СЛОВАРЬ 5 страница
ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (1759 - 1829) – поэт, драматург, дипломат. Родился в дворянской семье. Получил блестящее образование сначала у себя дома, затем в Московском пансионе и университете. В университете закончил словесный и юридический факультеты, занимался на физико-математическом. Изучил греческий, латынь, персидский, арабский и турецкий языки, с детства владел английским, итальянским и немецким. В 1818 г. был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии, где проявил незаурядные дипломатические способности. В 1822 году был переведен по службе в Тифлис. В 1828 г. вновь вынужден вернуться в Персию. По пути в Персию задерживается в Тифлисе. Здесь в августе 1828 г. Грибоедов женился на дочери своего друга, известного грузинского поэта Александра Чавчавадзе - Нине. После свадьбы Грибоедов один едет в Персию. Дипломатическая деятельность Грибоедова не устраивала внутренних и внешних врагов России. Против него был составлен заговор. Дело закончилось нападением толпы фанатиков-персов на русское посольство и гибелью дипломата 30 января 1829 г. В русскую литературу Грибоедов вошел прежде всего как автор комедии “Горе от ума” (1824), хотя написал еще несколько пьес, поэм и стихотворении (он также обладал дарованием музыканта: играл на фортепиано, флейте, органе, сочинял музыку, занимался теорией музыки). Комедия “Горе от ума”, относящаяся к жанру высоких общественных комедий, произвела большое впечатление на современников. Причина необыкновенной жизненности комедии заключалась в обширности ее содержания и в ее художественном совершенстве. Разрешена к печати комедия была лишь в 1831 г., уже после гибели Грибоедова. Условием разрешения было изъятие из текста тех мест, которые признавались в цензуре особо “неблаговидными”.
ГУМБОЛЬДТ Вильгельм(1767-1835) – немецкий филолог, философ, языковед, теоретик искусства; один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма, друг Гёте и Шиллера. Цель истории он видит в осуществлении идеала «гуманности», заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте ее способностей, которые должны слиться в некое гармоничное целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую Гумбольдт также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; задачи его Гумбольдт сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка («О границах деятельности государства», 1792). Особое значение имеют работы Г. о языке, paccматривавшиеся им в связи с философией культуры. Язык, считал мыслитель, неотделим от мышления индивида и народа. Он не просто готовый инструмент, но и сама творческая деятельность духа; уже в структуре языка воплощено определенное мировоззрение. Своим пониманием языка как содержательного компонента культуры Г. по существу заложил основы философской лингвистики.
ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1921-1992) – русский историк, философ, представитель русского космизма. Основная идея его концепции – всемирная история неразрывно связана с влиянием на нее различных сил Космоса. Г. много внимания уделяет исследованию этноса – группам, противопоставляющим себя другим и обладающим едиными стереотипами поведения и имеющим свою внутреннюю структуру. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего ряд особей – «пассионариев». Сама пассионарность – это высокая целеустремленность отдельных индивидов, способных на пути к реальной и иллюзорной цели пожертвовать своей жизнью для ее реализации. Г. полагал, что любая культура генетически связана с прежними культурами, их традициями, исходными элементами. Этнос, по мнению ученого, существует в течение 1200-1500 лет, развивая свою культурную традицию, но затем появляются новые пассионарии, знаменующие собой возникновение нового этноса. Концепция пассионарности привлекает внимание своей оригинальностью и смелостью в решении как космических, так и социо-культурных, проблем человечества. Основные работы, в которых отражены культурологич идеи Г.: «Открытия Хазарии» (1966); «Древние тюрки» (1967); «Этногенез и биосфера земли» (1979); «Древняя Русь и Великая степь» (1899); «От Руси к России: очерки этнической истории» (1992); «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации» (1993) и др.
ГУМИЛЁВ Николай Степанович (1886-1921) - поэт. Родился в Кронштадте в семье военного корабельного врача. Окончил Царскосельскую гимназию. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Затем слушал лекции в Сорбонне. Печататься начал в 1902 г.В первых сборниках поэта "Путь конквистадоров» (1905) и «Романтические стихи" (1908) заметно влияние символизма. С 1907 г. много путешествовал, был в Италии, Африке, на Балканах. В 1911 г. вместе с Городецким создал "Цех поэтов", вокруг которого объединились А. Ахматова, О. Мандельштам и др., называвшие себя акмеистами и выступавшие против эстетики и поэтики символистов в стремлении утвердить ясность и четкость художественного образа и языка. В 1914 г поступил добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. Революционные события 1917 г. застали его за границей, где он находился в командировке. В 1918 г. вернулся в Петроград, был членом редколлегии издательства "Всемирная литература", созданного М.Горьким. Вышли его сборники: "Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», "Колчан", "Пьеса в стихах", "Дитя Аллаха», поэма «Мик» переводы Т. Готье, Э. Кольриджа. Для поэзии Н. Гумилева характерна поэтизация истории, тяга к экзотике, прославление людей, наделенных сильным характером и железной волей. Его стихи отличаются пристрастием к ярким краскам и определенной рационалистичностью, стремлением к композиционной четкости. Расстрелян по недоказанному обвинению в контрреволюционном заговоре.
ГУРЕВИЧ Арон Яковлевич(р. 1924)-историк-медиевист и культуролог; его основные научные интересы лежат в области средневековой культуры. В своих исследованиях он опирается на строгий анализ письменных текстов, что дает возможность восстановить миропонимание народа, не имевшего доступа к письменности. В работах Г. описывается культура не только духовной элиты, но и широких слоев населения средневековой Европы. В теоретическом плане им была рассмотрена проблема соотношения стереотипов сознания и уникальных проявлений культуры и их диалектика. Под культур. эпохой понимает не только и не столько систематизированную мысль и образцы высокого искусства, но и ту «магму обыденного сознания», которая их окружает, образуя «подсознание эпохи». Главная идея творчества заключается в признании существования основных универсальных категорий культуры, без которых она невозможна и которыми пронизана во всех своих творениях. Именно они образуют картину мира, «модель мира», «образ мира», характерные для определенного общества. В своих исследованиях Г. рассмотрел т. наз. «культуру безмолвствующего большинства» средневековья. Простые люди, принявшие христианство, в своей повседневной деятельности и мироощущениях до неузнаваемости преобразовывали христианство под влиянием суеверий, колдовства, ворожбы и т.д. Основные культурологические работы: «Время как проблема культуры» (статья, 1969); «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе» (1970); «Категории средневековой культуры» (1972); «Проблемы средневековой народной культуры» (1981); «Культура и общество».
ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Современную ему европейскую духовную ситуацию Г. рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически – позитивного мировоззрения вообще.
ГЮГО Виктор Мари (1802-1885) - выдающийся французский писатель-романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) – манифест французских романтиков. Романы «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами.
ДАВИД Жан Луи (1748 - 1825) – выдающийся французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784), портреты («Врач А. Леруа», 1783).
ДАЛИ Сальвадор (1904-1989) – испанский живописец, поэт, теоретик искусства. Жил во Франции и США. Представитель сюрреализма. Картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность: «Пылающий жираф» (1935), «Постоянство памяти» (1931).
ДАЛЬ Владимир Иванович (1801 – 1872) - выдающийся русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1838). Автор очерков (30-40-е годы) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский; сборника “Пословицы русского народа” (1861 - 1862). Создал “Толковый словарь живого великорусского языка” (т. 1-4, 1863 – 1866), за который удостоен звания академика Петербургской АН (1863).
ДАМАСКИН Иоанн(675 – 753) - византийский богослов, философ и поэт. Иоанн Дамаскин – завершитель и систематизатор греческой патристики. Всесторонние познания позволили ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) – пубицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма, один из создателей теории «культурно-исторических типов», изложенной в книге «Россия и Европа» (1869). В этой работе он отвергает линейное понимание истории и представление различных культур как этапов, или ступеней, общечеловеческого прогресса; обосновывает идею существования «культурно-исторических типов» (культур или локальных цивилизаций),которые в ходе истории, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. Они проходят те же стадии, что и биологические особи, - зарождения, расцвета и гибели, сохраняя свою неповторимую индивидуальность и проявляя себя с разной степенью зрелости в четырех неравномерно, а порой и однобоко развивающихся сферах: религиозной, собственно культурной, политической и общественно-экономической. Д. делил все самобытные цивилизации на три класса. К первому относятся: египетская, китайская, ассирийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская и бурятская. Эти культурно-исторические типы представляют собой положительных деятелей в истории человечества, они содействовали прогрессу человеческого духа. Второй класс образуют отрицательные культурно-исторические типы (гунны, монголы, турки), которые помогают «испустить дух» борющимся со смертью цивилизациям. К третьему классу относятся те начинающие развиваться цивилизации (финны и др.), коим не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизаций в качестве этнографического материала. Почти все культурно-исторические типы, считал Д., одноосновны, т.е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один: напр, в европейском – религиозный, в античном – культурный, в Романо-германском – общественно-экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным, четырехосновным культурно-историческим типом. Авангардная роль в этом процессе принадлежит России.
ДАНТЕ Алигьери (1265-1321) - великий итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», 1292-1293, издание 1576); философские и политические трактаты («Пир», не закончен; «О народной речи», 1304-1307, издание 1529), «Послания» (1304-1316). Вершина творчества Данте – поэма «Божественная комедия» (1307-1321, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях – поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.
ДЕБЮССИ Клод(1862-1918) - французский композитор. Основоположник музыкантского импрессионизма. Сочинению присущи поэтичность, изящество, богатство звуковой изобразительности, вместе с тем изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества – программная иностранная музыка: «Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса с оркестра «Дева – избранница» (1888), фортепьянные произведения и др.
ДЕКАРТ Рене (1596 - 1650) – французский философ, математик, физик, физиолог. В учении о познании - родоначальник рационализма : «мыслю, следовательно существую». Отвел в процессе познания исключительную роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учения Д. о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею о бога) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма. Основные работы: «Рассуждение о методе», «Начала философии».
ДЕЛАКРУА Эжен(1798-1863) - французский живописец и график. Глава французского романтизма. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», 1823-24; «Свобода, ведущая народ», 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в произведениях на темы Востока, классической и современной литературы («Алжирские женщины»,1833-34; «Взятие Крестоносцами Константинополя», 1840-41).
ДЕМОКРИТ (ок. 460 до н. э. — около 370 до н.э.) - великий древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Д. существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые. Они различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Все живое отличается от неживого наличием души, состоящей из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. По мнению Д. в мире нет случайностей, все определяется естественными причинами. В этике развил учение об атараксии.
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743 - 1816) – поэт. Родился в семье мелкопоместного казанского дворянина, рано лишился отца. Служил в армии, участвовал в дворцовом перевороте Екатерины II, усмирял пугачевский бунт. Вынужденно оставил военную службу, но не удержался и на гражданской. Во второй половине 70 - начале 80-х годов XVIII в. раскрывается литературное дарование Державина: его стихи, хотя и анонимно, появляются в журналах и обращают на себя внимание читателей. К этому времени относится создание замечательной по силе мысли и энергии художественного выражения оды “На смерть князя Мещерского”. Но слава пришла к поэту лишь после появления его "Фелицы" (1782), знаменитой оды, обращенной к Екатерине - просвещенной “матери отечества”. Именно такой он представил царицу в своем произведении. Но наряду с этим он резко обличил надменность, корыстолюбие и леность окружающих ее вельмож. Польщенная императрица вернула Державина на службу, допустила к высшим государственным должностям - сенатора, государственного казначея, министра юстиции. Державин, по своим политическим взглядам, не был противником самодержавно-крепостнического строя, но был против насилия, произвола и беззакония. В своих стихах он смело выступал против злоупотреблений и беззакония власти. В сатирической оде “Вельможа” (1774 - 1794) Державин безжалостно громит гордящуюся только гербами предков “позлащенную грязь”. Еще более резким и обличительным является ею стихотворение “Властителям и судиям”, в конце которого поэт призывает небесные громы разразиться над головами “земных богов”. В произведениях Державина также нашла выражение героика его времени, блестящие победы русского оружия. В человеке он больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига. В своих победных одах “На взятие Измаила”, “На победы в Италии”, “На переход Альпийских гор” и других Державин прославлял не только замечательных полководцев Румянцева и Суворова, но и простых русских солдат – “в свете первых бойцов”. “Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил” (А.С. Пушкин).
ДЖОТТО ди Бондоне (1266 или 1267-1337) - великий итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта - Кроче во Флоренции (ок. 1320-1325) поражают внутренней силой и величием образов тектоничностью композиции.
ДИККЕНС Чарльз(1815-1870) - английский писатель. Нравоописательное эссе «Очерки Боза», сентиментально-юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837), авантюрно-приключенческий роман с актуальным общественным содержанием – «Приключения Оливера Твиста» (1838), роман «Большие ожидания» (1861), «Дэвид Копперфилд» (1850) содержит автобиографические черты.
ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833—1911) - немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.
ДИОСИНИЙ(ок.1440 - после 1502, по другим исследованиям - после 1503) - русский живописец. Работал главным образом в Москве и русских монастырях. Иконам Дионисия, с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми, грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность ("Богоматерь Одигитрия", 1482, "Спас
в силах", "Распятие", обе 1500 г.; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-1502, по другим исследованиям – 1502-1503, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием). Дионисию приписывают также иконы "Митрополит Петр в житии" (Успенский собор Московского Кремля), "Митрополит Алексий в житии" (ГТГ) и др. В созданных Дионисием с сыновьями росписях собора Ферапонтова монастыря (1500-1502, по другим исследованиям – 1502-1503) достигнуто органическое единство идейно-образного и декоративного начал. Композиции с изящными, как бы лишенными тяжести фигурами выполнены в холодной колористической гамме с преобладанием светлых оттенков.
ДИСНЕЙ Уолт (1901-1966) – американский кинорежиссер-мультипликатор, художник и продюсер. Снял серии короткометражных фильмов с постоянными персонажами (мышонок Микки, утенок Дональд и др.), полнометражные – «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Бэмби» (1942). Создатель «Диснейленда» - увеселительного детского парка в Калифорнии.
ДОНАТЕЛЛО(ок. 1386 – 1466) - выдающийся итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессанской скульптуры; новый тип круглой статуи скульптурной группы, монументального конного памятника, живописного рельефа и др.
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 1881) - великий русский писатель, журналист, публицист. Родился в семье штаб-лекаря. Окончил Главное Инженерное училище. В 1844 г. вышел в отставку и встал на путь литературного творчества. В 1849 г. был арестован за принадлежность к кружку петрашевцев. В 1850 -1854 гг. находился в Омском остроге. После освобождения служил рядовым в Семипалатинске. После смерти Николая I Достоевский возвратился в Петербург (1859) и активно включился в литературный процесс. В своих ранних повестях (“Бедные люди”, 1846; “Белые ночи”, 1846 “Неточка Незванова”, 1849) Достоевский рассказывает о страданиях “маленького человека” как трагедии социальной. В повести “Записки из Мертвого дома” (1861 - 1862) - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. В романе “Униженные и оскорбленные” (1861) писатель возвращается к теме “маленького человека”. В романе “Игрок” (1866) изображает яркий типаж “заграничного русского” человека. В 1866 г. начинает и завершает роман “Преступление и наказание”, отразивший весь сложный путь его внутренних исканий. Целью писателя было проследить “психологический процесс преступления”. Однако, если в “Преступлении и наказании” главный герой показан на отрицательном полюсе своей “широкости”, то в романе “Идиот” (1867) автор стремится “изобразить вполне прекрасного человека”. В романе “Бесы” (1871 - 1872) за перипетиями нигилистического заговора просматривается религиозно философский роман-трагедия о “великом грешнике”. В романе “Подросток” (1875) изображен распад семьи. Последняя и высочайшая вершина творчества Достоевского - роман “Братья Карамазовы” (1878 - 1880), продолжающий линию на осмысление социальных контрастов, диалогическое столкновение самобытных личностей, свидетельствующий о страстных поисках автором механизмов социальной и индивидуально-психической гармонии, истоков глубокого психологизма и трагизма жизненных ситуаций и т.д. Именно в этих сферах Достоевский сделал величайшие художественные открытия и явился, по его собственному определению, “реалистом в высшем смысле”.
ДУ ФУ (712-770) - великий китайский поэт всех времён. Наследие Ду Фу огромно — до наших дней дошло около 1,5 тыс. его стихов. Он успешно работал в разных жанрах, его творчество питало не одно поколение последователей. Сила его стихов заключается в их соразмерности и гармонии. Ду Фу происходил из довольно знатной, по бедной столичной семьи. Долгие годы он провёл в хлопотах о должности, но не смог сдать конкурсных экзаменов (говорили, что причиной провала была зависть экзаменаторов к его литературному таланту). Ему удалось получить место только через 15 лет после первой попытки. Затем он какое-то время служил инспектором просвещения в дальней области Хуачжоу. Как и положено было поэту, Ду Фу немало времени, провел в странствиях, пока наконец снова не очутился в столице. Во многих стихах столичного периода он обличал общественную несправедливость. Ду Фу описывает людские страдания, вызванные военными действиями. Поскольку многие его стихи документально отражают реально произошедшие события, свидетелем которых он был сам, его часто называют поэтом-летописцем. Новаторство Ду Фу проявилось также в детальном описании повседневных человеческих забот. В связи с неурядицами военного времени Ду Фу был вынужден скитаться. Он не сумел обрести покоя даже на склоне лет — умер прямо в джонке (лодке), материализовав расхожую поэтическую метафору — «одинокий чёлн». Ду Фу достиг высот в самых разных областях поэтического творчества. Изображение природы, воспевание императора, бытовые наблюдения — всё в его стихах несёт па себе печать настоящего таланта.
ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (1900-1955) - композитор. Окончил Харьковскую консерваторию (1910-1919). Был заведующим музыкальной частью Харьковского драматического театра (1919-1924), Московского театра сатиры (1924-1929), музыкальным руководителем и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла (1929-1934), председатель Ленинградского отделения СК (1937-1941), с 1943 г. в Москве. И.О. Дунаевский вошел в историю музыки как крупнейший мастер массовой песни. Мелодический дар и высокий профессионализм композитора обусловили широкую популярность его песен в 30-50-х годах. Сочинения-балеты - "Город", «Мурзилка», «Отдых фавна» (1924); оперетты - (двенадцать), в том числе "Женихи" (1927)."Золотая долина" (1938) "Вольный ветер" (1947), "Сын клоуна" (1950), Белая акация" (1955), музыка к тридцати спектаклям, в том числе «Тартюф», «Слуга двух господ", "Принцесса Турандот"; музыка к двадцати восьми кинофильмам, в том числе "Веселые ребята" "Три товарища», «Цирк», «Дети капитана Гранта", "Волга-Волга", "Кубанские казаки». Свыше ста песен - среди них "Каким ты был", "Ой, цветет калина", "Школьный вальс», "Летите голуби», "Московские огни" и др.
ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858—1917) - выдающийся французский социолог и антрополог. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию» Подходил к социальным фактам как к элементам культуры Одним из первых обратился к проблеме функций ритуала. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негативного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имитационные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь — ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социализирующая, интегрирующая, воспроизводящая функции и психотерапевтический эффект ритуала. Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
ЕВКЛИД (III в. до н.э.) - древнегреческий математик. Систематизировал все достижения античной математики и дал их стройное изложение в 13 книгах «Начал», которые вплоть до XX в. определяли содержание школьных учебников по математике. Одним из первых изучал логические основания математики, исследовал критерии разрешимости задач, ввёл понятие иррациональных чисел, доказал бесконечность множества простых чисел. В сочинении «Оптика» предложил одно из наиболее ранних учений о перспективе.
ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925) - поэт гениальных способностей. Родился в крестьянской семье. Воспитывался в доме родителей отца, потом - матери. Писать стихи начал с 9 лет. Учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. С 1912 г. жил в Москве и в Петербурге. Работал в лавке, типографии, книгоиздательстве, недолго учился на историко-философском отделении народного университета А.Л. Шанявского. С 1915 г. в литературной среде Петербурга. Уже в первых сборниках ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) проявляется как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народного характера. В 1919—1923 гг. входил в группу имажинистов. Поэтическое развитие Есенина было ранним и интенсивным. Постоянные мотивы его первых произведений — чувство любви ко всему живому; тоска по гармонии человека и природы, вызванная предчувствием ее распада; любовь к Родине — России, оказавшейся в беде. Позднее поэтический мир Есенина становится более сложным, значительное место в нем занимают библейские образы и христианские мотивы. Революционный взрыв 1917 г. был пережит поэтом с надеждой, утопическими иллюзиями ("Иония", 1918). Затем появились опасения, предчувствие катастрофы, крушения "древнего" русского мира ("Сорокоуст", 1920; "Пугачев", 1921; "Москва кабацкая", 1924 и др.). Однако были и другие произведения, свидетельствующие об искреннем принятии Есениным происходивших преобразований в жизни деревни и советского общества в целом, сложности его поэтического и гражданского становления: (поэма "Баллада о двадцати шести", 1924, посвященная бакинским комиссарам; сборник "Русь советская", 1925; поэма "Анна Снегина", 1925). Есенин пользовался огромной популярностью, в том числе и среди части большевистского руководства. Найден повесившимся в Ленинграде в 1925 г. В 30-40-е годы был запрещенным писателем.
ЖАК-ДАЛЬКРОЗ Эмиль (1865-1950) – швейцарский композитор и педагог. Создатель системы музыкально-ритмического воспитания. Его метод, основанный на связи музыки с движением, применяется в балетных школах и специальных институтах других стран, в т.ч. в России. Оперы, симфонии, вокально-симфонические и инструментальные сочинения.
ЖЕРИКО Теодор(1791-1824) - французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматически-напряженные произведения («Плот Медузы», 1818-19), отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени, бытовыми сценами, пейзажами («Дерби в Эпсоме», 1821), повлияли на реалистов середины XIX века.
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783 - 1852) - поэт, переводчик. Сын тульского помещика А.И. Бунина и турчанки Сальхи. Для получения дворянства “поступил” в Астраханский гусарский полк, а уже в ноябре 1789 г. уволен “по прошению своему от службы”. Первоначальное образование получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника. Постепенное осознание материальной зависимости и неустойчивости своего положения стало для него источником глубоких внутренних переживаний и проявилось впоследствии в его лирике. В 1797 г. был определен в Благородный пансион при Московском университете. За время учебы в пансионе (1797 - 1800) Жуковским было написано немало подражательных сочинений - торжественных од “на случай” или речей, предназначенных для ежегодных пансионных актов и выступлений в “Собрании воспитанников...”, а также стихов и прозаических отрывков на заданные наставниками темы морально-этического и патриотического характера. Балладные опыты Жуковского, которому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии, имеют особое значение для становления русского романтизма. Поэт стремился создать балладу собственно русскую и даже простонародную (“Светлана”, 1808 - 1812; “Людмила” 1808; “Двенадцать спящих дев”, 1817). В середине 1810-х годов наметилась целая программа преобразования балладного жанра в национально-русском, национально-поэтическом духе. Подобными тенденциями отмечены и жанровые поиски Жуковского в области русской идиллии (“Овсяный кисель”, “Деревенский сторож в полночь” и др.). Важное место в творчестве поэта занимает военно-патриотическая лирика, в том числе события Отечественной войны 1812 г. Начиная с 1841 г. до самой своей смерти Жуковский жил в разных городах Германии, но своих связей с родиной не прерывал. Последнее десятилетие его творчества отмечено активной переводческой деятельностью, тягой к монументальной, эпической форме, широким интересом к народному эпосу не только европейских, но и восточных народов Последним произведением Жуковского стало лирическое стихотворение “Царскосельский лебедь” (1851), в образной форме воссоздающее трагедию поэта, пережившего свое поколение и ощущающего свое одиночество в новую историческую эпоху. Жуковский - одна из самых светлых личностей в истории русской литературы. Будучи близок ко двору, неоднократно помогал А.С. Пушкину, с которым был дружен; был воспитателем наследника престола (будущего Александра II) - и помог выкупить из крепостной неволи Тараса Шевченко; помог Ф. Тютчеву – и т.д.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 625;