СЛОВАРЬ 8 страница
ЛИ БО ( 701-762) - китайский поэт. Родился в провинции в семье купца. А это означает, что он не обладал необходимыми связями и не занимал высокого положения в китайском обществе. Тем не менее Ли Бо был образованным человеком: сохранились сведения, что ещё ребенком он увлекался чтением классиков и даже комментировал их. В юности поэт удалился на гору Миньшань, где вместе с отшельником изучал даосизм. Он много путешествовал по стране, писал стихи. Созданный им литературный кружок носил название «Шесть бездельников из бамбуковой рощи». Такое пренебрежение общественным мнением звучало как открытый вызов. Будучи известным поэтом, Ли Бо, впервые оказался в столице. Он был представлен ко двору и понравился самому императору Сюань-цзуну. Его обязанности состояли в том, чтобы по приказу императора писать стихи и проекты указов. Похоже, что эти обязанности не слишком тяготили поэта — у него оставалось достаточно времени наслаждаться обществом друзей. Однако Ли Бо не удержался на придворной службе слишком долго — говорили, что у него в спине засела «кость гордости», которая мешала ему гнуть спину. После трёхлетнего пребывания при дворе Ли Бо снова пустился в странствия. Путешествия были тогда для китайского поэта делом обычным. Однако большинство поэтов, будучи чиновниками, отправлялись в дорогу по служебным делам, а Ли Бо — исключительно по собственной воле. Сам Ли Бо говорил про себя, что он сянь, т. е. даосский отшельник, небожитель. Пьянство Ли Бо вошло в поговорку. Связь поэзии и вина в творчестве Ли Бо, безусловно, не случайна — другие китайские поэты тоже любили воспевать вино и как средство бегства от суетного мира, и как напиток, приносящий вдохновение. Несмотря на свою «кабацкую жизнь», Ли Бо был в курсе событий политической жизни. В духе своего времени он часто жаловался на неудачную карьеру, клеветников и завистников, окружавших императора. Потомкам Ли Бо достались не только его превосходные стихи, но и его новое, вполне романтическое представление о поэте, который не следует привычным нормам поведения и стихосложения, а может и должен быть уникальным (даже эксцентричным), должен отличаться от «толпы» учёных мужей, а те не смеют судить его. В эпоху строжайшего поэтического канона Ли Бо смело игнорировал общепринятые стихотворные размеры, что воспринималось как литературное хамство.
ЛИСИПП (2-ая пол. 4 в. до и. э.) - древнегреческий скульптор. Родился в Сикионе, небольшом городе с богатыми художественными традициями. Работая подмастерьем в одной из мастерских, осваивал классическое наследие, считал себя «учеником Дорифора». Позже испытал влияние Скопаса, что в итоге помогло ему найти собственный путь. Л. жил в эпоху, когда рушился давний уклад греческих полисов и складывалась империя Александра Македонского, где соседствовали разные народы, божества, художественные стили. Скульпторы этого времени уже не могли и не стремились создавать статуи, подобные прежним, величественным и уравновешенным священным изваяниям. Они вносили в произведение больше личного отношения, внутреннего волнения и внешней динамики, чувства неустойчивости и драматизма жизни. Л. был одной из ключевых фигур этого периода. Иногда говорят, что он завершает искусство классической Эллады и кладет начало эллинистическому искусству. По некоторым данным, Л., работая с помощниками, оставил 1500 произведений из бронзы. Его знаменитый «Апоксиомен» (атлет, счищающий с тела грязь после борьбы) отличается от классического «Дорифора» более динамичной позой, удлиненными пропорциями. Эксперименты реставраторов показали, что бронзовый оригинал «Апоксиомена» обладал необычайной красотой, которую лишь в малой мере передает мраморная копия. Преобладающие сюжеты Л. — деяния героев, война, охота, Геракл, совершающий подвиги или отдыхающий. Л. был спутником в походах и придворным скульптором Александра Македонского. Созданный им портрет царя несет черты героя, «второго Ахилла», и в то же время — реального, ни на кого не похожего человека, которому не чужды тревоги и сомнения. В трактовке портрета Александра Л. развивает традицию, идущую от Скопаса. Л. выполнил также портретные изображения великих людей прошлого, в т. ч. Сократа, Эврипида. Эти произведения, и в особенности голова атлета-бойца, видимо, дошедшая до нас в оригинале, ставят Л. в ряд крупнейших портретистов в истории скульптуры.
ЛОКК Джон (1632 - 1704) – английский философ. Считал достоверным только умозрительное знание, т. е. усмотрение идей посредством опыта. Напротив, опытное знание только вероятное. В нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты опыта. На чувства упирается наше убеждение в существовании внешних предметов. Этот вид знания (сенситивный) Л. ставит выше простой вероятности, но ниже достоверности умозрительного знания. В учении о государственной власти и о праве Л. развивает идею о переходе от естественного к гражданскому состоянию и к формам государственного управления. Цель государства, по Л. сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Поэтому государственная власть не может быть произвольной. Она делиться у Л. на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную).
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 - 1765) - великий русский ученый, поэт, художник, историк. Родился в семье рыбака-помора. С детских лет занимался самообразованием. Тайком от отца бежал в Москву и, преодолев многочисленные препятствия, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 г. в числе лучших учеников был направлен в университет при Петербургской академии наук. В том же году выехал в Германию для освоения горного дела. По возвращении (1741) работал в Академии наук. В 1745 г. становится профессором химии, академиком, ведет блестящую научную и литературную деятельность, работает в области русского языка, литературной теории и практики. Основатель Московского университета (1755). Много сил отдавал Академии, боролся с засилием немцев в ней. Следуя природе русского языка, Ломоносов вслед за Тредиаковским настаивал на замене силлабической системы стихосложения (от rp. sillabe - слог) силлабо-тонической (от гр. tonos - ударение), распространяя последнюю на все виды стиха. Точно так же он считал возможным употреблять не только двухсложные, но и трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест; особенно ценил ямб. Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно ограничить употребление церковно-славянских и иностранных слов и оборотов, Ломоносов распределил весь словарный состав славяно-российского языка по трем группам -"штилям", закрепив за каждым из них определенные литературные виды (жанры). Его вкладом в развитие теории поэзии явились "Краткое руководство к красноречию" и "Российская грамматика". "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке", открывшее первый том собрания сочинений Ломоносова, подытожило искания русских литераторов в области стилистики новой русской литературы и завершило филологическое обоснование теории "штилей". В собственной поэтической практике Ломоносов отдавал предпочтение высоким жанрам, прежде всего оде. В числе произведений этого жанра выделяются естественнонаучные оды ("Письмо о пользе стекла" и др.). Менее удачны опыты Ломоносова в области трагедии ("Тамира и Селим", "Демофонт"). Неоконченная героическая поэма "Петр Великий" оказала сильное воздействие на последующее развитие этого жанра в русской поэзии и высоко оценивалась современниками.
ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - русский философ, филолог, культуролог. В 1930 г. по идеологическим соображениямвласти запретили печатать его работы; разрешили в пятидесятые годы. Всего им опубликовано около 400 работ. Л. -оригинальный мыслитель. В 1930 г. вышла «Диалектика мифа», в которой миф рассматривается не как вид поэтической образности, а как «сама жизнь», «жизненна ощутимая и творимая, вещественная реальность и телесность». Одновременно миф может догматизироваться, окостеневать, Разрушать нормальное восприятие жизни. Самая знаменитая работа Л - восьмитомная «История античной эстетики» 1963-1988) с ее необозримым материалом, широкими культурологическими обобщениями, блестящими портретами Сократа, Платона, Плотина, Аристотеля, десятков др. представителей древнегреч. мысли. В фундаментальном труде «Эстетика Возрождения» Л. показывает противоречивость Ренессанса, его неоднозначность, соединение в нем «возвышенного» и «низменного». Основные работы (кроме названных): «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма», «Владимир Соловьев его время», «Философия. Мифология. Культура». Культурологические идеи Л. оказали значительное влияние на гуманистическую мысль и культуру современников.
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965) - русский философ, представитель интуитивизма и персонализма; с 1922 г. - в эмиграции. В своих работах уделял большое внимание анализу характерных черт русской философии и культуры. В кн. «Условия абсолютного добра» (1949) Л. раскрыл особенности русского национального характера. Он заметил, что к «западноевропейской культуре Россия приобщилась только при Петре Великом и поразительно быстро усвоила ее настолько, что начала творчески проявляться в этой области». Л. негативно относился к концепции локальных культур. Он сторонник их взаимопроникновения: «Соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур». В работе «Характер русского народа» (1957) Л. говорил о том, что «недостаток внимания к средней, области культуры ...есть отрицательная сторона русской жизни». В качестве определяющих черт рус. народа он выделял повышенную религиозность и постоянное искание идеала абсолютного добра. Основные культурологические идеи Л. нашли отражение в работах «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938); «Бог и мировое зло» (1941); «Условия абсолютного добра» (1949); «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953); «Учение о перевоплощении. Интуитивизм» (1992).
ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922—1993) — известный специалист в области истории и теории литературы, эстетики, культуры, семиотики, культурологии. Историко-научные труды Л. посвящены русской литературе XVIII - сер. XIX в., творчеству Радищева, Карамзина, Мерзлякова, декабристов, Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. деятелей русской культуры, рассмотрению их в контексте общественной жизни и развития социально-философской мысли; в последние годы занимался активной просветительской работой не только как педагог, но талантливый публицист. Л. сформулировал наиболее общие принципы культурного диалога как формы межкультурных взаимодействий. 1) «…самые резкие внешние текстовые вторжения в основном играют роль катализаторов : они не меняют внутреннюю динамику развития культуры, а выводят из состояния дремотного равновесия (т.е. энтропии) её внутренние потенции, которые без такого вторжения могут или пребывать в состоянии взаимно тормозящего равновесия, или развиваться крайне медленно». 2) «…энергия потоков поступающих извне текстов значительно ниже, чем ответного выброса», и содержательно беднее, и формально бледнее. «…Именно в тот момент, когда русская культура (имеется в виду XIX в. как реакция на сильное влияние Зап. Европы на Россию в XVIII в.) стала подчёркнуто противопоставлять себя Западу, она приобрела в глазах Запада интерес». 3) «Процесс энергетического возрастания при переходе от приёма к выбросу свидетельствует, что повторяемость в истории не есть топтание на месте, а отражает синусоидно-волнообразный и пульсирующий характер поступательного движения. ( Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении. М., 1989. ). В этой же работе он писал: «Русская культура, видимо, характеризуется сменой периодов самоизоляции, во время которых создаётся равновесная структура с высоким уровнем энтропийности. Периоды эти сменяются эпохами бурного культурного развития, повышения информативности (непредсказуемости) исторического движения. Субъективно периоды равновесия структур переживаются как эпохи величия ( «Москва – Третий Рим» ) и в самоописаниях культуры склонны отводить себе центральное место в культурном универсуме. Неравновесные, динамические эпохи склонны к заниженным самооценкам, помещая себя в пространстве семиотической и культурной периферии, и отмечены стремлением к стремительному следованию, обгону культурного центра, который предстает и как притягательный и как потенциально враждебный». Л. применил методы изучения языка к исследованию произведений искусства, взятых в качестве знаковых систем; разработал структурально-семиотический подход к изучению художественных произведений. В своих трудах учёный смог реализовать познавательные возможности семиотического подхода на материале произведений искусства, построения эстетических канонов как знаковых систем и других объектах культуры, которые можно приравнять к знаку или знаковой системе ( «Структура художественного текста», 1970; «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», 1973; «Культура и взрыв»: Сб., 1992 и др.). Работы Л. показали, что применение лингвистических методов к изучению культуры имеет определённое методологическое значение для культурологического познания.
ЛУКИАН (около 120 — около 190 до и. э.) - древнегреческий писатель-сатирик. Наиболее известные его произведения «Разговоры богов» и «Разговоры в царстве мёртвых», направленные против житейских предрассудков и традиционного почитания олимпийских богов, пронизанные эпикуреизмом, скептицизмом, философией киников.
ЛЮМЬЕР Луи (1864-1948) – французский кинодеятель. Устроил первый показ немого кино 28 декабря 1895 г. в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов. Этот день вошел в историю культуры как день рождения кино. Изобретение киноаппарата и усовершенствование его американским изобретателем Т. Эдисоном позволило Л. от фотографии перейти к движущимся цветным картинкам-рисункам. Первая программа публичных сеансов продолжалась всего 10-15 минут. Первоначально кино рассматривалось как аттракцион или техническое изобретение, а не как вид искусства, но деятели кино упорно нащупывали свой художественный язык.
ЛЮТЕР Мартин (1483 - 1546) - глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттембергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь стой католической церкви. Отверг католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем «спасения души», которое даруется ему непосредственно богом; Лютер утверждал, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивают человеку возможность «отдаться вере», занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своими новыми положениями Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христианства в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души.
МАКИАВЕЛЛИ Николо (1469 - 1527) – итальянский мыслитель, идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, учил М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе его развития лежат «материальный интерес» и сила. М. отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавить народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих идей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Основные труды: «О государе», «Князь».
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935) - советский художник. Учился в МУЖВЗ (1904-1905) и в частной студии в Москве. Преподавал в Народной художественной школе в Витебске (1919-1922). Участник выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912) и др. На рубеже 1900-1910-х годов создавал близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов ("На сенокосе" 1909 ); практически беспредметными были его опыты в духе футуризма ("Станция без остановки", 1911 ). С 1913 г. Малевич разрабатывал собственную систему абстрактного искусства — так называемый супрематизм, основанный на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета. Программное произведение этого периода - "Черный квадрат" (простой черный квадрат, написанный на белом фоне; 1913 ) стал, наряду с теоретическими сочинениями Малевича, своего рода манифестом беспредметничества, символом нигилистического отношения к социально-общественным и познавательным функциям искусства. В 1918 г. оформлял 1-ю постановку «Мистерии-буфф» В.В. Маяковского. В 1920-х годах с помощью пространственных композиций ("Архитектонов") изучал формальный язык пластического искусства, создавал проекты бытовых вещей, рисунки для текстиля и др. В начале 1930-х годов вернулся к изобразительности, обратился к советской тематике ("Скачет красная конница...", 1918—1930; "Девушка с красным древком", 1932 ).
МАЛИНОВСКИЙ Бронислав Каспер (1884—1942) - английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров английской функциональной школы в британской антропологии. Степень доктора философии по физике и математике получил в 1908 в Ягеллонском университете в Кракове. Изучал психологию и историческую политэкономию в Лейпцигском университете, затем в 1910 поступил в Лондонскую школу экономики. В 1914—1918 проводил интенсивные полевые исследования в Меланезии. С 1927 — профессор социальной антропологии в Лондонском университете. В 1938—1942 работал в Йельском университете (США). Считается отцом этнографии, главой функционалистского крыла социальной антропологии. Родился в Кракове. Его отец — крупный филолог-славист. Сам М. владел польским, русским, немецким, французским, английским, итальянским и испанским языками. Проявлял постоянный интерес к экономике, теории культуры, семейно-родственным отношениям, первобытному праву, религии, этике, этнографической теории языка. Как и большинство антропологов его времени, он был убежден в том, что задача этнографии заключается в изучении и записи культурного многообразия народов, находящихся перед угрозой вестернизации. С 1910 М. начинает интенсивно заниматься проведением полевых исследований культуры австралийских аборигенов. Основное исследование провел в Меланезии (острова Тробриан, Новая Гвинея) в 1915—1918. Его первая книга «Аргонавты Тихого океана» (1922), повествующая о культуре неизвестных племенах, живущих в Новой Гвинеи, стала поворотным пунктом в развитии социальной антропологии потому, что она положила конец господствовавшей прежде спекулятивной традиции изучения культуры, знаменовала начало эмпирическому этапу развития антропологии и культурологии. Несколько лет он прожил среди туземцев, построил хижину в местной деревне и изнутри наблюдал повседневную жизнь южан. Вместе с ними он ловил рыбу, охотился, выучив местный язык, активно общался, участвовал в праздниках, обрядах и церемониях. Он глубоко постиг местные обычаи, узнал верования, символы, установки, поведенческие реакции людей. В основе его теории, изложенной в книге «Научная теория культуры» (1944), лежит система человеческих потребностей. Над первичными потребностями в добывании пищи, крова, обороны и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не природные, а культурные. Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей Людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией. Следуя принципам функционализма, сторонником которого М. оставался всю жизнь, считал, что в культуре нет ничего лишнего, в ней все функционально связано друг с другом. А то, что кажется лишним, свидетельствует о нашем непонимании местной культуры. Всякое культурное событие или явление благотворно потому, что наделено функцией. Надо только обнаружить ее. У каждой социальной группы свои инновации, т.е. реакции на изменяющуюся реальность. Если бы все они сохранялись, человеческая культура представляла собой хаотическое образование. Множеству социальных и национальных групп в обществе соответствует множественность культурных ответов на одну и ту же потребность. М. предлагал взглянуть на проблему изнутри, понять внутренние мотивы поведения представителей местной культуры. Его метод получил в науке название включенного наблюдения. Огромное значение М. придавал статистическому анализу этнографических данных, который проводил на основе составления карт и таблицы, генеалогии и данных переписей.
МАМОНТОВ Савва Иванович (1841-1918) - крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки. Учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского университета. Разбогател на ж.-д. строительстве, был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской ж.д.. Товарищества Невского Механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. В 1870—1890 гг. его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни. В 1885 г. основал на свои средства Московскую частную оперу (существовала до осени 1904 г.), пропагандировавшую творчество передовых деятелей русского музыкального искусства, утверждавшую новые принципы в оперно-театральном искусстве, реалистичный тип оперного спектакля (действительный хор, оформление).
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938) - поэт, прозаик критик, переводчик. Родился в семье купца первой гильдии. Детство провел в Петербурге. Окончил Тенишевское училище (1907), учился в Сорбонне (1907-1908), Гейдельбергском (1909-1910) и Петербургском (с 1911- не окончил) университетах. Основная сфера студенческих интересов - романская филология. В ранних стихах Мандельштама сказывается влияние поэзии символизма. В начале 1910-х годов он сближается с акмеистами, вступает в Гумилевский "Цех поэтов" (М. Кузьмин, А. Ахматова, Г. Иванов, В. Нарбут и др.). У Мандельштама был свой взгляд на акмеизм, изложенный в статье "Утро акмеизма" (1912). В стихотворениях 1912— 1915 гг. он начинает строить собственную систему поэтического смысла. Первый сборник стихов "Камень" (1913), второй "Tristia" (1922). Лишь некоторые из стихов Мандельштама поддаются пересказу: как правило, в них тесно связаны первоначальный и побочные смыслы, игра смыслами и звучаниями, метафоры и ассоциации. Широко известно "политическое" стихотворение Мандельштама, посвященное Сталину: "Мы живем, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны" (ноябрь 1933). В 1934 г. поэт был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. Вернулся в мае 1937 г. В 1938 г. был арестован вторично. Умер 27 декабря в лагерном бараке. Стихи его были долгое время под запретом.
МАНЕ Эдуар (1832 – 1883) - французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия», обе – 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам М. присущи свежесть и острота восприятия («Завтрак в мастерской», 1868; «Бар «Фоли-Бержер», 1881 – 1882). Один из основоположников импрессионизма, в 70-х обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей», 1874).
МАНН Томас (1875-1955) – немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии 1929 г. В романе «Будденброки» показывает распад буржуазных форм жизни, в философском романе «Волшебная гора» - кризис буржуазного сознания, в повести «Смерть в Венеции» кризисные явления в культуре. В 1933-1943 гг. вышел его замечательный роман «Иосиф и его братья», где художник обращается к библейскому сюжету об Иосифе Прекрасном. Писатель настаивает, что формула счастливой жизни скрыта в далеких временах; каждый человек должен найти свой миф – основу и усовершенствовать ее в соответствии с требованиями времени, что нельзя изменять своей первооснове, «должному» в себе.
МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИЙ (121 — 180) - римский император с 161 г. Происходил из богатой испанской семьи и в 146 г. стал соправителем своего дяди Антонина Пия. С 161 до 169 г. царствовал вместе с братом Люцием Вером. Почти всё время своего правления провёл в войнах с варварами, подавив при этом мятеж сирийского наместника и восстание в Египте. Умер во время эпидемии чумы в Виндобоне (современная Вена) или Сирмии. Приверженец стоической философии, написал на греческом языке трактат «Размышления», своего рода обращённое к самому себе наставление на путь нравственного самосовершенствования.
МАРКС Карл (1818-1883) – немецкий философ, вместе с Ф. Энгельсом (1820-1895) соединил диалектику с материализмом, применил материалистический метод к познанию общественных явлений; направление исследований общества и культуры, основанное на концепции смены общественно-экономических формаций (исторический материализм) и выделение в этом процессе классовой борьбы как источника общественного развития. Диалектика материального и идеального решается марксизмом в пользу материального: материальное первично, идеальное вторично. Культура понимается как сфера практической деятельности человека, а также как совокупность природных и общественных результатов этой деятельности. Причины происхождения культуры и её составной части – искусства М. рассматривались главным образом сквозь призму трудовой деятельности как определяющей всю социокультурную жизнь. Развитие культуры представляет собой противоречивый процесс взаимодействия «двух культур», каждая из которых интересы и цели антогонистических классов. Культура, пройдя стадии разрешения противоречий, станет в конечном итоге единством человека и природы, будет иметь общечеловеческий (коммунистический) характер. Условиями достижения такого состояния культуры является диктатура пролетариата, ликвидация частной собствености и построение бесклассового общества.
МАРКУЗЕ Герберт(1898-1979) — нем.-амер. философ и социолог, один из основателей и ведущих представителей Франкфуртской школы. В 1933 г. эмигрировал из Германии в Швейцарию. С 1934 г. - в США. На филос. взгляды М. оказали влияние идеи Гегеля, Маркса, Хайдеггера, Фрейда. С 30-х гг. участвовал в разработке «критической теории», выступил с критикой современного буржуазного об-ва и его культуры как «аффирмативной», утверждающей существующее. В гл. теоретическом труде — «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории» (1941) — полемизировал с национал-социалистическим вариантом интерпретации философии Гегеля. В работе «Эрос и цивилизация» (1955) М. стремился обосновать несостоятельность учений об обществе Гегеля и Маркса и противопоставить им теорию инстинктов и культуры, опирающуюся на психоанализ; проблему конфликтности соотношения индивидуального и социального М. рассматривал с позиций идеи биопсихологического переустройства человека на основе «новой чувственности». Маркузе критически освещает ряд важных проблем современного социального кризиса, касающихся положения человека, социализации личности, возможности свободы и гуманизма, продуктивности и деструктивности науки и техники. М. исследовал процессы социальных и идеологических манипуляций и их результаты — в частности, процесс формирования т. наз. «одномерного» человека. «Одномерный» человек, по М., характеризуется полной утратой социально-критического отношения к обществу. В современном обществе этот тип личности стал массовым, в результате чего, по М., массы уже не могут быть носителями революционной инициативы — она переходит к «аутсайдерам»: безработным, студенчеству, национальным меньшинствам.
МАСЛОУ Абрахам Хоралд (1908—1970) — американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Выдвинул бихевиоральную теорию мотивации, согласно которой существует иерархия потребностей; истинно человеческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального характера. М. выделил 5 групп потребностей : физиологические потребности (потребности выживания) — потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности; потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и психологических опасностей со стороны окружающих, уверенность в будущем. Первые две группы потребностей называются первичными; социальные потребности — потребности принадлежности, причастности к другим, чувство привязанности и поддержки; потребности в уважении потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности признания; потребности самовыражения — потребности в самореализацииличности. Последние три —вторичные. Все потребности находятся в строго иерархической структуре. Их удовлетворение осуществляется снизу вверх: удовлетворяются нижние, затем более верхние. М. сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 519;