотворения Некрасова становились гимном революционной молодежи: "Размышления у парадного подъезда", "Песни Еремушки", "Железная дорога".

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858-1943) - советский режиссер, народный артист СССР (1936). С 1870-х годов критик. С 80-90-х годов писатель, драматург, педагог. Крупнейший реформатор рус­ского театра, он вместе с К.С. Станиславским в 1898 г. основал Москов­ский Художественный театр (куда вошли ученики Немировича-Данчен­ко, из Музыкально-драматического училища Московского филармони­ческого общества). Утверждал передовой современный репертуар, при­влек в МХТ А.П. Чехова, М. Горького. Ставил со Станиславским их пье­сы. Значительные работы Немировича-Данченко: "Юлий Цезарь" Шекс­пира (1903), "Братья Карамазовы" по Ф.М. Достоевскому (1910) и др. Среди постановок советского периода - "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937) по Л.Н. Толстому, "Враги" Горького (1935), "Любовь Яровая" Тренева (1936), "Кремлевские куранты" Погодина (1942). В 1919 г. основал Музыкальную студию (с 1926 г. - Музыкальный театр им. Не­мировича-Данченко). Государственная премия СССР (1942, 1943).

НЕСТОР - древнерусский писатель, летописец 11- начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет».

НИЗАМИ (около 1141 – около 1209) - персидский и азербайджанский поэт, автор «Хамсе» («Пятерица»), сборника из пяти эпических поэм. Настоящее имя поэта — Абу Мухаммад Ильяс ибн Юсуф Ганджеви. Родиной Н. был город Ганджа в области Арран (на тер­ритории современного Азербайджа­на). Семья, в которой он рос, при­надлежала либо к духовному, либо к учёному сословию. Его мать была из знатного курдского рода. Согласно семейной традиции, мо­лодой человек получил блестящее по тем временам образование. Он глубоко постиг аст­рономию и астрологию, был сведущ в медицине и фармакологии, матема­тике и химии, великолепно знал ис­торию античного мира, Арабского ха­лифата, древнюю историю Ирана, историю и предания многочислен­ных тюркских племён, населявших обширные территории от Китая до побережья Средиземного моря. Ему были хорошо известны труды Платона и Аристотеля, трактаты Архимеда и Евклида — они имели в то время широкое хождение в арабских пере­водах на Ближнем и Среднем Восто­ке. Поэт обладал познаниями не толь­ко в мусульманском богословии, но и в христианской теологии. Н. зарабатывал себе на жизнь только литера­турным трудом, получая заказы на со­чинения от представителей разных правящих династий. «Диван» Низами, т. е. полное собра­ние его лирических стихов (касыды, газели, кыта, рубай), до нас не дошёл. Сохранилось несколько касыд и три десятка любовных газелей, которые свидетельствуют об оригинальности его поэтической манеры. Первая (назида­тельная) поэма Н. - «Сокровищница тайн». В ней поэт изложил свои взгляды на мир. Вторая поэма - «Хосров и Ширин» о всеси­лии истинной любви. Многие учёные полагают, что поэма стала своеобразным памятником безвременно ушедшей жене поэта Афак — он обессмертил её в образе гордой Ширин. Любовь, вступившая в противоречие с обычаем, - тема следующей по времени создания поэмы Н. Она называется «Лейли и Меджнун». В последние годы жизни Н. увлекли назидательные задачи поэзии. Он обратился к идеям социаль­ной справедливости и идеального го­сударства, воплотив их в образах муд­рых и просвещённых монархов. В основе четвертой поэмы - «Семь красавиц» лежит историческое преда­ние о правителе Бахраме V из династии Сасанидов. В последней поэме — «Искандер-наме» («Книга об Александре») Н. изобразил страну всеобщего благо­денствия.

НИКИТИН Иван Никитич (ок. 1690-1742) - русский живописец, портретист. Один из основоположников русской светской живописи. Учился в Петербурге у И.Г. Таннауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716—1719). Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели ("Цесаревна Анна Петровна", "Царевна Наталья Алексеевна" - оба до 1716 г., ГТГ). В зрелый период (1720-е годы) Никитин добивается яркости индивидуальной характеристики модели, убедительности передачи материальной осязаемости предметного мира, звучности колорита, в котором преобладают теплые, золотисто-коричневые тона ("Петр 1 на смертном ложе", 1725, "Портрет так называемого напольного гетмана", 1720-е годы, - оба в ГРМ). В 1732 г. арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, в 1737 г. сослан в Тобольск. Умер по пути из ссылки.

НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) – немецкий философ и писатель, автор многих сочинений, непосредственно касающихся теории культуры. Анализируя человеческую природу, Н. приходит к выводу, что культура является противницей жизни, неся в себе нечто противоестественное. Так, религия, мораль отрицают жизнь, и как реакция на это возникает «европейский нигилизм». Культура подавляет природный инстинкт, который выступает в форме «воли к власти», «к могуществу». Она направлена на то, чтобы нейтрализовать этот инстинкт, уподобить людей друг другу, вступая тем самым в противоречие с жизнью, в которой не существует равенства, а всегда присутствует естественная градация. Таким образом, необходима переоценка ценностей культуры. Н. не отрицает культуру, а лишь стремится придать ей новый смысл. И этим смыслом является воспитание нового, более ценного, более достойного жизни, типа человека будущего – «сверхчеловека». Культуру необходимо переориентировать на новую задачу – взрастить высший тип человека, который не отторгается от жизни и наделен стремлением к воспитанию воли. Сверхчеловек занимает у Н. место Бога. «Бог умер, мы его убили», - возвещает Н. устами Заратустры, и на его место должны прийти сверхчеловеки. Эта идея получила в современной философии широкий резонанс и позволила трактовать философско-культурологическую концепцию Н. как атеистическую. Подобно Руссо, Н. против цивилизации, за возврат к природе, но не против культуры, а во имя ее спасения. С культурологической точки зрения интерес представляют работы Н.: «Философия в трагическую эпоху Греции» (1873), «Так говорил Заратуштра» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Воля к власти» (1889).

НОБЕЛЬ Альфред (1833-1896) – шведский инженер-химик, учредитель международных премий.

НОВИКОВ Николай Иванович (1744-1818) - просветитель, писатель, журналист, издатель. Принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1755 г. поступил в дворянскую гимназию при Московском университете, а в 1760 г. исключен за самовольную отлучку. С 1762 г. служил в Измайловском полку. В 1766 г. впервые выступил как книгоиздатель. В 1767 - 1768 гг. в числе большой группы офицеров и унтер-офицеров был откомандирован в Комиссию по составлению нового Уложения для ведения "письменных дел", после роспуска Комиссии ушел с военной службы и определился переводчиком в Коллегию иностранных дел (1770—1774). В это время он последовательно издавал сатирические, просветительские журналы: "Трутень" (май 1769 — апрель, фактически июль 1770 г.), "Пус­томеля" (июнь-июль 1770), "Живописец" (апрель 1772 — июнь или июль 1773), "Кошелек" (июль-сентябрь 1774). Многое в этих журналах, несомненно, написано самим Новиковым, но что именно, точно неизвестно. В 1772 г. вышел в свет его "Опыт исторического словаря о россий­ских писателях". В 1773—1775 гг. была издана "Древняя российская вивфлиофика, или Собрание разных древних сочинений" (1788—1791). В 1775 г. Новиков начал отходить от идей Просвещения, примкнул к масонам. В 1777 г. вместе с М.М. Херасковым он начал издавать масонский журнал "Утренний свет", в 1779 г. издавал первый русский журнал для женщин — "Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета". Получив в аренду вместе с типографией право печатать газету "Москов­ские ведомости", Новиков издавал беллетристическое прибавление к ней — журнал "Городская и деревенская библиотека" (1782—1786, вышло 12 частей), первый в России специальный детский журнал "Детское чте­ние для сердца и разума" (1785—1789), ряд журналов, посвященных от­дельным отраслям знаний: "Экономический магазин" (1780—1789), "Ма­газин натуральной истории, физики и химии" (1788—1790) и т.п. После разгрома московской масонской организации (1792) Новиков был приговорен к заключению в Шлиссельбургскую крепость. 7 ноября 1796 г. был освобожден императором Павлом I. Последние годы жизни прошли в бедности.

НУРИЕВ Рудольф Хаметович (1938-1993) - выдающийся артист балета, балетмейстер, дирижер. В 1958-1961 гг. танцевал в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова. С 1961 жил за рубежом, выступал в Королевском балете Великобритании и других балетных труппах. Виртуозно владел как классическим, так и различными стилями свободного танца. Для Н. ставили балеты крупнейшие балетмейстеры Ф. Аштон, Р. Пети, М. Бежар.

 

ОВИДИЙ -Публий Овидий Назон (43 до н. э. — ок. 18 н. э.) - ве­ликий римский поэт. Автор любовных элегий, посланий; проникну­тых юмором и иронией дидактических поэм «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и пр.) и «Фасты» (о римских религиозных праздниках). В конце жизни, находясь в изгнании, написал «Скорбные элегии» и «Пись­ма с Понта».

ОГАРЁВ Николай Платонович (1813—1877) - поэт, публицист. Выхо­дец из родовитой помещичьей и чиновной знати. Детство и юность про­шли в родовом имении отца в с. Старое Акшено. Осенью 1820 г. вместе ссемьей переехал в Москву. В начале 1826 г. началось сближение с Герценом, которое затем переросло в крепкую дружбу. В сентябре 1829 г. по­ступил на математическое отделение Московского университета. Вскоре попал в поле зрения полиции и был арестован (1834), затем отправлен в ссылку в Пензу под надзор местных властей и наблюдение отца (1835). В ноябре 1846 г. Огарев поселился в Старом Акшене, пытаясь изменить к лучшему жизнь крестьян в унаследованном от отца хозяйстве. Своим жизненным призванием Огарев считал литературную деятель­ность. Самые ранние из известных стихов относятся к началу 1830-х го­дов, времени жестокой политической реакции, последовавшей за разгро­мом декабристского движения ("Размолвка с миром", 1833; "Удел поэ­та", 1837; "Отцу", 1839; "Разлад", 1840; "Монологи", 1844 и др.). Лири­ческий герой поэзии Огарева — современник, живущий в атмосфере на­пряженной умственной работы, идейно-философских исканий и разду­мий. Его волнуют коренные вопросы бытия, он жаждет свободы, стре­мится к постижению истины и справедливости. Поначалу Огарев исполь­зовал преимущественно условно-романтические формы, свободные, од­нако, от известных литературных штампов. Значительное место в лири­ке Огарева занимают мотивы дружбы и любви. Годы эмиграции (1856-1877) были самыми плодотворными в общественно-политической и литературной деятельности Огарева. Вместе с Герценом он выпускает "Полярную звезду" и "Колокол", влияя на умонастроение в России. В это время на страницах «Полярной звезды», "Колокола", "Общего веча", в различных сборниках Вольной типогра­фии им было опубликовано свыше трехсот художественных и публицистических произведений.

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович (1802—1839) — поэт, декабрист. Принадлежал к древнему княжескому роду. Получил хорошее домашнее образование. В 1821 г. поступил на военную службу. Большая часть на­писанного до восстания 14 декабря 1825 г. не сохранилась. Из немногих стихотворений той поры особого внимания заслуживает "Бал" (1825). Зимой 1824—1825 гг. Одоевский стал членом Северного общества. Участвовал в обсуждении проектов конституции и плана восстания. В его поэзии нашла глубокое, сильное выражение вера в торжество идеа­лов, за которые боролись декабристы. Но в ней есть и мучительные раз­думья о смысле и назначении их борьбы, попытки оценить эту борьбу с позиций будущего, вскрыть ее исторический смысл, воплощенный в стихотворении "Элегия" ("Что вы печальны, дети снов?", 1829). Уроки тра­гических событий 14 декабря 1825 г. были подытожены в поэме "Василько" (1829—1830). Шедевром творчества Одоевского стали знаменитые стихи "Струн вещих пламенные звуки..." (1828 или 1829) — ответ на "Во глубине сибирских руд..." Пушкина.

ОРИГЕН (около 185—254) - христианский богослов. Ролился в Александрии. Его отец Леонид был преподавателем грамматики в христи­анском училище. В период же­стокого гонения на христиан отца О. казнили, а у семьи казнённого конфисковали имущество. О. стал зарабатывать на жизнь уроками, а затем преподавал в знаменитой Александрийской катехи­зической школе. О. работал над комментари­ями библейских текстов в духе антич­ной философии. Основал монастырь в Кесарии (Пале­стина) и стал его настоятелем. Умер он в возрасте 70 лет в тюрьме после пы­ток, куда был брошен во время очеред­ного гонения на христиан. О. — автор множества тру­дов, главное его произве­дение — «О началах». Одно из важ­нейших завоеваний христианской мыс­ли О. видел в учении о свободе человеческой воли. Он полагал, что свобода — в доброволь­ном решении человека следовать Бо­жественным заповедям. Подчинение Богу состоит не в точном исполнении обрядов — оно должно внутренне изменить человека так, чтобы его поступки не противоречили воле Божьей. О. считает: человеку до­ступно всё, если он следует по пути, указанному Христом. Бог бесконеч­но милосерден. Он не может допустить вечного проклятия грешников, как ут­верждалось в учении церкви об аде. В конце мира наступит всеобщее воз­рождение, когда все души, включая дьявола, будут очищены, прощены и об­ретут единение с Богом. Церковь не приняла это учение О., как и ряд других его докт­рин: о «предсуществовании» души до рождения, об освобождении души от телесности как условии и показателе духовного восхождения и т. д. И всё же он был одним из первых, кто попытался философски обосновать христианское вероучение, одним из тех, кто разработал канву христиан­ского богословия.

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе (1883 – 1955) – испанский философ, публицист и общественный деятель. В качестве теоретика культуры О.стал одним из главных создателей теорий «массового общества» и «массового искусства» и видным теоретиком творческого «модернизма». В книге «Восстание масс» (19030) развита мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью – засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свою волю и стиль жизни целым государствам и даже порождающего порой такие же самодовольно-невежественные тоталитарные режимы. Вместо марксистского деления людей на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых»О. предлагает делить людей на тех, кто трудом и творчеством двигает человечество вперед, и тех, кто, «как все», плывет по течению, захлестывая активное меньшинство. Отсутствие традиционной культуры в современном обществе приводит его к духовной деградации и падению нравственности. Трагедия современного мира, по О., заключается в гибели «духовных элит» и их высокой культуры и повсеместном торжестве посредственности, порожденной стандартизацией и массовостью. В другом важном эссе испанского философа «Дегуманизация искусства» (1925) в качестве главнейшего отличительного признака художественного творчества ХХ в. выдвигается «вытеснение» в нем Человекакак основного предмета изображения. Таким образом, современное искусство теряет свое чисто человеческое содержание и как бы «дегуманизируется».

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823—1886) — великий драма­тург, театральный деятель. Родился в семье чиновника. Поступил на юридический факультет Московского университета, но полный курс не прошел, увлекшись театром и литературой. Работал чиновником в Мос­ковском коммерческом суде. Творческий путь Островского заключает в себе несколько периодов. Первый из них — "ранний", 1847—1851 гг. — характеризуется пробой сил, поисками собственного пути. Он проходит под знаком влияния "нату­ральной школы" и завершается созданием комедии "Свои люди — со­чтемся!". Следующий период — "москвитянинский", 1852—1854 гг. – это время активного участия Островского в кружке молодых сотрудников "Москвитянина", стремившихся сделать журнал органом нового тече­ния общественной мысли, родственного славянофильскому (пьесы "Не в свои сани не садись", "Бедность не порок", "Не так живи, как хочет­ся"). Реалистическая, социально-критическая направленность произве­дений Островского окончательно складывается в предреформенный пе­риод, 1855—1860 гг. Тогда же происходит его сближение с "революционно-разночинским" течением общественной мысли ("В чужом пиру похмелье", "Доходное место", "Воспитанница", "Гроза"). В последний период — "пореформенный", 1861 — 1886 гг. — творчество Островского составляют: социально-бытовые комедии из жизни купечества ("Не все коту масленица", "Правда хорошо, а счастье лучше"), цикл пьес "Из жизни захолустья" ("Праздничный сон до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай", "За чем пойдешь, то и найдешь" — трилогия о Бальзаминове идр.), сатирические комедии о жизни дворянства ("На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Бешеные деньги", "Волки и овцы"), исторические пьесы. Особое место занимает пьеса "Снегу­рочка", написанная на сюжет народных сказок и фольклора, исамая совершенная семейно-бытовая психологическая пьеса Бесприданница" (1878). Уже при жизни Островский был признан основоположником нацио­нального театра. С присущей ему сосредоточенностью на нравственной проблематике он анализирует социальные стороны жизни, главным об­разом, семейно-бытовые конфликты. Комедии Островского, изображая, на первый взгляд, экзотический быт замкнутого купеческого мира, на самом деле представляют своеобразное отражение общих процессов и перемен, характерных для русского общества середины — второй поло­вины XIX в.

 

ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна; 1881-1931) - выдающаяся артистка балета. С 1899 – в Мариинском театре, в 1909 участвовала в Русских сезонах (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (1913-1914 – в России). Утверждала за рубежом традиции русской танцевальной школы. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса.

ПАРСОНС Толкотт (1902-1979) – ведущий американский социолог-теоретик. Занимался анализом вопросов культуры. В работе «Социальная система» (1951) анализировал место культуры в легитимном социальном порядке. Социальная система включает социальную структуру и три другие подсистемы, которые функционально интегрированы между собой, и одной из которых является культурная подсистема. Каждая подсистема выполняет собственную важную функцию. Например, экономическая выступает основой приспособления к окружающей среде, а семейная – обеспечивает социализацию и заботу о детях, интегрируя их в общественное целое. Только культурная система дает обществу цели и идеалы, к которым стремятся в своей деятельности люди, и принципы, которые позволяют им интегрироваться в единое целое. По существу это означает, что культура выполняет центральную роль в обеспечении равновесия и внутреннего гомеостазиса всей системы. Она (культура) формирует жизненно важную для людей, как социальных существ, символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им кооперироваться между собой, указывает к каким именно целям следует стремиться, какие действия для достижения подобных целей приемлемы и какой результат предпринятых усилий надо считать успешным. Таким образом, культура отвечает за создание системы верований, ориентацию интересов и ценностей, наконец, формирование идеологий, которые главным образом и способствуют наведению легитимного порядка в обществе. Внутри культурной среды П. выделил принцип взаимосвязи, говорящий людям о тех обязанностях, которые регулируют отношения между индивидом и коллективом, формируя тем самым основу для возникновения общей культуры.

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890-1960) - поэт, прозаик, перево­дчик. Родился в семье известного художника Л.О. Пастернака, мать была пианисткой. Детство прошло в атмосфере искусства. Самыми сильными впечатлениями этого времени были: личность Л.Н. Толстого, с которым был знаком отец Пастернака; лирика P.M. Рильке; музыка А.Н. Скряби­на. С 1903 г. Пастернак всерьез занимался музыкой, но в 1909 г. сделал выбор в пользу литературы и поэзии. После окончания 5-й Московской гимназии в 1909 г. он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекался философией. В 1912 г. провел семестр в Марбургском университете. Путешествует по Италии и Швейцарии. В 1913 г. закончил Московский университет. Эстетика и поэтика раннего Пастернака в наибольшей степени ос­новывается на представлениях о взаимопроникновении отдельных пред­метов реальности, о слиянии всего чувственного, окружающего поэ­та мира, где невозможно отделить человека от природы, изображение от изображаемого, поэзию от жизни и т.д. Этим вызывается непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастерна­ка, где законы языка преодолеваются изломанным синтаксисом, переда­чей свойств одного предмета другому, которому они глубоко чужды, сдви­гом и сломом привычных ассоциаций на всех уровнях стиха. После выхода в свет книги "Сестра моя - жизнь" (1923) Пастернак становится одним из наиболее популярных советских поэтов, и эта популярность еще более укрепляется после появления поэм "Девятьсот пя­тый год" (1926) и "Лейтенант Шмидт" (1927). Роман "Доктор Живаго" (1958), опубликованный за границей, после появления которого Пастер­нак был удостоен Нобелевской премии, был встречен резкой советской критикой. Пастернак был исключен из Союза писателей СССР (в 1987 г. это решение было отменено). В 1988 г. роман был опубликован в журнале "Новый мир".








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 475;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.